Презентация на тему: Музыка для детей Морис Равель «Моя матушка Гусыня»

Музыка для детей Морис Равель «Моя матушка Гусыня»
Детская музыка
Морис Равель «Моя матушка гусыня»
История создания сборника «Моя матушка гусыня»
Содержание сборника «Моя матушка гусыня»
« Павана Спящей красавицы»
«Мальчик-с-пальчик»
«Дурнушка, императрица пагод»
«Разговоры Красавицы и Чудовища»
«Волшебный сад»
1/10
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 19)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2754 Кб)
1

Первый слайд презентации: Музыка для детей Морис Равель «Моя матушка Гусыня»

Тема 16

Изображение слайда
2

Слайд 2: Детская музыка

Музыка для детей – это особая область композиторского творчества. Не каждый композитор посвящал произведения детям, или сочинял небольшие пьесы для того, чтобы их могли исполнять начинающие музыканты. Впервые легкие произведения для обучения детей написал немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах, живший в 18 веке. Назвал он их «Инвенции», в переводе «выдумка, загадка». Несмотря на то, что Инвенции предназначаются для начинающих исполнителей, они представляют собой лишь искусные упражнения, но не имеют ничего общего с «миром ребенка». Там нет ни названий, ни ярких образов. Композиторы 19 века, например, Роберт Шуман или Петр Ильич Чайковский уделяют сочинению детской музыки немного больше внимания. В «Альбоме для юношества» (Шумана) и «Детском альбоме» (Чайковского) оживают сказочные образы, игрушки, появляются темы, которые интересуют каждого ребенка. Именно с этих произведений начинается история детской музыки.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Морис Равель «Моя матушка гусыня»

Морис Равель – французский композитор, который жил в 19 и начале 20 века. Матушка гусыня – персонаж французской и англо-американской детской литературы, в частности сказок, стихов, считалок. Это рассказчица, возле которой всегда очень много детей. Все они с интересом слушают ее истории. Произведение «Моя матушка гусыня» написано в 1908 году для исполнения на фортепиано в 4 руки, то есть для двух детей, играющих за одним инструментом. Позже, в 1911 году Равель создал оркестровку пьес, вошедших в этот сборник. То есть написал партии для исполнения симфоническим оркестром. У Равеля не было своих детей, а сборник он посвятил Мими и Жану Годебским. Это были дети его друзей. (1875-1937)

Изображение слайда
4

Слайд 4: История создания сборника «Моя матушка гусыня»

Равель часто проводил лето на вилле друзей в Испании, где семья отдыхала с детьми. Равель играл с детьми и рассказывал им, по собственному выражению, разные истории, «не слишком грустные по вечерам во избежание кошмаров и мрачные по утрам для возбуждения аппетита ». Подобные истории в музыке, рожденные желанием, как вспоминал композитор, «воссоздать поэзию детства», он рассказал в пяти пьесах сюиты «Моя Матушка-Гусыня». Ее первыми исполнителями должны были стать Мими и Жан. Однако не уверенные в своем владении фортепиано дети отказались, и на премьере 20 апреля 1910 года в Париже сюиту сыграли две юные ученицы консерватории.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Содержание сборника «Моя матушка гусыня»

Сборник Равеля состоит из 5 сказок: « Павана Спящей красавицы» (по сказке Ш. Перро) « Мальчик-с-пальчик» ( по сказке Ш. Перро) «Дурнушка, императрица пагод» (китайских статуэток, качающих головами, называемых по-русски китайскими болванчиками) (по сказке Мари-Катрин герцогини д'Онуа ) «Разговоры Красавицы и Чудовища» (по сказке Жанны-Мари Лепренс де Бомон) «Волшебный сад» (по сказке Ш. Перро)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Павана Спящей красавицы»

« Павана Спящей красавицы» — самая маленькая пьеса, всего 20 тактов. Павана – название старинного торжественного танца. Под медленную музыку паваны происходили различные церемониальные шествия: въезд в город важных вельмож, проводы знатной невесты в церковь. Флейта в пьесе поет краткую, словно убаюкивающую мелодию в народном духе, валторны играют с сурдиной и струнные пиццикато. Пьеса напоминает скорее колыбельную, чем танец. Затем мелодия звучит у деревянных духовых инструментов, а в последний раз ее проводят первые скрипки под аккомпанемент арфы.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Мальчик-с-пальчик»

«Мальчик-с-пальчик » отличается изобразительными чертами. По сюжету, мальчик разбрасывал крошки, чтобы найти путь домой, но птицы их склевали. В музыке можно отчетливо услышать кукушку. А также композитор изобразил шаги главного героя. Движение не прерывается ни на миг: мальчик продолжает искать дорогу, даже когда прилетают птицы. Их щебет и шум крыльев передают звуки скрипок и флейт.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Дурнушка, императрица пагод»

Третья пьеса вдохновлена сказкой «Изумрудный змей» современницы Шарля Перро — герцогини д'Онуа. Она называется «Дурнушка — императрица пагод». Принцесса, заколдованная злой ведьмой, стала некрасивой, дурнушкой. Но вот, однажды она попала в прекрасный волшебный дворец, хозяином которого был Изумрудный змей. Принцесса стала императрицей, ей прислуживали маленькие китайские куколки (пагоды). Темы построены на характерном для китайской музыки звукоряде без полутонов (называют ПЕНТАТОНИКА. на фортепиано они исполнялись на всех черных клавишах). Изящный кукольный марш сверкает и переливается всеми красками небольшого оркестра с ударными : челестой, колокольчиками, ксилофоном, тарелками, тамтамом. Краткие мотивы флейты-пикколо напоминают то ли плеск воды, то ли мерные покачивания голов китайских статуэток.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Разговоры Красавицы и Чудовища»

« Разговоры Красавицы и Чудовища» написаны в ритме вальса. Героиня представлена кларнетом, поющим изящную мелодию, герой — неповоротливым контрафаготом с хроматическим мотивом. Между темами возникает диалог, а затем они объединяются и звучат все более взволнованно. Вдруг все обрывается паузой. Слышится мелодия арфы и волшебный звон треугольника. Чудесное превращение Чудовища в прекрасного принца свершилось: его тяжеловесный, неуклюжий прежде мотив становится мелодией солирующей скрипки в высоком регистре, а затем солирующей виолончели.

Изображение слайда
10

Последний слайд презентации: Музыка для детей Морис Равель «Моя матушка Гусыня»: Волшебный сад»

«Волшебный сад» — медленный финал всего цикла. Как и в первой пьесе, простая мелодия словно ветвится подголосками. Сначала звучат только струнные, затем к ним присоединяются деревянные и валторны. Новая, чуть более подвижная мелодия предстает в красивом прозрачном оркестровом наряде: у солирующей скрипки и челесты в унисон на фоне аккордов арфы и высоких деревянных духовых. Заключительное нарастание украшено глиссандо челесты и арфы и веселым перезвоном колокольчиков, треугольника и тарелок.

Изображение слайда