Презентация на тему: Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ

Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Вопросы:
Отличие классической от неклассической философии:
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
«Философия жизни»
Артур Шопенгауэр (1788-1860)
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Фридрих Ницше (1844-1900)
Произведения Ницше:
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Аполлоническое и дионисийское начала
Критика Христианства
«Программа переоценки ценностей» Ницше:
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Сверхчеловек
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Анри Бергсон
О творческом порыве
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
О времени
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Бергсон выделял 2 типа общества – закрытое и открытое:
Открытое общество:
Экзистенциализм (от лат. существование)
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Серен Кьеркегор
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Карл Ясперс
Жан-Поль Сартр
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Альбер Камю
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Мартин Хайдеггер
Фрейдизм З. Фрейд
Топографическая и динамическая схемы психики
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Неофрейдизм (К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм)
Альфред Адлер
Карл Густав Юнг
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ
Эрих Фромм
1/49
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 5)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (233 Кб)
1

Первый слайд презентации: Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ

Изображение слайда
2

Слайд 2: Вопросы:

Отличие классической от неклассической философии. «Философия жизни». Экзистенциализм. Психоаналитическая философия или фрейдизм. Позитивизм.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Отличие классической от неклассической философии:

В классической философии – безграничная вера в разум. Рациональное познание, наука являются силой, которая со временем решит все проблемы. Концентрировала внимание на проблеме свободы и гуманистических ценностях. Рациональное познание общечеловеческих моральных принципов и идеалов.

Изображение слайда
4

Слайд 4

В современной философии множество разнообразных школ (герменевтика, экзистенциализм, неопозитивизм, неофрейдизм, прагматизм, феноменология). Отказ от рационализма, переход к иррационализму. В процессе познания главенствующую роль играет интуиция. Большинство современных философских систем имеет антропологический характер (главная философская проблема – проблема человека). Противоречивое отношение к науке. Появились взгляды - сциентизм (знание, наука) и антисциентизм. Получает дальнейшей развитие религиозная философия. В ХХ веке большинство философских школ противостояло философии марксизма.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Философия жизни»

Представители данного направления считали, что в основе развития мира и человека лежит иррациональная реальность – «жизнь», целостный органический поток, в котором неразделимы дух и материя, сознание и бессознательное, логика и интуиция.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Артур Шопенгауэр (1788-1860)

Немецкий философ, считается основателем философии жизни. Находился под сильным влиянием Платона, Канта и индийской философии. Его философия не была понята современниками, но оказала огромное влияние на развитие всей неклассической философии.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Главное произведение Шопенгауэра – «Мир как воля и представление» (1818 г.) Главное понятие философии Шопенгауэра – Мировая Воля. Воля – абсолютное, иррациональное, стихийное начало, идеальная сила. Она лежит в основе всего сущего. Мировая воля – причина любого явления, изменения, события.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Помимо мировой воли – активного, деятельного начала, в мире присутствует материя. Она пассивна, и без мировой воли стремится к смерти, разрушению. Мировая воля без материи представляет собой чистый хаос. Именно благодаря взаимодействию воли и материи в мире возможна упорядоченность (высшая форма которой - жизнь). Мировая воля присутствует везде. В неживой материи – в бессознательной, дремлющей форме. В живых существах – в виде индивидуальной «Воли к жизни».

Изображение слайда
9

Слайд 9

Человек также наделён частицей мировой воли. Она побуждает нас меняться, благодаря ей мы имеем возможность понять окружающий мир. Мужчины находятся на более высокой ступени развития, т.к. более разумны (и значит ближе к косной материи). Но в женщине более ярко проявляется мировая воля, благодаря этому у неё лучше развита интуиция и она очень хорошо ориентируется в этом мире. Иногда с её помощью могут знать то, что мужчинам даётся путём длительных рассуждений.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Сущность становления каждого живого существа – реализация эгоистической воли к жизни, в силу чего наш мир мог бы превратиться в ад. Преодолеть эгоизм, зависимость от воли к жизни способны лишь единицы, «аристократы духа», которых мы знаем как величайших мыслителей и гениев человечества. Счастье от реализации воли к жизни – иллюзорно! Смыл человеческого бытия – в аскетическом стремлении к святости и тем самым – к свободе.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Фридрих Ницше (1844-1900)

Немецкий философ, последователь Шопенгауэра. Самый яркий и влиятельный представитель философии жизни.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Произведения Ницше:

«Так говорил Заратустра». «По ту сторону добра и зла». «Воля к власти».

Изображение слайда
13

Слайд 13

По мнению Ницше, сущность «воли к жизни» (воли, воплощенной в живых существах) составляет «Воля к власти». «Воля к власти» - главная движущая сила в мире, ей подчинено действие каждого живого существа (близка к инстинкту самосохранения). «Жизнь – поток, в котором главная сила, течение – воля к власти».

Изображение слайда
14

Слайд 14

Вся история человечества – борьба за власть. Каждый человек, государство осознанно или не осознанно стремится к расширению, экспансии своего «Я» во внешнем мире.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Аполлоническое и дионисийское начала

Ницше выделял аполлоническое и дионисийское начала в культуре: аполлоническое начало – рациональность, упорядоченность, дионисийское – жизненное, связано с хаосом, буйством, экстазом. Европейская культура, по Ницше, подавила дионисийское начало в мире, абсолютизировав рациональность, науку. Тем самым она отдалила человека от самой жизни.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Критика Христианства

Христианство, по мнению Ницше, извратило мораль, сделав добродетелью всё, что противно самой жизни – слабость, смирение, убожество. Христианская проповедь любви к Богу и к ближнему унижает человека, она сформировала «мораль рабов». Это философия власти слабых и завистливых над сильными. Жизнь утратила всякий смысл.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Программа переоценки ценностей» Ницше:

Современное общество, по мнению Ницше – стадо. Оно полностью аморально, живёт одними инстинктами. Провозглашенные моральные (христианские в своей основе) принципы не выполняются. Всюду – лицемерие! Христианство уже не способно (и никогда не было способно) быть ориентиром: его идеи и нравственные нормы уже не воспринимаются никем серьёзно. Бог умер!

Изображение слайда
18

Слайд 18

Следовательно, моральные принципы современного общества ложны, их надо уничтожить! Старая «мораль рабов» должна быть заменена на «мораль господ», которая прямо провозглашает неравенство людей. Новая мораль должна вернуть права воле к власти! Хорошо – всё то, что способствует утверждению и повышению воли к власти, дурно – всё, что её понижает, что происходит из слабости. Самое вредное – деятельное сострадание к неудачникам и слабым (христианство).

Изображение слайда
19

Слайд 19: Сверхчеловек

Осуществить эту переоценку ценностей, дать людям новую мораль, согласно Ницше, может только «сверхчеловек». Сверхчеловек – некий идеал, обобщенный образ совершенного человека, который представляет собой абсолютную концентрацию воли к власти, дионисийского начала. Ему свойственны оптимизм, сверхиндивидуализм, творчество, бесконечное самосовершенствование и т.п..

Изображение слайда
20

Слайд 20

Он презирает толпу, но снова и снова возвращается к ней, показывая пример высшей культуры, нравственности (когда принципы и действия совпадают!). Толпа, «масса» должна безропотно повиноваться сверхчеловеку. Бог умер – на его место должен стать сверхчеловек (к нему надо относиться как к Богу).

Изображение слайда
21

Слайд 21: Анри Бергсон

Французский мыслитель, учёный, литератор. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Виднейший представитель философии жизни.

Изображение слайда
22

Слайд 22: О творческом порыве

Жизнь появляется тогда, когда в материи происходит жизненный, творческий взрыв. Жизнь – это постоянное творчество (появление различных форм живой природы, людей…). Новый виток эволюции – новые виды творчества. Творчество в жизни бесконечно.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Человек – продукт этой творческой эволюции, одновременно сам является творцом (себя и окружающих). Только когда человек прекращает творить (абсолютно), он умирает. Смерть связана с отказом от творчества! Проникнуть в сущность вещей, творческой эволюции и понять длительность можно только с помощью интуиции.

Изображение слайда
24

Слайд 24: О времени

Существует объективное течение времени. Мы фиксируем его с помощью разума, приборов. Но основа любой жизни – это длительность. Её нельзя измерить с помощью часов. Это субъективная характеристика времени. У каждого из нас – своя длительность жизни, которая не имеет общего с количеством лет. Кто-то «сжигает» длительность своей жизни за короткий срок, кто-то - живёт долго.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Важно желание жить! Нередко из-за частных неприятностей – убиваем в себе творчество и саму жизнь.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Бергсон выделял 2 типа общества – закрытое и открытое:

Закрытое общество: Любое общество тяготеет к инерции, застою, преобладанию материи. В стабильном обществе жизнь замедляется, прекращается, нет творчества. Жизнь становится бессмысленным занятием.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Открытое общество:

Это общество, не построенное на строгих традициях и обычаях. Общество, которое приемлет различные политические формы, мнения. В нём много творческих, одарённых личностей. Оно не закрывается ни от одного человека, который приходит его изменить.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Экзистенциализм (от лат. существование)

Проблема существования человека. Философия утверждает, что не все, чем живет человек, что он переживает, есть настоящее существование. Если человек работает, учится, отдыхает, радуется – это существование внешнее. А экзистенция выражает глубинную основу, сущность существования, неповторимость, уникальность человека (осуществлять свой выбор, раскрыть свои возможности).

Изображение слайда
29

Слайд 29

Проблема бытия человека и бытия мира. Философия будет находится на позициях жизненного реализма, если поставит в центр анализа человека. Мир существует для человека поскольку он отталкивается от своего бытия, т.е. создает мир таким каким желает его видеть.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Проблема свободы человека. Экзистенциализм называют философией свободы. Свободы – выбор человеком самого себя. Свобода трактуется не как свобода деятельности, а как свобода выбора.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Серен Кьеркегор

Поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством вопросов – сущностью бытия, материей, Богом, механизмами познания – и почти не уделяет внимание человеку. Философия должна помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я».

Изображение слайда
32

Слайд 32

Неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу, «жизнь как у всех», «плывя по течению». Подлинное существование – выход из состояния подавленности обществом, нахождения себя. В своем подлинном существовании человек проходит три стадии: эстетическую, этическую, религиозную.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Большую часть времени мы отчуждены от своей собственной сущности, «спим», занимаясь повседневными делами. Но иногда человеческая сущность прорывается, прежде всего в критической, «пограничной ситуации » - перед лицом смерти, болезни, катастрофы. Тогда мы лицом к лицу сталкиваемся с собственным «Я», какими мы являемся на самом деле.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Отсюда вывод экзистенциализма: социальные конфликты, войны, революции – неизбежны, т.к. человеку так или иначе необходимо проникать в суть себя.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Карл Ясперс

Человек живет «заброшенной», не имеющей смысла жизнью – «как все». Он даже об этом не подозревает, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я». Однако истинная натура выходят наружу. Это пограничные ситуации – между жизнью и смертью. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, соприкасается с трансцендентальностью (свободу, смерть).

Изображение слайда
36

Слайд 36: Жан-Поль Сартр

Основная проблема – проблема выбора. «Для-себя-бытие» – высшая реальность для человека, приоритетность его внутреннего мира. Однако осознать себя человек может через «для-другого-бытие» – различные взаимоотношения с другими людьми. Условием жизни человека, ее «стержень» – свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, не в простом, а судьбоносном (решения жизни и смерти, экстремальные ситуации) – экзистенциальный выбор. Сделав его, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед.

Изображение слайда
37

Слайд 37

Свобода человека абсолютна. Человек свободен постольку, поскольку он свободен хотеть. Подчинение внешней реальности – выбор. Проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает (все, что со мной происходит, – мое). Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Альбер Камю

Проблема смысла жизни. «Жизнь человека в сущности бессмысленна». Люди живут мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья. Те, кто наполняют жизнь смыслом, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди – смерть. Жизнь человека – абсурд.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Камю приводит два доказательства абсурдности: Соприкосновение со смертью – при соприкосновении со смертью – близкой и внезапной – увлечения, карьера, богатство – теряет свою актуальность. Соприкосновение с окружающим миром, природой – человек беспомощен перед ней. «Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность что этот мир мой». Итог: смысл жизни – в самом существовании человека.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Мартин Хайдеггер

Экзистенция – бытие, к которому человек сам себя относит; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Бытие человека происходит в окружающем мире («бытие в мире» ), которое состоит из: «Бытия с другим» – засасывает человека, превращает в такого, как все; «Бытия самого себя» одновременно с «бытием с другим» возможно при отличии «Я» от других. Человек должен отстаивать свою идентичность.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Фрейдизм З. Фрейд

Психоанализ – направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного в жизни человека. Бессознательное – психическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание. Реакция вытеснения (из сознания в бессознательное) отрицательных эмоций, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты. Вытесненные желания: безуспешные попытки добиться чьей-то любви, нереализовавшиеся мечты, затаённая обида, скандальные или компрометирующие поступки и т.п.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Топографическая и динамическая схемы психики

При топографическом подходе бессознательное – это прихожая, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции. Сознание – небольшой кабинет, куда периодически «вызываются» посетители: мысли и желания. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, и часть «ненужных» посетителей прорываются в кабинет – сознание. Но затем они снова изгоняются стражем в прихожую.

Изображение слайда
43

Слайд 43

При динамической схеме психика представляется как совокупность 3 слоев: Оно – мир бессознательного, где содержатся мысли и желания; Я – сознание человека, посредник между всеми компонентами психики; Сверх-Я – давящая и влияющая на личность внешняя реальность, мораль, культурные традиции.

Изображение слайда
44

Слайд 44

Инстинкт жизни (Эрос) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род. Инстинкт смерти (Танатос) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Неофрейдизм (К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм)

В отличие от Фрейда, его последователи считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. Они сосредотачивают внимание на социальных и культурных процессах. Именно они оказывают влияние на возникновение внутриличностных конфликтов.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Альфред Адлер

Перенес акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в поведении в рамках семьи, межличностных отношений и взаимоотношений социальных групп. Вытесненный комплекс неполноценности – в основе «великих» действий человека, сверхстремлений лежит КН, который человек компенсирует успехами в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Карл Густав Юнг

Развивал учение о коллективном бессознательном. Жизненная энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов.

Изображение слайда
48

Слайд 48

Архетипы – универсальные образы (сны, мифы, бред душевнобольного, галлюцинации). Цель философии – помочь человеку «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них – себя и окружающую действительность

Изображение слайда
49

Последний слайд презентации: Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ: Эрих Фромм

В основе становления человека будущего лежат любовь, альтруизм и добро как внутренняя потребность души. Любовь дана не каждому, это подарок судьбы, который открывает человеку путь к самовыражению и свободе.

Изображение слайда