Презентация на тему: Модернизация национальных экономик на основе технологических укладов и развития

Модернизация национальных экономик на основе технологических укладов и развития приоритетных технологических направлений инновационных систем
Развитие приоритетных технологических направлений
Цикличность экономического развития
Границы технологических укладов
Модернизация национальных экономик на основе технологических укладов и развития
Технологии, изменившие мир
Технологии, изменившие мир
Инструмент для анализа технологического развития
Роль интеллектуальной собственности
Роль интеллектуальной собственности
Глоссарий - изобретение
Патентная активность в области электротехники
Патентная активность в области приборостроения
Патентная активность в области химии
Патентная активность в области машиностроения
Лидеры в област и изобретательства
Верификация патентной активности на примере рынка нанотехнологий
Углеродные нанотрубки
Углеродные нанотрубки
Распределение заявок на изобретения по уровню доходности национальных экономик
Распределение стран-заявителей по группам доходности
Распределение патентных заявок по регионам происхождения
Динамика патентной активности (изобретения)
Особенности ТУ – временной лаг при внедрении технологий
Причины временного лага при внедрении технологий
Причины временного лага при внедрении технологий
Особенности ТУ – изменение структуры потребляемого топлива
Динамика изменения цен на нефть
Мониторинг социально-экономических показателей 2015 г.
Какие выводы должны быть сделаны
Международная и отечественная практика формирования и функционирования инновационных систем и специализированных инновационных центров
Тенденция развития экономики знаний
Модели развития национальных инновационных систем
М одель инновационного развития США – основные стороны
Линейность распределения США
Результативность ИиР в США
Линейность распределения США
Модель инновационного развития Китая
Линейность распределения
Результативность ИиР в Китае
Результативность ИиР в Китае
Линейность распределения
Европейская модель инновационного развития
Унификация основных форм инновационного развития
Унификация основных форм инновационного развития
Российский опыт создания инновационных центров
Услуги, оказываемые технопарками
Проект инновационного центра « Сколково »
Этапы реализации проекта
Финансирование фонда
Благоприятные факторы для развития НИС
Факторы, препятствующие развитию НИС
Институты и инструменты национальной инновационной системы и их роль в развитии научно-образовательного комплекса Новосибирской области
Институциональный подход в инновациях
Государственные институты развития
Государственные институты развития в сфере инноваций
Государственные институты развития в сфере инноваций
Государственные институты развития в сфере инноваций
Инновационные сети в структуре НИС
Технологические платформы (ТП)
Актуальность концепции ТП для НИС России
Направления функционирования ТП
Создание ТП в России
Организации Новосибирской области в составе ТП
Кластеры
Кластеры
Кластерная политика в России
Региональная кластерная политика (Новосибирская область)
Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области
Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области
Направления разработок кластера
Протокластеры
Протокластер «Современные керамические материалы»
Протокластер «Современные керамические материалы»
Протокластер «Автономные источники энергии»
Протокластер «Силовая электроника и электротехника»
Модернизация национальных экономик на основе технологических укладов и развития
1/77
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 17)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1860 Кб)
1

Первый слайд презентации: Модернизация национальных экономик на основе технологических укладов и развития приоритетных технологических направлений инновационных систем

Фадейкина Н. В., Малина С. С., Бъядовский Т. Т. timurbyadovski@gmail.com СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА Тимур Бъядовский

Изображение слайда
2

Слайд 2: Развитие приоритетных технологических направлений

2 Изобретение на основ е прорывной технологии Рынок массового потребления Новый фактор роста Лидерство во внешней экономической и политической деятельности Создание новых рабочих мест Усиление национальной валюты Повышение инвестиционной активности Экономический рост и развитие качества жизни в долгосрочном периоде

Изображение слайда
3

Слайд 3: Цикличность экономического развития

1780 1840 Фаза роста Фаза спада Фаза зрелости 1890 В основе каждого временного периода лежит свой технологический уклад. Технологический уклад ( ТУ ) – самовоспроизводящаяся, структурно-технологическая единица, образующая в совокупности целостную экономику. ТУ характеризуется единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно-технический потенциал. Смена ТУ с сопутствующим формированием ключевых институциональных форм происходит каждые 40-60 лет. Основной вклад в развитие теории смены ТУ внесла концепция циклических изменений конъюнктуры мировой экономики Н. Д. Кондратьева. Позднее Й. Шумпетер связал эту теорию с конкуренцией, основанной на инновациях. Именно она приводит к последующему созидательному разрушению сложившихся отраслей и рынков.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Границы технологических укладов

4 Цикл Повышательная волна Понижательная волна Первый уклад С конца 1780-х гг. до 1810-1817 гг. C 1810-1817 гг. до конца 1840-х гг. Второй уклад C конца 1840-х гг. до начала 1870-х гг. C начала 1870-х гг. до конца 1890-х гг. Третий уклад С до конца 1890-х гг. до 1914-1921 гг. С 1914-1921 гг. до 1944-1948гг. Четвертый уклад С 1944-1948гг. до конца 1960-х гг. С конца 1960-х гг. до начала 1980-гг. Пятый уклад C начала 1980-гг. до начала 2000-х гг. С начала 2000-х гг. до 2017-2020- х гг.

Изображение слайда
5

Слайд 5

5 1 цикл (конец 1780-х – конец 1840-х) 2 цикл (начало 1850-х – конец 1890-х) 1769 Патент Уатта на камеру для конденсации 1804 Патент Треветика на первый паровоз 1837 Патент Кука и Уинстона на электрический телеграф 1856 Патент Паркса на пластмассы Патент Бессемера на конвертер для переплавки чугуна 1876 Патент Бела на метод и аппарат для передачи речи 1856 1879 1879 Патент Бенца на газовый двигатель Патент Эдисона на электрическую лампу Технологии, изменившие мир

Изображение слайда
6

Слайд 6: Технологии, изменившие мир

6 3 цикл (конец 1890-х – середина 1940-х) 4 цикл (середина 1940-х – начало 1980-х) 1897 Патент Маркони на способ передачи электрических сигналов 1906 Патент братьев Райт на летательный аппарат 1925 Патент Дженкинса на беспроводную передачу изображений 1950 Патент лаборатории Бэлла на транзистор Патент на солнечные батареи 1952 Патент на штрих-код 195 7 1973 1969 Первый звонок по мобильному телефону ARPANET создала сеть интернет Разработан способ сканирования поверхностей 1981 Технологии, изменившие мир

Изображение слайда
7

Слайд 7: Технологии, изменившие мир

7 5 цикл (начало 1980-х – конец 2010-х) 6 цикл (конец 2010-х – наше время) Паровой двигатель Паровая машина 1992 Отправлено 1 смс сообщение 1986 Патент Чарльза Халла на 3-д принтер Технологии, изменившие мир

Изображение слайда
8

Слайд 8: Инструмент для анализа технологического развития

8 База данных ВОИС, ЕПО База данных WoS, Scopus Изобретения Полезные м. Пром. образцы Статьи Очерки, тезисы Монографии Библиографич. анализ Анализ направлений Анализ цитирования Анализ данных На выходе Выделение трендов и зарождающихся рынков Сбор данных

Изображение слайда
9

Слайд 9: Роль интеллектуальной собственности

9 Этап разработки Экспериментальный этап Масштабирование технологии («выход из лаборатории») Новый продукт / услуга Имитаторы Патент Альтернативные разработки Повышение качества жизни и рост благосостояния Роль интеллектуальной собственности

Изображение слайда
10

Слайд 10: Роль интеллектуальной собственности

Исключительные права – патенты предоставляют исключительное право осуществлять коммерческую деятельность с использованием изобретения ; Прибыль от инвестиций – возможность занять лидирующие позиции на рынке ; Возможность лицензировать – продажа или предоставление лицензии другой стороне (доход без участия в коммерческой деятельности ; Укрепление позиций на переговорах ; Положительная репутация – наличие патентов свидетельствует о высоком уровне знаний. 10

Изображение слайда
11

Слайд 11: Глоссарий - изобретение

Изобретение – техническое решение в любой области, относящееся к продукту (устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Критерии патентоспособности изобретения : н овизна ; изобретательский уровень ; промышленная применимость. 11 Глоссарий - изобретение

Изображение слайда
12

Слайд 12: Патентная активность в области электротехники

12 Область технологии Год подачи заявки Доля, % Средний рост, %: 1995-2013 1995 2000 2005 2010 2013 2013 Электротехника Электрооборудование, энергетика 45911 68587 91818 116569 161633 7,4 7,2 Аудио технологии 38639 60090 89608 79392 78001 3,6 4,0 Телекоммуникации 24323 45791 62057 56359 50497 2,3 4,1 Цифровая связь 8575 27097 53465 76031 100412 4,6 14,6 Базовые методы коммуникации 10451 14150 18020 16612 16420 0,8 2,5 Компьютерные технологии 35772 60418 107864 129762 168722 7,8 9,0 ИТ и методы для управления 1615 6101 18114 23179 33659 1,5 18,4 Полупроводники 25493 50143 70401 77064 88344 4,1 7,1 * Составлено по данным ВОИС

Изображение слайда
13

Слайд 13: Патентная активность в области приборостроения

13 Область технологии Год подачи заявки Доля, % Средний рост, %: 1995-2013 1995 2000 2005 2010 2013 2013 Приборостроение Оптика 37278 48317 70783 64176 66239 3,0 3,2 Измерения 35560 43442 62183 77516 103820 4,8 6,1 Анализ биологических матер - ов 4320 7413 12529 11467 12737 0,6 6,2 Управление и контроль 13405 19489 26900 29023 37013 1,7 5,8 Медицина 27560 41100 69907 78441 93357 4, 3 7,0 * Составлено по данным ВОИС

Изображение слайда
14

Слайд 14: Патентная активность в области химии

14 Область технологии Год подачи заявки Доля, % Средний рост, %: 1995-2013 1995 2000 2005 2010 2013 2013 Химия Органические основы химии 28958 38505 56634 54278 55425 2,6 3,7 Биотехнологии 13351 24472 38539 39226 45485 2,1 7,0 Фармацевтика 21920 38470 73282 71258 78473 3,6 7,3 Макромолекулярная химия 20129 23805 27610 28545 37478 1,7 3,5 Пищевая химия 10425 14303 23054 28217 42002 1,9 8,0 Базовые материалы 25195 30928 38703 44566 60475 2,8 5,0 Матер иалов- е и металлургия 22693 24015 29329 37577 52126 2,4 4,7 Пленочные технологии 15475 19532 27870 33122 39426 1,8 5,3 Нанотехнологии 275 490 2129 3284 4059 0,2 16,1 Прикладная химия 24525 27358 22619 37229 48336 2,2 3,8 Экзогенные технологии 13794 17268 21016 25865 33890 1,6 5,1 * Составлено по данным ВОИС

Изображение слайда
15

Слайд 15: Патентная активность в области машиностроения

15 Область технологии Год подачи заявки Доля, % Средний рост, %: 1995-2013 1995 2000 2005 2010 2013 2013 Машиностроение Обработка 31633 37509 43490 42922 55633 2,6 3,2 Станкостроение 26526 31633 36853 43503 61249 2,8 4,8 Двигатели, насосы, турбины 22092 29276 41537 48645 62252 2,9 5,9 Механизация текстильной пром. 26173 30986 38392 30852 35651 1,6 1,7 Другие специальные устройства 33932 39690 47116 49744 65781 3,0 3,7 Тепловые методы и аппаратура 16281 19896 24467 29607 35915 1,7 4,5 Механические детали 25558 34805 42989 46582 59032 2,7 4,8 Транспорт 33646 46977 66392 67389 88294 4,1 5,5 * Составлено по данным ВОИС

Изображение слайда
16

Слайд 16: Лидеры в област и изобретательства

16 Компьютерные технологии : Microsoft, International Business Machines и Intel (Все США ). Электрооборудование и энергетика : Sumito Wiring Systems ( Япония ), Samsung SDI Co LTD ( Корея ), Ocean ’ s King Lighting Science & Technology ( Китай ). Ц ифровая связь : Huawei Technologies ( Китай ), ZTE Corporation ( Китай ), SK Telecom ( Корея ). Полупроводниковая промышленность : Hynix Semiconductor ( Корея ), LG Innotek ( Корея ), Industry Technology Research Institute ( Тайвань ). Оптические приборы : Xerox ( США ), Fuji Photo Film CO LTD ( Япония ), Canon ( Япония ). Измерительные приборы : Honeywell International ( США ), National Institute of Advanced Industrial Science and Technology ( Япония ), Zhejiang university ( Китай ). Материаловедение и металлургия : Posco ( Корея ), JFE Steel ( Япония ), Nippon Steel ( Япония ). Турбины и двигатели : Mitsubishi Heavy IND LTD ( Япония ), General Electric ( США ), Robert Bosch ( Германия ). Нанотехнологии в области углеродных нанотрубок : Ocsial ( Россия ), Raymor Ind. ( Канада ), Arkema ( Франция ).

Изображение слайда
17

Слайд 17: Верификация патентной активности на примере рынка нанотехнологий

17 Распределение объемов продаж нанотехнологий по секторам, млн*долл. Сектор 2010 2011 2012 2013 2014 … 2018 Материалы и производство 197543 305644 435728 599133 799490 … 1754653 Электроника и IT 101329 148882 211174 297534 414527 … 940405 Здравоохранение 34583 51308 71369 98381 133068 … 383720 Энергетика 5060 8329 12896 19311 28114 … 88929 1959 г. Р. Фейнман – (« There ’ s Plenty of Room at the Bottom : An Invitation to Enter a New Field of Physics ») 40 лет *Нанотехнологии представляют собой совокупность различных технологий и методов, в основе которых лежит использование физических свойств, проявляющихся в нанометровом масштабе и отличающихся от тех, что наблюдаются у объектов микро- и макромира

Изображение слайда
18

Слайд 18: Углеродные нанотрубки

18

Изображение слайда
19

Слайд 19: Углеродные нанотрубки

19 * Источник Ocsial

Изображение слайда
20

Слайд 20: Распределение заявок на изобретения по уровню доходности национальных экономик

20

Изображение слайда
21

Слайд 21: Распределение стран-заявителей по группам доходности

21 2004 г. 20 1 4 г. * Прим. Индия (2008 г.) разработан проект под названием «Национальный инновационный акт». Бразилия (2007 г.) принят «Стратегический план развития науки, технологий и инноваций».

Изображение слайда
22

Слайд 22: Распределение патентных заявок по регионам происхождения

22 Регион Количество заявок, ед. Доля мирового объема, % Средний рост, % 2004 г. 2014 г. 2004 г. 2014 г. 2004-2014 гг. Африка 10100 14900 0,6 0,6 4,0 Азия 772100 1607500 49 60 7,6 Европа 322600 346200 20,5 12,9 0,7 Латинская Америка 45000 64100 2,9 2,4 3,6 Океания 29400 33900 1,9 1,3 1,4 Северная Америка 395100 614300 25,1 22,9 4,5 Мир, итого 1574300 2680900 100 100 5,5

Изображение слайда
23

Слайд 23: Динамика патентной активности (изобретения)

Китай США Япония Россия Корея 9 *Рассчитано по данным ВОИС Непал – 30 (2015 г. ) Колумбия – 67 (2015 г. )

Изображение слайда
24

Слайд 24: Особенности ТУ – временной лаг при внедрении технологий

24

Изображение слайда
25

Слайд 25: Причины временного лага при внедрении технологий

25 Зарождение инновационного (для своего времени) изобретения является затратным процессом. До обретения изобретением облика, позволяющего осуществить трансфер на рынок, необходимо удачно пройти этапы (фундаментальные, прикладные исследования, опытно-конструкторские работы и промышленное производство) цепочки НИС. Заявки на охранный документ, как правило, подаются уже после первых успешных этапов фундаментальных исследований. Однако проблемы в реализации концепции (проекта) могут возникнуть уже на стадии опытно-конструкторских работ и/или проявиться при экспериментальных запусках прототипа. Основным же критическим этапом является адаптация технологии к нуждам промышленного производства. Доработки и совершенствование отнимают время, которое в итоге выливается в расширение временного лага при внедрении.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Причины временного лага при внедрении технологий

26 Зарождение новой технологии происходит во время доминирования определенных факторов производства, которые создают естественные барьеры для внедрения. До тех пор, пока рынок не насыщен и формирует спрос, реальный сектор экономики не отказывается от предыдущих факторов производства, продолжающих приносить пусть и не столь высокий, но все еще доход. Чтобы стать нормой в потреблении и использовании, технологическая новация должна обрести мощную социальную базу. Новация проходит на рынок постепенно. Вначале она находит спрос в секторах стратегической важности, таких как военно-промышленных комплекс, программы освоения космоса и транспорт. Через эти области новации становятся гражданскими. И в этой стадии происходит постепенное распространение и последующий рост эффективности, сопровождающийся снижением издержек производства, что в свою очередь влияет на изменение цен и делает технологии предыдущего ТУ неконкурентоспособными. Таким образом, скорость диффузии инновации возрастает с ростом ее прибыльности и падает с увеличением ее капиталоемкости.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Особенности ТУ – изменение структуры потребляемого топлива

27 Доля, %

Изображение слайда
28

Слайд 28: Динамика изменения цен на нефть

28 *Рассчитано по данным ЦБ РФ

Изображение слайда
29

Слайд 29: Мониторинг социально-экономических показателей 2015 г

Снижение ВВП в 2015г : - 3,7 % г / г. Инвестиции в основной капитал : - 8,1 % г / г. Рост индекса потребительских цен : 1 2,9 % г / г. Индекс промышленного производства : - 3, 4% г / г. Реальные располагаемые денежные доходы населения : - 4% г / г. Реальная заработная плата сотрудников организаций : - 9,5 % г / г. Оборот розничной торговли : - 10 г / г. Уровень безработицы : 6% от числа экономически активного населения (4 млн. чел. ). 29

Изображение слайда
30

Слайд 30: Какие выводы должны быть сделаны

На протяжении многих лет главными статьями доходов бюджета оставались энергоносители и природные ресурсы. Данный факт обуславливает высокую зависимость экономики от уровня цен на мировых сырьевых рынках. Обвал цен на нефть во второй половине 2014г. в сочетании с усилением геополитической напряженности убедительно продемонстрировал неспособность российской экономики в рамках существующего уклада обеспечивать устойчивое развитие социально-экономической системы на фоне внешних вызовов. Постоянное изменение ценового уровня на рынках энергоресурсов свидетельствует о том, что точка равновесия еще не найдена. Следовательно, неизбежно дальнейшее неустойчивое развитие национальной экономики России, ухудшение микро- и макроэкономических показателей. Ясно обозначилась необходимость развития альтернативных структурных элементов (секторов) национальной экономики, способных внести существенный вклад в формиро в ание траектории стабильного и прогнозируемого роста. 30

Изображение слайда
31

Слайд 31: Международная и отечественная практика формирования и функционирования инновационных систем и специализированных инновационных центров

Тимур Бъядовский timurbyadovski@gmail.com СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА Фадейкина Н. В., Малина С. С., Бъядовский Т. Т.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Тенденция развития экономики знаний

32 Сегодня прослеживается отчетливая тенденция развития экономики знаний (среди лидеров – C ША, Япония, Китай, Корея), направленная на максимальное снижение зависимости от использования природных ресурсов или же на удержание данного показателя на низком уровне. Экономика этих стран все больше ориентирована на инновации и формирует такую систему взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом, при которой инновации служат основой развития промышленности и социума. Таким образом, лидеры инновационных экономик вместо экстенсивных производственных направлений стали использовать интенсивные. Знание становится решающим фактором в обеспечении конкурентоспособности экономических субъектов, в том числе государств.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Модели развития национальных инновационных систем

33 Азиатская Европейская Китайская Российская Американская Мировая практика развития НИС Международный опыт формирования и развития НИС показывает, что системы значительно различаются, поскольку в силу особенностей исторического и культурного развития стран, состояния их промышленно-технологической базы, величины расходов на НИОКР и прочих факторов

Изображение слайда
34

Слайд 34: М одель инновационного развития США – основные стороны

34 Базовые элементы НИС США Университеты Национальные лаборатории Инновационные кластеры США в качестве цели развития инновационной системы определяют сохранение своих возможностей во всех основных технологических направлениях на высшем мировом уровне с основным упором на поддержание промышленности и обеспечение национальной безопасности. Модель, сформировавшаяся в Штатах, характеризуется незначительной ролью государства. В основном это решение задач, связанных с поддержкой фундаментальной науки, образования и малого бизнеса. Ключевым же отличием американской модели инновационного развития является формирование системы снизу. Во многом этому способствовала направленность инновационной политики на саморазвитие компаний в жесткой конкурентной борьбе. Таким образом, финансирование и дальнейшая коммерциализация обеспечивается функционированием венчурных фондов и наличием предпринимательского духа.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Линейность распределения США

Изображение слайда
36

Слайд 36: Результативность ИиР в США

12 Рост с 5979,6 до 16155,3 млрд долл.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Линейность распределения США

Изображение слайда
38

Слайд 38: Модель инновационного развития Китая

38 Китайские территории научно-технологического развития, технопарки и инкубаторы создаются не снизу как в Западной Европе и особенно в США, а сверху – под строгим руководством китайского правительства и коммунистической партии. Предпринимательский дух – не самая сильная сторона восточного менталитета. Китайское правительство сосредоточило в своих руках не только управление научно-технической деятельностью, но и соответствующей производственной деятельностью и распределением ресурсов между специальными ведомствами власти. После трех десятилетий экстенсивного экономического роста, китайское правительство осознало необходимость переключить свое внимание на переход к более наукоемкой экономике. Современная китайская модель развития экономики, основанной на знаниях, характеризуется высокой долей участия государственных институтов развития. Отличительной особенностью реализации государственных перспективных направлений в области инноваций является их финансовая поддержка. Так, все инновационные начинания получают чрезвычайно щедрое государственное финансирование.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Линейность распределения

Изображение слайда
40

Слайд 40: Результативность ИиР в Китае

12

Изображение слайда
41

Слайд 41: Результативность ИиР в Китае

12

Изображение слайда
42

Слайд 42: Линейность распределения

Изображение слайда
43

Слайд 43: Европейская модель инновационного развития

43 Европейская модель генерирует синергию иным способом. Конечно, здесь есть и технопарки, и «ангелы», и венчур, и государственная поддержка фундаментальной науки, образования, малого бизнеса. Но этого оказалось недостаточно. Американская модель здесь не работает. Скорее всего, из-за дефицита предпринимательского духа (менталитет!) в Старом свете. Важнейшим элементом европейской системы стали так называемые технологические платформы (ТП) Франция стремится использовать свои достижения в фундаментальных науках, особенно в биологии, физике и химии в коммерческих целях Нидерланды предпочитают фокусировать свою инновационную политику на построении кластеров – специальных сетей, стимулирующих инвестиции в инновации в определенных секторах. Великобритания к лючевой механизм государственной поддержки развития науки и высоких технологий – налоговые льготы для организаций, занимающихся ИиР. Создание на базе крупнейших британских университетов (Кембриджский, Астонский ), научных и технологических парков.

Изображение слайда
44

Слайд 44: Унификация основных форм инновационного развития

44 Исследование опыта развитых стран (США, Японии, стран ЕС, а также Китая) с точки зрения их успехов в создании финансовых институтов инновационной инфраструктуры, в том числе методов и инструментов управления рисками, используемых в рамках их функционирования, позволило выделить следующие основные их формы : финансовая поддержка организаций, реализующих инновационные проекты, для компенсации потерь от возможных рисков, в том числе применение процедур льготного и упрощенного предоставления оборотного капитала и субсидий; снижение финансовых рисков инновационных проектов за счет обеспечения проекта финансированием, особенно на первых этапах функционирования организации, путем осуществления отлаженных процедур привлечения частного венчурного капитала на выгодных условиях, включая льготное налогообложение; предоставление безвозмездной государственной технологической поддержки инновационным организациям, в том числе оказание поддержки для опубликования результатов научно-технических разработок, выполненных в государственных НИИ и лабораториях, оказание информационной и консультационной помощи указанным организациям; государственные программы финансовой и технической поддержки инновационных организаций, выполняющих НИОКР по приоритетным направлениям государственной инновационной политики (США, Япония, Великобритания, Индия, Китай и другие страны);

Изображение слайда
45

Слайд 45: Унификация основных форм инновационного развития

45 прямое финансирование (субсидирование, в том числе предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным на финансирование инновационных проектов; предоставление льготных займов) и др., достигающих 50 % расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США и др.); предоставление беспроцентных ссуд (Швеция); безвозмездные ссуды на покрытие 50 % затрат на внедрение инноваций (Германия); целевые дотации на проведение НИОКР (практически во всех развитых странах); создание фондов внедрения инноваций с учетом возможных финансовых рисков (Германия, Швейцария, Нидерланды, Франция, Великобритания); создание специальной инфраструктуры для развития страхования рисков инновационных проектов (Япония, Германия, США, Австрия, Япония и др.); государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков (США, Япония); поддержка и развитие частного венчурного инвестирования; создание крупных государственных организаций (корпораций, агентств), предоставляющих всестороннюю научно-техническую, финансовую и производственную помощь инновационным организациям (США, Япония, Индия, Китай и другие страны); предоставление на достаточно открытых и конкурентных условиях государственных контрактов (государственных заказов) на проведение НИОКР.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Российский опыт создания инновационных центров

46 Опыт создания первых отечественных технопарков относится к 80–90-м гг. прошлого века. В основном это были проекты, создаваемые при вузах, они не имели ни развитой инфраструктуры, ни выделенных объектов недвижимого и движимого имущества, ни подготовленных менеджеров. Как правило, это были структурные подразделения вуза, а не самостоятельно функционирующие организации, соответственно, деятельность по поддержке субъектов малого предпринимательства и/или других организаций инновационной сферы они не осуществляли. В единичных случаях технопарки были образованы в организационно-правовой форме закрытого акционерного общества (или общества с ограниченной ответственность), что давало возможность осуществлять гибкое управление при относительной независимости от базовой организации. Количество технопарков 1993 г. – 43 н ачало 2000 гг. – 80

Изображение слайда
47

Слайд 47: Услуги, оказываемые технопарками

47 предоставление производственных и офисных помещений в пользование на условиях льготной аренды; информационные услуги субъектам малого предпринимательства; консультационные услуги в области бизнес-планирования; содействие выполнению НИОКР и реализации (внедрению) их результатов; подготовка и переподготовка кадров для научно-технологического предпринимательства; организация семинаров, выставок, конференций и других мероприятий; оценка и правовая защита интеллектуальной собственности; разработка программ инновационного развития регионов и/или развития высокотехнологичных секторов экономики регионов (городов); помощь в поиске инвестиций и получении кредитов; содействие внешнеэкономической деятельности; предоставление стипендий студентам, работающим в организациях – субъектах малого предпринимательства (резиденты технопарка); создание центров коллективного пользования оборудованием; создание новых организаций по конкретным направлениям деятельности.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Проект инновационного центра « Сколково »

48 О создании проекта в начале 2010 г. объявил Дмитрий Медведев, тогда занимавший пост Президента РФ. Он видел в « Сколково » будущий «крупнейший испытательный полигон новой экономической политики» – аналог Кремниевой долины в США и прообраз города будущего. Ядром инновационной системы стала некоммерческая организация Фонд « Сколково », учредителями которой выступили Российская академия наук, Внешэкономбанк, « Роснано », Московский государственный технический университет им. Баумана, Российская венчурная компания и Фонд содействия инновациям. Инновационный центр, которым управляет Фонд, включает в себя: технопарк « Сколково » (физическая сервисная инфраструктура – офисы, лаборатории, центры коллективного пользования и др.); таможенно-финансовую компанию; Центр интеллектуальной собственности, осуществляющий помощь в патентовании, через который за период с 2011 г. по июнь 2015 г. было подано 800 заявок на регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, из них 150 международных заявок; Сколковский институт науки и технологий - « Сколтех » (институт, предлагающий программы магистратуры и аспирантуры по направлениям кластеров инновационного центра ).

Изображение слайда
49

Слайд 49: Этапы реализации проекта

49 Одной из главных заявленных целей проекта « Сколково » является коммерциализация инноваций, то есть формирование благоприятных условий для инновационного процесса, когда лица, занятые ИиР, и бизнесмены совместно с участниками образовательных проектов создают конкурентоспособные наукоемкие разработки мирового уровня. Этапы реализации проекта: – первая очередь – 2012–2014 гг.; – вторая очередь – 2015–2017 гг.; – третья очередь – 2017–2020 гг. В рамках проекта « Сколково » уже созданы пять кластеров: – стратегические направления информационных технологий; – инновации в области биомедицинских технологий; – инновации и прорывные технологии, нацеленные на сокращение энергопотребления объектами промышленности, ЖКХ и муниципальной инфраструктуры; – космические проекты и развитие телекоммуникационных технологий; – инновационное развитие ядерных технологий, продукты для энергетических рынков, новые материалы и технологические системы.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Финансирование фонда

50 С ноября 2015 по июнь 2016 гг. Фонд « Сколково » проверялся Счетной палатой РФ совместно с ФСБ (период проверки – 2013-2015 гг.). За это время федеральный бюджет потратил на проект 58,6 млрд руб., и бюджетные субсидии составили львиную долю доходов Фонда « Сколково » (почти 78 %), хотя по закону Фонд должен жить в основном на собственные средства. Еще 5,7 млрд руб. (почти 7 % дохода) Фонд « Сколково » получил от размещения бюджетных денег на депозитных счетах коммерческих банках. Собственная операционная деятельность принесла Фонду лишь 4,5 % доходов. « Сколково » всегда получал из бюджета больше, чем ему требовалось : так, за весь 2013 г. Фонд потратил на 2 млрд руб. меньше того остатка, что был на его счетах в начале 2013 г. (23 млрд руб.). Тем не менее, в том же году Фонд получил из бюджета еще 13,5 млрд руб. В 2014 г. бюджетное финансирование Фонда « Сколково » составило 41,2 млрд руб. при расходах в 22 млрд руб., а в 2015 г. – 38,6 млрд руб. при расходах в 22 млрд руб. По мнению специалистов Счетной палаты, ответственность за необоснованное выделение субсидий Фонду « Сколково » должна быть возложена на Министерство финансов, которое « ненадлежаще исполняло контрольную функцию» в отношении фонда.

Изображение слайда
51

Слайд 51: Благоприятные факторы для развития НИС

51 важность территориальной близости университетов и исследовательских центров; наличие программы мероприятий по созданию условий для формирования горизонтальных связей между участниками инновационного центра; политическая воля и наличие долгосрочной стратегии развития инновационного центра, которую государство готово планомерно реализовывать (терпеливое государство); устойчивая бизнес-модель управляющей компании (как правило, с развитием центра возникает необходимость создания и функционирования таковой), ее способность обеспечить финансовую самодостаточность и генерацию прибыли; независимость управляющей компании от учредителей инновационного центра (государства, университетов) в принятии решений, формирование руководящих органов инновационного центра из профессионалов с бизнес-опытом.

Изображение слайда
52

Слайд 52: Факторы, препятствующие развитию НИС

52 чрезмерное внимание к материальной инфраструктуре в ущерб нематериальным услугам, привлечению сильных кадров и проектов; недостаточный профессиональный уровень специалистов, привлекаемых к работе в управляющей компании; недостаточное внимание к PR и формированию сильного бренда инновационного центра; недостаточное внимание к бизнес-обучению научных сотрудников и студентов (недостаточная вовлеченность научных и университетских центров в предпринимательство); приверженность стратегии «проталкивания» технологий на рынок, концентрация ресурсов на проектах, которые не решают конкретные проблемы потребителей; ошибки при определении специализации и приоритетов инновационного центра; создание инновационной инфраструктуры исходя из отвлеченных прогнозов, а не реальных потребностей, в том числе потребностей существующих и потенциальных компаний-резидентов инновационного центра, низкая адаптивность.

Изображение слайда
53

Слайд 53: Институты и инструменты национальной инновационной системы и их роль в развитии научно-образовательного комплекса Новосибирской области

Тимур Бъядовский timurbyadovski@gmail.com СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА Фадейкина Н. В., Малина С. С., Бъядовский Т. Т.

Изображение слайда
54

Слайд 54: Институциональный подход в инновациях

54 Институциональный подход к экономике, который проецируется и на инновационную деятельность, основан на предположении, что деятельность государства, а также нормы и принципы общественного устройства определяют правила «игры» инновационных организаций и других субъектов НИС. В самом широком смысле под институтами подразумеваются формальные и неформальные устоявшиеся нормы взаимодействия между экономическими агентами. Институты развития в наиболее распространенном понимании, как правило, отождествляются с особыми организациями, содействующими распределению ресурсов в пользу проектов реализации нового потенциала экономического роста отрасли, региона, страны в целом. Однако данный подход рассматривает только организационные аспекты механизмов функционирования таких институтов (изучение деятельности конкретного типа организаций), но не объясняет аналогичных процессов, происходящих внутри другого типа организаций – институтов развития. В этой связи появился иной подход к рассмотрению данного понятия, согласно которому институтом развития признается устоявшаяся норма взаимодействия между экономическими агентами, причем в результате применения такой нормы изменяется состояния системы.

Изображение слайда
55

Слайд 55: Государственные институты развития

55 Г осударственные институты развития - совокупность созданных и фондируемых государством специальных организаций, осуществляющих софинансирование (в том числе с использованием кредитных и гарантийных механизмов) проектов, имеющих высокую экономическую или общественную значимость. Институты развития являются одним из инструментов государственной политики, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов ГЧП. Их основная цель – преодоление « провалов рынка» для решения задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики. Институты развития выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ организациям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам.

Изображение слайда
56

Слайд 56: Государственные институты развития в сфере инноваций

56 АО «РВК» — государственный институт развития, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. За время своей деятельности компания создала широкий набор инструментов, нацеленных на развитие венчурного инвестирования в стране, создание образовательных и методологических сервисов для участников рынка, повышение глобальной конкурентоспособности российских технологических компаний. Основные цели деятельности АО «РВК» : стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и исполнение функций Проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ). Инвестиционный фонд РФ Инвестиционный фонд РФ создан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. № 694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации», утвердившим Положение об ИФ РФ, которое определяет порядок фор м ирования фонда, формы, механизмы и условия предоставления государственной поддержки за счет фонда для реализации инвестиционных проектов, и м еющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях ГЧП, этапы и процедуры их отбора, основные требования к предоставляемой документации и проведению мониторинга реализации инвестиционных проектов.

Изображение слайда
57

Слайд 57: Государственные институты развития в сфере инноваций

57 Основной целью АО «РОСНАНО» является коммерциализация нанотехнологических разработок, создание на их основе реально  работающего бизнеса. Компания выступает финансовым соинвестором в проектах, обладающих значительным экономическим потенциалом. Миссия РОСНАНО  — построение в России конкурентоспособной нанотехнологической индустрии, основанной как на идеях отечественных ученых, так и на трансфере передовых зарубежных технологий. Целью деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере является содействие реализации государственной научно-технической политики и инициативных научных, научно-технических и инновационных проектов в сфере технологий гражданского назначения, эффективному использованию научно-технического потенциала и вовлечению достижений науки и техники в производство для развития малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Изображение слайда
58

Слайд 58: Государственные институты развития в сфере инноваций

58 АО « Росинфокоминвест » создано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 авг. 2006 г. № 476 в целях реализации инвестиционных проектов, развития компаний отрасли информационно-коммуникационных технологий РФ. Миссия фонда - привнесение лучших инвестиционных практик для обеспечения реализации потенциала ИКТ компаний и их превращение в эффективные и конкурентоспособные бизнесы, работающие на благо экономики страны. Критерий эффективности работы фонда – максимизация доходности на инвестированный капитал. ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) » создан посредством преобразования Внешэкономбанка СССР, он является государственной корпорацией, относящейся к финансовым институтам развития ; его главная задача – создание условий для экономического роста и стимулирования инвестиций. С принятием в 2007 г. закона «О банке развития» главным направлением развития ВЭБ стало финансирование крупных инвестиционных проектов. Согласно меморандуму о финансовой политике ВЭБ кредитует проекты стоимостью более 2 млрд. руб., при этом срок инвестиционного кредита должен превышать пять лет.

Изображение слайда
59

Слайд 59: Инновационные сети в структуре НИС

59 В последнее десятилетие активно исследуются вопросы использования инновационных сетей в структуре НИС. Основой инновационной сети является использование интеллекта, знаний и новых технологий как основного возобновляемого ресурса инновационного развития. Целью взаимодействия субъектов НИС в рамках инновационных сетей является обмен информацией, генерация знания и последующее создание новшества. В рамках инновационных сетевых структур взаимодействуют инновационно активные организации в целях снижения затрат, ускорения процесса разработки новшества и производства инноваций. Технологические платформы (ТП) Кластеры Протокластеры

Изображение слайда
60

Слайд 60: Технологические платформы (ТП)

60 По определению Еврокомиссии По определению Правительства РФ Это объединение представителей государства, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения тренда научно-технического развития и формирования общих подходов к развитию и промышленному освоению соответствующих технологий. Коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно–правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития.

Изображение слайда
61

Слайд 61: Актуальность концепции ТП для НИС России

61 наличия стратегических технологических вызовов со стороны других стран; низкого уровня технико-технологического развития производства; ориентации бизнеса на зарубежные технологические решения; недостаточности влияния бизнеса на стратегические направления НИОКР; наличия внутри- и межотраслевых преград между научными организациями при возрастании потребности в кооперации деятельности различных субъектов НИС для решения государственных стратегических задач и формирования современной сетевой модели инновационного процесса; множественности инструментов государственной поддержки ИиР (ФЦП, проекты, фонды и т.п.) при низком уровне контроля эффективности их применения; критического разрыва между предложением и спросом на новые отечественные технологии в сочетании с мультидисциплинарностью НИОКР по созданию новых технологических решений; взаимной обособленности науки, образования, бизнеса, государства вследствие неэффективного регулирования инновационных процессов, неразвитости институциональной структуры НИС и др.

Изображение слайда
62

Слайд 62: Направления функционирования ТП

62 усиление влияния потребностей бизнеса и общества на реализацию важнейших направлений научно-технологического развития; выявление новых научно-технологических возможностей в части модернизации существующих секторов (сегментов) и формирование новых секторов (сегментов) российской экономики; определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий; стимулирование инноваций, поддержка научно-технической деятельности и процессов модернизации организаций с учетом специфики и вариантов развития отраслей и секторов (сегментов) экономики; расширение научно-производственной кооперации и формирование новых партнерств в инновационной сфере; совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере научного, научно-технического, инновационного развития, а также в области ГЧП.

Изображение слайда
63

Слайд 63: Создание ТП в России

63 Создание ТП как инновационного инструмента сетевого типа было инициировано еще в конце 2009 г. Порядок формирования перечня технологических платформ был утвержден решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям 3 августа 2010 г. Главной целью создания ТП была названа разработка перспективных коммерческих технологий. Было подано более 200 заявок на создание ТП. В итоге, в 2011-2014 гг. были созданы 35 российских ТП с участием широкого круга заинтересованных сторон (ведущих научных и образовательных организаций, крупных и средних производственных организаций, субъектов МП, общественных объединений). медицинские и биотехнологии; информационно-коммуникационные технологии; фотоника ; авиакосмические технологии; ядерные и радиационные технологии; энергетика; технологии транспорта; технологии металлургии и новые материалы; добыча природных ресурсов и нефтегазопереработка ; электроника и технологии машиностроения; экологическое развитие; промышленные технологии

Изображение слайда
64

Слайд 64: Организации Новосибирской области в составе ТП

64 медицина будущего (координатор – Сибирский государственный медицинский университет (СГМУ), г. Томск); национальная суперкомпьютерная технологическая платформа (координатор – ИПС РАН); инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии– фотоника (координатор – НП «Лазерная ассоциация»); национальная информационная спутниковая система (координатор – АО «ИСС им. акад. Решетнева »); управляемый термоядерный синтез (координатор – Государственная корпорация (ГК) « Росатом »); экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности (координатор – ОАО «ВТИ»); малая распределенная энергетика (координатор – ПАО « Интер РАО ЕЭС»); технологическая платформа твердых полезных ископаемых (координатор – АО «СУЭК»); глубокая переработка углеводородных ресурсов (координатор – ГОУ ВПО «РГУНГ»); СВЧ-технологии (координатор – ООО « Росэлектроника »); биоэнергетика (координатор – ФГУ РНЦ «КИ»). медицина будущего (координатор – Сибирский государственный медицинский университет (СГМУ), г. Томск); национальная суперкомпьютерная технологическая платформа (координатор – ИПС РАН); инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии– фотоника (координатор – НП «Лазерная ассоциация»); национальная информационная спутниковая система (координатор – АО «ИСС им. акад. Решетнева »); управляемый термоядерный синтез (координатор – Государственная корпорация (ГК) « Росатом »); экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности (координатор – ОАО «ВТИ»); малая распределенная энергетика (координатор – ПАО « Интер РАО ЕЭС»); технологическая платформа твердых полезных ископаемых (координатор – АО «СУЭК»); глубокая переработка углеводородных ресурсов (координатор – ГОУ ВПО «РГУНГ»); СВЧ-технологии (координатор – ООО « Росэлектроника »); биоэнергетика (координатор – ФГУ РНЦ «КИ»).

Изображение слайда
65

Слайд 65: Кластеры

65 М. Портер определил кластер как индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концепции сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой. В этом случае группы конкурирующих организаций образуют блоки по технологическому принципу, обеспечивая конкурентные преимущества на различных типах рынков – отраслевых, региональных, мировых. М. Портер выявил вертикальные (покупатель – поставщик) и горизонтальные (общие клиенты, технологии, посредники) кластеры. Возникновение кластеров в экономической литературе объясняется зависимостью отраслей и секторов экономики друг от друга по технологическому принципу и необходимостью создания технологических связей между ними для реализации их потенциальных преимуществ. Кластерная организация позволяет использовать образовавшиеся межфирменные сети для более быстрого распространения и освоения новых знаний, особенно при формировании кластеров на базе высоких технологий

Изображение слайда
66

Слайд 66: Кластеры

66 М. Портер определил кластер как индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концепции сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой. В этом случае группы конкурирующих организаций образуют блоки по технологическому принципу, обеспечивая конкурентные преимущества на различных типах рынков – отраслевых, региональных, мировых. М. Портер выявил вертикальные (покупатель – поставщик) и горизонтальные (общие клиенты, технологии, посредники) кластеры. В наиболее общем виде под кластером понимается географическая концентрация взаимосвязанных организаций – специализированных поставщиков, организаций, предоставляющих товары (работы, услуги), функционирующих в родственных отраслях ( подотраслях ) и связанных с субъектами экономики (НОК, агентствами по разработке стандартов, торговыми ассоциациями и др.), которые конкурируют и сотрудничают между собой. Конкуренция стимулирует инновационное развитие всех организаций, входящих в кластер. Возникновение кластеров в экономической литературе объясняется зависимостью отраслей и секторов экономики друг от друга по технологическому принципу и необходимостью создания технологических связей между ними для реализации их потенциальных преимуществ. Кластерная организация позволяет использовать образовавшиеся межфирменные сети для более быстрого распространения и освоения новых знаний, особенно при формировании кластеров на базе высоких технологий

Изображение слайда
67

Слайд 67: Кластерная политика в России

67 В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в качестве одного из основных направлений развития экономики определено формирование новых центров социально-экономического развития за счет создания сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. На федеральном уровне Министерство экономического развития РФ выступает координатором реализации кластерной политики в регионах. В рамках реализации Стратегии 2020, в РФ, начиная с 2013 г., проводятся мероприятия, направленные на развитие пилотных кластеров, поддерживающихся за счет средств субсидий из федерального бюджета. К настоящему времени инновационные кластеры являются точками опережающего социально-экономического развития, опирающегося на высокий научно-технологический потенциал регионов. С 2013 по 2015 гг. на эти цели было выделено 5,05 млрд руб., в том числе в 2013 г. – 1,3 млрд руб. на поддержку 14 пилотных кластеров, в 2014 г. – 2,5 млрд руб. на поддержку 25 кластеров. В 2015 г. на предоставление субсидий было предусмотрено 1,25 млрд рублей, количество кластеров увеличилось до 26 (расположены на территории 21 субъекта Российской Федерации)

Изображение слайда
68

Слайд 68: Региональная кластерная политика (Новосибирская область)

68 В НСО в 2012 г. была утверждена Концепции кластерной политики. Целью кластерной политики Новосибирской области определено обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности организаций – поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих кластеры. Основными механизмами реализации кластерной политики НСО были признаны: формирование правовых основ реализации кластерной политики НСО, включая определение приоритетных направлений формирования и развития кластеров; содействие институциональному развитию кластеров, включая создание специализированной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию кластерной политики НСО; деятельность по планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулированию укрепления сотрудничества между ними; формирование и реализация мер финансовой, организационной, консультационной, маркетинговой поддержки кластерных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности, повышение качества управления, содействие выходу на внешние рынки, стимулирование инноваций, развитие кооперации внутри кластера в области НИОКР и развитие механизмов коммерциализации технологий. реализация комплекса мер по созданию благоприятных инфраструктурных условий развития кластеров;

Изображение слайда
69

Слайд 69: Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области

69 28 августа 2012 г. поручением Председателя Правительства РФ №ДМ-П8-5060 утвержден Перечень инновационных территориальных кластеров. В него включены 25 территориальных кластеров, определенных в рамках конкурсного отбора проектов ГЧП в инновационной сфере, в том числе Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области. В рамках двух основных направлений деятельности объединенного кластера (информационные и телекоммуникационные технологии; медицина и фармацевтика) полностью реализуются три основных этапа создания инновационной продукции: «Научные исследования – опытно-конструкторские работы – промышленное производство». Важным аспектом функционирования кластера является активное межрегиональное сотрудничество в процессе проведения научных исследований.

Изображение слайда
70

Слайд 70: Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области

70 Ядром биофармацевтической составляющей объединенного кластера является ФБУН Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» (ФБУН ВБ ГНЦ «Вектор»). Кроме него в объединенный кластер вошли ООО Научно-производственная фирма «Исследовательский центр», Группа компаний « ИмДи », АО «Вектор- Биальгам », Группа компаний « Диа -Веста») и другие организации, многие из которых имеют научно-исследовательские базы и производственные мощности в наукограде Кольцово, а также ряд НИИ и вузов.

Изображение слайда
71

Слайд 71: Направления разработок кластера

71 фундаментальные исследования в области эпидемиологии, молекулярной биологии, вирусологии, бактериологии, генной инженерии, биотехнологии, экологии и биологической безопасности; прикладные исследования по разработке эффективных средств и методов профилактики, лечения и диагностики инфекционных заболеваний, создание и совершенствование биотехнологий производства средств противодействия инфекционным патогенам; исследования в области микробиологии и производство продукции, изготовленной на основе пробиотических микроорганизмов; разработка высокочувствительных иммуноферментных тест-систем для диагностики инфекционных заболеваний человека; разработка и производство вакцин, пробиотической продукции, технологий и заквасок для молочной промышленности; разработка и производство витаминизированных продуктов с пребиотиками и пробиотиками, диабетической продукции.

Изображение слайда
72

Слайд 72: Протокластеры

72 Протокластер – совокупность организаций, обладающих рядом принципиальных характерных признаков кластера, способных при наличии управляющего воздействия сформировать полноценный кластер (Концепция кластерной политики Новосибирской области на 2012 - 2015 годы и на период до 2020 года, утв. Постановлением Правительства Новосибирской области № 187-п от 16.04.2012 г.) Помимо фактически существующего инновационного кластера информационных и биофармацевтических технологий, в Новосибирской области созданы условия для образования и успешного развития кластеров и протокластеров вокруг крупных промышленных организаций (объединений), научно-производственных компаний. Цепочка создания инновационной продукции «Научные исследования – ОКР – промышленное производство» реализуется в протокластерах лишь частично, однако возможность дальнейшей интеграции с субъектами НОК позволяет рассматривать их как перспективный инструмент повышения инновационного потенциала НСО.

Изображение слайда
73

Слайд 73: Протокластер «Современные керамические материалы»

73 Целью создания данного протокластера является выпуск конкурентоспособной, высокотехнологической импортозамещающей продукции и современных керамических материалов для удовлетворения потребностей промышленных организаций, населения России и других стран. Инициатором и ключевой организацией научно-производственного комплекса «Сибирская керамика» является ХК ПАО «НЭВЗ-Союз» – один из крупнейших производителей изделий из технической керамики в России. Основные виды выпускаемой продукции: – керамические изоляторы (изоляторы ВДК и ЭОП) и керамические подложки (подложки алюмооксидные, подложки алюмоитридные, подложки алюмонитридные с толстым слоем меди, многослойная высокотемпературная керамика) для электронной и электротехнической промышленности и энергетики; – керамические элементы бронезащиты личного состава и специальной техники ( бронекерамика ) для оборонно- промыш -ленного комплекса и нужд различных силовых ведомств; – износостойкая запорная арматура (керамический узел шарового крана, керамическая дроссельная пара, керамические штуцеры) для нефтехимических, нефтегазодобывающих и транспортных организаций; – медицинские керамические имплантанты и эндофиксаторы, керамические элементы для эндопротезов нижних конечностей, имплантаты для стоматологии (для населения и медицинских организаций).

Изображение слайда
74

Слайд 74: Протокластер «Современные керамические материалы»

74 Целью создания данного протокластера является выпуск конкурентоспособной, высокотехнологической импортозамещающей продукции и современных керамических материалов для удовлетворения потребностей промышленных организаций, населения России и других стран. Инициатором и ключевой организацией научно-производственного комплекса «Сибирская керамика» является ХК ПАО «НЭВЗ-Союз» – один из крупнейших производителей изделий из технической керамики в России. ХК ПАО «НЭВЗ-Союз» – производитель изделий из технической керамики для различных отраслей промышленности (электронной, электротехнической, военной, нефтегазовой, медицинской, пр.); ФГУП ПО «Север» – одна из передовых организаций атомной промышленности России, специализирующееся на изготовлении приборов, электроники, электрооборудования. В организации наряду с выпуском продукции гособоронзаказа, налажен выпуск продукции производственно-технического назначения (автотехника, электротехника, технические средства охраны, электротранспорт); ООО «Катод» – специализированная организация по разработке и серийному выпуску электронно-оптических преобразователей (ЭОП) 2+, 3-го и последующих поколений военного и общетехнического назначения, приборов ночного видения (ПНВ) общетехнического назначения, а также фотоэлектронных умножителей (ФЭУ ). Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова – авиастроительная организация, занимающаяся производством и проектированием авиационной техники.

Изображение слайда
75

Слайд 75: Протокластер «Автономные источники энергии»

75 С инициативой создания данного кластера выступили организации г. Новосибирска, функционирующие в сфере производства литиевой продукции и сборки систем накопления энергии. В состав кластера вошли крупные производственные компании, исследовательские центры СО РАН, научно-внедренческие субъекты МСП, образовательные центры и сервисные организации. Основной продукцией кластера являются: – современные высокоемкие литий-ионные аккумуляторы (ЛИА), производимые по технологии компании Thunder Sky ; – катодный материал для ЛИА; – литий металлический; – системы управления энергообеспечением. Ключевые организации-участники протокластера : ПАО «Новосибирский завод химконцентратов» ; ООО «Литий-ионные технологии» ; ООО «Катодные материалы» ; ООО ПК « ЭлектроКонцепт ».

Изображение слайда
76

Слайд 76: Протокластер «Силовая электроника и электротехника»

76 Целью создания протокластера является разработка и организация промышленного производства инновационной продукции в области электронных и электротехнических систем и их компонентов для повышения энергоэффективности технологий и производительности труда в различных отраслях промышленности. Программа основывается на результатах реализации региональной межотраслевой программы «Силовая электроника Сибири». В целях реализации программы объединились организации, обеспечивающие производство по полному циклу – от материалов, приборов и систем до технологий. ОАО «Силовая электроника Сибири»; ФГУП ПО «Север»; ХК ПАО «НЭВЗ-Союз»; ООО « Сибтехномаш »; ПАО «НЗХК»; ЗАО «ЭРАСИБ»; НПО ПАО «ЭЛСИБ»; ООО « Ольдам -техно»; ФГУП «Горно-химический комбинат» (г. Красноярск); ООО «ЭЛИСИ ГРУПП ». ООО «НИИ автоматики и силовой электроники»; Институт ядерной физики им. Г.И.  Будкера Институт физики полупроводников им. А.В.  Ржанова Институт неорганической химии им. А.В.  Николаева Институт автоматики и электрометрии Институт теоретической и прикладной механики Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе); НГУ, НГТУ.

Изображение слайда
77

Последний слайд презентации: Модернизация национальных экономик на основе технологических укладов и развития

Спасибо за внимание

Изображение слайда