Презентация на тему: Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся

Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся
Мониторинг (от лат. monitor – предостерегающий)
Терминология
Понятие адаптации
Виды адаптации:
Разновидности адаптации:
Мера адаптации – степень приспособленности
Акклиматизация
Дизадаптация
Деадаптация
Норма реакции - это комплекс адаптивных реакций организма и их выраженность.
Резистентность – устойчивость организма к условиям среды
Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся
Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся
СТРЕСС-?
СТРЕССОР
Реакции при действии стрессора:
«местный адаптационный синдром»
Типы стресса
Фазы стресса
«Триада Селье »:
Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся
Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся
Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся
Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся
Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся
Мониторинг - ???
Мониторинг состояний -????
Физическое состояние (ФС) – совокупность морфологических, функциональных и двигательных свойств организма
Пути мониторинга:
Структура (направления) мониторинга физического состояния
Типы и виды мониторинга
Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся
Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся
Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся
Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся
Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся
Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся
Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся
Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся
Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся
Араповская основная общеобразовательная школа
Система школьного мониторинга
Мониторинг состояния физического здоровья учащихся
Мониторинг уровня познавательных процессов
Диагностика уровня воспитанности
Диагностика личностного роста
Ценностные ориентации обучающихся
Мониторинг уровня обученности
Выявление уровня удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами образовательного процесса
1/50
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 6)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1853 Кб)
1

Первый слайд презентации: Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся

Изображение слайда
2

Слайд 2: Мониторинг (от лат. monitor – предостерегающий)

Специально организованное систематическое наблюдениеза состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза Основная сфера практического применения - информационное обслуживание управления в различных областях деятельности

Изображение слайда
3

Слайд 3: Терминология

Наблюдение – метод сбора первичной информации путем регистрации событий, явлений, процессов Диагностика – целенаправленное исследование распознавания и оценки свойств, особенностей и состояния объекта (ФС) или субъекта (обучающиеся); истолкование полученных результатов и их обобщение в виде заключения; Скрининг – от англ. screening – просеивание, сортировка – массовое исследование с целью выявления лиц с определенной болезнью (болезнями) для оперативного принятия мер Донозологические состояния – состояния, при которых оптимальные адаптационные возможности обеспечиваются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем, что ведет к повышенному расходованию функциональных резервов организма (напряжение систем адаптации, стресс-реакции )

Изображение слайда
4

Слайд 4: Понятие адаптации

- от лат adaptatio – приспособление. Адаптация - приспособление строения и функций организма или его органов к изменению условий среды. При выполнении нагрузки приспособление происходит: к влиянию упражнений определенного характера (положение тела, интенсивность, монотонность…) к условиям их проведения (лыжи, коньки – к холоду; плавание - к воде и т.п.); в том числе к социальным условиям (окружению, условиям коммуникации) 9/19/2018

Изображение слайда
5

Слайд 5: Виды адаптации:

генотипическая – механизмы изменений, которые в принципе возможны у человека как вида и определяются его генотипом; фенотипическая – та которая возникла при действии изменяющихся факторов; эволюционная - возникает на протяжении тысячелетий (расовые приспособительные признаки); онтогенетическая – возникает в процессе жизни человека. 9/19/2018

Изображение слайда
6

Слайд 6: Разновидности адаптации:

срочная – сразу на изменение фактора рефлекторным путем (покраснение кожи и потоотделение при повышении температуры); долгосрочная (отдаленная во времени) - связана с изменением обмена веществ; в спорте – проявления показателей тренированности, т.е. приведение организма в соответствие с периодически действующими на организм нагрузками. 9/19/2018

Изображение слайда
7

Слайд 7: Мера адаптации – степень приспособленности

Положительная адаптация – если при действии нагрузки повышается производительность и работоспособность и развивается устойчивость – резистентность организма к действию неблагоприятных факторов Отрицательная - если при действии нагрузки снижается производительность и работоспособность. Развивается дизадаптация 9/19/2018

Изображение слайда
8

Слайд 8: Акклиматизация

Это адаптация к условиям климата: Пассивным путем (у аборигенов) Активным путем (у представителей других народностей) – повышение обменных реакций, включение САС и ОАС. 9/19/2018

Изображение слайда
9

Слайд 9: Дизадаптация

При действии избыточной силы факторов Это нарушения механизмов Проявляются в нарушениях – дисфункциях организма и систем органв 9/19/2018

Изображение слайда
10

Слайд 10: Деадаптация

Возвращение параметров в исходное состояние после прекращения действия факторов Возвращаются функциональные показатели (ОЦК, кол-во гемоглобина, температура, иммунитет…) Остаются изменения в структуре и строении органов – структурные следы (гипертрофия миокарда, структура и рельеф костей…) Остается «вегетативная память» на действие фактора – перед его или при его появлении – снова и быстро развиваются процессы адаптации – реадаптация («предстартовое состояние») 9/19/2018

Изображение слайда
11

Слайд 11: Норма реакции - это комплекс адаптивных реакций организма и их выраженность

Норма реакции, или реактивность – это индивидуальные, генетически определенные особенности реакции человека на действие фактора среды. Норма реакции зависит от возраста, пола, тренированности, конституции, физиологического состояния, состояния здоровья и других значений ( t, сезон, время суток). 9/19/2018

Изображение слайда
12

Слайд 12: Резистентность – устойчивость организма к условиям среды

Специфическая – развивается устойчивость или приспособления к данному фактору ( например, к определенному виду тренировок или виду спорта) Неспецифическая – имеет одинаковые механизмы при действии разных факторов: Симпато-адреналовая система (САС) Стресс-реакция, или общий адаптационный синдром (ОАС) Реакция тренировки Реакция активации 9/19/2018

Изображение слайда
13

Слайд 13

Изображение слайда
14

Слайд 14

Изображение слайда
15

Слайд 15: СТРЕСС-?

Стресс (от англ. stress - напряжение) или «общий адаптационный синдром» - это совокупность общих неспецифических физиологических, психологических и биохимических реакций организма в ответ на действие стрессоров - раздражителей чрезвычайной силы любой природы.

Изображение слайда
16

Слайд 16: СТРЕССОР

Стрессор – это стимул, который может запустить в действие систему реакций человека, направленную на адаптацию; группы стрессоров: 1) средовые (физические воздействия - боль, холод, перегрев; биологические - инфекционные агенты; химические); 2) психоэмоциональные ; 3) социальные.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Реакции при действии стрессора:

1) специфические, связанные с качеством действующего фактора; 2) неспецифические, общие при действии различных стрессоров = стресс (ОАС)

Изображение слайда
18

Слайд 18: местный адаптационный синдром»

Совокупность стереотипных реакций: гиперемия, фагоцитоз, воспаление в очаге повреждения (ожог, механическая травма и др.) Выраженные изменения только в месте действия стрессора Выраженность зависит от общей способности организма к адаптации.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Типы стресса

Эустресс Дистресс Острый Подострый Хронический

Изображение слайда
20

Слайд 20: Фазы стресса

Изображение слайда
21

Слайд 21: Триада Селье »:

гипертрофия коры надпочечников и инволюция тимуса, селезенки, лимфоузлов ; Образование язв в желудочно-кишечном тракте; нарушение обмена веществ и изменения в периферической крови (повышение нейтрофилов, снижение лимфоцитов и эозинофилов.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Изображение слайда
23

Слайд 23

Изображение слайда
24

Слайд 24

Изображение слайда
25

Слайд 25

9/19/2018

Изображение слайда
26

Слайд 26

9/19/2018

Изображение слайда
27

Слайд 27: Мониторинг - ???

Теоретический аспект: - способ исследования реальности посредством представления своевременной и качественной информации для обеспечения управления Практический аспект: Мониторинг здоровья – алгоритм получения и анализа данных для создания реабилитационных программ (Поляков С.Д.) -аналитическая и прогнозная система: наблюдение, анализ и прогноз ( Изаак С.И.) скрининг-диагностика различных аспектов развития Валеологичекий мониторинг В социологии В экологии В медицине В психологии

Изображение слайда
28

Слайд 28: Мониторинг состояний -????

это система мероприятий по наблюдению, оценке и прогнозу состояния физического здоровья для принятия обоснованных управленческих решений Мониторинг состояния обучающихся осуществляется в соответствии с ФЗ РФ №349 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04. 12. 2007 Позволяет выявить: Вектор развития ситуации ; осуществлять контроль динамики состояний Выявить «слабые звенья» в организме и составить индивидуальную программу оздоровления и маркеры оценки ее эффективности ; разрабатывать научно-методические рекомендации Обеспечивать обратную связь (через обучающихся, педагогов, тренеров, руководство Прогнозировать и моделировать результат, снизить риск ухудшения и осложнений состояния ; своевременно вносить коррективы в планы деятельности учреждений, педагогов, тренеров

Изображение слайда
29

Слайд 29: Физическое состояние (ФС) – совокупность морфологических, функциональных и двигательных свойств организма

Компоненты ФС: Физическое развитие: здоровье, особенности телосложения, особенности функционирования систем органов, обмена веществ, питания, особенности адаптации (по отношению к возрастно-половым нормам) Физическая подготовленность: динамика уровня развития двигательных качеств, расширение возможности выполнения движений, функций обеспечения движений, развитие энергетических механизмов организма, работоспособности

Изображение слайда
30

Слайд 30: Пути мониторинга:

1) проведение многомерных наблюдений, сведение множественных характеристик в конечное число групп (по какому-либо признаку возрасту, полу, типу телосложения, напряженности систем регуляции, уровня физической подготовленности, психологических особенностей – проведение кластерного анализа с использованием методов математической статистики в результате возникает возможность для каждой группы подобрать оптимальные условия деятельности (тренировок), питания, выбрать альтернативный вариант для сохранения здоровья и работоспособности 2) Комплексное оценивание физического и психофизиологического состояния с моделированием происходящих физиологических процессов, позволяет оценить данные по возрастно-половым шкалам, выбрать для данного индивидуума оптимальный вариант питания, режима дня, объема нагрузок и смоделировать его состояние через определенный период времени

Изображение слайда
31

Слайд 31: Структура (направления) мониторинга физического состояния

Педагогическое – изучение учебных достижений, качества содержания образования по физическому воспитанию, физической подготовленности Психологическое – изучение тревожности, эмоционального состояния …. Социологическое – изучение условий жизни, обучения, работы.. Медицинское – изучение физического здоровья, заболеваемости, особенностей адаптации к нагрузкам в зависимости от нозологии Статистическое – сбор информации и ее анализ на основании отчетности Ресурсное – изучение объемов, качества обеспечения техническими, финансовыми, научно-методическими ресурсами Кадровое – изучение кадрового состава педагогов, анализ системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации Управленческое – комплексный анализ системы физического воспитания по разным группам показателей для принятия управленческого решения

Изображение слайда
32

Слайд 32: Типы и виды мониторинга

По продолжительности: многолетний ( лонгитудинальный ) и локальный («вход-выход», «вход-процесс-выход» для 1 учреждения) По задачам: функционирова ния (для решения 1 задачи) и развития (для моделированиня ситуации) По характеру объекта: М здоровья, двигательных качеств….. По типу решения задач: информационный, базовый (диагностический), проблемный, сравнительный, прогностический

Изображение слайда
33

Слайд 33

Изображение слайда
34

Слайд 34

Изображение слайда
35

Слайд 35

Мониторинг состояния здоровья учеников школы Направления мониторинга По состоянию здоровья По медицинским параметрам По группам здоровья По уровню тревожности Используются материалы Медицинская документация школы Медицинская документация ФАПа Итоги мониторинга физической подготовки Диагностические материалы

Изображение слайда
36

Слайд 36

По состоянию здоровья ВЫВОДЫ

Изображение слайда
37

Слайд 37

ПО МЕДИЦИНСКИМ ПАРАМЕТРАМ ВЫВОДЫ 2000-2003 2003-2007

Изображение слайда
38

Слайд 38

ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ 2000-2003 2000-2003 2003-2007 ВЫВОДЫ

Изображение слайда
39

Слайд 39

ПО ГРУППАМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2000-2003 2003-2007 ВЫВОДЫ

Изображение слайда
40

Слайд 40

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ 2000-2007

Изображение слайда
41

Слайд 41

ПРОБЛЕМЫ Отсутствие системы мониторинга здоровья детей Имеется противоречие между требованиями государства в сохранении и укреплении здоровья учащихся в школе и отрицательной динамикой физического состояния детей Наблюдается довольно высокий уровень тревожности учащихся школы ЦЕЛЬ Показать ребёнку, его семье значимость его физического состояния для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления

Изображение слайда
42

Слайд 42: Араповская основная общеобразовательная школа

Муниципальное образовательное учреждение

Изображение слайда
43

Слайд 43: Система школьного мониторинга

Системное исследование состояния физического и психического здоровья учащихся Выявление уровня воспитанности Диагностика личностного роста Занятость учащихся во внеурочное время Выявление уровня обученности Выявление уровня удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами образовательного процесса

Изображение слайда
44

Слайд 44: Мониторинг состояния физического здоровья учащихся

Изображение слайда
45

Слайд 45: Мониторинг уровня познавательных процессов

Изображение слайда
46

Слайд 46: Диагностика уровня воспитанности

Средний уровень воспитанности по школе за три года Уровень воспитанности обучающихся 1 – 11 классов за три года

Изображение слайда
47

Слайд 47: Диагностика личностного роста

Изображение слайда
48

Слайд 48: Ценностные ориентации обучающихся

Номер принимаемой ценности Место в иерархии принимаемых ценностей-целей 1 место 2 место 3 место 4 место 5 – 6 классы, 8 вид 3 6 4 7 7 – 9 классы 3 7 15 8 Иерархия принимаемых ценностей-целей обучающихся Араповской школы Номер ценности-цели соответствует: 3 – здоровье 15 – счастливая семейная жизнь 8 – наличие хороших и верных друзей 6 – любовь 7 – материально обеспеченная жизнь 4 – интересная работа

Изображение слайда
49

Слайд 49: Мониторинг уровня обученности

Изображение слайда
50

Последний слайд презентации: Мониторинг морфофункционального состояния обучающихся: Выявление уровня удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами образовательного процесса

№ п/п Направление оценки Показатели оценки Число поданных анкет Родителей, законных представителей обучающихся, воспитанников 1 условия обслуживания 1.1. Удовлетворяют 15 100% 16 100% 1.2. Удовлетворяют частично 0 0 1.3. Не удовлетворяют 0 0 2 учебно-образовательные мероприятия 2.1. Удовлетворяют 15 100% 14 88% 2.2. Удовлетворяют частично 0 1 6% 2.3. Не удовлетворяют 0 1 6% 3 нормативы потребления 3.1. Удовлетворяют 12 80% 14 88% 3.2. Удовлетворяют частично 3 20% 2 12% 3.3. Не удовлетворяют 0 0 4 требования к персоналу 4.1. Удовлетворяют 14 93% 15 94% 4.2. Удовлетворяют частично 1 7% 1 6% 4.3. Не удовлетворяют 0 0 Итого анкет: 15 16

Изображение слайда