Презентация на тему: НАУКА И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Реклама. Продолжение ниже
НАУКА И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
НАУКА И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НАУКА И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НАУКА И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НАУКА И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НАУКА И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ТЕХНОЛОГИИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ
НАУКА И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НАУКА И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НАУКА И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НАУКА И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НАУКА И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НАУКА И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВНЕДРЕНИЯ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК В РОССИИ
НАУКА И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НАУКА И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НАУКА И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НАУКА И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Вопросы и задания для самопроверки
1/20
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 43)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (75 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: НАУКА И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

... Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле... Аристотель

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ

В качестве познавательных форм наука нового времени использует аналитический метод и эксперимент. Метод — способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Совокупность применяемых методов представляет собой методологию научного познания. Методология (теория познания) призвана обеспечить умение мыслить и тем самым упорядочить теоретические знания. Методологии естественнонаучного и гуманитарного познания отличаются друг от друга. Особенностью изучения первой группы наук является точная и строгая постановка задачи; их основной метод — количественный анализ, их основное орудие — математический аппарат. Для второй группы наук характерны более сложные, менее определенные объекты исследования, труднее поддающиеся количественному описанию. Основной их аппарат — словесная аргументация, основные приемы — размышления, аналогии, догадки, полемика.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3

Научное познание предполагает изгнание всех вымыслов и утверждение правильности выводов на основе практики. Из практики наблюдения получают факты. Главным элементом в исследованиях становится эмпирический факт, полученный с помощью наблюдений и экспериментов. В процессе установления фактов громадная роль принадлежит наблюдению. Наблюдение бывает непосредственное и опосредованное—наблюдение с помощью приборов. При осуществлении наблюдения с помощью приборов необходимо учитывать характеристики прибора. Когда факты установлены, их нужно описать, сгруппировать, систематизировать, установить между ними причинно-следственную связь. Совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез, построения теорий, их подтверждения или опровержения. Эксперимент отличается от наблюдения вмешательством исследователя. Первый уровень познания называется эмпирическим. Второй, более высокий уровень научного познания — теоретический. Эмпирический материал подвергается теоретическому осмыслению. Теоретический уровень познания представляет собой длительный и сложный процесс раскрытия сущности явлений и вещей, полученных на эмпирическом уровне. В результате этого процесса рождается догадка. Благодаря фактам, а также применению определенных теоретических методов, догадка становится гипотезой. После выдвижения определенной гипотезы исследования опять возвращаются на эмпирический уровень для проверки. Цель новых экспериментов — проверка следствий гипотезы, о которой ничего не было известно до ее выдвижения. Если гипотеза выдерживает эмпирическую проверку, она приобретает статус закона, в противном случае гипотеза считается опровергнутой. Пуанкаре назвал науку «кладбищем гипотез». На эмпирическом уровне научных исследований вскрывается сущность явлений, а их объяснение — задача теоретического уровня. Теоретический уровень расширяет эмпирический материал по отношению к прошлому (объясняет и обобщает прошлый материал), по отношению к настоящему (помогает ориентироваться в текущих исследованиях), по отношению к будущему (предсказывает неизвестное). В тех случаях, когда новые факты не поддаются объяснению на основе существующих схем и теорий, приходится искать новые пути научного познания, которые приведут к радикальной смене научных парадигм, выдвижению новых принципов познания, категорий и методов, т. е. к научным революциям.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4

Научная революция — это переворот в области теоретических представлений, установившихся принципов, понятий и гипотез, которые знаменуют переход от старого качества к новому. Как всякая революция, переворот в научных воззрениях имеет подготовительную стадию в виде длительного накопления новых фактических данных. Любой научной революции предшествует эволюционная стадия научного развития. В зависимости от масштабов научных открытий можно выделить следующие виды научных революций: частные — научные революции затрагивающие одну область знания (например, возникновение новых разделов в науке, углубление научных знаний в одной области); комплексные — научные революции, вносящие изменения в научные парадигмы других областей знания (например, учения Дарвина, Менделеева и др.); Глобальные — научные революции, радикально меняющие основы науки и формирующие новую картину мира.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5

