Презентация на тему: Модели сознания

Модели сознания
Mind-body problem « … природа ума и тела признается нами не только различной, но даже в известной мере противоположной» (Декарт Р. Размышления о первой
Дуализм Радикальная версия
Ультраграфия [Александр Амелин. Духовные столпы. 2011 г.]
Major поп-версия Интеракционизм
Minor поп-версия эпифеноменализм
Современная поп-версия двухаспектная теория (дуализм свойств)
Физикализм теория тождества сознания и мозга
Функционализм
Критика функционализма Проблема понимания
Модели сознания
Jean Tinguely "Homage to New York" ( 1960 ) https://www.youtube.com/watch?v=0MqsWqBX4wQ
Ментализм Радикальная версия
Дж. Беркли (1685–1753)
Феноменальные свойства сознания ( феноменальные квалиа ) Проблема знания
Выводы
Выводы
Модели сознания
1/18
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 10)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5408 Кб)
1

Первый слайд презентации: Модели сознания

« Сознание: наличие восприятий, мыслей и чувств; осведомленность. Нельзя определить этот термин, не прибегая к терминам, непостижимым без уяснения того, что имеется в виду под сознанием. Многие попадают в ловушку смешения сознания с самосознанием — для сознания нужно лишь осознание внешнего мира. Сознание — удивительный, но ускользающий феномен: невозможно уточнить, что оно такое, что оно делает и почему эволюционировало. Ничего стоящего о нем не написано ( Sutherland 1989)». (Международный психологический словарь)

Изображение слайда
2

Слайд 2: Mind-body problem « … природа ума и тела признается нами не только различной, но даже в известной мере противоположной» (Декарт Р. Размышления о первой философии)

Лёгкая проблема сознания: Когнитивная наука имеет дело главным образом с объяснением поведения, и в той мере, в какой ее вообще интересует ментальное, истолкованное как внутренняя основа поведения, и ментальные состояния, понятые как состояния, ответственные за продуцирование и объяснение поведения. Трудная проблема сознания: Необходимость объяснить качественные феноменальные аспекты нашего субъективного опыта, то есть те качества, которые прибавляются у нас к уже имеющимся физическим процессам, – к примеру, в момент пробуждения от сна, то есть, когда мы приходим к нашему обычному состоянию бодрствования. Проблема появляется тогда, когда мы понимаем, что вынуждены описывать объекты субъективного опыта, т.е. феномены, терминами физического языка. Аналитические методы : ▪ Концептуальный анализ позволяет прояснить употребляемые понятия; ▪ Контрафактический анализ заключается в разработке мысленных экспериментов (гипотетических ситуаций). Варианты: • независимое существование тела и сознания; • реальное существование одних только сознаний или одних только тел (один феномен может быть редуцирован к другому).

Изображение слайда
3

Слайд 3: Дуализм Радикальная версия

субстанциальный дуализм Окказионализм Николя Мальбранш (1638-1715) Каузальная независимость состояний тела и состояний сознания Александр Амелин. Духовные столпы (2011 г.)

Изображение слайда
4

Слайд 4: Ультраграфия [Александр Амелин. Духовные столпы. 2011 г.]

Изображение слайда
5

Слайд 5: Major поп-версия Интеракционизм

Рене Декарт (1596–1650) Карл Поппер (1902–1994) Джон Экллз (1903–1997) тело и сознание обмениваются значимой «информацией» ( интеракция ); Принципиальное значение имеют направление и характер каузальной зависимости Мэрет Оппенгейм. Объект (Завтрак на меху) (1936 г.)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Minor поп-версия эпифеноменализм

Томас Гексли (1825–1895) зависимость состояний сознания от актуальных состояний тела Сознание=эпифеномен Аргумент «философский зомби» https://postnauka.ru/tv/56118 Марсель Дюшан. L.H.O.O.Q. (1919 г.)

Изображение слайда
7

Слайд 7: Современная поп-версия двухаспектная теория (дуализм свойств)

Бенедикт Спиноза (1632–1677) Бертран Рассел (1872–1970) Питер Стросон (1919–2006) Джон Сёрль (1932–…) физическое и ментальное – это два разных типа свойств общей реальности Рене Магритт. Измена образов (1929 г.) «Может ли это быть трубкой? Нет, это всего лишь представление о ней, не так ли? Так что, если бы я написал: "Это трубка", я бы солгал!» «Это не трубка»

Изображение слайда
8

Слайд 8: Физикализм теория тождества сознания и мозга

Томас Гоббс (1588–1679) Жюльен Офре де Ламетри (1709–1751) Отто Нейрат (1882-1945) Рудольф Карнап (1891-1970) Любое ментальное свойство тождественно некоторому физическому состоянию мозга Марсель Дюшан. Обнажённая, спускающаяся по лестнице (1912 г.)

Изображение слайда
9

Слайд 9: Функционализм

Алан Тьюринг (1912–1954) Хилари Патнэм (1926–2016) С. Шумейкер (1931–…) Дэвид Льюис (1941–2001) Описание функции, которая была реализована системой в процессе ее изменения, будет описанием того, что мы называем сознанием Феликс Гонсалес-Торрес. Голубое зеркало (1990)

Изображение слайда
10

Слайд 10: Критика функционализма Проблема понимания

Джон Сёрль (1932–…) Аргумент «китайская комната»: все программы являются синтаксическими системами, а сознание человека — семантическая система https://postnauka.ru/tv/56757 ↓ синтаксис не рождает семантику Жан Тэнгли. Фатаморгана ( Метагармония IV) (1985 г.) Ханс-Кристиан фон Херрманн «Мета-механика. Театр машин Жана Тэнгли ». Логос 1 (74). 2010. С. 133-144.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Jean Tinguely. La machine à dessiner https :// www. youtube. com / watch ? v =4- NrTsq 6 bsg

Изображение слайда
12

Слайд 12: Jean Tinguely "Homage to New York" ( 1960 ) https://www.youtube.com/watch?v=0MqsWqBX4wQ

Изображение слайда
13

Слайд 13: Ментализм Радикальная версия

Солипсизм Дж. Беркли (1685–1753) И. Г. Фихте (1762–1814) Г. В. Ф. Гегель (1770–1831) как и физические объекты, любые другие сознания – помимо нашего собственного – есть только иллюзия и игра нашего воображения. Цао Фэй. Рождение города RMB (2009 г. )

Изображение слайда
14

Слайд 14: Дж. Беркли (1685–1753)

Формула : «существовать — значит быть воспринимаемым» ( esse est percipi ) ▪ Возможность восприятия материи с помощью чувств полностью исключена, так как наши чувства дают нам знать только о наших собственных ощущениях. Цвет, форма и любые другие физические свойства в действительности существуют только в качестве ощущений, и актуально они рознятся по своим качествам для воспринимающих их разных сознаний. Благодаря своим чувствам мы можем познавать только наш собственный опыт, а значит, вправе заключить, что вне воспринимающего сознания нет ничего, никаких невоспринимаемых объектов. ▪ Отвергнув существование независимой от сознания материи, Дж. Беркли принимает тезис о существовании одних только сознаний и их восприятий. ▪ Джордж Беркли спровоцировал внимание исследователей к проблеме содержания реального опыта сознания.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Феноменальные свойства сознания ( феноменальные квалиа ) Проблема знания

Ф. Джексон (1942–…) Д. Чалмерс (1966–…) Аргумент знания (против физикализма ): «черно-белая комната нейроученого Мэри» https://postnauka.ru/tv/56465 Демьян Хёрст. ЛСД ( 1995 г.)

Изображение слайда
16

Слайд 16: Выводы

1. Основной вопрос философии сознания ( психофизическая проблема ) касается соотношения двух вещей : с одной стороны, мозга, а с другой стороны – неких феноменальных состояний ( квалия – свойства, или качества, для обозначения сенсорных, чувственных явлений любого рода). Вопрос сводимости : можем ли мы свести субъективный опыт к работе мозга. В истории философии представлены три типа концепций – дуализм, физикализм и ментализм. 2. Дуалистические концепции: строгое различие между телами (физическими объектами и их свойствами) и сознаниями (ментальными объектами и их свойствами). Выбор: либо отождествление тела и сознания с двумя субстанциально разными феноменами (субстанциальный дуализм), либо трактовка этих феноменов в качестве двух разных подсистем каузальных законов некой общей реальности, фиксируемых при помощи двух семантически независимых словарей (дуализм свойств). В вопросах каузации есть три разные точки зрения : 1) взаимной независимости состояний тела и состояний сознания ( окказионализм ), 2) взаимной зависимости состояний тела и состояний сознания ( интеракционизм ), 3) зависимости состояний сознания от состояний тела без какого-либо обратного влияния ( эпифеноменализм ). Лит.: Вирго Р. Э. Современные теории сознания // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 494-497. https://moluch.ru/archive/96/21665/

Изображение слайда
17

Слайд 17: Выводы

3. Физикалистские концепции: возможность редукции сознаний (ментальных объектов и их свойств) к телам (физическим объектам и их свойствам). Прямое отождествление состояний сознания с нейрофизио-логическими процессами в мозге ( теория тождества ); отождествлением состояний сознания с определенными функциональными состояниями или вычислительными процессами и поведением некоторой материальной системы, которая не обязательно может быть человеческим мозгом ( функционализм ). В вопросах каузации физикалистские концепции могут отстаивать две разные точки зрения: 1) каузальной замкнутости физических процессов в теле ( теория тождества ), 2) зависимости функциональных состояний от неких исходных состояний тела, с последующей реакцией состояний тела на возникшее таким образом функциональное состояния ( интеракционный функционализм ). 4. Менталистские концепции: возможность редукции тел (физических объектов и их свойств) к сознаниям (ментальным объектам и их свойствам). Апелляция к феноменальным свойствам реального опыта сознания ( субъективный идеализм Дж. Беркли ). В вопросах каузации менталистские концепции обычно разделяют общую точку зрения: каузальной замкнутости ментальных процессов в сознании, или зависимости одних состояний сознания от некоторых других состояний сознания ( феноменализм ). Лит.: Дэвид Чалмерс. Сознающий ум: в поисках фундаментальной теории. М.: УРСС: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2013. Дмитрий Иванов. Природа феноменального сознания. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2013.

Изображение слайда
18

Последний слайд презентации: Модели сознания

Спасибо за внимание!

Изображение слайда