Презентация на тему: Наука как социальный институт

Наука как социальный институт
Наука как социальный институт
Наука как социальный институт
Наука как социальный институт
Наука как социальный институт
Наука как социальный институт
Особенности независимости науки:
Наука как социальный институт
Сциентизм и антисциентизм
Наука как социальный институт
Эволюция способов трансляции научных знаний
Виды научного общения
Наука как социальный институт
Наука как социальный институт
1/14
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 94)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (64 Кб)
1

Первый слайд презентации: Наука как социальный институт

Изображение слайда
2

Слайд 2

Наука как социальный институт возникла в Западной Европе в XVI-XVII вв. Специфическая функция науки - отвечать за производство теоретического знания. Наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации. Наука как социальный институт имеет свою собственную разветвленную структуру. В этом качестве она включает в себя следующие компоненты:

Изображение слайда
3

Слайд 3

•- совокупность знаний и их носителей; •- наличие специфических познавательных целей и задач; •- выполнение определенных функций; •- наличие специфических средств познания и учреждений; •- выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений; •- существование определенных санкций.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Институционализа́ция — процесс превращения каких-либо отношений в институты, то есть в форму организации отношений с установленными правилами, нормами и их саморегуляция. Институционализация науки предполагает рассмотрение процесса ее развития с трех сторон : 1) создание различных организационных форм науки, ее внутренней дифференциации и специализации, благодаря чему она выполняет свои функции в обществе;

Изображение слайда
5

Слайд 5

2) формирование системы ценностей и норм, регулирующих деятельность ученых, обеспечивающих их интеграцию и кооперацию ; 3) интеграция науки в культурную и социальную системы индустриального общества, которая при этом оставляет возможность относительной автономизации науки по отношению к обществу и государству. Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования подрастающего поколения.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Наука как социальный институт включает в себя прежде всего ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; разделение и кооперацию научного труда; четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации; научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Особенности независимости науки:

- Она происходит в условиях господства определенной политической системы, а именно - демократического устройства общества - Дистанционирование от общества способствует формированию особой системы ценностей и норм, регулирующих деятельность научного сообщества

Изображение слайда
8

Слайд 8

- Создается особый язык науки, отличающийся строгостью определений, логической четкостью и непротиворечивостью. -Социальная организация науки характеризуется существованием особой системы социальной стратификации, в которой престижность ученого, его социальная позиция в этом сообществе оцениваются на основе специальных критериев.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Сциентизм и антисциентизм

Сциенти́зм — общее название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром. Антисциентизм - весьма пессимистически относится к возможностям науки и исходит из негативных последствий НТР. Требует ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Дилемма сциентизм - антисциентизм предстает извечной проблемой социального и культурного выбора. Она отражает противоречивый характер общественного развития, в котором научно-технический прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия не только отражаются болезненными явлениями в культуре, но и уравновешиваются высшими достижениями в сфере духовности.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Эволюция способов трансляции научных знаний

Человеческое общество нуждается в способах передачи опыта и знания от поколения к поколению. 1) Синхронный с пособ (коммуникация ) -оперативное адресное общение 2) Диахронный способ (трансляция) – передача наличной информации от поколения к поколению

Изображение слайда
12

Слайд 12: Виды научного общения

С точки зрения агентов информации: а) узкие профессионалы - статьи в дисциплинарно - ориентированных журналах; б) статьи для внедренческого применения; в) учебные статьи - для педагогической общественности.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Становление коммуникации (общения): а) концептуальная - сбор материалов; б) публикация; в)популяризация. Выделяют три этапа развития научной коммуникации : 1) Устная коммуникация (до письменного периода) 2) Письменная коммуникация. Письменность – способ трансляции знаний, форма фиксации выражаемого в языке содержания, позволившая связать прошлое, настоящее и будущее развитие человечества.

Изображение слайда
14

Последний слайд презентации: Наука как социальный институт

3) 3)Телекоммуникации с использованием информационной техники. Появляются в 70-80-е годы 20 века и связаны с широким распространением ЭВМ, преобразовывают знания в информационный ресурс. Они обеспечивают хранение, обработку и трансляцию информации.

Изображение слайда