Презентация на тему: Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура

Реклама. Продолжение ниже
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура Ярославского края в XII - XIV вв.
Возвышение Москвы.
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Причины возвышения Москвы
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Правление Дмитрия Донского (1359-1389гг.)
Московское княжество при Дмитрии Донском
УСИЛЕНИЕ МОСКВЫ
ОСЛАБЛЕНИЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
СИЛА ДУХА РУССКИХ
МАМАЙ НЕ БЫЛ ЧИНГИЗИДОМ
УГРОЗА НОВОГО НАШЕСТВИЯ
Причины похода Мамая на Русь
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Монгольское войско:
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
ПОДГОТОВКА К ОТРАЖЕНИЮ ВРАГА
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Утро на Куликовом поле.
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Бой на Куликовом поле.
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
После боя.
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Образование единого Русского государства: причины, характерные черты, особенности
Русь в конце XIV -начале XV века
Наследники Дмитрия Донского
Феодальная война второй четверти XV века:
Феодальная война второй четверти XV века:
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
ПРИЗНАКИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА В ЕВРОПЕ
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Происходит укрепление и централизация политической власти, основание самодержавного правления:
Иван III -
Органы управления государством
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура
1/75
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 81)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (7151 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура Ярославского края в XII - XIV вв

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Возвышение Москвы

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3

После Нашествия жизнь стала постепенно нормализоватья. В лесном Северо-Востоке возникали новые поселки, вокруг них расчищались участки под пашню. Все чаще применялось трехполье, стали возводиться водяные мельницы. На Севере возрождались ремесла: литейное, оружейное, добыча соли.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
4

Слайд 4

Западные земли были захвачены Литвой. Огромное значение в тот период играли монастыри, ставшие не только оборонительными, но и хозяйственными центрами. Вокруг монастырей и новых город шло объединение земель и ряд центров стал бороться за первенство. Троице-Сергиев монастырь

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5

Острейшая борьба в н. 14 века развернулась между Москвой и Тверью. В 1273 г. сын Невского -Даниил стал 1-м самостоятельным князем Москвы. При нем к Москве были присоединены Коломна и Переяславль. Великий князь Даниил. Фреска Успенского собора Кремля.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
6

Слайд 6

Сын Даниила - Юрий начал открытую борьбу с Михаилом Тверским. Юрий несколько раз потерпел поражения и взял верх коварством Его противник погиб в Орде. Но сын Михаила -Дмитрий убил Юрия. При Юрии Москва получила ярлык на великое княжение.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7

В 1325 г. московский стол занял Иван Данилович Калита. В 1327 г. подавив антиордынское восстание в Твери, Калита вновь получил ярлык. При нем в Москве был отстроен деревянный Кремль. А.Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

Иван Калита превратил Москву в религиозный центр Руси. Митрополит, часто гостивший у князя, решил перенести в Москву свою резиденцию. Калита следил за «семейными» делами у соседей и сумел браками детей, или куплей закрепить за Москвой новые земли. Митрополит Петр.Икона.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
9

Слайд 9: Причины возвышения Москвы

Удобное географическое положение Правильная политика московских князей Слабость соседних городов (Тверь, Новгород) Невнимательность Золотой Орды к процессу возвышения Москвы Поддержка церкви

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10

В 1359 году на московский престол взошел 9-летний Дмитрий. Ярлык получили суздальцы. Однако митрополит добился возвращения ярлыка в Москву. Тверичи решили опереться на Литву. Ольгерд 3-ы осаждал Москву, но взять, только что построенный, Белокаменный Кремль не смог. А.Васнецов. Московский Кремль при Дмитрии Донском.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
11

Слайд 11

В 1375 г.Дмитрий подошел к Твери и тверской князь признал себя «Молодшим братом». Орда, напуганная усилением Москвы, стала готовить новое нашествие. Церковь призвала готовиться к борьбе. В 1378 г.на р. Воже Дмитрий впервые разбил монголов. Великий князь Дмитрий. Гравюра XIX в.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
12

Слайд 12

Задачи перед русскими княжествами в середине XIV века Объединение Освобождение от ига

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13

1359-1389 гг. Княжение Дмитрия Ивановича

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
14

Слайд 14: Правление Дмитрия Донского (1359-1389гг.)

