Презентация на тему: Научная концепция экспозиции – алгоритм работы Экспозиционный замысел Научная

Научная концепция экспозиции – алгоритм работы Экспозиционный замысел Научная
Экспозиционный замысел: наука + архитектура
Концепция выставки
Схема организации научной работы над экспозицией
Научная концепция выставки (экспозиции)
Тематическая структура экспозиции
Расширенная тематическая структура (РТС) - образец
Тематико-экспозиционный план (ТЭП) экспозиции - образец
Тематико-экспозиционный план (ТЭП) – итоговый документ
Тематико-экспозиционный план (ТЭП) – структура документа
Работа фондовых отделов
Работа с материалом – подготовительный этап - изучение
Работа с материалом в пространстве выставки
Раскладка материалов – музейных предметов в экспозиции
Подготовка текстового и вспомогательного материала
Текст в экспозиции
Художественное проектирование экспозиции
Осуществление экспозиции
Художественно-исполнительские работы
Художественно-исполнительские работы
Художественно-исполнительские работы
Художественно-исполнительские работы
Художественно-исполнительские работы
Монтаж экспозиции
Популяризация экспозиции
Разработка экскурсии и работа с экскурсоводами
Разрешение на открытие - вернисаж
1/27
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 13)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (19378 Кб)
1

Первый слайд презентации

Научная концепция экспозиции – алгоритм работы Экспозиционный замысел Научная концепция выставки Тематическая структура выставки (ТР) Расширенная тематическая структура экспозиции (РТС) Тематико-экспозиционный план (ТЭП) Работа с материалом – фондовый отдел Раскладка музейных предметов Подготовка текстов в экспозиции Художественное проектирование и исполнение Монтаж выставки Экскурсионное сопровождение Популяризация – реклама От экспозиционного замысла до монтажа и рекламы Курс ДО «Дизайн музейной выставки» Матрица музейных экспозиций от «Музейного аудита» (страница в ВК и ФБ, посвященная аналитическим разборам проектов в музейной сфере) Источник материалов: https://mylektsii.ru/7-92336.html

Изображение слайда
2

Слайд 2: Экспозиционный замысел: наука + архитектура

Начало подготовки экспозиции в целом не отличается от первых этапов любой научной работы. Выявляется литература, необходимая для освоения поставленной темы, попутно составляется библиографическая картотека. Прорабатывается общая и специальная литература. Выявляются источники, причём основной источниковой базой являются фонды музея. В первую очередь изучается справочный аппарат фондов, материалы открытого хранения, существующие экспозиции по данной теме. При подготовке экспозиции по современной тематике, важное значение имеют консультации с экспертами – специалистами по разным отраслям производства, науки, культуры. Попутно намечаются возможности предметного раскрытия изучаемых событий и явлений. Эта работа идёт на всех стадиях проектирования экспозиции, поэтому она вынесена за пределы схемы, как относящаяся к ней в целом. Разработка научного обоснования экспозиции и органически связанных с ней принципов её архитектурно-художественного решения дают первоначальное, общее представление о будущей экспозиции. Работа с источниками (фондами музея) Консультация экспертов Предметная составляющая (экспонаты выставки) Экспонат – основная ячейка экспозиции; предмет, выставленный для обозрения; Музейный раздел – объединение нескольких тематико-экспозиционных комплексов; Тематико-экспозиционный комплекс – совокупность экспонатов, раскрывающих один конкретный вопрос.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Концепция выставки

Эта идея должна рассматриваться как «послание» (message), с которым экспонент/музей обращается к посетителям выставки, вкладывая в это сообщение свои мысли, которые собирается транслировать обществу, о тенденции развития своих отношений с посетителями, о социальной и экологической ответственности и т.п. В разный исторический период смысл «посланий» музеев может меняться в зависимости от государственной политики, существующих тенденций в обществе, от общественного запроса, в зависимости от роли музея в обществе. Концепция выставки — это идея, разработанная и сформулированная с точки зрения значимых для ее успеха  целей  и  средств их достижения. Основной аспект концептуального взгляда на выставку — целеполагание.  Другой важный аспект концепции —  средства достижения целей. Что выставлять? Какие фокусные группы? Как оформить экспозицию? Музей должен четко представлять себе, кого он хочет заинтересовать своей экспозицией — именно от этого зависят ее содержание и способы его подачи. Разумеется, в большинстве случаев это потенциальные потребители, но они, как известно, могут различаться многими признаками (возраст, уровень дохода, образование и пр.).

Изображение слайда
4

Слайд 4: Схема организации научной работы над экспозицией

Изображение слайда
5

Слайд 5: Научная концепция выставки (экспозиции)

В итоге создаётся документ, в котором: - раскрывается цель экспозиции, её научное содержание, нравственно- воспитательный потенциал; указываются стержневые проблемы, определяемые профильной дисциплиной и музееведческим подходом к отражению действительности. С этим связано выяснение особенностей данной экспозиции с имеющимися прежде однопрофильными экспозициями музеев данного региона; -даётся обоснование тематической структуры, намечаются её основные разделы вместе с характеристикой экспозиционной площади (планы залов прилагаются к документу), указывается позальное размещение разделов экспозиции; - даётся по возможности подробная характеристика материалов по теме экспозиции, выявляется необходимость дополнительного комплектования; - определяются методы показа (будут ли введены в тематическую экспозицию ансамбли-интерьеры, коллекционный, систематический показ); - по возможности указываются ведущие крупногабаритные экспонаты, экспонаты повышенной аттрактивности (например, диорамы); - формулируются требования к архитектурно-художественному решению экспозиции (облик каждого зала, его доминанта, характер оформления, освещение, возможность введения декоративных элементов, особые меры для обеспечения сохранности экспонатов и др.); - намечаются технические средства/ устройства (звук, кино, полиэкран, голография и др.). Разработка научного обоснования экспозиции и органически связанных с ней принципов её архитектурно-художественного решения дают первоначальное, общее представление о будущей экспозиции. Особенность экспозиции в сравнении с аналогичными в профильных музеях Обоснование тематической структуры экспозиции Требования к худ.решению Характеристика материалов Методы показа Определение необходимых технических средств/устройств

Изображение слайда
6

Слайд 6: Тематическая структура экспозиции

Расширенная тематическая структура экспозиции – деление её на подтемы, элементы подтем, (позднее формирование экспозиционных комплексов) приводит к созданию развёрнутой ТС (РТС), которое возможно лишь на основе детального изучения фондов, и поэтому работа над РТС идёт одновременно с подбором материалов, на его основе. На первом этапе намечаются лишь основные разделы экспозиции. В ходе работы каждый из них членится на экспозиционные темы, взаимосвязанные и соподчинённые. Вместе взятые, они составляют пока ещё краткую тематическую структуру экспозиции (ТС). Эта работа, естественно, требует продолжения изучения литературы, источников. В первую очередь фондов музея. Уточняются названия разделов, формируются заголовки экспозиционных тем. На плане экспозиционного помещения указывается предполагаемое их размещение и, следовательно, намечаются маршруты по залам. ТС имеет, как известно, исключительно важное значение для раскрытия содержания экспозиции, определяет уровень его музейного воплощения. Поэтому работа над ней выделена в схеме в отдельный пункт, хотя на практике ТС обычно прилагается к первому проектному документу. Определение основных разделов экспозиции Определение тем и подтем экспозиции План размещения экспонатов Маршрут движения экскурсанта

Изображение слайда
7

Слайд 7: Расширенная тематическая структура (РТС) - образец

Расширенная тематическая структура экспозиции – деление её на подтемы, элементы подтем, (позднее формирование экспозиционных комплексов) приводит к созданию развёрнутой ТС (РТС), которое возможно лишь на основе детального изучения фондов, и поэтому работа над РТС идёт одновременно с подбором материалов, на его основе. Перечень разделов, тем, подтем Экспозиционные материалы (комплексы, отдельные экспонаты) Характеристика экспоната (подлинный музейный предмет, копия и т.д. Место в экспозиции: зал, часть зала, витрина и т.д. Примечание Тематическая структура выставки (экспозиции) – таблица для заполнения Однако ни научная концепция, ни РТС не раскрывают конкретного содержания экспозиционных тем, а это необходимо особенно при проектировании новых экспозиций по темам, недостаточно освещённым в литературе. Поэтому большинство музеев в рабочем порядке составляет тематический план (ТП). В нём раскрывается идейное содержание каждого пункта РТС, перечисляются группы предполагаемых экспозиционных материалов и даётся программа дальнейшего их комплектования.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Тематико-экспозиционный план (ТЭП) экспозиции - образец

Для небольших музеев предлагается упрощённая схема изложения экспозиции: Название раздела, темы, подтемы комплекса Перечень экспозиционных материалов по комплексам с их краткой характеристикой и инвентарными номерами Примечания Тематико-экспозиционный план (ТЭП) экспозиции – таблица для заполнения Тематическая структура: раздел, подраздел Текст Название экспоната и атрибуционные данные (дата, техника, легенда) Размер, материалы Учетный номер Примечания

Изображение слайда
9

Слайд 9: Тематико-экспозиционный план (ТЭП) – итоговый документ

Весь текстовой материал, как и разработки различных вспомогательных материалов, прилагаются к ТЭПу. Содержание - титульный лист с указанием названия музея, темы, автора, даты; - оглавление – уточненная тематическая структура экспозиции (точная формулировка названий разделов, тем, подтем) с указанием страниц плана; - пояснительная записка с подробным раскрытием научного обоснования экспозиции и принципов экспозиционных решений; в соответствии с тематической структурой полный пронумерованный перечень уже не предполагаемых, а наличных экспозиционных материалов, сгруппированных по комплексам, с более или менее краткими сведениями о каждой из них. Возможно краткое раскрытие идейного содержания экспозиционных комплексов. Обычно в тематико-экспозиционный план включаются дополнительные данные: характер экспонатов (подлинник, воспроизведение, вспомогательный материал), инвентарные номера, иногда размеры подлинников. В особую графу возможно выделение ведущих текстов. В тематико-экспозиционном плане (в графе «примечания») рекомендуется дать предложения художникам, а именно: подчеркнуть доминанту каждого зала, дать указания к размещению экспонатов или комплексов (верхний пояс, первый, второй, скрытый план, ведущий экспонат), дать конкретные предложения по использованию технических средств, указать экспонаты, требующие особых мер по обеспечению сохранности. Иногда при малых масштабах работы или при краткости этикетажа (например, на временных выставках) в ТЭП включается полностью весь этикетаж и объяснительные тексты. Однако всё это значительно увеличивает объём плана и затрудняет редактирование текстов. Пояснительная записка Оглавление Этикетаж Титульный лист Перечень материалов в наличии Ведущий текст Объяснительный текст

Изображение слайда
10

Слайд 10: Тематико-экспозиционный план (ТЭП) – структура документа

Музей Раздел экспозиции (тема) Зал № ________ размер зала (длина, ширина, высота) Автор плана Тематическая структура Ведущие тексты. Названия комплексов, входящих в тему или подтему. Перечень экспозиционных материалов, входящих в комплекс. Сведения о характере экспозиционных материалов. Примечания (связанные с художественным проектированием). Указываются точно сформулированные названия разделов и тем; возможно краткое раскрытие содержания каждой темы. Выписываются полностью с указанием на источник. Даётся сквозная нумерация комплексов в зале. Перечисляются в соответствии с развёртыванием темы. Даются основные сведения об экспонатах. Указывается: подлинник, воспроизведение научной реконструкции, вспомогательный материал; Инвентарный номер музея или место хранения подлинника, взятого или воспроизведённого из другого хранилища. Указываются композиционные и оформительские решения. Сведения по каждому экспозиционному комплексу отделяются друг от друга чертой. Фрагмент выставки ГЛМ, до 2018 г.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Работа фондовых отделов

В подготовке экспозиции активное участие принимают сотрудники фондовых отделов. Они помогают выявлять нужный материал, участвуют в дополнительном его сборе. Отобранные материалы хранители передают в экспозиционный отдел по специальным актам. Сотрудники хранительских отделов проводят дополнительные занятия с экскурсоводами, давая подробные сведения не только о предметах, подготовленных для экспонирования, но и тех отраслях материальной и духовной культуры, к которой они относятся. Как указано выше, главный хранитель участвует в приёме экспозиции. Подбор материалов Подготовка экскурсоводов Приемка экспозиции Передача материалов в экспозиционный отдел

Изображение слайда
12

Слайд 12: Работа с материалом – подготовительный этап - изучение

Начинается после создания краткой ТС (тематической структуры) и является основой для РТС (расширенной тематической структуры) и ТП (тематическим планом). В фондах музея выявляются материалы, относящиеся к теме, они подбираются в других хранилищах (библиотеках, архивах, музеях), намечаются для воспроизведения в немузейные объекты, организуется запланированный полевой сбор. Весь подобранный материал заносится на карточки, в которых указываются название предмета, тема, к которой относится и краткие сведения о нём (атрибуция, датировка и т.д.). В итоге формируется картотека, в которой карточки расставлены по разделам, темам и подтемам будущей экспозиции. Эта работа ведётся совместно с художником. Из материалов отбираются предметы, обеспечивающие раскрытие замысла и содержания экспозиции и его музейное воплощение. Основу экспозиции составляют предметы из фондов данного музея. При отборе уточняются или добавляются сведения о них (помимо атрибуции и датировки, история его создания или бытования, связь с поставленной темой и пр.), определяется способность привлечь внимание посетителей (аттрактивность), вызвать эмоции (экспрессивность). Подбор материалов Отбор материалов Уточнение сведений об изучаемых предметах из фондов Полевой сбор Создание картотеки

Изображение слайда
13

Слайд 13: Работа с материалом в пространстве выставки

Размещения материалов имеют принципиальное значение и в их решении обязательно участие научного сотрудника – экспозиционера, который составляет авторские графики размещения экспозиционных материалов (чертёж или аппликация). В графиках получают отражение научная концепция экспозиции, требования к образному решению экспозиционных комплексов. Одновременно заказываются воспроизведения материалов из других хранилищ, внемузейных объектов ; окончательно отбираются ведущие тексты, намечаются вспомогательные материалы. Именно на данном этапе создаются экспозиционные комплексы, в соответствии с ними теперь группируются карточки в упомянутой картотеке. (Материалы, не вошедшие в картотеку, составляют «запасник», который может быть использован в последующих работах.) Экспозиционный комплекс, как известно, размещается в определённо-ограниченном пространстве. Неправильное размещение может исказить идею комплекса. Отобранные экспонаты могут не поместиться в заданном пространстве. Воспроизведение материалов Создание экспозиционных комплексов Создание авторских графиков размещений музейных предметов Отбор ведущих текстов

Изображение слайда
14

Слайд 14: Раскладка материалов – музейных предметов в экспозиции

Производится в соответствии с подготовленными проектными документами и с авторскими графиками на заданной экспозиционной площади и является важнейшей операцией в ходе проектирования экспозиции. Это – совместная работа научного сотрудника и художника. В процессе раскладки окончательно отбираются экспозиционные материалы, иногда происходит их замена, для чего используется вышеупомянутый «запасник». Вносятся уточнения не только в авторские графики, но и в тематическую структуру экспозиции. Итог раскладки, фиксирующий её результат, – окончательный график размещения экспозиционных материалов (его обычно чертит художник) вместе с развёрнутой тематической структурой (или тематическим планом), которые составляют основу ТЭП. В плане учитываются выполненные к этому времени проекты архитектурно-художественного решения. В ряде случаев (при малых масштабах, при реэкспозициях, оперирующих знакомым материалом, при выполнении срочных выставочных заданий и т.д.) раскладка производится после составления ТЭПа. В этом случае в него вносятся поправки. Отбор материалов Уточнение тематической структуры экспозиции Раскладка музейных предметов Окончательный график размещения

Изображение слайда
15

Слайд 15: Подготовка текстового и вспомогательного материала

Подбираются или разрабатываются научно-вспомогательные материалы (карты, диаграммы, схемы), содержание диорам и макетов, данные для научных реконструкций и др. В связи с важностью авторских текстов для понимания содержания экспозиции и особой трудоёмкостью данной работы, в которой сочетается полнота сведений с предельной краткостью изложения, в схеме она разделена на два этапа. Начало подготовки – на основе данных, имеющихся в картотеках, ТЭПах, в дополнительной литературе и окончательная редакция текстового материала после утверждения ТЭПа.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Текст в экспозиции

Тексты в экспозиции: заглавные, ведущие, пояснительный, этикетаж, указатели.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Художественное проектирование экспозиции

Научное и художественное проектирование экспозиции тесно связаны. Чем раньше художник включается в работу, тем эффективнее будут её результаты. В настоящее время намечается тенденция к убыстрению работы по архитектурно-художественному решению экспозиции, к завершению её проектирования. Художники представляют: - план территории музея с размещением крупногабаритных экспонатов и декоративных элементов, а также объектов архитектуры и природного окружения (если проект архитектуры и природного окружения (если проект составляется на весь музей); - план экспозиционных залов с уточнённым размещением разделов и тем, ведущих экспонатов; варианты маршрутов по залам; - перспективы каждого зала в цвете; - развертки всех стен; - эскизы ведущих экспозиционных комплексов, вспомогательных материалов, решение отдельных элементов экспозиции; - образцы ведущих и объяснительных текстов этикетажа (шрифт, цвет, композиция). Museo-Salvatore-Ferragamo-Hall-6-Palazzo-in-the-XIX-century.jpg

Изображение слайда
18

Слайд 18: Осуществление экспозиции

Монтажные листы представляют собою чертежи участков экспозиционной площади в масштабе 1:10 (или в натуральную величину) с точным обозначением размещения оборудования, оформленных экспонатов, текстов, технических устройств и т.д. Составляются художником на основе тематико-экспозиционного плана, эскизного проекта архитектурно-художественного решения и уточненных графиков под наблюдением экспозиционеров. Монтажными листами руководствуются при художественном исполнении работ, а затем при монтаже экспозиции. Источник: https://imt-russia.ru/?yclid=1979183422082944000

Изображение слайда
19

Слайд 19: Художественно-исполнительские работы

Работы ведутся под руководством художника, однако, автор экспозиции наблюдает за ходом. В частности, за соблюдением правил, обеспечивающих сохранность подлинников. К окончанию работ должен быть закончен ремонт залов, должно быть изготовлено оборудование. Художественно-исполнительские работы включают исполнение по предварительным эскизам: - диорам, художественно-декоративных элементов экспозиции (панно, орнаменты и пр.), разного рода воспроизведений (копии, муляжи, макеты и пр.), разнообразных научно-вспомогательных материалов, фоторабот (в том числе фотоувеличений, слайдов и пр.), шрифтовых работ; - оформление экспонатов (обрамление, окантовка, закрепление на планшетах и т.д.).

Изображение слайда
20

Слайд 20: Художественно-исполнительские работы

Работы ведутся под руководством художника, однако, автор экспозиции наблюдает за ходом. В частности, за соблюдением правил, обеспечивающих сохранность подлинников. К окончанию работ должен быть закончен ремонт залов, должно быть изготовлено оборудование.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Художественно-исполнительские работы

Оформительские решения в музеях военно-исторического профиля.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Художественно-исполнительские работы

Оформительские решения в музеях военно-исторического профиля.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Художественно-исполнительские работы

Изображение слайда
24

Слайд 24: Монтаж экспозиции

Размещение и закрепление всех экспозиционных материалов и музейного оборудования на заданных площадях в соответствии с монтажными листами. Монтируется в первую очередь 1) верхний пояс экспозиции, экспонаты, подвешенные к потолку (например, знамёна), 2) затем – настенный материал экспозиционного пояса (наиболее удобен для обозрения экспозиционный пояс, начиная с 70–80 см от пола и высотой 1,7 м), витрины и, наконец, 3) подставки и подиумы. Монтаж производится специалистами под руководством художника, при участии авторов экспозиции.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Популяризация экспозиции

Музейная экспозиция как одно из средств массовой коммуникации рассчитана на самых разнообразных посетителей. Популяризация экспозиции. Путеводители, буклеты, тексты выступлений. Составляются на основе тематико-экспозиционного (тематического) плана, этикетажа, картотек экспонатов, желательно, чтобы к открытию экспозиции был готов информационно-справочный материал для посетителя. Выступления в прессе, по радио, телевидению могут состояться ещё до открытия экспозиции и способствовать пробуждению интереса к ней. Афиши, значки, пригласительные билеты. Художник, получив материал от автора экспозиции, готовит эскиз афиши. В ней помимо художественной части помещаются справочные сведения, в самой сжатой форме даётся содержание экспозиции. Если имеются материальные возможности, то к открытию экспозиции изготовляются значки, сувениры. Их оформление связывается с содержанием экспозиции, они могут иметь символический характер или изображать конкретные экспонаты, памятники архитектуры, декоративного искусства и т.д. Заранее печатаются пригласительные билеты на вернисаж.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Разработка экскурсии и работа с экскурсоводами

Доведению сути экспозиции, ее содержания до ума и сердца человека, пришедшего в музей, способствует в первую очередь проведение экскурсий. Занятия с экскурсоводами. Работу ведут авторы экспозиции на основе тематико-экспозиционного плана, эскизного проекта, графиков размещения экспонатов и по возможности с демонстрацией важнейших из них. Предварительно экскурсовод знакомится с первыми проектными документами, а также с основной литературой. В подготовку экскурсоводов включаются и фондовые отделы. Перед вернисажем занятие проводится по смонтированной экспозиции. Приём экскурсии. Как правило, он производится автором экспозиции. К вернисажу должны быть подготовлены сотрудники, способные вести экскурсии и давать консультации по экспозиции. Одновременно с экскурсией следует готовить и другие средства популяризации.

Изображение слайда
27

Последний слайд презентации: Научная концепция экспозиции – алгоритм работы Экспозиционный замысел Научная: Разрешение на открытие - вернисаж

Приёмная комиссия в составе представителей вышестоящей организации, дирекции музея, главного хранителя в соответствии с существующей инструкцией даёт разрешение на открытие и оформляет его специальным актом. Вернисаж. После внесения необходимых поправок (если они сделаны приёмной комиссией), музей организует общественный просмотр экспозиции, приглашаются официальные лица, актив музея, сотрудники местных музеев, учёные, педагоги, представители общественности – словом, все, заинтересованные в работе музея. Затем экспозиция объявляется открытой. Однако работа над ней не заканчивается. Составляются охранно-топографические документы-описи. Формируется архив экспозиции, в который входят все документы, связанные с её проектированием и осуществлением. В заключении подчеркнём, что экспозиция – живой организм, она требует постоянного наблюдения, обновления в связи с пополнением фондов, с дальнейшим развитием профильной дисциплины, с изучением музейного посетителя, с новыми возможностями художественных решений.

Изображение слайда