Первый слайд презентации: Нарушения произношения твердых и мягких согласных звуков и их коррекция
Слайд 2
Противопоставление по принципу мягкости и твердости очень широко используется в русской речи (15 пар согласных звуков). Мягкие согласные отличаются от твердых поднятием средней части спинки языка. Согласные Ш,Ж,Ц не имеют мягкой пары; Согласные j, Ч,Щ не имеют твердой пары.
Слайд 4: Проявляются в трех вариантах:
Замена твердых звуков мягкими; Замена мягких звуков твердыми; Смешения твердых и мягких звуков. Чаще всего твердые согласные заменяются мягкими, которые являются более простыми по артикуляции и раньше твердых звуков появляются в онтогенезе.
Слайд 6
Нарушения произношения могут быть связаны с: Наличием парезов; Гиперкинезов; Повышенного тонуса спинки языка.
Слайд 8: Коррекция дефектов твердости и мягкости согласных звуков проводится в двух направлениях:
Работа над слуховым различением твердых и мягких звуков. Формирование правильного артикуляционного уклада при произношении твердых и мягких согласных звуков.
Слайд 9
В процессе слуховой дифференциации большое внимание уделяются различению слов-квазиомонимов, например: мел-мель, угол-уголь, вал-вял, мал, мял. В ходе артикуляторной гимнастики отрабатываются упражнения на поднятие и опускание средней части спинки языка, сначала – со зрительным контролем, затем – на основе кинестетических ощущений.
Слайд 10
Необходимо научить ребенка удерживать среднюю часть спинки языка при более низком и более высоком положении; При постановке мягких согласных рекомендует отодвигание кончика языка в глубь ротовой полости, при этом средняя часть спинки языка “ выгарбливается ” ;
Слайд 11
При постановке твердых согласных рекомендуется продвинуть кончик языка вперед. При постановке некторых твердых переднеязычных звуков ( т,д,л,с ) можно использовать межзубное произношение звуков. В дальнейшем межзубное произношение переводится в зазубную артикуляцию;
Последний слайд презентации: Нарушения произношения твердых и мягких согласных звуков и их коррекция
В том случае, когда у ребенка нарушена дифференциация многих пар твердых и мягких звуков, рекомендуется следующая последовательность в работе (по Ф.А. Рау ): Т,Д,Н, затем – В,Ф,П,Б,М, далее – С,З и наконец, Л, Р Работа начинается с дифференциации звуков т-ть, д-дь,н-нь, так как различие в артикуляции этих звуков очень существенно.