Первый слайд презентации: Моделирование процесса психоречевого развития как основа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста
Слайд 2: План:
1. Понятие речевого развития в парадигме коррекционно-предупредительного воздействия. 2. Биологические и социальные предпосылки психоречевого развития ребёнка раннего возраста. 3. Психофизиологические процессы как основа для когнитивного становления ребёнка. 4. Коммуникативный аспект речевого развития. 5. Предъязыковые и языковые средства коммуникации ребёнка младенческого и раннего возраста. 6. Модель психоречевого развития ребёнка раннего возраста.
Слайд 3: Язык» и «Речь»
Ф. де Соссюр: язык как система, речь как деятельность. Язык-это надындивидуальное, общее явление, социальное. Язык готовый продукт Речь-индивидуальный акт воли и разума индивидуума
Слайд 4: Три аспекта объединения языка и речи по Л.В. Щерба
Речевая деятельность (речь как процесс); Языковую систему (общий язык, речевая организация человека – индивидуальный язык ); Языковой материал (речь-речевой результат). Язык – Речь – Речевой акт – Речевой материал
Слайд 5
А.А. Л еонтьев выделяет: я зыковая способность (отражение системы языка в сознании говорящего на этом языке); я зыковой процесс (речь); я зыковой стандарт (язык как как система вне индивида).
Слайд 6
Речь – это динамический процесс, включающий определенные этапы протекания: организацию ментально-эмоционального состояния, формирование побудительной к говорению интенции (замысла), избирательного включения элементов языковых структур, организацию произнесения и слушания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Т.Н. Ушакова).
Слайд 7
В психологической парадигме развитие речи детей – это возникновение понимания речи и ее произнесение в процессе общения со взрослым(ранний возраст),последующее обогащение словарного запаса, грамматических и стилистических структур речи уже под влиянием дидактического общения (дошкольный и младший школьный возраст). В логопедической парадигме развитие речи рассматривается в рамках системного взаимодействия между компонентами речи с целью предвидения эффекта педагогического воздействия не только в коррекционных целях, но в целях предупреждения нарушений в развитии речи.
Слайд 8: Развитие речи ребенка – становление единой сложной системы со взаимозависимыми частями и элементами
Слайд 9: Биологические предпосылки
- пренатальная патология; - натальная патология; - постнатальная патология.
Слайд 11
Понимание слова: Акустическая информация – слуховой путь – первичная слуховая кора – зона Вернике (выделение смысла) – третичные поля (операции абстракции и формирование системы отношений между лингвистическими единицами внутри фразы)
Слайд 12
Произнесение слова: Интенция(замысел)- лобные доли (представление о слове) – зона Вернике – дугообразный пучок волокон – зона Брока (возникновение детальной программы артикуляции) – активация моторной коры (управление речевой мускулатуры) – нижнетеменная (постцентральная) зона (точность артикуляции)
Слайд 13: Три уровня функциональной акустическо -речевой системы:
Слуховокализационный ; Слухоартикуляционны ; Интегральный. Три уровня функциональной акустическо -речевой системы:
Слайд 14: Три условия нормального речевого развития:
Психофизиологическая готовность ребенка; Адекватная обогащенность внешней среды; Присутствие эмоционального акустического взаимодействия вхрослого окружения и ребенка
Слайд 15: Просодоника – это система фонематических средств реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово,словосоветание, фраза и тд.) и играющих смыслоразличительную роль
Слайд 16: Интонация – единство взаимосвязанных компонентов: мелодика, интенсивность, длительность, темп речи, тембр произнесения
Эмоциональные Логико-смысловые Оттенки эмоционального отношения к предмета к раговору Интонации повествовании, вопроса, противопоставления, перечисления
Слайд 17: Интонация – средство Просодоника – процесс реализации интонации в коммуникативной речевой деятельности
Последний слайд презентации: Моделирование процесса психоречевого развития как основа
Список литературы: Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста. – М. национальный книжный центр, 2012. – Шеремельева Е.В. Формирование естественной речевой среды ребенка раннего возраста: методические рекомандации – Шереметьева Е.В., Петрова С.С.