Презентация на тему: МОУ Челно-Вершинская СОШ (ОЦ)

МОУ Челно-Вершинская СОШ (ОЦ)
Особенности периода
Борьба с неграмотностью
МОУ Челно-Вершинская СОШ (ОЦ)
Власть и интеллигенция
МОУ Челно-Вершинская СОШ (ОЦ)
МОУ Челно-Вершинская СОШ (ОЦ)
МОУ Челно-Вершинская СОШ (ОЦ)
Власть и интеллигенция
Большевики и церковь
Наука
Новое искусство
ВАПП -Всероссийская ассоциация пролетарских писателей
МОУ Челно-Вершинская СОШ (ОЦ)
ЛЕФ – левый фронт искусства
Литература
Борьба с « чуковщиной »
Живопись
МОУ Челно-Вершинская СОШ (ОЦ)
Окна сатиры РОСТА (Российского телеграфного агентства)
Скульптура
МОУ Челно-Вершинская СОШ (ОЦ)
Архитектура
Кино
Театр
Сменовеховство
1/26
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 49)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5774 Кб)
1

Первый слайд презентации: МОУ Челно-Вершинская СОШ (ОЦ)

Духовная жизнь СССР в 20-е годы Урок в 9 классе Учитель Дорожкина И.Г.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Особенности периода

Выход искусства на улицы «Музыка революции» в искусстве Искусство плаката Роспись предметов быта революционными символами Разработан план монументальной пропаганды – памятники деятелей революционного движения Разнообразие литературных и художественных группировок Постройка общественных зданий – клубов, кинотеатров Средство мобилизации людей на поддержку власти – кино Поиски новых форм театрального искусства Партийное руководство воздерживалось от прямого вмешательства в культуру Террор в отношении деятелей культуры, несогласных с Советской властью и в отношении РПЦ Борьба с неграмотностью

Изображение слайда
3

Слайд 3: Борьба с неграмотностью

По словам Ленина, «неграмотность – враг революции» 26.12.1919 – Декрет СНК «Все население республики от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте» Преимущественное право поступления в вузы было у рабочей и крестьянской бедноты. При университетах и институтах созданы рабфаки государство обеспечивало студентов стипендией и общежитием

Изображение слайда
4

Слайд 4

30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В его основу были положены передовые идеи русских и зарубежных педагогов: Поощрялось педагогическое новаторство Культивировалось уважение к личности ребенка Внедрялись элементы самоуправления Принцип бесплатного обучения Издержки – из школы убирались парты, отменялись уроки, задания на дом, учебники, отметки, экзамены

Изображение слайда
5

Слайд 5: Власть и интеллигенция

Эмиграция: Бунин И.А., Куприн А.И., Глазунов А.К., Прокофьев С.С., Рахманинов С.В., Шаляпин Ф.И., Репин И.Е., Кандинский В.В., Шагал М.З. Остались в стране, но ушли в оппозицию: Ахматова А.А., Волошин М.А., Пришвин М.М., Булгаков М.А. Признали власть Маяковский В.В. «Ода революции», «Левый марш» Блок А.А. «Двенадцать» Петров-Водкин К.С. «Большевик»

Изображение слайда
6

Слайд 6

К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты: И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, В. Ф. Ходасевич, М. Шагал, И. Е. Репин, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин и др.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Немало выдающихся деятелей русской культуры остались в России А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. М. Пришвин, Н. С. Гумилев, расстрелянный в 1921 г., В. Э. Мейерхольд и др. Мандельштам и Ахматова

Изображение слайда
8

Слайд 8

Большевики контролируют духовную жизнь в стране 1921 год процесс Петроградской боевой организации: расстреляны ее члены поэт Гумилев Н.С., химик Тихвинский М.М. 1922 год «Философский пароход» - из страны высланы 160 ученых, среди них философы Бердяев Н.А., Булгаков С.Н., Карсавин Л.П., Трубецкой Е.Н., историк Кизеветтер А.А., социолог Сорокин П.А.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Власть и интеллигенция

В 1922 году был учрежден специальный цензурный комитет, который осуществлял контроль за всей печатью – Главлит В 1923 создан Главрепетком, призванный контролировать репертуар театров и зрелищных мероприятий НО!!! До 1925 года культура развивалась в условиях относительной духовной свободы В 1925 году принята резолюция ЦК ВКП (б) «о политике партии в области художественной литературы». Началось упразднение инакомыслия

Изображение слайда
10

Слайд 10: Большевики и церковь

Цель партии большевиков – воспитание «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Борьба с религией была обусловлена не только атеистическими воззрениями большевиков, но и стремлением устранить опасного конкурента 23 января 1918 года – декрет об отделении церкви от государства: это привело к произволу на местах по отношению к священнослужителям и к церкви, закрывались храмы, монастыри, конфисковывалось имущество церкви. Священники лишены избирательных прав, облагались налогами, их дети лишены возможности получать высшее образование. В апреле – мае 1922 года прошли судебные процессы над священниками, патриарх Тихон взят под арест. После его смерти в 1925 году власть запретила выборы нового патриарха

Изображение слайда
11

Слайд 11: Наука

Большевики стремились привлечь к сотрудничеству ученых. Им обеспечивались сносные по сравнению с другими условия жизни и работы. Многие ученые считали своим долгом работать на благо Родины, хотя они и не разделяли воззрений большевиков. Жуковский Н.Е. - самолетостроение Вернадский В.И. – геохимия и биохимия Зелинский Н.Д. - химия Циолковский К.Э. - космонавтика Павлов И.П. – Нобелевская премия, физиолог Мичурин И.В. - агроном Тимирязев К.А. - растениевод

Изображение слайда
12

Слайд 12: Новое искусство

Пролеткульт (возникла накануне 1917 года) – литературно-художественная и культурно-просветительская организация проповедовала идею «чистой пролетарской культуры», призывала выбросить на «свалку истории» все культурные достижения прошлого. Ориентированы на радикальную молодежь, претендовавшую на роль единственного глашатая пролетариата

Изображение слайда
13

Слайд 13: ВАПП -Всероссийская ассоциация пролетарских писателей

Безыменский А.И. Бедный Д. Жаров А.А. Писатели Фурманов Д.А. Веселый А. В 1925 году появилась ВАПП, 1928 год – оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая требовала оценивать литературные произведения не с точки зрения их художественных достоинств, а социального происхождения авторов. Все вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось идейно вредным

Изображение слайда
14

Слайд 14

АХРР – Ассоциация художников революционной России: долгом каждого мастера является «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве » Деятели АХРР: Бродский И.И. Иогансон Б.В. Кацман Е.А Герасимов А.М. Греков М.Б. Шадр И.Д. – скульптор, «булыжник – орудие пролетариата»

Изображение слайда
15

Слайд 15: ЛЕФ – левый фронт искусства

ЛЕФ отстаивал преемственность футуризму, стремился внедрить искусство в производство, сделать его частью быта, повседневности. Члены ЛЕФа создавали новую мебель, рисунки для ткани, рекламу, оформляли книги, театральные постановки Асеев Н.Н. Брик О.М. Маяковский В.В. Кассиль Л.А. Художники Попова Л.С. Родченко А.М. Степанова В.Ф.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Литература

Бабель И.Э. «Конармия» Иванов В «Сопки. Партизанские повести» Серафимович А.С. «Железный поток» Тренев К.А. «Любовь Яровая» Шолохов М.А. «Донские рассказы» Фурманов Д.А. «Чапаев» Веселый А. «Россия, кровью. умытая» Есенин С. Зощенко М. Ильф И. и Петров Е. «Двенадцать стульев» Маяковский В.В. «Клоп», «Баня»

Изображение слайда
17

Слайд 17: Борьба с « чуковщиной »

Чуковщина – понятие – воплощение вредного влияния детской литературы на подрастающее поколение. «В книгах не затронуто ни одной советской темы, ни одна не будит в ребенке социальных чувств, коллективных устремлений»

Изображение слайда
18

Слайд 18: Живопись

Большевикам нужны новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Расцвело искусство плаката

Изображение слайда
19

Слайд 19

Мастера плаката Дени В., Моор Д., Лебедев В.В., Эль Лисицкий

Изображение слайда
20

Слайд 20: Окна сатиры РОСТА (Российского телеграфного агентства)

Сатирические плакаты с краткими стихотворными текстами освещали злободневные события. Большую роль в создании Окон сыграл Маяковский В.В.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Скульптура

Шадр И.Д. – Девушка с веслом, Булыжник – орудие пролетариата Конёнков С.Т. – русский Роден Мухина В.И. - « Рабочий и колхозница » Голубкина А.С. – «Пловец»

Изображение слайда
22

Слайд 22

Художники архитекторы Машков И.И. Кузнецов П.В. Фальк Р.Р. Шагал М.З. Малевич К.С. Петров- Водкин К.С. Штеренберг Д.П. Кустодиев Б.М. Юон К.Ф. Жолтовский И.В. Щуко В.А. Руднев Л.В. Коган Д.М. Лолейт А.Ф. Мельников К.С. Леонидов И.И. Братья Веснины Щусев А.В.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Архитектура

Конструктиви́зм  — советский авангардистский метод в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920  — нач. 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего обликаХарактерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени. Братья Веснины Александр Гегелло Эль Лисицкий Олег Лялин Илья Голосов Борис Иофан Константин Мельников Татлин В.Е. - «Башня Третьего Интернационала»

Изображение слайда
24

Слайд 24: Кино

Режиссеры Довженко А.П. и Пудовкин В.И. Сергей Эйзенштейн «Броненосец Потемкин», «Октябрь» - революционная тема в искусстве. «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» Ленин

Изображение слайда
25

Слайд 25: Театр

Поиск новых художественных форм в театре связан с именем Мейерхольда В.Э. После Октябрьской революции поставил в Петрограде « Мистерию-буфф » В.Маяковкого. В 1922 — 1924 год руководил Театром Революции. Попытки закрыть театр Мейерхольда предпринимались постоянно, начиная с 1928 года. В январе 1938 года театр был закрыт. 20 июня 1939 года был арестован в Ленинграде. Расстрелян Основная задача советского театра – служение революции во имя радикального обновления искусства

Изображение слайда
26

Последний слайд презентации: МОУ Челно-Вершинская СОШ (ОЦ): Сменовеховство

После Октября 1917 года Россию покинули 2 млн. граждан. Большинство эмигрантов были настроены к советской власти враждебно, но были и те, кто считал иначе. Социальной основой С. явилось некоторое оживление капиталистических элементов в Советской стране в связи с введением новой экономической политики (нэп), которую сменовеховцы рассматривали как возврат к капитализму, как начало перерождения Советского государства. Главными направлениями С. были: призыв к объединению новой буржуазии с буржуазными специалистами, идея государственного переворота, позднее также великодержавно-шовинистическая трактовка образования СССР и др. Сменовеховцы призывали буржуазную интеллигенцию к сотрудничеству с Советской властью в надежде на перерождение Советского государства. С. вызывало враждебное отношение той части буржуазно-помещичьих политиканствующих верхов белой эмиграции, которая ждала повторения антисоветской интервенции и готовила вооруженные выступления внутри Советской республики. Оно свидетельствовало об ослаблении антисоветского лагеря, разложении белой эмиграции, способствовало возвращению ряда представителей буржуазной интеллигенции на родину.

Изображение слайда