Слайд 2: Нарушения речи
Корковый отдел анализатора (афазия/алалия) Проводниковый отдел анализатора (дизартрия) Периферический отдел анализатора ( дислалия, ринолалия )
Слайд 4: Афазия (от греч. а — отрицательная частица; phasis — проявление, высказывание)
Афазия – это расстройство управления речевым процессом; системное нарушение речи, являющееся нарушением уже сформировавшейся речи. Может затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи.
Слайд 5
Причины : геморрагические и ишемические инсульты; черепно-мозговые травмы; воспалительные заболевания мозга (энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс); опухоли головного мозга, хронические прогрессирующие заболевания ЦНС (очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика); операции на головном мозге. Факторы риска: пожилой возраст, семейный анамнез, атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, ревматические пороки сердца, перенесенные транзиторные ишемические атаки, травмы головы.
Слайд 6
Классификация афазии : Моторная афазия (центр Брока ) Эфферентная афазия ( efferentis — выносящий; эфференты — конечная часть рефлекторной дуги) - связана с поражением нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (зоны Брока ). Афферентная афазия ( отafferentis — привносящий; афференты —нервные окончания) – связана с поражением нижних отделов постцентральной коры левого полушария. Динамическая афазия - связана с поражением средне- и заднелобных отделов коры левого полушария мозга. дефектами нарушениями в звене планирования речи. Она проявляется в нарушениях сукцессивной (последовательной) организации речевого высказывания.
Слайд 7
Афферентная афазия - нарушение звена выбора звука халат = ханат, дом = лом, том, хвост = гвоздь, трость, кость Сопровождается эхолалией ( echo — отражение, lalia — речь) — повторение слов собеседника и эхопраксией - повторение движений собеседника.
Слайд 8
Эфферентная афазия – страдает ( вплоть до распада) грамматика, трудности переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Фраза "Мой старший сын - студент института" произносится больным следующим образом: "Сын., мой... мон... теперь... видите ли... ей... ей... как это., сын... старосторен... ста... стуженит...". Больные с этой формой афазии могут произносить отдельные звуки (иногда слова или целые короткие предложения, в зависимости от степени тяжести афазии), но все трудности начинаются, как только нужно перейти к произнесению серии звуков (слов, предложений). Трудности торможения предыдущих речевых актов и переключения на последующие и приводят к персеверациям.
Слайд 9
Динамическая афазия -нарушениями в звене планирования речи. Для динамической афазии характерны трудности построения связного высказывания при относительной сохранности моторных и сенсорных компонентов речи. Пересказывая даже самый простой текст (сказку), человек с афазией будет говорить рваными фразами. Например: «Вот... у хозяина была курица... и золотые яйца... и он её убил... Вот»
Слайд 10
Сенсорная афазия(центр Вернике ) связана с нарушением фонематического слуха, различение звукового состава слов. Она возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария.
Слайд 11
Семантическая афазия – связана с поражением зоны третичной коры теменно-височно-затылочных отделов левого полушария. Дефекты симультанного анализа и синтеза речи. Семантическая афазия— это симптомокомплекс, характеризующийся нарушением понимания смысла грамматически сложных фраз, отношений между словами, выражаемых с помощью флексий, атрибутивных конструкций. Отец и отец брата, брат и брат отца.
Слайд 12
Акустико-гностическая афазия – связана с нарушением слухоречевой памяти, т.е. взаимосвязью между звуковым составом и значением слова. Акустико-мнемическая афазия - связана с поражением средних отделов левой височной области. Это нарушение объёма удержания речевой информации, тормозимость слухоречевой памяти. Оптико-мнестическая афазия - связана с поражением задненижних отделов височной области левого полушария. Нарушается зрительная память, слабость зрительных образов слов. Проявляется в виде затруднений в назывании предметов и их изображений при большей лёгкости называния действий.
Слайд 13
Диагностика и коррекция: Диагностика проводится неврологами, нейропсихологами, логопедами. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция. Коррекция проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).
Слайд 15: Примеры упражнений для восстановления понимания речи
Кивнуть или показать отрицательный жест в ответ на вопрос: «Ты любишь молоко?», «У тебя на столе стоит сок?», «Ты сидишь на стуле?», «Ты лежишь на кровати?»; Выполнить инструкцию: «Открой тетрадь!», «Достань из стола карандаш!», «Сожми руку в кулак!»; Ответить, может ли быть такая ситуация: «Девочка еле воду, девочка пила хлеб»; Показать на картинке, где дом, а где том, где глаз, а где класс, где бабочка, а где палочка.
Слайд 16: Примеры упражнений для восстановления фонематического слуха
«Похожи ли по смыслу слова брать — хватать, молодой — пожилой, старый?»; Придумать предложения со словами «умный — глупый», «холодно — жарко»; Объяснить смысл пословиц «Пуганая ворона куста боится», «Цыплят по осени считают»; Объяснить, что значат выражения «заварить кашу», «глаза разбегаются».
Слайд 17: Примеры заданий для восстановления грамматического строя речи:
Ответить, правильно ли это: «мальчик ест каша», «мальчик ест кашу»; Исправить ошибки «автобус стоит перед остановка», он пишет карандаша»; Положи на место «ручку на книгу, ручку в книгу, ручку под книгу, спичку перед коробкой, спичку на коробку, спичку за коробку»; Выполнить задание «подними руки вверх», «повернись назад»; Можно ли так сказать: «Заплакала кукла и девочка разбила».
Слайд 18
Алалия (от греч. а — отрицательная частица иlalia — говорю) Алалия — это нейролсихологический симптом, который характеризуется отсутствием или недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта.
Слайд 19: Признаки алалии
Ребенок очень мало говорит Речь упрощённая, в ней отсутствуют сложные фразы и слова Р ебёнок отвечает на вопросы однозначно и коротко; Р ечь может быть очень быстрой и эмоциональной, несвязной, непонятной окружающим и лишённой смысла Р ебёнок с трудом может воспринимать устную речь окружающих Ребенок быстро устает
Слайд 20: Алалия
Моторная экспрессивная ребенок вообще не может говорить, хотя понимает обращенную к нему речь Сенсорная импрессивная не понимает обращенную к нему речь, хотя и обладает определённой речевой активностью
Слайд 21: Моторная алалия
Афферентная Поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. Эфферентная Поражение премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.
Слайд 22: Сенсорная алалия
Поражение коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины ). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.
Слайд 23: Причины
Повреждения речевых зон коры головного мозга во время родов Заболеваниями или травмами мозга в ранний(доречевой) период жизни Олигофрения (органические нарушения) Самопроизвольное прерывание беременности Токсикозы
Слайд 24: Этиопатогенетические факторов алалии
энцефалит менингит ЧМТ соматические заболевания, приводящие к истощению ЦНС (гипотрофию )
Слайд 25: Обследование детей с алалией
Консультация детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога ЭЭГ Эхоэнцефалография Рентгенография черепа МРТ головного мозга Отоскопия, аудиометрия
Последний слайд презентации: Нарушения речи: Коррекция алалии
Комплексный психолого-медико-педагогический характер Медикаментозная терапия Физиотерапия Работа над развитием общей и ручной моторики, психических функций Логопедические занятия : логоритмика логопедический массаж.