1362г. – получил ярлык на великое княжение 1367г. – строительство каменной крепости – Московского Кремля !!! Главная забота – отношение с Ордой

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Московское княжество при Дмитрии Донском

Схема Московское княжество при Дмитрии Донском

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
16

Слайд 16: УСИЛЕНИЕ МОСКВЫ

Схема Москва стала к тому времени: Православным центром русской земли. Инициатором своевременной борьбы с ордой. Прибежищем литовских и ордынских пассионариев. Самым богатым княжеством, собирая ордынскую дань. Фактическим центром Северо-Восточной Руси.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
17

Слайд 17: ОСЛАБЛЕНИЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Многие энергичные татары уходили в Москву и Литву, не желая принимать ислам, который им навязывали власти. Ханы Золотой орды во время «Великой замятни» свергали друг друга с престола. В то время как в Москве появились первые пушки, главным оружием степняков, как и прежде, оставались лук и сабля. Усиление Литвы и державы Тимура, угрожавший Золотой Орде. Схема

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
18

Слайд 18: СИЛА ДУХА РУССКИХ

Схема Сказалась вековая ненависть к поработителям и разорителям Руси. За сорок лет покорности Орде московских князей выросло поколение не знавшее ужасов татарских набегов. Уверенности прибавила победа русских над татарами на реке Воже в 1378 г. Русских окрылил благословлением на победу Сергий Радонежский.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
19

Слайд 19: МАМАЙ НЕ БЫЛ ЧИНГИЗИДОМ

В ходе долгой борьбы за власть ханом Золотой орды стал темник Мамай. Так как, он не был потомком Чингисхана, то у русских князей был повод не платить ему дань, а при его попытке вернуть Русь к покорности – сопротивляться ему, как незаконному хану. Схема

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
20

Слайд 20: УГРОЗА НОВОГО НАШЕСТВИЯ

Схема В 1375 г. власть захватил темник Мамай, который, не будучи чингизидом, не имел законных прав на «царский престол». Дмитрий Иванович, воспользовавшись ослаблением Орды, отказался платить дань под предлогом незаконности правления хана Мамая. В короткий срок Мамай собрал огромное войско. В него вошли не только ордынские рати, но и полки подчиненных Орде народов Поволжья и Кавказа, а также нанятые за деньги военные отряды из Западной Европы.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21: Причины похода Мамая на Русь

Недовольство политикой Великого князя Сокращение размера дани Разгром татарской дружины в Нижнем Новгороде Желание Мамая укрепить свою власть в орде и восстановить былое влияние на Русь

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22

Подготовка к сражению Орда Москва Цели Покорение Руси, возобновление дани Освобождение от ига и дани. Защита православия.

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23

Подготовка к сражению Орда Москва Союзники Литовские князья Ольгердовичи. Русские князья. Литовский князь Ягайло. Рязанский князь Олег.

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24

Подготовка к сражению Орда Москва Войско Постоянное войско, пехота из горожан. Народное ополчение. Усиление конного войска нанятой генуэзской пехотой.

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25: Монгольское войско:

Легкая конница Тяжелая конница Снаряжение: лук и стрелы Задача: Завязать бой Осыпать противника стрелами снаряжение: Лук и стрелы, меч длинное копье. Задача: Ведение ближнего боя

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26

Схема Численность войска Мамая около 50 тыс. Состав: татары, другие кочевники и нанятые генуэзцы. Боевой опыт и подготовленность очень высокие. Главный мотив участия в походе – жажда добычи и славы. Вооружение и снаряжение очень высокого качества.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
27

Слайд 27

Схема Численность русской рати тоже была около 50 тыс. Боевой опыт у большинства русских дружинников был богатый. Моральный дух – высокий, т. к. заслоняли Родину от разорения. Подготовленность значительной части не хуже чем у татар. Вооружение и снаряжение на уровне и даже выше, чем у татар.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
28

