Презентация на тему: Морфемика

Морфемика
Приставочный способ
Примеры
Суффиксальный способ
Примеры
Морфемика
Примеры
Морфемика
Постфиксальный способ
Бессуффиксный способ
Морфемика
Морфемика
Сложение
Морфемика
Переход в другую часть речи
Словообразовательный разбор
Порядок словообразовательного разбора
1/17
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 12)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (97 Кб)
1

Первый слайд презентации: Морфемика

Словообразование

Изображение слайда
2

Слайд 2: Приставочный способ

Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи. При этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Примеры

со + ученик → соученик (существительное) пре + больш ой → пребольш ой ( прилагательное) пере + бежа ть → перебежа ть (глагол) от + ныне → отныне (наречие) Производящая основа Производная основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа

Изображение слайда
4

Слайд 4: Суффиксальный способ

Суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе суффиксов. Этим способом образуются слова, относящиеся к различным частям речи.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Примеры

комнат а + -к- → комнатк а комнат а + -н- → комнатн ый свет + -л- → светл ый светл ый + -еньк- → светленьк ий светл ый + -е → светле ть Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа

Изображение слайда
6

Слайд 6

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки и суффикса.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Примеры

не- + избеж ать + -н- → неизбежн ый под- + слеп ой + -оват- → подслеповат ый по- + французск ий + и → по-французски со- + курс + ник → сокурсник в- + чита ть + ся → вчита ть ся Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа

Изображение слайда
8

Слайд 8

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

Изображение слайда
9

Слайд 9: Постфиксальный способ

Постфиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса - ся образуются глаголы ( увлечь → увлечься, учить → учиться, сломать → сломаться ) С помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределённые местоимения и местоименные наречия ( кто → кто-то, чей → чей-либо, какой → какой-нибудь, где → где-то, когда → когда-либо, как → как-нибудь ). Договоримся называть постфиксальный способ образования называть суффиксальным

Изображение слайда
10

Слайд 10: Бессуффиксный способ

Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов (или Нулевая суффиксация).

Изображение слайда
11

Слайд 11

Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изуч ени е, рисовать – рисова ни е, ходить – ходь ба ; белый – бел изн а, тёмный – темн от а, слабый – слаб ость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного ( переносить – перенос, выходить – выход, зелёный – зелень, сухой – сушь ). Тем не менее, такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.

Изображение слайда
12

Слайд 12

заплыва ть → заплыв рассвета ть → рассвет зелён ый → зелень Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа

Изображение слайда
13

Слайд 13: Сложение

Сложение – образование слов путем соединения двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения: Сложение слов : диван - кровать, кресло - качалка. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой. Сложение сокращённых основ, в результате чего получается сложносокращённое слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов ( МГУ, вуз ), сложение слогов или частей слов полного названия ( продмаг, спецкор ) и сложение начальной части слова с целым словом ( стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза ).

Изображение слайда
14

Слайд 14

Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный. Сравните: Пароходн ый ← пароход + н (суффиксальный) Белоснежн ый ← бел ый снег + н (сложение)

Изображение слайда
15

Слайд 15: Переход в другую часть речи

Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова, принадлежащего к определенной части речи, начинает осмысляться как слово, относящееся другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но в его грамматических свойствах происходят изменения, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) → больной (сущ.), приёмная (прил. в форме ж. рода) → приёмная (сущ.), лёжа ( дееприч.) → лёжа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) → весной (наречие).

Изображение слайда
16

Слайд 16: Словообразовательный разбор

В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым. Обеденный ← обед Перерыв ← перерывать Сотрудники ← труд Поели ← ели Отправились ← отправили Мороженое (сущ.) ← мороженое (прил.)

Изображение слайда
17

Последний слайд презентации: Морфемика: Порядок словообразовательного разбора

Поставить анализируемое слово в начальную форму Подобрать к анализируемому слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего; обозначить производящую основу Указать словообразующую морфему Указать способ словообразования Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (например, чередование гласных и согласных)

Изображение слайда