Презентация на тему: Нарушения и коррекция письменной речи у детей

Реклама. Продолжение ниже
Нарушения и коррекция письменной речи у детей
План
Письмо
Речь
Психологическое содержание
Письменная речь
Психологические предпосылки формирования письменной речи
Структура письма
Психологический уровень включает ряд звеньев:
Психолингвистический уровень обеспечивает операциональную сторону реализации плана (программы) и состоит из нескольких звеньев:
Психофизиологический уровень обеспечивает реализацию всех указанных выше операций и действий:
Мозговая основа письма весьма сложна, что естественно, требует совместной работы не одного, а ряда участков мозга
Письмо
Нарушения и коррекция письменной речи у детей
Аграфия — это сложное и неоднородное расстройство письма и письменной речи, и оно проявляется в разных формах, которые условно можно разделить на две группы, в
Артикуляционно-акустическая дисграфия
Оптическая дисграфия
Моторная дисграфия
Дисграфия на почве языкового анализа
Аграмматическая дисграфия
Дисорфография
1/21
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 36)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (596 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Нарушения и коррекция письменной речи у детей

Тарасенко Н.Н.

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: План

Психология письменной речи Формирование, психологическое содержание и мозговые основы письма

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Письмо

. Сложная осознанная форма речи и речевой деятельности В психологическое содержание письма входят помимо речи и процессы восприятия разной модальности — зрительной, акустической и пространственной, входят и двигательные процессы — кинестетической и кинетической природы, зрительные образы-представления буквенных знаков, оперативная память и т.д.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Речь

Устная Возникает на втором году жизни формируется непосредственно в процессе общения со взрослыми людьми формируется непроизвольно и протекает автоматически Письменная Возникает на пятом году жизни формируется сознательно, в процессе осознанного и произвольного обучения Способы возникновения и развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно письмо автоматизируется и превращается в плавно протекающий навык . На ранних этапах овладения письмом каждая отдельная операция является изолированным, осознанным действием, написание слова распадается для ребенка на ряд задач

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Психологическое содержание

Устная прежде всего контекстная, что реализуется, во-первых, в разговорной речи при наличии общей ситуации, которая и создает контекст, внутри которого передача и прием информации упрощаются устная речь имеет ряд эмоционально-выразительных средств, помогающих коммуникации есть целый ряд неформализуемых средств, которые зависят от мотивационной сферы и прямо или косвенно представляют собой проявление активности — общей и вербально Произносится Письменная Ситуативна. Контекст создается в речи Эмоции должны быть выражены в словах мотивы письменной речи также возникают позже, и сами они более абстрактны и интеллектуалистичны, их трудно создать Мыслится

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Письменная речь

осознанный и произвольный процесс; ее единицей является монолог; она не контекстна в отличие от устной речи, сама себя порождает, активизирует, контролирует, пользуясь методом перебора средств; не имеет дополнительных средств, которые сделали бы ее более экономичной с той же степенью точности; поэтому она использует стратегию перебора средств (лексических, синтаксических, фонетических), поэтому она избыточна; для своего развития требует абстракции; она мыслится, а не произносится; письменная речь — «алгебра речи»;

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Психологические предпосылки формирования письменной речи

сформированность (или сохранность) устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности. формирование (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений, знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия и представлений, сформированность двигательной сферы ( праксис руки) формирование у детей абстрактных способов деятельности, сформированность общего поведения — регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Структура письма

Психологический уровень, решает задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность письма Л ингвистический уровень организации письменной речи — отвечает на вопрос — какими средствами осуществляется письмо; реализует перевод внутреннего смысла и содержания, формирующихся на психологическом уровне, в лингвистические коды — в лексико-морфологические и синтаксические единицы, т.е. в слова, фразы и тексты Психофизиологический уровень в структуре письма осуществляет совместную работу нескольких анализаторных систем, которые и лежат в основе письменной речи. Мозговая основа письма. Выполнение такого сложного процесса как письмо возможно лишь при совместной работе ряда мозговых зон, каждая из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или иное условие (компонент) формирования и протекания письма.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Психологический уровень включает ряд звеньев:

1) возникновение намерения, мотива к письменной речи, 2) создание замысла (о чем писать), 3) создание на его основе общего смысла (что писать) содержания, 4) регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Психолингвистический уровень обеспечивает операциональную сторону реализации плана (программы) и состоит из нескольких звеньев:

Процесс звукоразличения, с помощью которого проводится анализ звукового состава слова, его акустической, кинестетической и кинетической основы на уровне фразы. Объем акустического восприятия и слухоречевая память обеспечивают восприятие определенного объема информации и удержание ее в оперативной памяти. Актуализация образов-представлений графемы на основе поступающей звуковой информации и ее перешифровка в соответствующие буквы. Актуализация моторного образа буквы и ее перешифровка в соответствующую букве серию тонких движений руки. Написание букв, слов, фраз.

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Психофизиологический уровень обеспечивает реализацию всех указанных выше операций и действий:

1) процесс звукоразличения обеспечивается совместной работой речедвигательного и акустического анализаторов; 2) объем восприятия акустических речевых сигналов обеспечивается акустическим анализатором (и возможно совместно с кинестетическим); в структуру восприятия входит, как стало известно, звено иконической памяти, оно и обеспечивает кратковременный отбор и удержание нужной информации для ее обработки; 3) перешифровки с одного психического процесса на другой (со звука на букву) происходят благодаря совместной работе акустической, зрительной и пространственной анализаторных систем, которые обеспечиваются работой третичной задней зоны мозга — ТРО ( temporalis — parietalis — occipitalis ) височно-теменно-затылочной зоной; здесь и происходит актуализация образов-представлений буквенных знаков; 4) перешифровка оптического образа буквы в двигательный и в написание буквы происходят благодаря сложной совместной работе зрительной и двигательной анализаторных систем.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Мозговая основа письма весьма сложна, что естественно, требует совместной работы не одного, а ряда участков мозга

. Психологический уровень реализуется за счет работы лобных отделов мозга — передне -, заднеи медио -базальных отделов лобной области коры головного мозга Психофизиологический уровень обеспечивается совместной работой заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных, передне -затылочных отделов (зона ТРО) Лингвистический уровень, на котором происходит выбор языковых средств (нужных звуков, слов, синтаксиса), обеспечивается совместной работой передней и задней речевых зон, отвечающих за синтагматику и парадигматику речи. Совместная работа всех этих морфологических образований мозга и составляет мозговую основу процесса письма.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Письмо

является сложным психическим процессом включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности — внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику руки, предметные действия и др. У взрослого человека, обладающего высокоразвитым письмом, преимущественно действует первый, психологический уровень, причем осознанно, в то время как два других уровня работают как бы в автоматическом режиме. У детей наблюдается другая картина все уровни организации письма протекают произвольно, и работает преимущественно лингвистический блок операций.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14

У детей механизмы нарушения чаще всего комплексные и могут лежать они в сфере не только элементарных психических процессов (моторики, графомоторных координации, нарушения звукового анализа и синтеза и т.д.), но и в сфере высших психических функций — в нарушении общего поведения, внимания, несформированности личности и абстрактных форм мышления и др.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Аграфия — это сложное и неоднородное расстройство письма и письменной речи, и оно проявляется в разных формах, которые условно можно разделить на две группы, в основе которых лежат нарушения разного психологического содержания и разные механизмы :

1 ) речевые аграфии, в основе которых лежат расстройства речи; 2) гностические (неречевые) формы аграфии, в основе которых лежат расстройства разных видов гнозиса.

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: Артикуляционно-акустическая дисграфия

проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам в устной речи.  Иногда называют «графическим косноязычием»

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: Оптическая дисграфия

связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18: Моторная дисграфия

Для нее характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19: Дисграфия на почве языкового анализа

Механизмом является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложения на слова, слогового анализа и фонематического анализа и синтеза. Проявляется в искажениях структуры слова и предложения.

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20: Аграмматическая дисграфия

Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи — морфологических, синтаксических обобщений. Эта форма дисграфии проявляется на письме в аграмматизмах на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи у детей с ОНР. Дети затрудняются в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между предложениями.

Изображение слайда
1/1
21

Последний слайд презентации: Нарушения и коррекция письменной речи у детей: Дисорфография

это стойкое нарушение способности пишущего применять орфографические правила при написании заданий или своего речевого замысла Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть "опасное место" в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже