Презентация на тему: Моделирование ментальной структуры «Восприятие запаха» в русской языковой

Моделирование ментальной структуры «Восприятие запаха» в русской языковой картине мира
Семантико-прагматический анализ фрагмента словаря предшествует когнитивному описанию
Основные проблемы изучения языковых единиц со значением восприятия (В.Г. Гак, Н.К. Рябцева)
Система восприятия является иерархичной
В языковой картине мира проявляется взаимосвязь и взаимовлияние разных подсистем восприятия: язык демонстрирует высокую степень диффузности в интерпретации
Обонятельные ощущения/представления связаны с оценкой
Структура семантического поля «Запах»
запах «передвигается» по горизонтали (по данным языка)
Запах в «пространственной вертикали»
В ЯКМ запах уподобляется (pareggiare) воде
«Водные» образы запаха
Признаки ментальной структуры «запах» (по данным языка)
Признаки ментальной структуры «запах» (по данным языка)
Признаки ментальной структуры «запах» (по данным языка)
Признаки ментальной структуры «запах» (по данным языка)
Признаки ментальной структуры «запах» (по данным языка)
Ментальная структура «восприятие запаха»
Ментальная структура «восприятие запаха»
Выводы
1/19
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 42)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (76 Кб)
1

Первый слайд презентации: Моделирование ментальной структуры «Восприятие запаха» в русской языковой картине мира

«Портрет» ситуации слухового (acustico), обонятельного (olfattivo), осязательного (tattile) или зрительного (visuale) восприятия (percezione) складывается на основе изучения «языка восприятия». Сегодня в когнитивной лингвистике говорят о когнитивных (ментальных) структурах, которые предшествуют логически и во времени любому употреблению языка, другие первоначально создаются в качестве соответствия некоторому слову. По-дорож-ник (piantaggine - Растение так названо из-за своих широких листьев похожи на ступню ( мы говорим pianta del piede (лат. planta pedis) "ступня") : понятие формируется, а лишь затем воплощается в слове.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Семантико-прагматический анализ фрагмента словаря предшествует когнитивному описанию

Анализу ментальных структур предшествует детальное исследование этой лексической и грамматической подсистемы: типы номинации (прямые и переносные наименования: Я чувствую запах; По саду плыл запах роз.) количественная и качественная характеристика семантического поля «Запах»: микрополе «приятный запах» и микрополе «неприятный запах» соотношение с «соседями» в семантическом пространстве словаря (отношения синонимии, антонимии: ароматный, душистый ; ароматный - вонючий ) основные грамматические конструкции с семантикой восприятия запаха: Я нюхаю цветы; Пахнет яблоками; Запах струится по саду.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Основные проблемы изучения языковых единиц со значением восприятия (В.Г. Гак, Н.К. Рябцева)

Взаимодействие разных типов перцептивной лексики Соотнесение лексики восприятия с лексикой ментальных процессов Зрительное восприятие: вижу (= понимаю ), всё устроилось; видеть (= понимать) проблемы и их решать слуховое восприятие: слышу (= понимаю ), что вы недовольны обонятельное восприятие ( чую (= понимаю), грядут перемены, лингвистическое чутье ) вкусовое восприятие: распробовать (= понять, разобраться) новую игрушку

Изображение слайда
4

Слайд 4: Система восприятия является иерархичной

«Зрительные восприятия – наиболее «опредмеченные», объективированные восприятия человека» (Рубинштейн 1989). Семантическая структура многозначного перцептивного прилагательного (un parola polisenso): 1) воспринимаемый глазами, 2) воспринимаемый слухом, 3) воспринимаемый обонянием, 4) воспринимаемый на вкус ( резкий поворот, резкий звук, резкий вкус, резкий запах).

Изображение слайда
5

Слайд 5: В языковой картине мира проявляется взаимосвязь и взаимовлияние разных подсистем восприятия: язык демонстрирует высокую степень диффузности в интерпретации разных видов восприятия. Явление синестезии (sinestesia)

Язык последовательно отражает общность ощущений, возникающих в результате действия различных анализаторов: например, звуки мы воспринимаем акустически (высокие, низкие, громкие, тихие, короткие, длинные), ощущаем их вес (тяжелые, легкие) и цвет (цветомузыка), форму ( плоский и круглый звук ). Запахи мы слышим (– Слышишь, дымком потянуло?), ощущаем на вкус (горький, кислый, сладкий, едкий), на вес (тяжелые и легкие запахи) и т.д.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Обонятельные ощущения/представления связаны с оценкой

Приятные запахи (аромат, приятный запах, душистый) Неприятные запахи (неприятный запах, вонь, смрад) В итальянском языке: odore; profumo, fragranza (приятный); olezzo (сильный, приятный); puzzo, puzza, puzzare, peste, fetore, lezzo, puzzolenza, tanfo, miasma. (сильный, неприятный);

Изображение слайда
7

Слайд 7: Структура семантического поля «Запах»

Микрополе со значением «приятный запах» Микрополе «неприятный запах» Ср.: В запахе есть веселость, он прелестен, как мелодия, он поднимает настроение; Запах чарует и завораживает; Отвратительный, давящий запах.

Изображение слайда
8

Слайд 8: запах «передвигается» по горизонтали (по данным языка)

представление о запахе моделируется по образцу предметного мира Ментальный сценарий «Восприятие запаха» связан с передвижением в пространстве или с неподвижностью (immobilità) В языке представлены практически все виды движения в разных средах: запахи идут, ползут, стелются, плывут, скользят, несутся, летят, парят (andare, venire, passare, spandersi, volare, planare). Но : стоит вонь; тяжелый, темный запах, стоячий, как вода. К неподвижности тяготеют тяжелые, неприятные запахи

Изображение слайда
9

Слайд 9: Запах в «пространственной вертикали»

В зависимости от качества (приятный/неприятный) запах как бы обретает вес ( тяжелые и легкие запахи ) место в пространственной вертикали : тяжелые (часто одновременно и неприятные) запахи тяготеют к земле, они ползут, стелются, расстилаются, идут, спускаются, давят, затопляют и др. приятные (легкие) запахи располагаются в воздушной среде, являются легкими, летучими, летят, парят, несутся, плывут, разливаются по воздуху

Изображение слайда
10

Слайд 10: В ЯКМ запах уподобляется (pareggiare) воде

В метафорической картине мира существует тенденция уподоблять наименее «опредмеченные» представления звукового, светового, цветового и обонятельного ряда жидкости: запах (как, например, свет) течет (scorrere, fluire (о жидкости) ), разливается, струится, льется, изливается, хлещет, затопляет, заполняет, источается; запах можно впитывать, им можно упиваться.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Водные» образы запаха

«Водные» образы коррелируют с таким параметром характеристики запахов, как приятный/неприятный. Ср.: аромат плывет, льется, скользит, течет, струится, изливается и др., а неприятный запах хлещет, затопляет ( annegare), захлестывает, заполняет, им захлебываются

Изображение слайда
12

Слайд 12: Признаки ментальной структуры «запах» (по данным языка)

вес (легкий): легкое облако аромата; легкий и тонкий запах духов; поднимался легкий аромат моха; вес (тяжелый): давящая невыносимая вонь; тяжелый запах

Изображение слайда
13

Слайд 13: Признаки ментальной структуры «запах» (по данным языка)

структура (простой/сложный): простой запах, примитивный запах, обонятельное богатство, чистый запах, фантастическая смесь составляющих аромата; нос раздробит запах на составляющие; калейдоскоп запахов; фейерверк ароматов. Запахи сочетаются, взаимодействуют: отдельные ароматы, которые составляют композицию запахов; алфавит запахов; лава запахов; фейерверк запахов; коктейль, палитра запахов ; многоцветье запахов; узел из испарений и вони; море пахло как надутый парус, в котором запутались вода, соль и холодное солнце

Изображение слайда
14

Слайд 14: Признаки ментальной структуры «запах» (по данным языка)

температура (запах холодный/теплый): верхние поленья пахли горячо и сладко; от сосновой стены сарая шла теплая струя смоляных испарений; запах источал тепло; теплые запахи раннего утра, аромат струился теплым потоком; аромат теплого пара; холодный, чистый аромат белых цветов;

Изображение слайда
15

Слайд 15: Признаки ментальной структуры «запах» (по данным языка)

вкус (горький/сладкий/терпкий/едкий): пахнуть горячо и сладко; томительно-сладко пахли цветы; сладкий яд заколдованного сада; горький, прозрачный аромат; в памяти жили горько-сладкие запахи поля.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Признаки ментальной структуры «запах» (по данным языка)

цвет (белый/темный): тяжелые, темные запахи; светлый аромат утра; пряный, тягучий, темный запах

Изображение слайда
17

Слайд 17: Ментальная структура «восприятие запаха»

Сценарий ситуации восприятия включает несколько подсценариев. Ситуация восприятия запаха: субъект восприятия, объект, воздействующий на обоняние человека и предикат, обозначающий процесс обонятельного восприятия. Ср.: я нюхаю цветок. Ощущение человека как результат воздействия запаха: я чувствую запах цветов Свойство предмета: цветы пахнут медом. В отличие от зрения и слуха, человек не может перестать обонять ( нельзя не поддаться аромату, ибо аромат  брат дыхания)

Изображение слайда
18

Слайд 18: Ментальная структура «восприятие запаха»

«Принудительность» (coercitivo) восприятия обонятельных ощущений формирует в сознании говорящих образ живого существа, которое воздействует на человека: запах ошеломляет, оглушает, обрушивается (crocare), убивает (uccidere), возрождает ( rivivere, far e rinascere) усыпляет ( addormentare ), околдовывает ( ammaliare ), чарует, ласкает, балует, зовет, манит за собой (ср. со звуком – сходная картина). Запах из объекта восприятия превращается в живое существо, владеющее ситуацией.

Изображение слайда
19

Последний слайд презентации: Моделирование ментальной структуры «Восприятие запаха» в русской языковой: Выводы

Изображение слайда