Презентация на тему: Московская архитектурная школа. Раннемосковское зодчество

Московская архитектурная школа. Раннемосковское зодчество
Московская архитектурная школа. Раннемосковское зодчество
Собор Спаса Нерукотворного Спасо -Андроникова монастыря в Москве (1410-1427).
Московская архитектурная школа. Раннемосковское зодчество
«Что есть что» в православном храме?
Черты Итальянского Ренессанса в русской архитектуре II половины XV века
Цель Ивана III – создание резиденции царя великой державы
Архитектурные приемы
Внутреннее убранство Успенского собора
Царская усыпальница – Архангельский собор
Грановитая палата
Шатровое зодчество
Храм Вознесения в селе Коломенском
Разрыв с византийской традицией? ОПРЕДЕЛЁННО!!!
Проверим себя?
Московская архитектурная школа. Раннемосковское зодчество
Иконостас
Иконостас
Московская архитектурная школа. Раннемосковское зодчество
Самый верхний ряд иконостаса — праотеческий
Второй ряд — это лица, стоящие под законом
Третий ряд — праздничный, - появляется в иконостасе позднее, с XIV в. (в XVII—XVIII вв.
1/22
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 37)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (16018 Кб)
1

Первый слайд презентации: Московская архитектурная школа. Раннемосковское зодчество

План урока Особенности и историческая обстановка в период возникновения московского архитектурного стиля Соборы Московского Кремля Выводы Проверим себя? Презентация к уроку МХК 10 класс. Учитель Гераскина Е.В.

Изображение слайда
2

Слайд 2

В архитектуре Древней Руси конца XIV — начала XV в., так же как и в иконописи, получили отражение идеи объединения мелких княжеств в единое государство под властью Москвы и освобождения от Орды. Потребность сосредоточиться для «умной молитвы» обусловила возникновение такой архитектурной модели храма, которая обеспечила бы соответствующее освещение для создания у верующих необходимого душевного настроя.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Собор Спаса Нерукотворного Спасо -Андроникова монастыря в Москве (1410-1427)

Традиционный кубический объем с притвором, четырьмя опорами, тремя нефами и тремя апсидами увенчан единственным куполом. Купол покоится на необычно высоком тонком барабане с щелевидными окнами. Замкнутое, скупо освещенное внутреннее пространство позволяло верующим полностью отрешиться от окружающего мира и его забот. Относится к раннемосковскому периоду (продолжившему традиции владимиро-суздальского зодчества).

Изображение слайда
4

Слайд 4

Собор построен на высоком цоколе из искусно обработанного белого камня, добывавшегося под Москвой. Лопатки с капителями как бы поддерживают арки с килевидным завершением. Такое же килевидное завершение имеют окна и порталы. Пространство от фасадных стен к основанию купола по крыше заполняют «кокошники вперебежку». Фасады украшает узорная белокаменная лента, опоясывающая храм по периметру. Вход с запада некогда имел крыльцо. Пирамидальная композиция храма придает ему особую собранность и устремленность ввысь. Арки с килевидным завершением, объединенные диагональными кокошниками, визуально превращают среднюю часть храма в киворий — шатер на колоннах, который в византийских храмах устанавливали над престолом в алтаре, акцентируя на нем внимание.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Что есть что» в православном храме?

Изображение слайда
6

Слайд 6: Черты Итальянского Ренессанса в русской архитектуре II половины XV века

Женитьба Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог стала причиной появления в Москве итальянских зодчих с их новыми строительными приемами, что нашло отражение при грандиозной перестройке Московского Кремля. В первую очередь известняковые стены были заменены кирпичными и возведены башни — Беклемишевская, Водовзводная, Тайницкая, Спасская и другие.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Цель Ивана III – создание резиденции царя великой державы

В 1475 г. приступил к сооружению нового Успенского собора итальянский архитектор Фиораванти, прозванный за строительную мудрость по имени древнегреческого философа Аристотелем. Поскольку Успенский собор рассматривался как главный храм Московского государства, за образец был взят главный одноименный храм города Владимира, дабы подчеркнуть культурную преемственность Москвы от Владимиро- Суздальского княжества. Фиораванти воспроизвел в кремлевском соборе конструктивную основу владимирского собора, который представлял собой несколько вытянутый с запада на восток прямоугольный объем с шестью столбами, тремя нефами, тремя апсидами.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Архитектурные приемы

Стены фасада разделены лопатками на прямоугольные отрезки — прясла, завершенные закомарами. Плоскость стен украшают аркатурный пояс и нарядные перспективные порталы. Венчают собор пять куполов. Особую компактность и строгость силуэта обеспечивают равные по ширине и высоте прясла с закомарами, что отражает новый способ организации внутреннего пространства. Суровую гладь стен оживляет аркатурный фриз, расположенный ниже середины здания и визуально усиливающий его массивность. Тот же эффект дают близко поставленные купола. В целом собор выглядит величественно и нарядно.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Внутреннее убранство Успенского собора

Для скрепления стен и сводов Фиораванти использовал железные связки взамен традиционных деревянных. Это позволило облегчить давление сводов и организовать внутреннее пространство храма по-новому: Во-первых, нефы стали более широкими и равными по высоте и длине. Во-вторых, массивные столбы, поддерживающие свод, были заменены легкими и тонкими колоннами. Отсутствие хоров и возможность охватить взглядом пространство храма целиком от входа создает впечатление небывалого простора.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Царская усыпальница – Архангельский собор

Возведен Алевизом Фрязином Новым в 1508 г. Сохранив традиционные формы русского пятиглавого храма с хорами, Алевиз Новый в наружном убранстве применил пышные архитектурные детали итальянского ренессансного палаццо. Сходство с двухэтажным ренессансным дворцом собору придают, во-первых, пояс-карниз, делящий стену; во-вторых, пилястры коринфского ордера вместо традиционных лопаток; в-третьих, роскошные раковины в закомарах. Богатая резьба порталов – так же черта венецианской архитектуры эпохи Возрождения. При этом, органично соединяясь с русскими архитектурными формами, стилистические черты Венецианского Ренессанса не нарушают внешнее восприятие храма как традиционно православного.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Грановитая палата

Грандиозный дворцовый комплекс Московского Кремля получил завершение после возведения архитекторами Марко Руффо (Фрязином) и Пьетро Антонио Солари Грановитой палаты (1487-1491), названной так по облицовке фасада гранеными камнями. Палата служила тронным залом для торжественных церемоний и приема иностранных послов. В плане она ничем не отличалась от традиционной монастырской трапезной, перекрытой четырьмя крестовыми сводами с мощным столпом- опорой посередине. Однако рустовка фасада (рельефная кладка камней), размер и декоративное оформление оконных проемов, размещение их через равные промежутки на главном фасаде напоминали ренессансные дворцы Флоренции.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Шатровое зодчество

Дальнейшая эволюция московской архитектурной школы пошла по пути уникального сплава образа храма-кивория и ренессансных элементов, в результате чего сложился новый тип столпообразного шатрового храма-монумента. Строительство таких храмов относится к времени правления Василия III и Ивана IV Грозного. Первой каменной шатровой постройкой, форма которой, как сообщает летопись, «не бывала прежде того на Руси», стала церковь Вознесения в селе Коломенском, сооруженная по велению Василия III в 1531 г. в честь рождения наследника — Ивана IV.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Храм Вознесения в селе Коломенском

Основной объем коломенской церкви представляет собой высокий, квадратный в плане четверик, словно вырастающий из высокого основания с галереями-«гульбищами» и живописными лестницами. Выступающие с четырех сторон прямоугольные объемы той же высоты придают церкви в плане форму креста. Многоярусный пояс килевидных кокошников органично переводит могучий столп крестообразного четверика в восьмерик — архитектурное сооружение, имеющее в плане восьмиугольник. Завершает всю конструкцию устремленный в небо восьмигранный шатер, украшенный по плоскостям, будто жемчугом, сеткой тесаных камней и увенчанный маленькой главкой. Впервые в древнерусской архитектуре так тонко и изящно была выражена идея вознесения души к Богу: знак материального мира (четверик) плавно переходит в знак бесконечности (восьмерик) и в символ божественного совершенства (треугольники шатровых граней).

Изображение слайда
14

Слайд 14: Разрыв с византийской традицией? ОПРЕДЕЛЁННО!!!

1. Стремительная вертикаль храма, 2. Декор храма: - Мощные пилястры, оформившие все выступающие углы коломенского храма, - Антаблемент над ними, капители напоминают о классическом ордере; - Прорисованные по плоскостям стен четверика треугольники — о западноевропейской традиции; - Геометрическая вязь кирпичной кладки шатра — об арабо-мусульманской. Шатровое завершение, восходящее к русскому язычеству, придает храму, построенному из белого камня, легкость и воздушность.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Проверим себя?

1. Каким образом архитектура храма отражает ключевые идеи времени? 2. Какие архитектурные и декоративные элементы соборов начала XVI в. свидетельствуют о преемственности московского зодчества от владимиро-суздальского и ренессансного? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 18 в рабочей тетради. 3. (Творческое задание.) Составьте рассказ в любом жанре с обязательным включением в него описания храмов: собора Св. Софии в Константинополе, церкви Покрова на Нерли, Успенского собора Московского Кремля, церкви Вознесения в Коломенском

Изображение слайда
16

Слайд 16

Изображение слайда
17

Слайд 17: Иконостас

Изображение слайда
18

Слайд 18: Иконостас

Изображение слайда
19

Слайд 19

Изображение слайда
20

Слайд 20: Самый верхний ряд иконостаса — праотеческий

П редставляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева (праотцы, ближе всех стоящие по времени райской жизни: Адам, иногда Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и т.д.).

Изображение слайда
21

Слайд 21: Второй ряд — это лица, стоящие под законом

Это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа (вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки; центральные фигуры — Давид, Соломон, Даниил).

Изображение слайда
22

Последний слайд презентации: Московская архитектурная школа. Раннемосковское зодчество: Третий ряд — праздничный, - появляется в иконостасе позднее, с XIV в. (в XVII—XVIII вв

О н помещался еще ниже, под Деисусом ). В этом ряду изображена земная жизнь Христа («Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста», годовой литургический круг).

Изображение слайда