Презентация на тему: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом творчества « Юлдаш » городского округа город Уфа Республики Б ашкортостан
Резьба по дереву развивалась на протяжении столетий
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ ВИД ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Наибольшую известность получили резные произведения из таких стран как:
Китай Донг Я нг (сказочные композиции)
Япония (миниатюрные скульптуры нэцкэ) вырезают не только из кости, но и твердых пород дерева
Англия XVII в. автор Гринлинг Гиббонс (рельеф)
Норвегия (плетенки с изображением таинственных животных)
Северная Америка (тотемная скульптура, маски)
Африка (ритуальные маски)
Индия (цветок лотоса)
В России резьба по дереву представлена очень разнообразно:
Древний Шигирский идол
Первая русская скульптура
В XI- XII веках различные виды деревообработки носили характер ремесленного производства.
В старинных летописях встречается ряд упоминаний об артелях древоделей (плотников), теслей (столяров), городников (специалистов по крупному строительству).
Влияние зарубежных мастеров на развитие русской резьбы по дереву
Внутреннее резное убранство русских дворцов XVII в. в стиле барокко и рококо восхищает нас своей роскошью
Развитие торговли между странами существенно расширило кругозор мастеров резьбы и оказало обогащающее влияние на данный вид прикладного искусства.
Мифические персонажи в резном декоре
Домовая резьба
В домовой резьбе применялась более сложная техника, чем в оформлении простых бытовых предметов.
Глухая резьба ( имеет глубокий фон)
Пропильная (ажурная) резьба по дереву
Оформление наличников окон
Особенно талантливыми были мастера древнего Новгорода.
Разнообразны формы и украшения деревянных ложек.
Изготовление ложек
Бытовая утварь
Манера – доска для набойки по ткани
В 17 в. деревянные печатные доски с резьбой применяли для приготовления пряников.
Печатные пряничные доски
Д еревянная игрушка
Деревянная игрушка
Богородская резьба по дереву
Богородская резьба по дереву
Школы художественной резьбы по дереву в России
Абрамцево-кудринская резьба по дереву
Абрамцево – кудринская резьба
Изделия мастеров кудринской резьбы
Резьба « Татьянка »
Рельефная резьба « Татьянка »
В нашей республике у искусства резьбы по дереву также есть свои яркие отличительные особенности.
Республика Башкортостан
Декор домов
Каждый резчик по дереву выбирает для себя ту или иную технику резьбы и развивается в этом направлении.
1/46
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 67)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (35113 Кб)
1

Первый слайд презентации: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом творчества « Юлдаш » городского округа город Уфа Республики Б ашкортостан

Открытый урок «Резьба по дереву. Путешествие по страницам истории» Педагог дополнительного образования Ильясова Елизавета Михайловна Объединение «Город мастеров»

Изображение слайда
2

Слайд 2: Резьба по дереву развивалась на протяжении столетий

С развитием человеческой цивилизации дерево использовалось не только для постройки жилья, транспортных средств, предметов быта, но и украшения интерьера. Во всем мире, где природные ресурсы богаты разнообразием древесных пород существует этот красивейший вид декоративно-прикладного искусства – художественная резьба по дереву.

Изображение слайда
3

Слайд 3: РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ ВИД ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Изображение слайда
4

Слайд 4: Наибольшую известность получили резные произведения из таких стран как:

Китай (резьба Донг – Янг, сказочные композиции), Япония (миниатюрные скульптуры нэцкэ), Англия (сложные рельефные сюжеты), Норвегия (причудливые плетенки с изображением таинственных животных), Северная Америка (тотемная скульптура, маски), Африка (ритуальные маски) Индия ( ажурный цветок лотоса и скульптуры божеств).

Изображение слайда
5

Слайд 5: Китай Донг Я нг (сказочные композиции)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Япония (миниатюрные скульптуры нэцкэ) вырезают не только из кости, но и твердых пород дерева

Изображение слайда
7

Слайд 7: Англия XVII в. автор Гринлинг Гиббонс (рельеф)

Изображение слайда
8

Слайд 8: Норвегия (плетенки с изображением таинственных животных)

Изображение слайда
9

Слайд 9: Северная Америка (тотемная скульптура, маски)

Изображение слайда
10

Слайд 10: Африка (ритуальные маски)

Изображение слайда
11

Слайд 11: Индия (цветок лотоса)

Изображение слайда
12

Слайд 12: В России резьба по дереву представлена очень разнообразно:

Изображение слайда
13

Слайд 13: Древний Шигирский идол

деревянная скульптура, сделанная из лиственницы, которую специалисты относят ко времени мезолита, то есть к VIII тысячелетию до нашей эры. Предмет был найден на территории нашей страны, недалеко от Екатеринбурга, в ходе раскопок на восточном склоне Среднего Урала. Интересно, что туловище идола покрыто со всех сторон геометрической орнаментальной резьбой, а на более широких частях его вырезано что-то подобное лицу (личине)

Изображение слайда
14

Слайд 14: Первая русская скульптура

При помощи топора и ножа вырезались символические фигуры идолов. Выемки на фигурках выполняли в виде треугольников и линий. В ритмичном сочетании они образовывали орнамент, символизирующий природные стихии и деятельность человека.

Изображение слайда
15

Слайд 15: В XI- XII веках различные виды деревообработки носили характер ремесленного производства

Изображение слайда
16

Слайд 16: В старинных летописях встречается ряд упоминаний об артелях древоделей (плотников), теслей (столяров), городников (специалистов по крупному строительству)

В XIII в. в России с развитием ремесленного производство появляется профессия резчик по дереву

Изображение слайда
17

Слайд 17: Влияние зарубежных мастеров на развитие русской резьбы по дереву

В XVI веке на развитие резного дела в России повлияли приемы и традиционный орнамент в виде виноградной лозы, свойственные итальянским мастерам. Также резчики перенимали элементы готической немецкой резьбы по дереву. Рельефная и скульптурная резьба по дереву в резном убранстве наших церквей и соборов отличается высочайшим художественным уровнем. Безусловно чувствуется влияние зарубежной культуры, но несмотря на это русские зодчие привнесли своё настроение и глубокую связь с народным восприятием изображаемых событий как светлого праздника весеннего возрождения жизни, уходящим корнями в глубину древних языческих верований и обрядов.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Внутреннее резное убранство русских дворцов XVII в. в стиле барокко и рококо восхищает нас своей роскошью

Изображение слайда
19

Слайд 19: Развитие торговли между странами существенно расширило кругозор мастеров резьбы и оказало обогащающее влияние на данный вид прикладного искусства

В русских землях резное мастерство развивалось не только в народных традициях, но и заимствовало приемы и секреты в других культурах. Например, в глубокой древности богатый растительный узор позаимствовали из византийского стиля резьбы. В период с XI до XVI века резчики использовали такие приемы, как профильное наложение тела зверей, при котором очертания фигур образуют сложный, причудливый силуэт. Сюжеты взяты большей частью из мифов и легенд.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Мифические персонажи в резном декоре

Изображение слайда
21

Слайд 21: Домовая резьба

В XIX веке наблюдается рост в резном народном творчестве, появляется термин - домовая резьба.

Изображение слайда
22

Слайд 22: В домовой резьбе применялась более сложная техника, чем в оформлении простых бытовых предметов

Крестьянские дома, украшенные ажурной прорезной резьбой с красивым коньком на крыше, напоминали сказочные теремки. Совершенство резных орнаментов и образов восхищает даже искушенного ценителя. Ритмичные растительные узоры, геометрическое кружево, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок- берегинь, волшебных птиц и зверей – все это ставило резной декор русской избы в один ряд с шедеврами мировой архитектуры.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Глухая резьба ( имеет глубокий фон)

Глухая резьба с характерным сплошным фоном, применялась для украшения фронтонов домов, наличников, торцевых досок, помогая сохранить древесину от гниения. Прорезная или ажурная резьба, которая очень похожа на кружево, использовалась для оформления входов над дверями, наличников, карниза крыльца и перил лестниц. Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Пропильная (ажурная) резьба по дереву

Изображение слайда
25

Слайд 25: Оформление наличников окон

Особое внимание уделялось оформлению наличников, т.е. оконных проемов здания, ведь именно они являются лицом дома и его визитной карточкой. Глухая резьба была доступна лишь мастерам высокой квалификации, которые не только знали о свойствах разных пород дерева, но и ловко работали с помощью полукруглых стамесок. Работали целыми группами: сначала мастер руководитель наносил иглой отверстия по контуру рисунка, посыпал их истолченным углем и обводил карандашом, а уже затем резчик выбирал фон и создавал рельеф. Мастер делал края узора мягкими и пластичными, а затем покрывал доску олифой и раскрашивал.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Особенно талантливыми были мастера древнего Новгорода

Они тонко чувствовали материал, часто в форме изделий преобладали изобразительные мотивы. Например, ручки ковшей украшали головками животных, а ковшу придавали форму птицы или коня, что было связано с культом животных.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Разнообразны формы и украшения деревянных ложек

Изображение слайда
28

Слайд 28: Изготовление ложек

Изготовление ложек из березы, ясеня, клена было важной отраслью ремесленного производства в древнем Новгороде. Ложки делали с короткими ручками и плоским черпаком. Их оставляли либо белыми, либо окрашивали в красный, желтый и черный цвета. Делали и специальные ложки для меда, общего варева, а также праздничные, разнообразные по форме (круглые, вытянутые, мелкие, глубокие, большие и маленькие). Ручки чаще покрывали резьбой, которая имела не только эстетическое значение, но и утилитарное, так как позволяла плотно держать черенок.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Бытовая утварь

Из древесины возводили не только жилые строения и хозяйственные постройки (сараи, амбары, бани, мельницы). Из древесины делали лодки, сани, телеги, кареты, орудия труда для сельского хозяйства и домашних работ (прялки, веретена), посуду (ложки, ковши, солонки, чаши и кубки, ведра, кадки). Широко известны разнообразные крестьянские прялки, украшенные резьбой или резьбой с росписью.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Манера – доска для набойки по ткани

В XII в. при отделке тканей способом набойки, т.е. ручным печатанием краской по ткани, применяли манеры – деревянные доски с вырезанным узором.

Изображение слайда
31

Слайд 31: В 17 в. деревянные печатные доски с резьбой применяли для приготовления пряников

Изображение слайда
32

Слайд 32: Печатные пряничные доски

Русские резчики вложили много выдумки, художественного вкуса, мастерства, теплоты души в оформление данных предметов. Пряничные доски удивляют разнообразием форм и украшения. Они могли быть огромных размеров и совсем маленькие, с надписями и узорами, с реальными, взятыми из жизни образами и сказочным сюжетом. Русские мастера художественной обработки древесины обладали неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что позволяло им в каждой работе – от величественного храма до деревянной ложки – создавать подлинные произведения искусства.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Д еревянная игрушка

На Севере она была проста и больше напоминала древних идолов, а в Подмосковье – вызывала восторг и большой спрос у заезжих покупателей. Село Богородское впоследствии стало одним из центров народного творчества. В XX веке мастера резной игрушки и скульптуры объединились в артель, а позже артель была преобразована в фабрику.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Деревянная игрушка

Архангельская область Богородская игрушка Подмосковья

Изображение слайда
35

Слайд 35: Богородская резьба по дереву

Характерной особенностью Богородской резьбы было создание из мягких пород дерева: осины, липы, ольхи, забавных объемных движущихся игрушек. Сюжеты в игрушках самые разнообразные: стучащие молотками мужик и медведь, кующие кузнецы, курочки, клюющие зерно, мыши, которые устроили похороны хитрому коту. Богатые коллекции Богородской игрушки находятся во многих музеях нашей страны и экспонируются за рубежом.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Богородская резьба по дереву

Изображение слайда
37

Слайд 37: Школы художественной резьбы по дереву в России

Абрамцево-кудринская Богородская

Изображение слайда
38

Слайд 38: Абрамцево-кудринская резьба по дереву

Абрамцевские мастера вырезали изделия в технике трехгранно-выемчатой и плоскорельефной резьбы. В мастерской изготавливали мебель, шкатулки, полки, пеналы, декоративные тарелки. Изделия пользовались большим спросом во многих городах России. В 19 в. Подмосковная усадьба Абрамцево благодаря семье русского мецената С. И. Мамонтова стала первой школой плоскорельефной резьбы по дереву. Ученик этой школы Василий Ворносков разработал свой стиль резьбы, который потом стал называться кудринским (по названию деревни, в которой развивала свой промысел династия Ворносковых ).

Изображение слайда
39

Слайд 39: Абрамцево – кудринская резьба

Изображение слайда
40

Слайд 40: Изделия мастеров кудринской резьбы

Шкатулка В. П. Ворносков Чернильный набор В.П. Ворносков

Изображение слайда
41

Слайд 41: Резьба « Татьянка »

В настоящее время происходит возрождение древнего искусства, появляются новые направления и целые школы декоративного резного творчества.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Рельефная резьба « Татьянка »

Резьба « Татьянка » – современный вид резьбы, который был разработан нашим соотечественником в конце XX века. Международный Авторский Центр Художественной резьбы по дереву « Татьянка » вывел Россию на первое место в мире по художественной обработке древесины и считается «Национальным достоянием России». Сасыков Шамиль, автор стиля резьбы, совместно со своей семьей (жена и семеро детей) открыл центр обучения, который находится в Москве. Особенность этого вида резьбы – насыщенность орнамента растительными элементами и относительная простота, которая позволяет овладеть этим искусством и взрослому и ребенку. Благодаря бренду « Татьянка » в магазинах для творчества появился богатый ассортимент инструментов для резьбы, а также деревянных заготовок.

Изображение слайда
43

Слайд 43: В нашей республике у искусства резьбы по дереву также есть свои яркие отличительные особенности

Башкирский народ, проживая близ лесов издавна осваивал приемы обработки древесины. В Национальном музее Уфы широко представлены образцы деревянной бытовой утвари, которые искусно украшены плосковыемчатой резьбой. Также резьбой орнаментировались седла, стремена, чехлы для оружия, детали ткацкого станка и другие предметы быта. Особенно интересны ижау (башкирские ковши) с ажурной ручкой. Высокая техника их отделки, разнообразие форм и сюжетов привлекали внимание русских и зарубежных исследователей еще в XII в.

Изображение слайда
44

Слайд 44: Республика Башкортостан

Изображение слайда
45

Слайд 45: Декор домов

В декоре домов сочетались мотивы домовой резьбы, привнесенные в Башкирию русскими плотниками одновременно с традиционными орнаментальными мотивами, присущими декоративно-прикладному искусству башкир. На наличниках S-образная фигура – один из основных элементов в башкирском орнаменте. Позднее ажурной резьбой стали отделывать и другие части строений – карнизы, фронтоны, конек, углы сруба, перила крылечек. Мы и сегодня можем наблюдать сохранившиеся до наших дней памятники деревянной архитектуры, любоваться кружевной прорезной резьбой наличников на улицах старой Уфы, в самом центре города.

Изображение слайда
46

Последний слайд презентации: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования: Каждый резчик по дереву выбирает для себя ту или иную технику резьбы и развивается в этом направлении

Сегодня этот вид искусства продолжает радовать нас, всё больше приобретая своих поклонников. Надеюсь, что путешествие по страницам истории было познавательным для вас. Возможно число любителей резьбы по дереву после этого урока увеличиться. Приходите в учреждения дополнительного образования для обучения этому виду искусства. Спасибо за внимание и до встречи на занятиях!

Изображение слайда