Презентация на тему: М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net

Реклама. Продолжение ниже
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net
1/52
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 11)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2017 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
2

Слайд 2

Содержание история создания романа композиция и жанр произведения система рассказчиков система персонажей

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
3

Слайд 3

История создания 1836 г. – замысел романа. Герой – молодой гвардейский офицер. События разворачиваются на фоне столичной жизни. 1837 г. – после первой ссылки на Кавказ замысел меняется – впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, от пребывания в местах боевых действий, посещения Тамани, встречи с ссыльными декабристами. 1837 – 1840 гг. – время написания романа.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
4

Слайд 4

Даты публикации Осень 1837г. – « Тамань » 1840 г. – напечатана в «Отечественных записках», № 2 1839 г. – « Фаталист », «Отечественные записки, № 11 1839 г. – «Бэла», «Отечественные записки», № 3 Апрель 1840 г. – опубликовано «Сочинение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Тогда же впервые появилась повесть «Максим Максимыч».

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
5

Слайд 5

Фаталист – человек, склонный к фатализму. Фатализм – вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в мире заранее предопределено таинственной силой, роком. Фатальный – 1. Предопределенный роком; загадочно-непонятный 2. Роковой, трагический по своей сути, по результатам. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М, 1997 Тамань ( Таманская) станица Темрюкского района Краснодар- ского края, порт на берегу Таманского залива Кречен- ского пролива. (БСЭ)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
6

Слайд 6

Смысл названия «Один из начала века» «Один из нашего века» ? « нашего времени » ? 30-е гг. XIX века героев героев Герой

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М, 1997 Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Главное действующее лицо литературного произведения. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление) ГЕРО́Й, -я, м. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда. 2. Главное действующее лицо литературного произведения. Г. трагедии. Г. романа. 3. чего. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Г. нашего времени. 4. кого (чего). Тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). Г. дня.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

Задумавшееся поколение Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни. Характернейшая черта - потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели. Печорин - типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
9

Слайд 9

14 (26) декабря 1825 г. - последняя в истории России попытка гвардейского дворцового переворота. Состоялась в Санкт-Петербурге на Сенатской площади. Восстание декабристов Б ольш ое количество участников - око ло 3 -х тысяч солдат. В результате мятежа погибли 1 271 человек. Многих из руководителей восстания приговорили к ссылке, а Каховского, Рылеев а, Пестеля, Муравьева-Апостола и Бестужев а -Рюмин а с уд вместо мучительной смертной казни четвертованием приговорил повесить. Приговор был исполнен 13 июля 1826 г. в кронверке Петропавловской крепости.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/8
10

Слайд 10

Полемика вокруг романа Николай I – «отвратительный» роман Охранительная критика – нет ничего русского, «порочный» герой списан автором у западноевропейских романистов Консервативная критика – клевета на русскую действитель-ность, «весь роман – эпиграмма» В. Кюхельбекер – «…все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин» В.Г. Белинский – «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества» В.И. Левин – Печорин может считаться «первым подлинно художественным положительным героем в русском реалисти-ческом романе»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
11

Слайд 11

Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную довер- чивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнрав- ственного человека, как Герой Нашего Времени….

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
12

Слайд 12

Композиция романа «Максим Максимыч» «Бэла» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» СЮЖЕТ ФАБУЛА Ж у р н а л П е ч о р и н а

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
13

Слайд 13

Сюжет (франц. sujet – предмет) – событие или совокупность событий в эпических и драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. Фабула ( лат. fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2007 г.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
14

Слайд 14

Хронология событий «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани. «Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча. «Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу. «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова кня- зя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича. «Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем. (В. Набоков)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

Отказ от хронологии обусловлен следующим: выбор наиболее значимых эпизодов особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности выбор рассказчика (не случаен, служит общему замыслу) композиция подчинена авторскому замыслу : всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
16

Слайд 16

Герой Нашего Времени, <…>, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Но не думайте, <…> чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. <…> Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог знает! История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. Замысел Лермонтова В предисловии ко второму изданию романа: В предисловии журналу Печорина:

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
17

Слайд 17

Жанр романа «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» романтическая новелла путевой очерк психологическая новелла авантюрная новелла остросюжетная повесть дневник «светская» повесть записки романтическая новелла социально-психологический философский роман

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
18

Слайд 18

Система рассказчиков ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Путешествующий офицер Максим Максимыч Печорин Человек чести, воин- ского долга, дисцип- лины; простодушен, добр, искренен Образованный офи- цер, кое-что знает о Печорине, о его стран- ном и противоречи- вом характере. Объ- ективная оценка. Человек, размышля- ющий о смысле жизни, о собственном назна- чении. Сам себя судит И казнит КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ Печорин – таинствен- ный и загадочный че- ловек, его нельзя по- нять, а его поступки нельзя объяснить Психологический Портрет героя. Попыт- ка дать объяснение не- которым поступкам. конкретный и реалис- тичный образ. Трагическая исповедь героя. Искренен перед читателем и самим собой.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
19

Слайд 19

Система персонажей «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
20

Слайд 20

В.А. Агин, 1840-е гг. Л.Е. Фейнберг, 1841г. Ф.Д. Константинов, 1962 г. Повесть «Бэла»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
21

Слайд 21

Бэла в крепости В.А. Серов, 1891 г. В.А. Фербер, 1939 г. Е.Е. Лансере, 1914 г.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
22

Слайд 22

Сцена похищения Бэлы В.Г. Бехтерев, 1936 г. М. Зичи, 1881 г. И.Е. Репин, 1887 г.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
23

Слайд 23

Бэла и Печорин «он часто грезился ей во сне… и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления…» Полюбить не может, так как Печорин - иноверец Страдает от противоречия НО «…наряжал ее, как куколку, холил и лелеял…» «…я ее еще люблю… я за нее жизнь отдам…» «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосерде- чие одной так же надоедают, как и кокетство другой…» НО Попытка приблизиться к чело- веку другой веры заканчивается трагически

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
24

Слайд 24

Повесть «Максим Максимыч» ОТНОШЕНИЕ ГЕРОЕВ К ПРОШЛОМУ Печорин Максим Максимыч Все прошедшее мучительно Не может и не хочет вспоминать спокойно, особенно историю с Бэлой Боль в душе – не может простить историю с Бэлой (ее гибель) Все прошедшее мило Общие воспоминания – основа для беседы, которую ждет с нетерпением Воспоминания о прошлом придают некую значительность

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
25

Слайд 25

- Боже мой, боже мой! да куда это так спешите?.. Мне столько бы хотелось вам сказать... столько расспросить... Ну что? в отставке?.. как?.. что поделывали?.. Скучал! - отвечал Печорин, улыбаясь. А помните наше житье-бытье в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?.. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся... Да, помню! - сказал он, почти тотчас принужденно зевнув... Последняя встреча героев

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
26

Слайд 26

Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, - а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости. <…> сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах <…> Тут он отвернулся, чтоб скрыть свое волнение, пошел ходить по двору около своей повозки, показывая, будто осматривает колеса, тогда как глаза его поминутно наполнялись слезами. в его досаде было что-то детское; мне стало смешно и жалко... Максим Максимыч

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
27

Слайд 27

Максим Максимыч Печорин непонятен Максиму Максимычу : “ Славный был малый, только немножко странен”. И эта странность заключается в нетипичности поведения. Печорин странен, потому что неоднозначен, не всегда одинаков. С ним и Максим Максимыч не может вести себя так, как он привык (“Как только я проведал, что черкешенка у Григорья Александровича, то надел эполеты, шпагу и пошёл к нему”), и вывод: “Что прикажете делать? Есть люди, с которыми непременно должно соглашаться”. Сам того не замечая, он поддерживает своеобразную “игру” Печорина, заключая с ним пари о Бэле. Для него Печорин совершенно непредсказуем: “...Я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чём говорил шутя”. О его доброй душе и человеческом сердце говорит искренняя забота и любовь к Бэле, но удивление, что она не вспомнила о нём, свидетельствует о полном непонимании сложившейся ситуации. Он не в состоянии оценить психологического состояния Печорина после смерти Бэлы, и потому, видимо, при новой встрече не боится напомнить о ней.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
28

Слайд 28

Максим Максимыч Максим Максимыч — добрый, простой человек, весьма добросовестно относящийся к службе, но он совершенно лишён способности “сменить угол зрения” на событие, увидеть “чужой взгляд”. Его искренняя уверенность в дружбе Печорина приводит к досаде и разочарованию, вполне понятной повествователю. Но даже в этом эпизоде жалость соседствует с иронией: уж если Максим Максимыч скрывает своё состояние, это хорошо видно наблюдательному человеку. Неслучайно роман кончается иронико-комическим эпизодом: Печорин пытается обсудить предопределение с Максимом Максимычем. Его взгляд не прибавил и не убавил ничего в ответе на главный вопрос повести «Фаталист», он просто как бы перевёл его “в другую сферу”, лишил романтического ореола.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
29

Слайд 29

Максим Максимыч Такой своеобразный “трезвый” и простой взгляд необходим Лермонтову как инструмент переосмысления, снижения романтических ситуаций: действительно, Максим Максимыч трезво судит о природе и действительно знает её особенности (она совершенно лишена в его глазах романтической таинственности), в его представлении ничего романтического нет в разбойнике Казбиче и татарчонке Азамате, похищение Бэлы штабс-капитан воспринимает как некий “незаконный” поступок Печорина, хотя понимает, что из окна крепости “она видит те же горы”; и, наконец, он “не любит метафизических прений”. Важность этого персонажа — и в его рассказе о Печорине, взгляде на него. Его тоже можно считать своеобразным двойником главного героя, оттеняющим глубину и трагизм его натуры.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
30

Слайд 30

Повесть «Тамань» М.Ю. Лермонтов, 1837 г. Ф.Д. Константинов, 1962 г.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
31

Слайд 31

Л.Е. Фейнберг, 1941 г.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
32

Слайд 32

Отношение Печорина к героям В начале повести В конце повести Слепой мальчик Ундина «…и между нами началась отча- янная борьба; < … > но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости <…> сверхъестественным усилием повалила меня на борт…» «Слепой мальчик точно плакал, и долго, долго… Мне стало грустно». Судьба мальчика вызывает сочувствие. «Странное существо…эти глаза, казалось, были одарены какой- то магнетической властью… Она была далеко не красавица…В ней было много породы… Хотя в ее косвенных взглядах я читал что- то дикое и подозрительное…» «…я имею сильное предубежде- ние против всех слепых, кривых, глухих… я глядел на него с не- вольным сожалением… улыбка… произвела на меня самое непри- ятное впечатление…»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
33

Слайд 33

молод, неопытен чувства пылки и стремительны впечатлителен, романтичен ищет приключений, готов рисковать все поступки – желание проникнуть во все тайны мира НО ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казен- ной надобности!..» Печорин

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
34

Слайд 34

Повесть «Княжна Мери» М.Ю. Лермонтов, вид Пятигорска, 1937 г.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
35

Слайд 35

Печорин и «водяное» общество примитивны лицемерны, неискренни способны на обман неспособны понять и принять Печорина таким, какой он есть «врожденная страсть проти- воречить…» «Быть всегда настороже, ло- вить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать на- мерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опроки- нуть все огромное и многотруд- ное здание из хитростей и за- мыслов – вот что я называю жизнью…» «Водяное» общество Печорин КОНФЛИКТ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
36

Слайд 36

Грушницкий – карикатура на Печорина в Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа» «Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою» говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Произво- дить эффект – его наслаждение» в душе его нет «ни на грош поэзии» «…Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях… я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать» Глазами Печорина Глазами читателя способен на подлость и обман (дуэль с Печориным) даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности все время пытается кому-то подражать рядом с Печориным выглядит жалким и смешным

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
37

Слайд 37

Сцена у колодца М. Врубель, 1890 г. Д.А. Шмаринов, 1941 г.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
38

Слайд 38

Ночь перед дуэлью Отрывок из телеспектакля «Страницы журнала Печорина», реж. А. Эфрос, 1975 г. Печорин – Олег Даль М.А. Врубель, 1890 г. Д.А. Шмаринов, 1941 г. Отрывок из к/ф «Княжна Мери», реж. И. Анненский, 1955 г. Печорин – Анатолий Вербицкий

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
39

Слайд 39

Дуэль с Грушницким Отрывок из телеспектакля «Страницы журнала Печорина», реж. А. Эфрос, 1975 г. Печорин – Олег Даль, Грушницкий – Андрей Миронов Отрывок из к/ф «Княжна Мери», реж. И. Анненский, 1955 г. Печорин – Анатолий Вербицкий, Грушницкий – Л. Губанов М.А. Врубель, 1890 – 1891 г.г. Д.А. Шмаринов, 1941 г.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
40

Слайд 40

Вернер – «двойник» Печорина по определению Печорина, «человек замечательный» глубокий и острый ум, проницательность, наблюдательность знает людей: «Он изучал все живые струны сердца человеческого» доброе сердце («плакал над умирающим солдатом») скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки МОГУТ ЛИ ПЕЧОРИН И ВЕРНЕР БЫТЬ ДРУЗЬЯМИ? ПЕЧОРИН: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни одни из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
41

Слайд 41

Печорин и Мери Раздражение Отсутствие внимания со стороны Печорина Ненависть «Дерзкие» поступки Печорина Интерес Желание узнать, кто же такой Печорин Сопереживание Исповедь Печорина ПЕРЕМЕНЫ В КНЯЖНЕ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
42

Слайд 42

Вера и Печорин Печорин : «За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?» «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья…» «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть…» Вера : «…в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе … есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном…»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
43

Слайд 43

Сцена погони за Верой «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья…» «Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на 10 минут < … > изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал…» «…я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк…» «Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно…» Противоречивость, двойственность героя

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
44

Слайд 44

Повесть «Фаталист» Интертекстуальность «Болезнь нашего века происходит от двух причин: народ, прошедший через 1793 и 1813 гг. носит в сердце две раны. Все то, что было, уже прошло. Все то, что будет, еще не наступило. Не ищите же ни в чем ином разгадки наших страданий». Альфред де Мюссе «Исповедь сына века», 1836 г. Дневник Джорджа Гордона Байрона Центральный эпизод «Фа-талиста» – случай, описанный в дневнике Байрона. «У Игрока интерес к жизни возобновляет-ся всякий раз, когда он выбра-сывает карты…» Образ Вулича – его страсть к картам, его вызовы судьбе.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
45

Слайд 45

Интертекстуальность – одно из главных свойств литературы постмодернизма, включение одного текста в другой, растворение индивидуального, созданного автором текста в явных и неявных аллюзиях, реминисценциях, цитатах, культурных и литературных перекличках. Интертекстуальность позволяет расширить границы текста, в результате чего он лишается законченности, закрытости. Аллюзия – художественный прием: сознательный авторский намек на общеизвестный литературный или исторический факт, а также известное художественное произведение. Реминисценция – неявная отсылка к другому тексту, наводящая на воспоминание о нем и рассчитанная на ассоциации читателей. Цитата – дословно приведенное автором чужое высказывание, включенное в собственный текст. Может рассматриваться как вид внетекстовых отношений, т.к. «чужое слово» в новом тексте, будучи принципиально узнаваемым, позволяет расширить смысл нового текста за счет «приращения» смысла старого, цитируемого.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
46

Слайд 46

Вулич и Печорин игрок, постоянно испытывает судьбу ищет власти над судьбой «Каждому из нас назначена роковая минута» не верит в высшую силу, которая управляет движениями людей « Я люблю сомневаться во всем < … > всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
47

Слайд 47

«Фаталист» Тема судьбы и воли человека «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? почему мы должны давать отчет в наших поступках?» « А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…» Печорин Наличие у человека веры и цели Отсутствие у человека веры в судьбу, в себя Сила Слабость

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
48

Слайд 48

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
49

Слайд 49

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
50

Слайд 50

Печорин и Онегин Белинский : Печорин – «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Герцен : Печорин – «младший брат Онегина». Сходства: представители светского общества история жизни: вначале – погоня за светскими удовольствиями, затем – разочарование попытка найти применение своим душевным силам (чтение книг, хозяйство) – вновь разочарование героями овладевает скука (сплин) критическое отношение не только к окружающим, но и к себе

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
51

Слайд 51

НО Печорин – человек 30-х гг. (время реакции) одаренная, неординарная личность (ум, сильные страсти, воля) характер противоречив (борьба рассудочности с требованиями ума и сердца) способен на глубокую любовь (отношение к Вере) типичный герой своего времени тип лишнего человека А.И. Герцен (1 8 61 г.): «Время Онегиных и Печориных прошло. Теперь в России нет лишних людей, теперь, напротив, к этим огромным запашкам рук недостает. Кто теперь не найдет дела, тому пенять не на кого, тот в самом деле пустой человек, свищ или лентяй. Оттого очень естественно Онегины и Печорины делаются Обломовыми».

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
52

Последний слайд презентации: М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 900igr.net

К типу «лишнего человека» критики XIX в. и некоторые литературоведы в ХХ в. относят Евгения Онегина, Печорина, Обломова, героев романов Тургенева (Рудина, Лаврецкого). Само наименование вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» И.С. Тургенева. Сам же тип сложился раньше: первое законченное воплощение – это Онегин, затем – Печорин, тургеневские персонажи. Это социально-психологический тип, которому свойственно отчуждение от официальной России, от родной среды ( обычно – дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время – душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела. Это дворяне, не нашедшие себе места в жизни, не увидевшие применения своим силам, нередко слабые и безвольные.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже