Презентация на тему: Морфема - минимальная значимая часть слова. Отличие от звука. Сравним: утюг,

Морфема - минимальная значимая часть слова. Отличие от звука. Сравним: утюг,
Морфема - минимальная значимая часть слова. Отличие от звука. Сравним: утюг,
Морфема - минимальная значимая часть слова. Отличие от звука. Сравним: утюг,
Морфема - минимальная значимая часть слова. Отличие от звука. Сравним: утюг,
Морфема - минимальная значимая часть слова. Отличие от звука. Сравним: утюг,
Морфема - минимальная значимая часть слова. Отличие от звука. Сравним: утюг,
Морфема - минимальная значимая часть слова. Отличие от звука. Сравним: утюг,
Морфема - минимальная значимая часть слова. Отличие от звука. Сравним: утюг,
Морфема - минимальная значимая часть слова. Отличие от звука. Сравним: утюг,
Морфема - минимальная значимая часть слова. Отличие от звука. Сравним: утюг,
Морфема - минимальная значимая часть слова. Отличие от звука. Сравним: утюг,
1/11
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 37)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (173 Кб)
1

Первый слайд презентации

Морфема - минимальная значимая часть слова. Отличие от звука. Сравним: утюг, устрица, угол у - ехать, у- бежать, у -нести. Значение приставки у – удаление, отделение. Морфема обладает значением, а звук нет. 2) Отличие морфемы от слова и предложения. 2.1. Морфема не делится на более мелкие значимые единицы. Она является материалом для построение слова. лис ёнок (детёныш лисицы) = лис + - ёнок (уменьшительно-ласкательный суффикс) + (м.р., ед.ч., им.п.) 2.2. Место морфем по отношению друг к другу в слове строго зафиксировано. 1

Изображение слайда
2

Слайд 2

Разбор слова по составу  — это выделение морфем, из которых оно состоит. План разбора        1. Определить, к какой части речи относится слово.       2. Выделить его основу и окончание, если это изменяемая часть речи.       3. Выделить корень, подобрав родственные слова.       4. Выделить приставку (если есть), суффикс (если есть). Доказать, что данные приставки и суффиксы имеются в других словах и выражают то же значение.       5. Представить морфемный состав слова графически. 2

Изображение слайда
3

Слайд 3

Задание №1. Выпишите слова по следующим группам: а) однокоренные слова, б) формы слова. Разберите слова по составу. 1) Подосиновик, осину, осинник, осиновый, осинке, осиновым. 2) Орех, орешек, ореховый, ореха, орешник, орехом, орешек. 3) Травяным, травка, травянистый, трава, травяного, травке, травы. 3

Изображение слайда
4

Слайд 4

Чередование гласных в корне слова: о -е: в о з-и-ть – в е з-ти ; п о й - п е -ть. о-а : пере-бр о с-и-ть - пере-бр а с-ыва-ть о-ы : в о й – в ы -ть. о-е-и : с-б о р - со-б е р-у - со-б и р-а-ть. о-ы-у : с о х-нуть - за-с ы х-ать - с у х-ой. Гласные о,е в корне слова могут чередоваться с нулем звука : с о н-сн-а, д е нь – дн-я. Такие гласные называются беглыми. Гласные могут чередоваться с нулем звука в приставках и суффиксах : с – рывать-с о -рвать. 4

Изображение слайда
5

Слайд 5

Чередование согласных в корне слова: к-ч : ру к -а – ру ч -к-а х-ш : су х -ой – су ш -и-ть г-ж-з : дру г – дру ж -ить – дру з -ей д-ж-жд : во д -и-ть – во ж -ак – во жд -ени-е б-бл : лю б -и-ть – лю бл -ю п-пл : ку п -и-ть – ку пл -ю в-вл : ло в -и-ть – ло вл -ю ф-фл : гра ф -а – гра фл -ю м-мл: кор м – кор мл -ю. Чередование звуков может быть и в суффиксах: друж- ок – друж- оч -ек. 5

Изображение слайда
6

Слайд 6

Задание №2. Подберите к указанным словам однокоренные с чередованием гласных и согласных в корне слова. Дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос. 6

Изображение слайда
7

Слайд 7

Задание № 3. Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите по 2 слова с таким же суффиксом (по значению). Студентка, поплавок, геройство, грузинка,  медвежонок,  сибиряк,  доброта. Задание № 4. Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите по 2 слова с такой же приставкой (по значению). Взлететь,  отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться,  преграда, подбежать. 7

Изображение слайда
8

Слайд 8

Способы образования новых слов Для образования слов в русском языке существует несколько основных способов.        1. Приставочный:  прочитат ь < = читать заплатить   < = платить. 2. Суффиксальный: читатель < = читать        3. Приставочно-суффиксальный: прилесок < = лес сотрудник < = труд 5.   Бессуффиксный : рассвет  < = рассвет а ть бег < = бег а ть выход   < =  выход и ть 6. Переход из одной части речи в другую: И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. На конференции выступил с докладом известный ученый. 8

Изображение слайда
9

Слайд 9

6. Сложение: А) основ слов: лес о парк = > лес + парк Б) целых слов: учитель – предметник, летчик - космонавт 9

Изображение слайда
10

Слайд 10

В результате сложения могут образовываться сложносокращенные слова-аббревиатуры :  СНГ, МГУ, ФСБ, универмаг, Сбербанк. 6.  Слияние  слов из словосочетания или (редко) из предложения: быстрорастворимый  < = быстро + растворимый, тотчас  < = тот + час 7.  Переход слова из одной части речи в другую: молодой рабочий  (сущ.)   < = рабочий  ( прилаг.) инструмент.    8.  Усечение  основы производящего слова: зам    < = заместитель.  При усечении образуются слова, полностью тождественные по значению производящим словесным единицам. Данный способ используется, как правило, для образования имен существительных разговорного или просторечного характера. 10

Изображение слайда
11

Последний слайд презентации: Морфема - минимальная значимая часть слова. Отличие от звука. Сравним: утюг,

Задание: Сделайте письменный словообразовательный разбор слов. Добежать, бездомный, лесовоз, столовая, перелет, издалека, просмотр, ООН, красноречие. 11

Изображение слайда