Презентация на тему: Моделирование процесса перевода

Моделирование процесса перевода
Модели перевода
Модели перевода
Модели перевода
Модели перевода
Модели перевода
Модели перевода
Модели перевода
Моделирование процесса перевода
Моделирование процесса перевода
Моделирование процесса перевода
Моделирование процесса перевода
Моделирование процесса перевода
Моделирование процесса перевода
Моделирование процесса перевода
Моделирование процесса перевода
Моделирование процесса перевода
Моделирование процесса перевода
Моделирование процесса перевода
Моделирование процесса перевода
Моделирование процесса перевода
1/21
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 19)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (336 Кб)
1

Первый слайд презентации: Моделирование процесса перевода

Изображение слайда
2

Слайд 2: Модели перевода

Модель – созданный объект в виде схемы, чертежа, логико-знаковых формул, физической конструкции и т.д. необходима, если непосредственное изучение исследуемого объекта связано с какими-то трудностями; аналогична исследуемому объекту ( относительна и приблизительна ); отражает и воспроизводит в более простом виде его структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между его элементами. Разработка теоретических моделей – косвенный путь изучения процесса перевода, условное описание мыслительных операций переводчика. Гипотетический характер (необязательно отражает реальные действия переводчика)

Изображение слайда
3

Слайд 3: Модели перевода

Лингвистические Нелингвистические Перевод как процесс переключения кода; как межъязыковой трансфер; как линейный процесс. Трансформационно -семантическая Денотативно-ситуативная Коммуникативная Перевод как деятельность (речемыслительная, когнитивная, общественная и т.д.). Функциональная ( скопос ) Циркуляционная модель К. Норд Перевод как деятельность эксперта Психолингвистическая

Изображение слайда
4

Слайд 4: Модели перевода

Трансформационно -семантическая модель исходит из предположения, что при переводе осуществляется передача значений единиц оригинала; рассматривает процесс перевода как ряд преобразований, с помощью которых переводчик переходит от единиц ИЯ к единицам ПЯ, устанавливая между ними отношения эквивалентности; ориентирована на существование непосредственной связи между структурами и лексическими единицами оригинала и перевода ( с оотнесенны в на­чале и конце переводческого процесса).

Изображение слайда
5

Слайд 5: Модели перевода

в основе модели лежат идеи порождающей грамматики Н. Хомского (порождающая или генеративная грамматика); все существующие грамматически правильные высказывания могут быть сведены к ограниченному числу элементарных (простейших) ядерных структур (ЯС) ; логико-синтаксические отношения в ЯС наиболее прозрачны; ЯС могут быть развернуты по определенным правилам в большое количество производных структур – трансформ.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Модели перевода

“ Мальчик читает книгу” “Мальчик не читает книгу” “Чтение книги мальчиком” “Читающий книгу мальчик” !!! ЯС в разных языках совпадают в значительно большей степени, чем производные структуры !!!

Изображение слайда
7

Слайд 7: Модели перевода

3 этапа Этап анализа осуществляется упрощающая трансформация исходных синтаксических структур в пределах ИЯ структуры оригинала сводятся к наиболее простым, легко анализируемым формам « She is a poor letter-writer » « She writes letters poorly » ( синтаксические структуры оригинала)

Изображение слайда
8

Слайд 8: Модели перевода

Переход от ЯС языка оригинала к аналогичной ЯС языка перевода ( переключение ). « She writes letters poorly » «Она пишет письма плохо » (упрощение синтаксических структур облегчает переход к структурам оригинала)

Изображение слайда
9

Слайд 9

Реструктурирование ЯС в языке перевода преобразуются в ПС в соответствии с нормой и узусом ПЯ. « Она пишет письма плохо» «Она не умеет писать письма » (меняются формальные признаки: порядок слов, структура предложенияи т.д.)

Изображение слайда
10

Слайд 10

На уровне лексических значений компонентный анализ позволяет разбивать значения языковых единиц на более мелкие элементарные смыслы – семы. Сема – дифференциальный семантический признак, компонент значения, который выявляется при сопоставлении значений разных слов. speak, sing, whistle, whisper, hum (произнесение звуков) run, walk, jump, hop (движение) dog и poodle ( рд -вид) х ороший – нехороший (сема отрицания)

Изображение слайда
11

Слайд 11

Этап анализа: выявляется набор сем, релевантных для коммуникации Переход к семантическим компонентам языка перевода Реструктурирование: окончательный выбор лексических единиц с учетом коннотативных элементов.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Женский род Не « пришел » Not “departed” Не «ушла» Способ передвижения Не «приехала» I have arrived Not “arrive” Не «прихожу» Я пришла Not “arrived” Связь с моментом речи Not “had arrived” Связь с другим действием Совершенный вид Не «приходила» Speaker - I Говорящий - Я

Изображение слайда
13

Слайд 13

Трансформационно -семантическая модель моделируется ситуация перевода, при которой сохраняется основное значение синтаксических структур и лексических единиц исходного текста ; во многом отражает механизм интуиции переводчика, который выбирает вариант перевода из ряда возможных;. общность сем действительно часто составляет основу переводческой эквивалентности (от максимального совпадения состава сем до сохранения лишь части семантических признаков); не предусматривает тех случаев, когда между синтаксическими структурами и значениями лексических единиц в оригинале и переводе нет отношений трансформации и эквивалентность двух текстов основывается исключительно на общности описываемой ситуации. Answer the telephone – «Возьми трубку» (нет общих сем, но есть общая ситуация)

Изображение слайда
14

Слайд 14

Денотативно-ситуативная модель перевода исходит из факта, что содержание всех единиц языка отражает, в конечном счете, предметы, явления и отношения реальной действительности, т.е. денотаты ; создаваемые с помощью языка сооб­щения содержат информацию о какой-то ситуации, т.е. о некоторой совокупности денотатов, поставленных в определенные отношения друг к другу. рассматривает процесс перевода как процесс описания при помощи языка перевода той же ситуации, которая описана на языке оригинала.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Восприятие текста оригинала и интерпретация значения языковых единиц в контексте – какая ситуация реальной действительности описывается в оригинале? Описание этой ситуации на языке перевода. текст оригинала реальная действительность текст перевода

Изображение слайда
16

Слайд 16

Наиболее четко ситуативная модель объясняет: 1) перевод безэквивалентной лексики ; нет готовых соответствий, любой способ создания окказионального соответствия для таких единиц связан с обращением к ситуации, которая описана с их помощью в оригинале. Борщ – beet - root ( and cabbage ) soup ; borshch 2 ) когда описываемая в оригинале ситуация однозначно определяет выбор варианта перевода (речевые клише); Wet paint – Осторожно, окрашено 3 ) когда понимание и перевод оригинала или какой-либо его части невозможно без выяснения тех сторон описываемой ситуации, которые не входят в значения языковых единиц, использованных в сообщении. Cromwell and Bradshaw (not the guide man, but the King Charles's head man) likewise sojourned here. ( J.K. Jerome).

Изображение слайда
17

Слайд 17

Коммуникативная модель перевода процесс перевода рассматривается как акт коммуникации

Изображение слайда
18

Слайд 18

Декодирование текста на ИЯ с целью его перекодирования (переводчик – получатель). Перекодирование, то есть мена кода в узком смысле, подстановка знаков ПЯ вместо знаков ИЯ (переводчик – перекодирующее звено). Реализация текста на ПЯ (эффект, коммуникативная функция, цель). (переводчик – отправитель ). Относительная тождественность кода О и П: Скрытая информация в виде эфемизмов Диалекты, идиолекты и т.д. Т.е. процесс кодирования и декодирования информации происходит и в одноязычной коммуникации.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Коммуникативная модель перевода четкое выделение этапов процесса межъязыковой коммуникации ; указание на полифункциональность действий переводчика; раскрывается характер переводческой деятельности с точки зрения последовательности операций, осуществляемых переводчиком.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Функциональные модели перевода «Циркуляционная схема процесса перевода» в основе лежит понятие «Переводческого задания » Выделяются реккурентные действия переводчика, т.е. каждый шаг вперед предполагает анализ предыдущего этапа и корректировку полученного результата Идея «герменевтического круга» как постоянного движения от предпонимания к «набрасыванию смысла», а затем к корректировке этого наброска. Герменевтический круг понимается как модель постоянного развития, наращивания понимания.

Изображение слайда
21

Последний слайд презентации: Моделирование процесса перевода

Определение цели перевода на основе переводческого задания инициатором перевода или переводчиком. Из переводческого задания переводчик извлекает информацию о внешних условиях ситуации перевода (сроки, гонорар, форма выдачи перевода ) и об условиях коммуникативной ситуации, для которой создается перевод. Результаты анализа создают фильтр для второго этапа. Анализ существенных установок И Т в конкретной ситуации, т.е. факторов релевантных для реализации цели перевода, их отбор и определение единиц перевода. Выработка стратегии перевода, трансфер и создание ПТ согласно фунции перевода с учетом установок ИТ. Сравнение созданного ПТ с установками и требованиями ПЗ (обеспечение качества ), круг замыкается. Схема не линейная, а цикличная.

Изображение слайда