Слайд 28: ПОДГОТОВКА К ОТРАЖЕНИЮ ВРАГА

Схема Большую поддержку московскому ополчению оказала православная церковь. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троице-Сергиев монастырь. Он получил благословение на борьбу с захватчиками пользовавшегося огромным авторитетом на Руси основателя этого монастыря Сергия Радонежского. Сергий отправил с князем монахов-богатырей Пересвета и Ослябю, чтобы показать, что дело освобождения Родины свято даже для иноков, покинувших мирскую жизнь и давших клятву не брать в руки оружия.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
29

Слайд 29

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
30

Слайд 30

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
31

Слайд 31: Утро на Куликовом поле

У. Бубнов

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
32

Слайд 32

По традиции битва началась поединком богатырей. Из татарского войска выехал злой Челубей, а на встречу ему богатырь Александр Пересвет. Они сшиблись на всем скаку – и оба замертво пали на землю.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
33

Слайд 33: Бой на Куликовом поле

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
34

Слайд 34

Князь Дмитрий в ходе битвы сражался в составе Передового полка. Чтобы его не заметили, он обменялся доспехами со своим боярином Бренком. После битвы князя долго не могли отыскать и даже решили, что он погиб. Но к счастью Дмитрий оказался только ранен -ему оказали помощь и он вновь возглавил войска. Георгий Победоносец

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
35

Слайд 35: После боя

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
36

Слайд 36

Значение Впервые монгольские ханы потерпели столь сокрушительное поражение от русских войск Москва платила дань, но в меньшем объёме Положение Москвы как центра складывающегося Русского государства было закреплено Битва ускорила распад Золотой Орды. Восстановила в народе веру в собственные силы «Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скупидомном сундуке Ивана Калиты» В.О. Ключевский

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
37

Слайд 37

После поражения, Мамай по возвращении в Орду был убит и ханом стал Тохтамыш. В 1382 г. он с большим войском появился под Москвой. Дмитрий уехал на Север собирать войска Осада города затянулась и нижегородцы пришедшие с монголами пошли на обман. Они заявили, что монголы москвичей не тронут, завершат дело миром и горожане открыли ворота. Москва была сожжена. Монголы отправили отряды по стране, но вскоре к Москве подошли Дмитрий и Владимир и Тохтамыш ушел восвояси. А.Васнецов. Оборона города от хана Тохтамыша.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
38

Слайд 38

1382 г. поход Тохтамыша на Москву. Разорены Дмитров Владимир Москва. Дмитрий Донской вынужден был возобновить выплату дани Орде. Орда признала Москву политическим центром Руси. Куликовская битва не привела к полному избавлению от ордынцев, но имела важное значение, впервые была одержана над главными силами Орды.

Изображение слайда
1/1
39

Слайд 39

Схема ВОЙСКО ТОХТАМЫША ШТУРМУЕТ МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
40

Слайд 40: Образование единого Русского государства: причины, характерные черты, особенности

Изображение слайда
1/1
41

Слайд 41: Русь в конце XIV -начале XV века

Нашествие Тамерлана 1395г Литва захватила Смоленск Литва разорила Рязанское княжество Нашествие Едигея 1408г

Изображение слайда
1/1
42

Слайд 42: Наследники Дмитрия Донского

Дмитрий Донской Василий I Дмитриевич Василий II Васильевич Юрий Дмитриевич Иван III Васильевич Василий Юрьевич Косой Дмитрий Юрьевич Шемяка

Изображение слайда
1/1
43

Слайд 43: Феодальная война второй четверти XV века:

Умер Юрий Галицкий (Звенигородский) Ослеплен Василий Юрьевич (Косой) Ослеплен Василий Васильевич (Темный) Дмитрий Шемяка – слабый правитель, был изгнан из Москвы, умер в Новгороде В Москву вернулся Василий II Темный

Изображение слайда
1/1
44

Слайд 44: Феодальная война второй четверти XV века:

Стремление к объединению Попытка заключения Флорентийской унии Возобновились татарские набеги Москва – единственный центр Русского государства, т.к. борьба шла за московский престол (никто не оспаривал первенство Москвы)

Изображение слайда
1/1
45

Слайд 45

45 ИВАН III ВЕЛИКИЙ 1462-1505 «Государь всея Руси»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
46

Слайд 46: ПРИЗНАКИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА В ЕВРОПЕ

ЕДИНЫЙ АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ КОРОЛЬ – ЕДИНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ; КОНТРОЛЬ НАД ВСЕМИ ЗЕМЛЯМИ ЕДИНЫЕ ЗАКОНЫ ЕДИНАЯ КАЗНА, ДЕНЬГИ

Изображение слайда
1/1
47

Слайд 47

47 C ложилось ядро централизованного государства. Он присоединил к Москве Ярославль (1463), Ростов, Тверь, Вятку, Пермь и др. Иван III помог псковичам изгнать немцев, и Псков признал главенство Москвы. Территория Русского государства увеличилась в 6 раз (2,6 млн кв км), население составляло 2-3 млн человек.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
48

Слайд 48

48 ПОКОРЕНИЕ НОВГОРОДА 1478г Вольный Новгород перестал соблюдать условия договора с Москвой и вступил в сговор с польско-литовским королем Казимиром IV. Иван III во главе большого войска захватил Новгород и жестоко расправился с новгородцами. 4 военных похода на Новгород совершил Иван III, прежде чем вольный город во всем признал власть Москвы. Знаменитый вечевой колокол, как символ самостоятельности Новгорода, по приказу Ивана III был снят и перевезен в Москву.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
49

Слайд 49

49 С 147 2 г. Иван перестал платить дань Орде. Хан Ахмат направил в Москву своих послов. На глазах у ордынских послов и русских бояр Иван разорвал и растоптал договор с Ордой. Он заявил, что больше не подчиняется хану и не будет платить ему дань. Ханские послы были изгнаны. В 1480 г. хан Ахмат послал на непокорную Русь большое войско. БОРЬБА С ОРДОЙ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
50

Слайд 50

50 «Того же лета злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьянство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батые беше (было)». Летопись Хан Ахмат жаждал восстановить полное господство Орды над Русью.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
51

Слайд 51

51 СТОЯНИЕ НА УГРЕ 1480 г. Иван III выдвинул своё войско навстречу врагу. Ахмат привел ордынских воинов к реке Угре. На противоположном берегу встало русское войско, не давая ордынцам переправиться через реку и идти на Москву. Несколько месяцев стояли войска на Угре друг напротив друга. В это время союзник Ивана III крымский хан Менгли-Гирей напал на земли Польско-Литовского государства, из-за чего его глава король Казимир IV не смог оказать хану Ахмату обещанную помощь. Кроме того, отряды русских, посланные Иваном III по Волге, напали на территорию Большой Орды и разорили ее столицу Сарай.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
52

Слайд 52

52 К концу октября река начала замерзать и враг легко мог вскоре перейти на другой берег. Великий князь приказал отвести русские войска с открытого поля к Боровску, где в зимних условиях оборонительная позиция была более выгодной. Войско хана не было готово к войне зимой, у ордынцев не было зимней одежды. Ахмат подумал, что Иван III освободил открытое поле для решающей битвы. Испугавшись генерального сражения, хан спешно увел свои войска с русской земли. Так окончилось на Руси иго Золотой Орды, длившееся почти 250 лет.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
53

Слайд 53

53 Жена Ивана III умерла, и великий князь решил жениться второй раз. Его новой супругой стала Софья Палеолог, племянница последнего императора Византии Константина, погибшего от меча турецких завоевателей. Женитьба великого князя на последней византийской принцессе позволила объявить Москву преемницей Византии, центром православной веры. Иван III сделал гербом своего государства византийский герб – двуглавый орел, а себе взял титул «Государь всея Руси».

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
54

Слайд 54: Происходит укрепление и централизация политической власти, основание самодержавного правления:

Наименование «государь всея Руси» Заложены основы культа личности царя: особые церемониалы выходов, встреч послов, одежды, знаки царской власти Герб – двуглавый орел 1497г – утверждение Судебника 1503г. – попытка секуляризации церковных земель Международное признание суверенного русского государства Развитие поместного землевладения, рост значения дворянства

Изображение слайда
1/1
55

Слайд 55: Иван III -

Единовластный правитель суверенного русского государства Появление идеи (государственной идеологии) «Москва – третий Рим»

Изображение слайда
1/1
56

Слайд 56: Органы управления государством

Название органа или учреждения Функции Великий князь, государь, самодержец Издает законы, ведет переговоры с другими государствами, заключает мир и войну, чеканит монету, возглавляет военные походы Боярская Дума, состоящая из двух думных чинов: бояр(10-12) и окольничих(5-6) Совещательный орган, осуществлявший свои функции в масштабах всего государства

Изображение слайда
1/1
57

Слайд 57

Дворец во главе с дворецким. Ведает дворцовыми (великокняжескими) землями. Затем рассматривают земельные споры и вершат суд. Казна во главе с казначеем Контролировал налоги и таможенные сборы, пошлины. Местная власть Отдельными территориями от имени Ивана III управляли назначенные им кормленщики Армия Руководство вооруженными силами было единым и централизованным

Изображение слайда
1/1
58

Слайд 58

58 Возвышая Москву, Иван III подчеркивал наследование им власти и от древнерусских князей. Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти возвел новый Успенский собор - главный храм Русского государства. Строительство в московском Кремле Успенского собора совершалось по образцу собора в г. Владимире. Это символизировало преемственность власти московских князей от князей владимирских, а через них – от киевских.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
59

Слайд 59

59 Желая подчеркнуть возросшее величие Московского государства, Иван III задумывает грандиозную перестройку Кремля. Русские мастера создали в Кремле жилой дворец для государя и Грановитую палату для торжественных приемов.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
60

Слайд 60

60 Вместо обветшалых стен Кремля были сооружены новые стены и башни из красного кирпича. Новый Кремль, построенный в конце XV – начале XVI в., в основном сохранился и до наших дней.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
61

Слайд 61

61 . Русские мастера построили Благовещенский собор и церковь Ризположения для митрополита. Итальянский зодчий Алоиз Новый построил великокняжеский храм-усыпальницу - Архангельский собор, а архитектор Бон Фрязин возвел колокольню Ивана Великого.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
62

Слайд 62

Культура Ярославского края с древнейших времен до XV вв.

Изображение слайда
1/1
63

Слайд 63

С конца X века местные народы продолжают поклоняться языческим богам, но христианство, включается в традиционный контекст. Попытки искоренения язычества в Ростове встречают отпор. Монахи приходят из Киева, среди них есть греки и болгары. Инок Авраамий, основал первый в крае ростовский Богоявленский (Авраамиевский) монастырь, в конце XI века.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
64

Слайд 64

Коренным образом меняются представления человека о мире. Суровый Велес теперь объявлен демоном. Трудно сказать, насколько быстро происходил духовный переворот в душах ярославцев. Но с самого начала в их представлениях появляются посредники между человеком и Богом. Это помощники и заступники - Богоматерь и святые. Так, священномученик Власий Севастийский становится покровителем домашнего скота. В простонародных представлениях он по созвучию имен заступил на место Велеса. Власьевская церковь в Ярославле возникает, согласно легенде, на месте жертвенника Велесу.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
65

Слайд 65

Меняется при переходе к христианству характер взаимоотношений людей друг с другом. Теперь этические правила устанавливает Бог. Человек имеет примеры безупречного поведения (опыт святости, урок жизни Иисуса Христа). Ему вменяется в норму идеальный нравственный предел. Уже в конце X - XI веков в крае появляются святые подвижники: архиереи Федор, Леонтий и Исайя, монах Авраамий. К лику святых причислен и князь Ярослав Мудрый, основатель Ярославля.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
66

Слайд 66

Христианские представления заново определяли порядок пространства. Важнейшая значимость в крае придается Ростову - центру распространения христианства в Северо-Восточной Руси; месту, где пролилась кровь священномученика Леонтия; резиденции епископа; очагу христианского просвещения на Севере.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
67

Слайд 67

Центрами культурного пространства становятся города (Ростов, Ярославль, Переяславль-Залесский, Углич и др.) Значительный город - это резиденция князя и (или) епископа. Характерна традиция посвящения соборных и других важнейших храмов Успению Богоматери и Преображению Господнему, что можно видеть в Ростове, Ярославле, Угличе, Переславле, Рыбинске.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
68

Слайд 68

Усадьба горожанина на протяжении веков представляла собой замкнутое, огороженное крепким забором или бревенчатым тыном пространство, вмещавшее жилые (изба) и хозяйственные (клеть, погреб) постройки, огород.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
69

Слайд 69

Важное место в городе занимал торг. Вплоть до XVIII века на торговой площади сосредотачивалась городская торговля. Торг состоял из нескольких рядов лавок (деревянных столов с навесом или срубов). Здесь шел обмен товарами, происходили культурные контакты. На площади устраивали представления скоморохи, здесь же разворачивались медвежья потеха, театр Петрушки и др. Здесь происходили публичные наказания и казни (самым распространенным наказанием было битье кнутом, батогами или плетьми).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
70

Слайд 70

Возле приходских храмов кипела и мирская жизнь. В их трапезных или на паперти (в галерее) собирались на сходы, суды, оглашение царских указов. Здесь проводились братчины - пиры, отмечались престольные праздники и важнейшие события. В городе имелись также казенные царские корчмы с дорогим вином и конкурирующие с ними тайные частные питейные заведения, посещение которых могло обернуться битьем кнутом и денежным штрафом. В крупных городах заводили общественные бани (мыльни). Своя баня имелась у многих горожан на дворе. Баня считалась лучшим средством от болезней. Наконец, в городе была и тюрьма.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
71

Слайд 71

Важной особенностью христианской культуры в Ярославском крае, унаследованной в основном с языческих времен, является общинное, коллективистское сознание. На протяжении многих веков человек сознавал себя в качестве члена той или иной общности (семьи, посада, ремесленного цеха, дружины и т.п.) Он был, зависим от коллективных норм и традиций, связан обычаем и ритуалом. В культуре Верхневолжья особенно значимы роли князя и монаха. С ними и связывается личностный потенциал культуры (напр., князь Константин Всеволодович).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
72

Слайд 72

Первым учебным заведением в Ярославском крае стала открытая в середине 10-х годов XIII века в ярославском Спасском монастыре духовная школа, учредителем которой является князь Константин Мудрый. Ее задачей, вероятно, была подготовка священнослужителей. Через некоторое время школу, возможно, перенесли в Ростов. Это был первый на Северо-Востоке Руси опыт организации образования.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
73

Слайд 73

Многие монастыри в крае имели библиотеки духовной литературы. Можно предположить, что велась и переписка книг. В XIII веке в Ростове появляется летописание. Тогда же в примыкавшем к епископскому двору монастыре Григория Богослова (Григорьевском затворе) возникает духовная школа, ставшая в XIV в. крупнейшим на Северо-Востоке очагом религиозного образования. Здесь складывается библиотека книг на церковнославянском и греческом языках (погибшая в пожаре 1408 г.), производится обучение молодых иноков богословию и языкам.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
74

Слайд 74

Не возбранялось учиться грамоте и мирянам для светских целей ( Такое учение производил нанятый за плату "мастер", знаток грамоты, набиравший школу человек в 5-20. Учил он по самым распространенным богослужебным книгам: Часослову, Псалтири. Возможно, сверх умения читать преподавались еще арифметика и Священная и всеобщая история.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
75

Последний слайд презентации: Московское государство в XV в. На пути к единому государству. Культура

Духовенству грамотность вменялась в обязанность. Однако, судя по всему, ее распространению в этом сословии препятствовала сложившаяся в XV – XVI веках практика заучивания важнейших церковных служб с голоса, которая позволяла обходиться без умения хорошо читать. Но в городах и монастырях имелось некоторое количество грамотных и образованных священников и монахов.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже