Презентация на тему: Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия

Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия
1/20
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 79)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5239 Кб)
1

Первый слайд презентации: Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия

Изображение слайда
2

Слайд 2

ДИОНИСИЙ (ОК. 1440 - МЕЖДУ 1502 и 1508) О жизни иконописца Дионисия известно гораздо больше, чем о его гениальных предшественниках — Феофане Греке и Андрее Рублеве. Дионисий достиг славы еще при жизни. Так случилось, что творчество талантливого иконописца любил государь «всея Руси» Иван III. После падения Византии Русское государство стало центром православия: славянский мир с надеждой и упованием смотрел на Восток. Московскому князю сулили корону византийских императоров. «Москва — третий Рим», — говорили в столице Руси. Московский митрополит обращался к Ивану III: «Государь и самодержец всея Руси», «новый царь Константин». Дотошные исследователи родословий выводили происхождение московских князей через Рюрика от великого римского императора Августа. В конце концов Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог, на русском гербе изобразили двуглавого византийского орла. Так слились воедино прошлое величие Византии и энергия, сила возрождающейся из пепла войн, распрей Руси. Главное, чем тогда дышала страна, — освобождение от монголо-татарского ига. Разве не истинный праздник в родной стороне? Вот в такое время освобожденной, обновляемой Руси как нельзя кстати пришелся светлый талант Дионисия — его умение создавать праздничный настрой духа, его сочные краски. Творчество этого замечательного художника развивалось в эпоху формирования централизованного Русского государства и было органично связано с подъемом русской национальной культуры. Дионисий продолжал и развивал наследие А. Рублева, создавая произведения, исполненные оптимизма и торжественной ясности. Он предвосхитил развитие светского начала в искусстве XVI века, вводя черты конкретности в изображение действия, поз, одежд и т. д. Изящный уверенный рисунок, легкий прозрачный колорит, гибкие вытянутые пропорции фигур и уравновешенная гармоничная композиция — все это придает произведениям Дионисия неповторимое обаяние спокойной величавости и лиризма.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Между 1467 и 1477 годами иконописец вместе со своим учителем мастером Митрофаном принял участие в росписи церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Это был один из первых серьезных заказов, выполненных Дионисием. И духовные лица сразу оценили талант молодого человека, чье призвание — нести прекрасное, создавать красоту. В 1481 году Дионисий получил приглашение владыки Вассиана создать иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Вместе с тремя другими мастерами Дионисий приступил к выполнению нового заказа. Талант молодого художника ценили так высоко, что выплатили задаток — 100 целковых. По тем временам это была внушительная сумма. Исследователи искусства Древней Руси, специалисты по творчеству Дионисия считают, что именно он выполнил деисусный чин - одну из ответственнейших частей заказной работы... После Успенского собора Дионисий получил прозвание «мастера преизящного».

Изображение слайда
4

Слайд 4

Известно также, что Дионисий писал фрески и иконы в Успенском соборе Московского Кремля (1481, совместно с Тимофеем, Ярцом и Коней), что свидетельствует о его высокой репутации при дворе великого князя московского Ивана III, а также в церкви Успения Богоматери Иосифа-Волоколамского монастыря (после 1485, совместно со своими сыновьями у учениками – Феодосием и Владимиром – и старцем Паисием ) и в Павлово-Обнорском монастыре (близ Грязовца на Вологодчине; 1500). Среди этих произведений, сохранившихся на месте либо перенесенных в музеи, бесспорно принадлежащими кисти Дионисия считают: фрески Похвальского и Петропавловского приделов, жертвенника и алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля, а также иконы – Богоматерь Одигитрию  из Вознесенского монастыря Кремля (1482), Митрополита Алексея в житии  (обе – в Третьяковской галерее) и Митрополита Петра в житии  (Успенский собор Московского Кремля), Распятие  и  Спаса в силах  из Павлово-Обнорского монастыря (обе иконы – в Третьяковской галерее). Интерьер Успенского собора Московского Кремля

Изображение слайда
5

Слайд 5

Дионисий. Богоматерь Одигитрия Из Вознесенского собора Московского Кремля

Изображение слайда
6

Слайд 6

Дионисий Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея Материал, техника: темпера

Изображение слайда
7

Слайд 7

Дионисий Митрополит Петр с житием

Изображение слайда
8

Слайд 8

Распятие Дата создания: 1500г. Автор: Мастерская Дионисия Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея Материал, техника: дерево, темпера

Изображение слайда
9

Слайд 9

Ансамбль памятников Ферапонтова монастыря включен в Свод особо ценных объектов народов Российской Федерации

Изображение слайда
10

Слайд 10

Ферапонтов монастырь

Изображение слайда
11

Слайд 11

Собор Рождества Богородицы, стенопись Дионисия 1502. Сцены из жизни Богородицы и ангелы.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Восточная часть северного нефа Много работал Дионисий для Иосифо-Волоколамского и Павло-Обнорского монастырей. Но особенно значительным его творением являются фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где мастер трудился в 1495—1496 годах. Великий гимн житию Богородицы создал прославленный иконописец: светлое, возвышенное настроение пронизывает все фрески, нежные, чистые краски льются из каждого уголка собора. Преобладающие тона — зеленоватые, золотистые и белые. В Ферапонтовом монастыре Дионисий работал не один, а с сыновьями и подмастерьями; впоследствии же он воспитал несколько учеников, которые продолжали творить в духе великого иконописца. Надо сказать, что именно благодаря Дионисию белый цвет обрел свое звучание в древнерусском искусстве.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Северо-восточная часть Композиции его работ торжественны, краски нежны и светлы, словно летний день, фигуры грациозно удлинены, лики святых красивы. Произведения Дионисия легки и радостны, они как бы рассчитаны на то, чтобы поведать миру о счастливой Руси, о том, что великая держава готова идти в будущее с надеждами, а не со скорбью в сердце.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Покров (восточная люнета)

Изображение слайда
15

Слайд 15

Богоматерь с младенцем на престоле, с архангелами ( конха алтаря)

Изображение слайда
16

Слайд 16

Иоанн Предтеча, Ангел пустыни (конха жертвенника)

Изображение слайда
17

Слайд 17

Святитель Николай чудотворец ( конха Никольского предела)

Изображение слайда
18

Слайд 18

Фрески Ферапонтова монастыря никогда не переписывались — у монастыря, расположенного в глухом Белозерском крае, не было на это средств, — и по их первоначальному колориту мы теперь можем судить о манере письма Дионисия. Исследователи наследия великого мастера В. Н. Лазарев и П. П. Муратов так писали о значении творчества Дионисия для древнерусской живописи. В. Н. Лазарев: «Творчество Дионисия сыграло огромную роль в истории древнерусской живописи... С Дионисием парадное, праздничное, торжественное искусство Москвы стало на Руси ведущим. На него начали ориентироваться все города, ему начали всюду подражать...» П. П. Муратов: «...После Дионисия древнерусская живопись создала много прекрасных произведений, но Дионисиевы мерность и стройность уже никогда более не были ей возвращены».

Изображение слайда
19

Слайд 19

Для стиля Дионисия типичны более грациозные (в сравнении со стилем Рублева) и значительно более удлиненные по пропорциям фигуры, прохладные (в особенности во фресках) колористические гаммы с преобладанием изысканных светлых оттенков, тяготение к идеальной красоте ликов, как правило, лишенных этнической – греческой или русской – характерности. Явственней всего эти черты, вкупе с декоративным чутьем мастера, проступают в самом масштабном его творении – в исключительно хорошо, практически без поновлений сохранившихся росписях собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря, которые он создал в 1502 вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром. Все росписи в целом представляют зрительный гимн  Свет неизреченно Родившей, исполненный удивительной духовной гармонии и грациозного благородства форм. Краски буквально излучают свет, во многом благодаря тому, что белый цвет впервые в древнерусском искусстве обретает самоценное звучание. Влияние мастера породило в 16 в. целую традицию или «школу Дионисия», к которой принадлежал, в частности, его сын Феодосий (известнейшее произведение последнего – росписи Благовещенского собора Московского Кремля, 1508).

Изображение слайда
20

Последний слайд презентации: Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия

Задание: Выписать в тетрадь описание икона Дионисия «Спас с силах» Спас из Павло-Обнорского монастыря почти полностью повторяет владимирский образ Рублёва, однако есть и различия между двумя иконами. У Дионисия композиция несколько стеснена границами ковчега, поэтому соотношения между высотой и шириной фигуры Христа и славы другие. Изменено положение правой ноги Спаса. Спас в охряном хитоне восседает на фоне красного ромба с вогнутыми сторонами (мир невидимый), который располагается в голубовато-зелёном овале славы (мир духовный), в свою очередь вписанном в красный прямоугольник с вогнутыми сторонами (Земля). Символы четырёх евангелистов: телец, орёл, лев и ангел, изображены в красных парусах — углах прямоугольника. В овале славы проступают контуры «сил небесных» — серафимов и херувимов. В левой руке Христос держит раскрытое Евангелие с надписью на церковнославянском языке Икона написана золотисто-охряными, вишнёво-коричневыми, золотыми цветами.

Изображение слайда