Презентация на тему: Морфологические нормы русского языка

Реклама. Продолжение ниже
Морфологические нормы русского языка
Великие о речи…
Качества хорошей речи
О речи и её нормах
Морфологические нормы. Что это такое?
Следует повторить следующие темы:
Особенности употребления имён прилагательных
Способы образования сравнительной степени прилагательных
Превосходная степень
Обратите внимание!
Запомни!
О формах кратких прилагательных
Потренируемся!
Особенности употребления имён числительных
Морфологические нормы русского языка
Склонение количественных числительных (сколько?)
Склонение количественных имен числительных
Склонение порядковых имен числительных (который?)
Потренируемся!
Сочетание собирательных числительных с существительными
Следует запомнить
Потренируемся!
Особенности употребления глаголов
Запомните!
Особенности употребления местоимений
Алгоритм действий с А3
Выполнение заданий А3
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Д.С.Лихачев
1/35
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 56)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (346 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Морфологические нормы русского языка

Подготовка к экзамену Морфологические нормы русского языка

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
2

Слайд 2: Великие о речи…

Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И. Писарев

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
3

Слайд 3: Качества хорошей речи

Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: О речи и её нормах

Правильная речь - это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка. Норма литературного языка - это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка. Языковые нормы речи: орфоэпические, нормы словообразования, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Морфологические нормы. Что это такое?

Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи. Сравни: Правильно: их слезай красивее три студентки Неправильно: ихний слазь красивше или более красивее трое студенток

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Следует повторить следующие темы:

I. Образование форм имен прилагательных II. Склонение имен числительных, употребление имен числительных. III. Особенности употребления форм местоимений. IV. Употребление форм глагола. V. Род, склонение имен существительных.

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Особенности употребления имён прилагательных

Образование и употребление степеней сравнения прилагательных Особенности употребления имён прилагательных

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Способы образования сравнительной степени прилагательных

Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффикса –ЕЕ (-ЕЙ): красив ее – красив ей ; при помощи суффикса –Е: высокий – выш е, дорогой – дорож е; при помощи суффикса –ШЕ: тонкий – тонь ше ; - от других основ: хороший – лучше. Образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее : более сильный, более красивый, менее значительный, менее чёткий. Способы образования сравнительной степени прилагательных

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Превосходная степень

Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффиксов –ЕЙШ (-АЙШ): красив ейш ий, высоч айш ий; при помощи суффикса –Ш: выс ш ий, низ ш ий; иногда к названным суффиксам добавляется приставка НАИ-: наи высоч айш ий; от других основ: хороший – лучший Образуется прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее : самый красивый, наиболее сильный; прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего : всех милее, всего красивее Превосходная степень

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Обратите внимание!

НЕЛЬЗЯ МОЖНО самый тончайший, более умнее, наименее красивее. самый тонкий или тончайший, более умный или умнее, наименее красивый или красивее. Обратите внимание! Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени:

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Запомни!

Бойкий – бойчее и бойче, Гибкий – гибче, Глубокий – глубже, Горький (опыт) – горше, Горький (мед) – горче, Мелкий – мельче, Узкий – уже, Плохой – хуже, Хороший – лучше. Запомни!

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: О формах кратких прилагательных

Из вариантных форм кратких прилагательных на - ЕН и на - ЕНЕН в современном литературном языке чаще употребляются формы на - ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Потренируемся!

Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных. Устно исправьте предложения. 1) Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других героев повести. 2) Слова Луки производят на обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 3) Ольга была более моложе Татьяны. 4) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 5) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Особенности употребления имён числительных

Склонение количественных числительных и употребление собирательных числительных Особенности употребления имён числительных

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

Имя числительное – часть речи, в которую входят слова, обозначающие число, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечающие на вопросы сколько? который? Количественные обозначают количество предметов: пять тысяч шестьдесят два; различают 1) целые (десять, сто), 2) дробные (две пятых, пять целых семь сотых), 3) собирательные (двое, пятеро) Порядковые - числительные, обозначающие порядок при счёте: первый, десятый, сто шестидесятый

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: Склонение количественных числительных (сколько?)

Составные : склоняются все слова, все части: Р.п. (нет) семисот восьмидесяти двух Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя полтора: полтораста И.,В. – полтора (м., ср.р.), полторы (ж.р.) полтораста Р., Д., Т., П. – полутора, полутораста сорок, девяносто, сто: И., В. – сорок, девяносто, сто Р., Д., Т., П. – окончание –а.

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: Склонение количественных имен числительных

Десятки : обе части оканчиваются одинаково пятидесяти, пятьюдесятью. Сотни: склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота И.,В. пять нот – пять сот. Р. пяти нот - пятисот. Д. пяти нотам – пятистам Т. пятью нотами – пятьюстами П. о пяти нотах – о пятистах

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18: Склонение порядковых имен числительных (который?)

Склоняется только последнее слово до тысяча шестьсот восемьдесят шест ого (года) в две тысячи пятьсот девяноста седьм ом (году) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже : к пятому января, перед первым сентября

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19: Потренируемся!

Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числительных и согласующихся ними существительных. 1. В реферате имеется приложение с 25 схем... 2. Студенту не хватает 9 книг. 3. К 247 абитуриентам добавились ещё 11 человек.

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20: Сочетание собирательных числительных с существительными

Собирательные числительные (от 2 до 10): двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. 1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола ( двое друзей, трое братьев ); с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных ( четверо детей, семеро козлят ); с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов ( двое саней, четверо ворот ); с личными местоимениями (двое из нас, пятеро из них).

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21: Следует запомнить

оба обе об о их, об о им, об о ими только с существительными мужского, среднего рода Об о им братьям, на об о их полотнах, об е их, об е им, об е ими только с существительными женского рода об е сестры, по об е им сторонам Следует запомнить

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22: Потренируемся!

Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей. Образец: Об а студента; об о им студентам. Институт, сессия, речь, декан, подпись, экзамен, заявление, студентка, лицо.

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23: Особенности употребления глаголов

Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов Особенности употребления глаголов Инфинитив Ед.число Множ.число глядеть гляди глядите ехать поезжай поезжайте лазать лазай лазайте лезть полезай, лезь полезайте, лезьте лечь ляг лягте трогать трогай трогайте класть клади кладите Глагол ПОЛОЖИТЬ – только с приставкой! Положи, положите

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24: Запомните!

У глаголов ДЕРЗИТЬ, УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ПРОНЗИТЬ, ВИСЕТЬ, ЧУДИТЬ, ДУДЕТЬ, КОЛОСИТЬСЯ, БУЗИТЬ НЕ употребляются формы 1-го лица единственного числа : я дерзю, дудю, бузю.

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25: Особенности употребления местоимений

Притяжательное местоимение их, её имеет только эту форму. НЕЛЬЗЯ: Ихний, ейный Запомнить : Скучать, грустить по ва с, по на с после простых предлогов типа в, без, к, до и после наречных предлогов возле, мимо, после, около к личным местоимениям 3 лица прибавляется начальное Н : к н ему, у н её, за н ей, около н их. После наречных предлогов вопреки, благодаря, согласно, наперекор, навстречу, которые употребляются только с Дат. падежом, начальное Н НЕ прибавляется: навстречу ему, вопреки ей.

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26: Алгоритм действий с А3

Определи, формы какой части речи представлены в вариантах ответа. Выяви основные признаки данной формы (определи род, число, падеж, лицо и т.д.) Подумай, где могут содержаться ошибки.

Изображение слайда
1/1
27

Слайд 27: Выполнение заданий А3

УКАЖИТЕ ПРИМЕР В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМЫ СЛОВА ( ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО, ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГ, ГЛАГОЛА, МЕСТОИМЕНИЯ) Выполнение заданий А3

Изображение слайда
1/1
28

Слайд 28: Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) клади портфель 2) более семиста студентов 3) до две тысячи пятого года 4) её диплом Ответ: 2) более сем И сот студентов 1) полутораста книгам 2) трое жеребят 3) ихний кабинет 4) наименее удобный. Ответ: 3) ИХ кабинет

Изображение слайда
1/1
29

Слайд 29: Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) с шестьюдесятью миллионами 2) более трехсот заданий 3) положи на полку 4) скучаю по вам Ответ: 4) скучаю по ВАС 1) обеим старушкам 2) семеро нас 3) свойственен им 4) более модный. Ответ: 3) свойствЕН им

Изображение слайда
1/1
30

Слайд 30: Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) ляжьте на пол 2) более мудрый старец 3) до одна тысяча девятьсот семнадцатого года 4) шире реки Ответ: 1) ляГте на пол 1) о ста странах 2) три аспирантки 3) к семидесяти двум 4) прибавить к девяностам трем. Ответ: 4) прибавить к девяностА трем

Изображение слайда
1/1
31

Слайд 31: Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) самый скучный день 2) едь быстрее 3) клади на стол 4) грущу по вас Ответ: 2) ПОЕЗЖАЙ быстрее 1) о полтора тоннах 2) обоих друзей 3) мокла под дождем 4) легче всего. Ответ: 1) о полУтора тоннах

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32: Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) обеими руками 2) четверо ножниц 3) не лазейте по деревьям 4) к их мнению Ответ: 3) не лазАйте по деревьям. 1) о трех поросятах 2) наиболее ответственный пост 3) положи ручку 4) чудю на уроке. Ответ: 4) нельзя образовать !

Изображение слайда
1/1
33

Слайд 33: Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) около пятиста снимков 2) в течение тридцати семи минут 3) выложи на парту 4) самый яркий Ответ: 2) около пятиСОТ снимков 1) семьюдесятью процентами 2) ехай вперёд 3) высох быстро 4) быстрейший спортсмен. Ответ: 2) ПОЕЗЖАЙ вперед

Изображение слайда
1/1
34

Слайд 34: Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) разрежь батон 2) попробуем 3) красивше всех 4) более резкий крик Ответ: 3) красиВЕЕ всех 1) на обоих берегах 2) лягте на кушетку 3) ответ медлен 4) более выше. Ответ: 4) ВЫШЕ, более ВЫСОКИЙ

Изображение слайда
1/1
35

Последний слайд презентации: Морфологические нормы русского языка: Д.С.Лихачев

Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже