Презентация на тему: Научно-познавательная деятельность младшего школьника

Реклама. Продолжение ниже
Научно-познавательная деятельность младшего школьника
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрастном
Научно-познавательная деятельность младшего школьника
Научно-познавательная деятельность младшего школьника
Изменения в области восприятия. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к
Изменения в области внимания
Изменения в области памяти
Изменения в области воображения.
Изменения в области мышления
Особенности познавательной деятельности младшего школьника
Научно-познавательная деятельность младшего школьника
Научно-познавательная деятельность младшего школьника
Мотивы влияют на характер учебной деятельности, отношение к учению. Различают мотивы понимаемые и мотивы реально существующие. Учащийся понимает, что надо
Проблемная ситуация - главное средство активизации учебно-познавательной деятельности и управления процессом усвоения новых знаний. Решение той или иной
Компоненты учебной деятельности
Критерии и уровни сформированности познавательной деятельности младших школьников
Научно-познавательная деятельность младшего школьника
Уровни сформированности учебных действий
Модель оценки сформированности познавательной деятельности (Маркова)
Уровни сформированности познавательной деятельности
Научно-познавательная деятельность младшего школьника
Научно-познавательная деятельность младшего школьника
Побудить к творчеству и реализации скрытых возможностей позволяют нестандартные формы организации урока. Формированию познавательных действий
Проблема учебно-познавательной деятельности является одной из приоритетных в педагогике. В качестве основы развития младших школьников в процессе обучения
Основные признаки учебно-познавательной деятельности:
Научно-познавательная деятельность младшего школьника
Заключение
1/28
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 60)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (264 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Научно-познавательная деятельность младшего школьника

Подготовил: Фомкина Р.Е.

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения. Учебно-познавательная деятельность - деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Это направленность учебной деятельности на познавательный интерес

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрастном этапе. Если ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях, это в дальнейшем потребует неизмеримо высоких душевных и физических затрат. Большинство этих позитивных достижений (организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Изменения в области восприятия. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. Возможности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формированием у него наблюдения: на занятиях ученик получает, а затем и сам развернуто формулирует задачи восприятия тех или иных примеров и пособий. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным. Учитель регулярно показывает детям приемы осмотра или прослушивания (порядок выявления их свойств, маршруты движения рук, глаз), средства записи установленных свойств (рисунок, схема, слово). Затем ребенок может самостоятельно планировать работу восприятия и преднамеренно осуществлять ее в соответствии с замыслом, отделяя главное от вторичного, устанавливая иерархию воспринимаемых признаков, дифференцируя их по мере общности. Такое восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности, приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения. Под руководством учителя при формировании предварительного представления у ребенка формируется целенаправленное произвольное наблюдение за объектом, подчиняющееся определенной задаче

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Изменения в области внимания

У первоклассников произвольное внимание неустойчиво, т. к. они еще не имеют внутренних средств саморегуляции. У учащихся 2-х классов внимание более устойчиво при выполнении внешних действий. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто привлекательных предметах: многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале. Большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних свойств, пользуясь которыми он может руководить собственным сознанием.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Изменения в области памяти

Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Идет интенсивное формирование приемов запоминания. Учителю необходимо вести работу в двух направлениях: формирование приемов осмысленного запоминания и приемов воспроизведения, распределенного во времени, приемов самоконтроля за результатами запоминания. Хорошо сформированные приемы логической обработки материала учащиеся начинают применять теперь для проникновения в его существенные связи и отношения, развернутого анализа их свойств. Память развивается под влиянием обучения в двух направлениях — усиливаются роль и удельный вес словесно-логического смыслового запоминания и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Изменения в области воображения

В первом классе образы бедны деталями, однако под влиянием обучения к 3-му классу увеличивается количество признаков и свойств в образах. Они приобретают достаточную полноту и конкретность, что происходит в основном за счет воссоздания в них элементов действий и взаимосвязей самих объектов. Репродуктивное воображение развивается на всех уроках путем формирования умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие и умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний. Уже воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности. Дети изменяют сюжетную линию рассказов, представляют события во времени, изображают объекты в обобщенном виде. Нередко такие изменения носят случайный и неоправданный характер с точки зрения цели учебного процесса. Дети отчетливо сознают условность своих выдумок. По мере усвоения сведений об объектах и условиях их происхождения новые комбинации приобретают обоснования и логическую аргументацию. При этом формируется умение либо в развернутой словесной форме, либо в свернутых интуитивных соображениях строить обоснования типа «Это обязательно произойдет, если сделать то-то и то-то». Стремление указать условия происхождения и построения каких-либо предметов — важнейшая психологическая предпосылка развития творческого воображения. Её формированию помогают занятия по труду.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Изменения в области мышления

Приобретает абстрактный и обобщенный характер. Становясь доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания, интегрируя их для решения стоящих перед субъектом задач. В результате функции становятся произвольными. В процессе обучения преобразуется в мышление теоретическое. Усваивая знания, школьник учится процессу образования научных понятий, т. е. овладевает умением строить обобщения не по сходным признакам, а на основе выделения существенных связей и отношений. Ребёнок учится рассуждать в собственно теоретическом плане. Усвоение знаний потому и способствует развитию теоретического мышления, что требует от школьника анализа причин соответствующих явлений, понимания закономерностей, которые их связывают, а также осознания тех способов мышления, которые приводят его к правильным выводам. Школьник сначала начинает осознавать систему предложенных ему рассуждений, а затем собственный процесс мышления. Формирование научных понятий в младшем школьном возрасте только начинается и станет основой теоретического мышления и сформирует новый тип познавательных интересов.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Особенности познавательной деятельности младшего школьника

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Мотивы влияют на характер учебной деятельности, отношение к учению. Различают мотивы понимаемые и мотивы реально существующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это ещё может не побуждать его заниматься учебной деятельность. Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. В момент деятельности, они как правило, не осознаются. Учебная деятельность побуждается не одним мотивом, а целой их системой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Познавательная деятельность всегда связана с каким-нибудь объектом, задачей, всегда целенаправлена - в первую очередь на те объекты, которые имеют жизненное значение и интересны для личности. Возникновение познавательного интереса зависит от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес и способа подачи материала. Интерес выступает как личностная характеристика школьника и интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению и отражает процессы, происходящие в мотивационной сфере. Процесс формирования интересов происходит в деятельности, структура которой составляет объективную основу развития познавательных интересов

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Проблемная ситуация - главное средство активизации учебно-познавательной деятельности и управления процессом усвоения новых знаний. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива, активизации познавательной деятельности. Занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не должны отправляться в самостоятельное плавание. Учитель должен ненавязчиво корректировать их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний. Учитель должен способствовать тому, чтобы ученик целенаправленно совершал учебные действия, руководствовался значимыми мотивами, осуществлял самоорганизацию на деятельность

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: Компоненты учебной деятельности

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: Критерии и уровни сформированности познавательной деятельности младших школьников

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18

При оценке уровня сформированности познавательной деятельности младших школьников учитываются направленность обучающегося на приобретение новых знаний (мотивация и познавательный интерес), сформированность мыслительных операций, действий контроля и оценки, универсальных учебных действий. .

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19: Уровни сформированности учебных действий

1) отсутствие УД как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, только копирует действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения); 2) выполнение УД в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по постоянному алгоритму); 3) неадекватный перенос УД на новые виды задач (при изменении условий не может самостоятельно внести коррективы в действия); 4) адекватный перенос УД (самостоятельное обнаружение несоответствия между условиями и имеющимися способами решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем); 5) самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых УД на основе развернутого, тщательного анализа условий и ранее усвоенных способов действия); 6) обобщение УД на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20: Модель оценки сформированности познавательной деятельности (Маркова)

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21: Уровни сформированности познавательной деятельности

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24: Побудить к творчеству и реализации скрытых возможностей позволяют нестандартные формы организации урока. Формированию познавательных действий сопутствуют положительные эмоции. Условия, способствующие формированию, развитию, укреплению познавательного интереса: 1.максимальная опора на активную мыслительную деятельность; 2.обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом; 3.положительный эмоциональный тонус учебного процесса 4.благоприятное общение в учебном процессе. Любимая форма деятельности младших школьников -   игра: осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25: Проблема учебно-познавательной деятельности является одной из приоритетных в педагогике. В качестве основы развития младших школьников в процессе обучения рассматривается их учебно-познавательная деятельность как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя. Учебно-познавательная деятельность младших школьников - это единство учебного и познавательного аспектов. Учебно-познавательная деятельность выполняет функции привития потребности и навыков самостоятельного пополнения знаний; развитие умений и навыков логических рассуждений и познавательных способностей; формирование мировоззрения

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26: Основные признаки учебно-познавательной деятельности:

-четкая формулировка цели, задач и доведение их до учащихся; -выбор правильных методов обучения; - смена видов деятельности; - формирование познавательной самостоятельности; - использование различных форм деятельности; - использование различных средств организации учебной деятельности; - оперативная корректировка учебной деятельности, использование карточек контроля, карточек-помощников.

Изображение слайда
1/1
27

Слайд 27

Изображение слайда
1/1
28

Последний слайд презентации: Научно-познавательная деятельность младшего школьника: Заключение

Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий. В процессе учения младший школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе меж субъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом. Познавательная деятельность, вооружает ЗУН, содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже