Презентация на тему: Модель развития общения М.И.Лисиной

Реклама. Продолжение ниже
Модель развития общения М.И.Лисиной
Модель развития общения М.И.Лисиной
Основной предмет исследования
Модель развития общения М.И.Лисиной
Модель развития общения М.И.Лисиной
Движущий фактор развития
Основные понятия
Методы исследования
Периодизация психического развития.
М.И. Лисина изучала, как изменяется общение ребенка со взрослым человеком на протяжении детства. Она выде­ляла четыре формы общения. 1)ситуатив­но-личностное
Ситуативно-личностное общение, характерное для мла­денчества
Ситуативно-деловое общение.
Внеситуативно -познавательное общение.
Внеситуативно -личностное общение
Ценность теории
1/15
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 32)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (291 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Модель развития общения М.И.Лисиной

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
2

Слайд 2

Лисина Мая Ивановна (1929 - 1983) - выдающийся детский психолог, основатель оригинальной научной школы, автор концепции генеза общения ребенка со взрослым, она фактически стала основательницей отечественной психологии младенчества. В 1952 г. окончила отделение психологии философского факультета МГУ, училась в аспирантуре у А.В. Запорожца в Институте психологии АПН РСФСР. В 1955 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1962 г. заведовала лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста. В 1974 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет». С 1976 г. возглавляла отдел возрастной психологии Института общей и педагогической психологии. Профессор (1980). Член редколлегии журнала «Вопросы психологии». В конце 70-х гг. М.И. Лисиной и под ее руководством были проведены чрезвычайно яркие и красивые экспериментальные исследования общения младенцев со взрослым и его влияния на психическое развитие ребенка. Одним из основных методов в этих исследованиях было сравнительное изучение детей, воспитывающихся в семье и без семьи - в детских учреждениях закрытого типа.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Основной предмет исследования

М. И. Лисина является создателем нового направления в психологии, которое породило целую традицию научных исследований. Она открыла в отечественной психологии новый предмет — общение ребенка со взрослым — и новый подход к его научному исследованию.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4

Специальным предметом исследования для М.И. Лисиной были кризисы возрастного развития (1 года, 3 и 7 лет). Задача исследований М.И. Лисиной заключалась в выявлении содержания личностных новообразований, возникающих в кризисные периоды. Под личностными новообразованиями она понимала такие качества, которые проявляют себя во всех сферах отношений ребенка: с другими людьми, с предметным миром, с самими собой. Такая проекция нового качества во все сферы жизни ребенка может свидетельствовать о том, что произошло развитие именно целостной личности, а не отдельных психических функций, и что ребенок стал субъектом нового типа отношений.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5

Отталкиваясь от психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева и, соответственно, рассматривая общение как коммуникативную деятельность, М. И. Лисина считает потребность в общении са­мостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. В качестве мотива деятельности общения выступает партнер по общению. Мотивы делятся на 3 группы — познавательные, деловые и личностные. В каче­стве средств общения рассматриваются экспрессивно-мимические движения, пред­метные действия и речевые операции. Каждая из выделенных форм общения характеризуется: 1) временем, 2) местом, 3) содержанием потребности, 4) ведущими мотивами и 5) средствами общения.

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Движущий фактор развития

Изучая влияние общения ребенка с окружающими людьми на его психическое развитие, М.И. Лисина внесла существенный вклад в разработку общей теории психического развития, раскрыла важные его механизмы, представила общение как определяющий его фактор

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Основные понятия

Общение Предмет общения Задачи общения Средства общения Продукты общения

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Методы исследования

Одним из основных методов в этих исследованиях было сравнительное изучение детей, воспитывающихся в семье и без семьи в детских учреждениях закрытого типа.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Периодизация психического развития

Возраст Период Форма общения Дополнительная потребность, удовлетворяемая в общении До 1 года Младенческий возраст Ситуативно-личностное общение Потребность в доброжелательном внимании 1—3 года Ранний возраст Ситуативно-деловое общение .Потребность в сотрудничестве 3—5 лет Младший и средний дошкольный возраст Внеситуативно-познавательное общение Потребность в уважении взросло­го; познавательная потребность 4—6 лет Средний и старший дошкольный возраст Внеситуативно -личностное общение Потребность во взаимопонимании и сопереживании

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: М.И. Лисина изучала, как изменяется общение ребенка со взрослым человеком на протяжении детства. Она выде­ляла четыре формы общения. 1)ситуатив­но-личностное общение ребенка со взрослыт ; 2) ситуа­тивно-деловое общение; 3) внеситуативно -познавательное обще­ние; 4 ) внеситуативно -личностное общение

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: Ситуативно-личностное общение, характерное для мла­денчества

Оно зависит от особенностей сиюминутного вза­имодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рам­ками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно-эмоциональные контакты явля­ются основным содержанием общения. Ребенка привлека­ет личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Ситуативно-деловое общение

В раннем возрасте ребе­нок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по-пре­жнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотруд­ничестве, которая вместе с потребностями в новых впе­чатлениях и активности может быть реализована в совмес­тных действиях со взрослыми. Ребенок и взрослый, высту­пающий как организатор и помощник. Взрослый показывает, что можно делать с разны­ми вещами, как их использовать, раскрывая перед ребен­ком те их качества, которые тот сам не в состоянии обна­ружить.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Внеситуативно -познавательное общение

С появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?» — начинается новый этап в развитии его общения со взрослым, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуа­ции, в которой раньше были сосредоточены все его интере­сы. Теперь его интересует гораздо большее: как устроен от­крывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информа­ции, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Внеситуативно -личностное общение

Взрослый для ребен­ка — высший авторитет, чьи указания, требования, замеча­ния принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготов­ке к школе, и если она не сложилась к 6—7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Последний слайд презентации: Модель развития общения М.И.Лисиной: Ценность теории

Для М.И. Лисиной всегда было свойственно стремление к тщательному, скрупулезному сбору и анализу фактов, интерес к экспериментальным деталям, удивительная способность к качественной и количественной обработке материалов. Ее интересовало формирование внутреннего мира ребенка. Эта особенность творческого почерка М.И. Лисиной позволила проработать и экспериментально подтвердить многие смелые гипотезы, развернуть широкую панораму конкретных исследований, которые продолжаются и сейчас. Впечатляет широта охвата и разнообразие ее работ: от фонематического слуха до особенностей мировоззрения ребенка, от запоминания младенцев до основ целостной личности.

Изображение слайда
1/1