С момента становления современной науки, датируемой научной революцией XVII в., происходит беспрерывный процесс дифференциации и интеграции наук. Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она позволяет более глубоко познать картину мира, увидеть его детали, решить отдельные проблемы. Дифференциация наук, особенно в естествознании, наиболее быстро происходила в XVII—XVIII вв. и продолжается до сих пор. Появились знания о веществе и его строении, о движении и взаимодействии тел (физические науки), знания о химических элементах, их свойствах и превращениях (химические науки), знания о живой материи и жизни (биологические науки), знания о Земле как планете (геологические науки), о Вселенной (космологические науки). Интеграция наук дала возможность получения новых знаний. Технический прогресс выступил в виде стимула интегрирующих процессов в науке, когда технические преобразования стали невозможны без привлечения знаний из других областей. С начала XX в. процесс интеграции пошел особенно интенсивно. Появились новые пограничные области наук, такие как биофизика, биохимия, электрохимия, геохимия, молекулярная биология, физическая химия и т. д. Объединение наук позволяет решать глобальные проблемы общества. Например, решение проблем исследования Космоса объединило усилия ученых различных областей знаний. Интеллектуальная мощь, заложенная в науке, привела к «триумфу технологии». Технология стала основой улучшения материального существования человека. Это явление называется научно-техническим прогрессом.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6

Научно-технический прогресс — единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Он базируется на научных открытиях, совершенствовании технологии и средств производства. Научно-технический прогресс определяют научно-технические революции, они задают научно-техническому прогрессу ускоряющий темп. Научно-техническая революция происходит в процессе перехода к новым поколениям техники и принципиально новым технологическим схемам, появившимся благодаря научным открытиям. Этот процесс обычно выглядит достаточно резким, скачкообразным.

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7

Научно-техническая революция — это коренное преобразование производительных сил общества на основе внедрения научных достижений в производство и превращение науки в его ведущий фактор. Отличительной особенностью научно-технической революции является масштабность, комплексность, глубина преобразований производительных сил. Основные направления научно-технической революции: качественное преобразование науки: научные открытия характеризуются фундаментальностью, расширяются процессы дифференциации и интеграции научных направлений; качественные преобразования в технической базе производства: внедряется новая технология производства; качественные изменения труда работников в процессе производства: современная техника и технология требует от персонала работников определенной системы научных знаний; формирование наукоемкого сектора экономики (например, машиностроение, автомобильная, электротехническая, нефте­химическая промышленности). Теоретическим ядром научно-технической революции становятся важнейшие достижения физики, химии, биологии, космологии.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: ТЕХНОЛОГИИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ

По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Для фундаментальных наук высшей ценностью выступает истина. Фундаментальные науки сосредотачивают свои усилия на выяснении основных законов природы. Эти законы изучаются в «чистом виде», безотносительно к их возможному использованию. Поэтому фундаментальные науки иногда называют «чистыми». Само название «фундаментальные» говорит о том, что они являются фундаментом для всех наук. Как правило, фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел. На базе фундаментальных наук происходит расцвет разнообразия прикладных наук. Прикладные науки ставят перед собой задачу решения определенной технической проблемы, обычно в непосредственной связи с материальными запросами общества. Применение достижений фундаментальных наук для решения социально-практических проблем является целью прикладных наук. Прикладные науки стремятся достичь практического результата. В общем объеме научных изысканий прикладные исследования доминируют. Фундаментальные науки всегда, рано или поздно, дают практические результаты, а прикладные исследования в некоторых случаях могут приводить к фундаментальным результатам. Результат прикладных исследований известен заранее (он изначально задан) —в этом состоит главное отличие прикладных наук от фундаментальных.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9

Технологиями называют определенную последовательность методов обработки, изготовления, изменения состояния и свойств сырья или материалов в процессе производства продукции. Используемые технологии подчиняются не только закономерностям научно-технического прогресса, но и отражают социально-экономическое состояние общества, в котором конкуренция заставляет постоянно совершенствовать технологии. Постоянно обновляемыми технологиями производства продукции ознаменован весь XX в., в котором взаимоотношения прикладных и фундаментальных наук заметно изменились. Сократились сроки, отделяющие достижения фундаментальных наук от их практического применения. Примеры ускорения обмена идеями между прикладной и фундаментальной науками можно достаточно четко увидеть в ядерной физике и молекулярной генетике.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10

Конец XIX и весь XX в. — это период быстрого роста техники. Машинное производство стало более автоматизированным. С развитием химической промышленности появилась химическая технология. Развивалось автомобилестроение, появились управляемые летательные аппараты, усовершенствованная техника связи. В металлургии выработка чугуна вытеснялась производством стали. Машиностроение стало синонимом научно-технического прогресса. Идеи перестройки технологического процесса в металлургии привели к рождению новых высококачественных металлов, сплавов и керамики. Изменились технологические методы производства.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11

При создании новых орудий труда ученые все большее внимание уделяли использованию энергии молекулярных, внутримолекулярных, атомных и субатомных связей, т. е. использованию «немеханических видов технологий», были разработаны: ультразвуковые установки и технологии для изготовления изделий с безниточными швами в текстильной и швейной промышленности; оборудование и технология для обработки высокопрочных материалов с помощью лазера; оборудование и радиационная технология для химической, нефтехимической, электротехнической промышленности; оборудование и технология, заменяющие механический удар взрывом (сварка взрывом) и т. д.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12

Любой технологический процесс предполагает использование энергии. В начале XX в, потребление энергии в мире удваивалось приблизительно за 50 лет, в середине века —за 30 лет, затем каждые 15-20 лет. Но мировые запасы нефти и газа ограничены. Может показаться, что человечество стоит перед печальной перспективой энергетического кризиса. Создание атомной энергетики, самообесиечивающей себя ядерным горючим за счет его расширенного воспроизводства в процессе получения энергии, позволяет создать энергосистемы, неограниченно обеспеченные горючим. Успехи химии и биологии привели к созданию микробиологической промышленности. Эта отрасль науки основывается на микробиологическом синтезе ценных продуктов из различных видов непищевого сырья и отходов пищевой промышленности. Методом синтеза продуктов получили вещества, необходимые сельскому хозяйству и промышленности. Особое место занимало производство кормового белка из жидких парафинов нефти (белково-витаминных концентратов, БВК), которое должно способствовать ускорению развития животноводства. Биологи в освоении природы смогли достичь небывалых высот. Американские ученые X. Бойер и С. Коуен разработали методику рекомбинации и сшивки молекул ДНК вне организма, что позволило конструировать микроорганизмы с новыми сочетаниями потомственных признаков. Так было положено начало генной инженерии. Прикладное использование генной инженерии привело к производству физиологически активных веществ белковой и другой природы для медицинских и сельскохозяйственных нужд. Ученые, проникнув вглубь клетки, смогли понять возможность клонирования живых организмов. Термин «клон» (, греч., черенок, побег) имел место только в отношении вегетативного размножения и был известен более 4000 лет назад. В настоящее время клонирование стало возможным в отношении животных и даже людей.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13

Все достижения научно-технического прогресса становятся предметом острых дебатов. После чернобыльской катастрофы будущее атомной энергетики стало проблематичным. Сторонники и противники атомной энергетики расходятся в оценке ее безопасности, надежности и экономической эффективности. Аварии, произошедшие на ядерных реакторах, продемонстрировали их непредсказуемость и засвидетельствовали наличие проблем безопасности. Комплексные исследования биологической активности БВК, выпускаемых микробиологической промышленностью, проведенные в 1970—1980-х гг. установили отсутствие отрицательных последствий применения БВК. Однако медики были другого мнения. Об опасностях, связанных с производством БВК, предупреждал опыт других стран. Токсичность БВК для людей и животных очевидна. Задача генной инженерии — это внесение изменений в существующий генный набор организма. Но изменения могут быть либо «хорошими», либо «плохими». В результате искусственного добавления чужеродного гена непредвиденно могут образовываться опасные вещества. Пока не накоплено достаточно знаний, чтобы разрешить технологию модифицирования с помощью генной инженерии организмов и продуктов питания. Ученые выступили с призывом воздержаться от некоторых типов экспериментов, пока не будет точно определено, насколько могут быть опасными рекомбинированные молекулы ДНК для всего живого. Биологические и социальные последствия клонирования человека изучены недостаточно, поэтому во многих странах мира, в том числе в России, принят закон о запрете клонирования.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14

Высокие технологии — это технологии, в которых используются новейшие достижения фундаментальных наук (микро- и нанотехнологии, биотехнологии, коммуникационные технологии, новые материалы и т. д.). Перспективным направлением развития высоких технологий является нанотехнология. Нанонаука и нанотехнология являются новейшими областями науки, которые нашли применение в бизнесе. Нанонаука — это изучение фундаментальных принципов и структур, размер которых колеблется от 1 до 100 нанометров (1 нм = 10 -9 м). Нанонауке и нанотехнологии необходимы ученые и инженеры, обладающие обширными знаниями из всевозможных отраслей. Использование уникального свойства наномира означает, что проектирование в нем может дать замечательные результаты и устранить барьеры, которые появляются в процессе обновления технологий. Нанотехнология используется во многих отраслях, ее возможности многообещающи.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВНЕДРЕНИЯ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК В РОССИИ

Российская наука может утратить созданный за десятилетия интеллектуальный потенциал. Отраслевые научно-исследовательские институты, призванные ускорять внедрение достижений науки в производство, распались в период краха социализма. Проблема восстановления цепи «наука — производство» стала первостепенной. Для ее решения стали организовываться: технопарки, инновационно-технологические центры (ИТЦ), инновационно-промышленные комплексы (ИПК), наукограды, центры трансфера технологий.

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16

Технопарк — это комплекс, объединяющий научные учреждения, вузы, предприятия промышленности, информационно-патентные отделы и выставочные центры. Финансирование технопарков основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения инноваций в сферу материального производства. Первые технопарки появились на Западе в середине XX в. Сейчас их в мире около четырехсот, самый известный из них — «Силиконовая долина» в Калифорнии. В России технопарки начали создаваться в 1990 г. и сейчас их более семидесяти. На создание технопарков правительство возлагало надежды, связанные с активизацией научных поисков, внедрением достижений науки в производство. Но, в силу различных причин, некоторые технопарки не смогли существовать в условиях неотработанной правовой системы. В соответствии с государственной программой создания в Российской Федерации технопарков (март 2006 г.) предполагается к концу 2011 г. в семи регионах страны создать технопарки высоких технологий, обладающие развитыми инженерной, социальной, производственной и жилой инфраструктурами.

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17

Основная задача инновационно-технологических центров (ИТЦ) — практическая помощь предприятиям в их инновационной деятельности, а также поддержка перспективных научных исследований, инновационных проектов и программ. Инновационно-технологические центры обеспечивают эффективную технологическую инновационную и персональную трансферу между научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими разработками и промышленностью с предоставлением различного рода услуг (помощь в поиске инвестиций и получении кредитов, разработка бизнес-планов, юридические услуги, маркетинговые исследования, образовательные услуги, аренда площадей и т. д.).

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18

Наукограды — городские поселения, в которых сосредоточены научные, научно-производственные и другие организации, связанные с научно-техническим развитием общества. Большинство наукоградов являются комплексными, в них проводятся научные исследования и разработки по широкому спектру направлений. Но существуют и моноспециализированные наукограды, ориентированные на исследования по одному научному направлению. Выделяют следующие основные специализации наукоградов России: авиаракетостроение и космические исследования; электроника и радиотехника; автоматизация, машино- и приборостроение; химия, химфизика и создание новых материалов; ядерный комплекс; энергетика; биология и биотехнологии.

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19

Центр трансфера технологий создается в целях коммерциализации научных исследований и разработок. В его задачи входит: отбор и экспертиза инновационных проектов, обладающих коммерческим потенциалом; проведение технологического и патентного аудита инновационных разработок; охрана различных видов интеллектуальной собственности научных организаций; подготовка лицензионных соглашений, контрактов, договоров по управлению интеллектуальной собственностью; проведение оценки интеллектуального вклада в создаваемые совместные предприятия; правовая помощь в случае нарушения прав патентообладателей и недобросовестной конкуренции; оказание услуг менеджмента создаваемым фирмам для коммерциализации научных исследований и разработок

Изображение слайда
1/1
20

Последний слайд презентации: НАУКА И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: Вопросы и задания для самопроверки

Каковы отличительные особенности научных и научно-технических революций? Каковы главные критерии научно-технической революции? Расскажите о взаимовлиянии фундаментальных и прикладных наук. «Триумф технологии» и «научно-технический прогресс»: тождественны ли эти понятия? Приведите примеры новых технологий XXI в. Можно ли согласиться с утверждением Дайсона, что «технология—Божий дар»? Приведите примеры российских технопарков и наукоградов. С какой целью они созданы?

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже