Презентация на тему: Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки

Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Модели роста и развития научного знания
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Кумулятивная концепция развития науки
Индуктивный подход в развитии науки
Антикумулятивная модель развития науки
Диалектическая концепция развития науки
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Логика в истории выдающихся открытий
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Первый электромагнитный телеграф
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Изобретение телефона
П.М. Голубицкий
Изобретение Интернета - Тимоти Джон Бернерс-Ли
А.Эйнштейн
4-й позитивизм (постпозитивизм) 2-я половина XX в.:
К. Поппер:
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
«Критический рационализм»
Томас Кун (1922-1996 гг.) «Структура научных революций» (1962 г.)
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Парадигма
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Теория П.Фейерабенда
Концепция «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда
Принцип несоизмеримости
Примеры из истории науки
Вывод
Современный подход к решению проблемы новаций в науке
Алгоритм научного поиска
Факторы научного открытия
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Первая научная революция
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Идеалы и нормы классической науки:
Вторая научная революция
Третья научная революция
Идеалы и нормы неклассической науки :
Четвертая научная революция
Проект «Человеческий геном»
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Экспериментально подтверждено существование графена
Открыты новые планеты
Обнаружение квантовой телепортации
Найден бозон Хиггса
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Доказательство теоремы Пуанкаре
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Глобальное потепление — быстрее, чем ожидалось
Удачно записаны и перезаписаны воспоминания
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Нобелевская премия по физиологии 2014 г.
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
2-я премия
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Получены «этичные» (не из эмбрионов) плюрипотентные стволовые клет ки
Генная инженерия вышла на новый уровень
У людей обнаружены гены неандертальцев и «денисовского человека»
По дыханию распознана ранняя стадия рака легких
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Разработано первое полностью автономное искусственное сердце
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Идеалы и нормы постнеклассической науки:
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Численность ученых и инженеров, занятых научными исследованиями (тыс. чел.) 1965-2000 гг.
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Россия
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Проблемы современной науки как предмет гуманитарного осмысления
Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки.
Проблемы современной науки как предмет гуманитарного осмысления
Проблемы современной науки как предмет гуманитарного осмысления
Типы рациональности
1/89
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 54)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (18590 Кб)
1

Первый слайд презентации: Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки

Изображение слайда
2

Слайд 2: Модели роста и развития научного знания

Кумулятивная; Антикумулятивная; Приближение к познавательным стандартам естествознания; Интеграция научного знания; Диалектическая

Изображение слайда
3

Слайд 3

Изображение слайда
4

Слайд 4: Кумулятивная концепция развития науки

« кумулятивизм » (от лат. cumulatio – накопление). Наука - процесс развития знания как простое накопление, приращение научных знаний, теорий, гипотез, объясняющих законов. Основная идея кумулятивизма сводится к представлению о том, что знания количественно расширяются, накапливаются, и таким образом обеспечивается его рост. новое знание всегда совершеннее, лучше старого, оно точнее, адекватнее воспроизводит действительность, а потому все предыдущее развитие науки можно рассматривать лишь как подготовку современного знания.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Индуктивный подход в развитии науки

Процесс роста научного знания как процесс постоянного его расширения с помощью последовательных индуктивных обобщений (Ф. Бэкон, 17 в.)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Антикумулятивная модель развития науки

Развитие науки через революции. Это борьба и смена теорий, методов, между которыми нет ни содержательной, ни логической преемственности

Изображение слайда
7

Слайд 7: Диалектическая концепция развития науки

Развитие науки — сложный нелинейный процесс производства и организации объективных, знаний о мире. Источник развития науки - противоречия: внутренние и внешние). В диалектической модели эволюционные и революционные фазы развития науки закономерным образом взаимосвязаны.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Изображение слайда
9

Слайд 9: Логика в истории выдающихся открытий

Изображение слайда
10

Слайд 10

Изображение слайда
11

Слайд 11

Изображение слайда
12

Слайд 12

Изображение слайда
13

Слайд 13

В 1865 г. Дж. Максвелл предположил существование электромагнитных волн, а в 1883 г. Г. Герц доказал их существование, определил скорость их распространения. На основе этого открытия Г.Маркони и А.С. Попов открыли беспроводной телеграф – радио.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Первый электромагнитный телеграф

Изображение слайда
15

Слайд 15

Трансатлантический телеграфный кабель — коммуникационный кабель, передающий телеграфный сигнал, проложенный по дну Атлантического океана

Изображение слайда
16

Слайд 16

Изобретение телефона было бы невозможно без превращения звуковой вибрации в электрические импульсы. Уже в 1833 году такое преобразование на практике осуществили в немецком Геттингене Карл Фридрих Гаусс (Carl Friedrich Gauß) и Вильгельм Эдуард Вебер (Wilhelm Eduard Weber).

Изображение слайда
17

Слайд 17: Изобретение телефона

А.Белл 1876 г.

Изображение слайда
18

Слайд 18: П.М. Голубицкий

В 1882 году сконструировал многополюсный телефон.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Изобретение Интернета - Тимоти Джон Бернерс-Ли

Изображение слайда
20

Слайд 20: А.Эйнштейн

«...Создание новой теории не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением» ( Эйнштейн А, Инфельд Л. Эволюция физики. - М., 1965)

Изображение слайда
21

Слайд 21: 4-й позитивизм (постпозитивизм) 2-я половина XX в.:

Постановка проблем развития научного знания, взаимодействия традиций и новаций в науке, рациональности научного знания. К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, М. Полани. Постпозитивистов особенно интересовала проблема взаимодействия традиций и новаций

Изображение слайда
22

Слайд 22: К. Поппер:

Науке присущи такие черты, как эволюция, изменение, развитие. При этом он отрицает, что развитие знания является кумулятивным процессом. Развитие науки – это естественный отбор

Изображение слайда
23

Слайд 23

Изображение слайда
24

Слайд 24

Изображение слайда
25

Слайд 25: Критический рационализм»

П рогресс осуществляется благодаря естественному отбору – устранению ошибок путем критики и экспериментальной проверки. Изобретения мотивированы внутренней логикой развития научных знаний – способ выбора является решающим в построении рациональной теории.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Томас Кун (1922-1996 гг.) «Структура научных революций» (1962 г.)

Изображение слайда
27

Слайд 27

Изображение слайда
28

Слайд 28

Изображение слайда
29

Слайд 29: Парадигма

Символические обобщения (законы и определения основных понятий теории); Метафизические положения, задающие способ видения универсума и его онтологию; Ценностные установки, влияющие на выбор направлений исследования; “Общепринятые образцы”— схемы решения конкретных задач

Изображение слайда
30

Слайд 30

Изображение слайда
31

Слайд 31: Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса

Основные работы: «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ», «История науки и ее рациональные реконструкции». Полемизирует с теорией Куна. Наука – конкуренция программ. Развитие науки - история возникновения, функционирования и чередования научно-исследовательских программ.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Изображение слайда
33

Слайд 33

«Жесткое ядро» - это фундаментальная теория (парадигма), которую принимает интеллектуальная элита. В качестве примера можно привести теории антропосоциогенеза Ч. Дарвина, материалистическое понимание истории и теорию общественно-экономических формаций К.Маркса

Изображение слайда
34

Слайд 34: Теория П.Фейерабенда

Основные работы: «Против метода» (очерк анархистской теории науки») и «Наука в свободном обществе»

Изображение слайда
35

Слайд 35: Концепция «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда

Фейерабенд выдвинул методологический принцип полиферации - размножения теорий. Согласно этому принципу, ученые должны создавать альтернативные теории, несовместимые с общепризнанными, в результате чего разворачивается их критика, конкуренция и в целом расширяется мощь человеческого мышления. В науке царит анархия: каждый волен изобретать собственную концепцию; ее невозможно сравнить с другими концепциями, поскольку не существует никакой основы для такого сравнения, следовательно, все допустимо.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Принцип несоизмеримости

Теории невозможно сравнивать, следовательно абсурдно ее и критиковать с точки зрения других концепций. Не существует никаких критериев отличия фантазии от фундаментальных законов естествознания или с современных научных теорий. ??????????????????????????????????????????

Изображение слайда
37

Слайд 37: Примеры из истории науки

Все великие открытия шли вразрез с существующими нормами и правилами

Изображение слайда
38

Слайд 38: Вывод

Концепция «эпистемологический анархизм», разрушающая все демаркационные критерии между наукой, ненаучными формами знания и верой характеризует кризисное состояние философии науки постпозитивизма.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Современный подход к решению проблемы новаций в науке

М.А. Розов (д.ф.н., проф.): 1. Путь пришельца. В какую-то науку приходит ученый из другой области, не связанный с ее традициями. Он работает в традиции, но применяет ее к другой области, «монтируя» методы разных наук. Многие открытия в науке совершались на стыке наук (физики и астрономии, химии и биологии). 2. Путь побочных результатов. Ученые, работающие в одной области, случайно наталкиваются на случайные результаты, которые не планировались и представляют необычное явление для той традиции, в которой они работают. Возникает необходимость обращения к традициям другой области или пересмотр существующих традиций (открытие радиоволн Герцем, Рентгеновских лучей и др.). 3. « Движение с пересадками ». Часто побочные результаты, полученные в рамках одной традиции, являются для нее неперспективными, бесполезными, но могут оказаться важными для традиций другой области знания, в результате чего появляется новое знание.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Алгоритм научного поиска

Алгоритм поиска определяется соответствующими методами, правилами, приемами, принципами. Методы: 1. алгоритмические, составляющие нормативную основу научного открытия: дедуктивные методы ( если посылки истинны, то и полученные из них следствия по принципам дедуктивных законов будут истинными). 2. Эвристические методы: индукция ( переход от частного к общему ), абдукция ( переход от фактов, несогласующихся с уже имеющимся знанием, к принятию гипотезы, из которой они могут быть выведены и объяснены наилучшим образом) аналогия ( нахождение структурного сходства между различными явлениями, посредством чего возможны новые представления об объекте).

Изображение слайда
41

Слайд 41: Факторы научного открытия

Установки исследователя, его менталитет, влияние социокультурной среды, демография научных кадров, состояние научно-технической базы и др.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Проблема стратегических новаций в науке связана, прежде всего, с научными революциями, когда происходит полная перестройка научно-исследовательской деятельности и способов ее осуществления

Изображение слайда
43

Слайд 43

Научные революции Научная революция – перестройка оснований науки, коренное качественное  преобразование  системы  научных  знаний,  которая  осуществляется путем изменения философских оснований науки, ее методологии идеалов и норм научной деятельности. По степени и результатам их влияния на развитие науки научные революции разделяются: глобальные микрореволюции

Изображение слайда
44

Слайд 44: Первая научная революция

Революция 17 века (становление классического естествознания). Классическое естествознание 17 – 18 вв. Тихо Браге Иоганн Кеплер Галилео Галилей

Изображение слайда
45

Слайд 45

Первая научная революция Этот период ознаменован появлением гелиоцентрического учения польского астронома Николая Коперника (1473-1543). Предпосылки возникают в эпоху, которую можно назвать переломной – XV-XVI вв. – время перехода от Средневековья к Новому времени, которое впоследствии получило название эпохи Возрождения.

Изображение слайда
46

Слайд 46

С середины XVIII века началось развитие  теории электричества  и его использования. Были открыты связи между магнитными и электрическими явлениями, между органической и неорганической природой. М. Фарадей, Дж. Максвелл, Г. Герц создали учение об электромагнетизме. М. Фарадей Г. Герц Дж. Максвелл

Изображение слайда
47

Слайд 47

Химия перешла к исследованию процессов, для чего она стала использовать методы химической термодинамики и физической кинетики, неравновесной термодинамики, что дало ей ключ к управлению процессами. В химии в ходе научного поиска стало складываться представление о химическом элементе. Аналитически изучались элементы, химические соединения, создавались новые материалы. Познание структуры вещества перевело химию на другой уровень познания - из чисто аналитической она все более становится синтетической.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Идеалы и нормы классической науки:

Механицизм. Ориентация на сведение сложного к простому (механическим законам). Систематичность и внутренняя согласованность знания. Поиск очевидных, наглядных, вытекающих из опыта принципов и построение на их основе теории. Ориентация на абсолютную истину. Объективность и предметность научного знания. Знание как отражение действительности.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Вторая научная революция

Конец 18- первая половина 19 вв. Переход к дисциплинарно-организованной науке. Механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. Специфические картины реальности (биологическая, химическая…). Поиск путей единства в науке. Разработка теории поля.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Третья научная революция

Конец 19- сер. 20 вв. (становление неклассического естествознания, революционные перемены в: - физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории, теории относительности) - космологии (концепция нестационарной Вселенной) - химии (квантовая химия) - биологии (становление генетики) - становление кибернетики и теории систем.

Изображение слайда
51

Слайд 51: Идеалы и нормы неклассической науки :

Релятивизм. Относительность истины. Отказ от наглядности, теоретизация. Математизация и компьютеризация. Диалектизация. Ссылки на средства и операции познания. Интегратизм. Предпосылки к построению целостной картины мира. Взаимодействие наук и методов. Модернизм. Отход от реальности, допущение ее новых типов (виртуальная реальность). Психологизм. Субъективность познавательных образов, плюрализм концепций. Прагматизм. Познавательные стереотипы эффективности, свобода поиска. Экспотенциальный закон. (Ускорение развития науки).

Изображение слайда
52

Слайд 52: Четвертая научная революция

Конец 20- начало 21 века (применение научных знаний, революция в средствах хранения и получения знаний, становление междисциплинарных и проблемно ориентированных форм исследовательской деятельности, создание комплексных исследовательских программ).

Изображение слайда
53

Слайд 53: Проект «Человеческий геном»

(The Human Genome Project) начался в 1990 году, в 2000-м был выпущен рабочий черновик структуры генома, полный геном — в 2003 году. Однако и сегодня дополнительный анализ некоторых участков еще не закончен. В основном он был выполнен в университетах и исследовательских центрах США, Канады и Великобритании. Секвенирование генома имеет решающее значение для разработки лекарств и понимания того, как устроено человеческое тело.

Изображение слайда
54

Слайд 54

Проект «Человеческий геном» (The Human Genome Project) начался в 1990 году, в 2000-м был выпущен рабочий черновик структуры генома, полный геном — в 2003 году. Однако и сегодня дополнительный анализ некоторых участков еще не закончен. В основном он был выполнен в университетах и исследовательских центрах США, Канады и Великобритании. Секвенирование генома имеет решающее значение для разработки лекарств и понимания того, как устроено человеческое тело.

Изображение слайда
55

Слайд 55: Экспериментально подтверждено существование графена

Его двумерная (толщиной в один атом) кристаллическая решетка проявляет необычные электрофизические свойства. Впервые графен был получен Андреем Геймом и Константином Новоселовым в 2004 году (Нобелевская премия за 2010-й). Его планируется использовать в электронике (в сверхтонких и сверхбыстрых транзисторах), композитах, электродах и т. д.

Изображение слайда
56

Слайд 56: Открыты новые планеты

В прошлом году ученые - астрономы, которые работали с мощнейшим телескопом Hubble и обсерваториями Keck and Gemini, обнаружили три экзопланеты, которые вращались рядом отдаленных звезд. Одна из этих планет имеет расстояние до земли в 25 световых лет.

Изображение слайда
57

Слайд 57: Обнаружение квантовой телепортации

Эксперименты по передаче квантовых состояний на большие расстояния были удачно проведены за последние 15 лет не менее чем десятком научных групп. Квантовая телепортация очень важна для создания сверхзащищенных шифров и квантовых компьютеров.

Изображение слайда
58

Слайд 58: Найден бозон Хиггса

Существование этой элементарной частицы, отвечающей за массу всех прочих частиц, теоретически было предсказано Питером Хиггсом еще в 1960-х годах. А найдена она была во время экспериментов на Большом адронном коллайдере в 2012-м (за что Хиггс, совместно с Франсуа Энглером, получил Нобелевскую премию 2013 года).

Изображение слайда
59

Слайд 59

Изображение слайда
60

Слайд 60: Доказательство теоремы Пуанкаре

В 2002 году российский математик Григорий Перельман, решил одну из семи задач тысячелетия (важные математические проблемы, решение которых не найдено в течение десятков лет: гипотезы Ходжа,Римана…). Перельман показал, что исходная трехмерная поверхность (если в ней нет разрывов) обязательно будет эволюционировать в трехмерную сферу (гипотеза Пуанкаре). За эту работу он получил «медаль Филдса», аналог Нобелевской премии в математике.

Изображение слайда
61

Слайд 61

Изображение слайда
62

Слайд 62: Глобальное потепление — быстрее, чем ожидалось

В 2015 году ученые из Всемирного центра мониторинга ледников при Цюрихском университете (Швейцария) под руководством доктора Михаэля Цемпа, работая совместно с коллегами из 30 стран, установили, что темп таяния ледников на Земле к настоящему времени, по сравнению c усредненными показателями за XX век, вырос в два-три раза.

Изображение слайда
63

Слайд 63: Удачно записаны и перезаписаны воспоминания

Начиная с 2010 года несколько исследовательских групп (США, Франция, Германия) научились записывать в мозг мышей ложные воспоминания, стирать реальные, а также превращать приятные воспоминания в неприятные. Предполагается продолжение испытаний на человеческом мозге.

Изображение слайда
64

Слайд 64

Изображение слайда
65

Слайд 65: Нобелевская премия по физиологии 2014 г

Мэй-Бритт Мозер и Эдвард Мозер

Изображение слайда
66

Слайд 66

В 2005 году, проводя эксперименты над крысами, супруги открыли grid-нейроны (клетки-решетки), расположенные в энторинальной области коры головного мозга. Эти клетки образуют универсальную картографическую систему, позволяющую млекопитающим найти свое место в любом ландшафте. Работа ученых позволяет ответить на следующие вопросы: «Как мы понимаем, где мы находимся?», «Как мы находим путь от одного места до другого?» и «Как мы запоминаем информацию, чтобы немедленно найти тот же самый путь, если мы оказываемся в том же месте снова?».

Изображение слайда
67

Слайд 67: 2-я премия

Джон О`Киф

Изображение слайда
68

Слайд 68

Ученый еще в 1971 году открыл в гиппокампе клетки места. Данные нейроны функционируют по принципу внутреннего GPS-навигатора: поместив подопытных крыс в коридор, исследователь смог определить точное местоположение животного по активности отдельных клеток.

Изображение слайда
69

Слайд 69: Получены «этичные» (не из эмбрионов) плюрипотентные стволовые клет ки

В 2012 году С. Яманака и Дж. Гердон стали лауреатами Нобелевской премии за открытие 2006 года — получение плюрипотентных стволовых клеток мыши путем эпигенетического перепрограммирования. За последующее десятилетие не менее десятка научных групп добились впечатляющих успехов в данной области, в том числе с человеческими клетками. Это предвещает скорые прорывы в терапии рака, регенеративной медицине, а также в клонировании человека (или его органов). ( Примечательно, что из последних пяти Нобелевских премий по медицине, четыре присуждены за работы в области клеточных технологий ).

Изображение слайда
70

Слайд 70: Генная инженерия вышла на новый уровень

В последние годы был разработан революционный метод манипуляции ДНК при помощи так называемого CRISP-механизма. Эта методика позволяет избирательно редактировать определенные гены, что раньше было невозможно.

Изображение слайда
71

Слайд 71: У людей обнаружены гены неандертальцев и «денисовского человека»

Изображение слайда
72

Слайд 72: По дыханию распознана ранняя стадия рака легких

Изображение слайда
73

Слайд 73

Группа израильских, американских и британских ученых разработала устройство, которое способно точно идентифицировать рак легких и определить, в какой стадии он находится. Основой устройства стал анализатор дыхания со встроенным наночипом NaNose, способный «вынюхать» раковую опухоль с 90-процентной точностью, даже когда раковый узелок практически незаметен. В скором времени стоит ожидать анализаторов, которые смогут п о «запаху» определять и другие виды рака.

Изображение слайда
74

Слайд 74: Разработано первое полностью автономное искусственное сердце

Специалисты американской компании Abiomed разработали первое в мире полностью автономное постоянное искусственное сердце для имплантаций (AbioCor). Искусственное сердце предназначено для пациентов, у которых невозможно лечение собственного сердца или имплантация донорского.

Изображение слайда
75

Слайд 75

Изображение слайда
76

Слайд 76

2013 году появились первые опытные образцы «умных» протезов с обратной связью (эмуляцией осязательных ощущений), которые позволяют человеку чувствовать то, что «ощущает» протез.

Изображение слайда
77

Слайд 77

Изображение слайда
78

Слайд 78: Идеалы и нормы постнеклассической науки:

Синергизм. Создание междисциплинарных и проблемно-ориентированных форм исследовательской деятельности, сложных системных объектов. Теория самоорганизующихся систем. Синтез картин реальности. Теоретизация и диалектизация. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма. Включение в природные комплексы человека в качестве компонента (объекты биотехнологии, медико-биологические объекты, системы «человек-машина» (информационные комплексы, системы искусственного интеллекта). Приоритет гуманистических ценностей. Особая роль – знанию запретов на некоторые научные стратегии. Трансформация идеала «нейтрального исследования. Введение научного знания в контекст социальных условий.

Изображение слайда
79

Слайд 79

Изображение слайда
80

Слайд 80: Численность ученых и инженеров, занятых научными исследованиями (тыс. чел.) 1965-2000 гг

Франция: 42, 8 – 172,1 Япония: 117,6 – 676,6 (в 5,5 раз) Великобритания: 49,9 – 157,7 (1998 г.) США: 494,2 – 1261,2 (1999 г.) Германия: 61 – 257,9

Изображение слайда
81

Слайд 81

Изображение слайда
82

Слайд 82: Россия

1989-1994 гг. (радикальный кадровый спад) (-79%) 1994-1998 гг. (замедление кадрового спада)(- 14%) 1998-2000 гг. (стабилизация и мини-рост кадров) (+1%) 2000-2010 гг. (продолжение кадрового спада) (-8%) 2000 г.-2010 г. (исследователи и техники – 501 – 428, 2 (тыс. чел.)

Изображение слайда
83

Слайд 83

Изображение слайда
84

Слайд 84

Изображение слайда
85

Слайд 85: Проблемы современной науки как предмет гуманитарного осмысления

В области биологических наук: изучение закономерностей развития био- и ноосферы. Изыскание совместно с гуманитарными областями знания методических подходов к переходу человечества на автотрофный образ жизни на основе использования энергии термоядерного синтеза; изучение механизмов наследственности, включая возможность обратной трансляции; попытка создания синтетической теории эволюции на основе классических концепций Дарвина, Ламарка, Вернадского, Кропоткина и ряда современных вариантов теорий неодарвинской эволюции; разработка теоретических и практических аспектов клонирования; проблема происхождения жизни в связи с общей теорией эволюции Вселенной (Большой взрыв, пространственно-временная асимметрия, естественный отбор па макромолекулярном уровне, роль слабых электромагнитных полей в генезисе живой материи); проблема формирования человеческого сознания (филогенетический раздел); роль электромагнитных колебаний, в том числе световых потоков, в дистантной передаче структурной информации.

Изображение слайда
86

Слайд 86

Изображение слайда
87

Слайд 87: Проблемы современной науки как предмет гуманитарного осмысления

В области точных наук: изыскание методологических подходов к изучению различных вариантов пространственно-временного континуума (развитие постулата Джордано Бруно о многочисленности миров); создание единой теории поля; изучение возможности взаимопереходов в системе энергия - масса - информация - время, развитие идей Н.А. Козырева о материальной природе времени; развитие теории Большого взрыва; разработка теории катастроф. Создание на этой теоретической основе системы "Космический щит"; исследование роли симметрии в химических и особенно биохимических процессах.

Изображение слайда
88

Слайд 88: Проблемы современной науки как предмет гуманитарного осмысления

В области гуманитарных наук: изучение основных социальных и социально-биологических законов развития человеческого общества и их связи с законами популяционного развития у других биологических видов; изучение природы человеческой агрессивности; изучение закона этногенеза и эволюции этносов, разработка проблемы "этнос и биосфера"; философские и социологические аспекты освоения Солнечной системы и дальнего Космоса.

Изображение слайда
89

Последний слайд презентации: Научные традиции и научные революции. Особенности современной науки: Типы рациональности

Классическая рациональность: Субъект Средства познания (объект) Ориентация на объект. Неклассическая рациональность: Субъект (средства познания объект) Связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Постнеклассическая рациональность: (Субъект средства познания объект) Введение в познание социальных ценностей и целей.

Изображение слайда