Презентация на тему: Многообразие форм знания, их взаимосвязь. Общие и специализированные виды

Многообразие форм знания, их взаимосвязь. Общие и специализированные виды познавательной деятельности. Знание и «вера» в познании.
Многообразие форм знания, их взаимосвязь. Общие и специализированные виды
Многообразие форм знания, их взаимосвязь. Общие и специализированные виды
Многообразие форм знания, их взаимосвязь. Общие и специализированные виды
Многообразие форм знания, их взаимосвязь. Общие и специализированные виды
Многообразие форм знания, их взаимосвязь. Общие и специализированные виды
Многообразие форм знания, их взаимосвязь. Общие и специализированные виды
Многообразие форм знания, их взаимосвязь. Общие и специализированные виды
Многообразие форм знания, их взаимосвязь. Общие и специализированные виды
Многообразие форм знания, их взаимосвязь. Общие и специализированные виды
1/10
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 64)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (776 Кб)
1

Первый слайд презентации: Многообразие форм знания, их взаимосвязь. Общие и специализированные виды познавательной деятельности. Знание и «вера» в познании

Институт химии силикатов имени И. В. Гребенщикова Шемчук Д.В.

Изображение слайда
2

Слайд 2

Познание- творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. ( Новейший философский словарь ) Знание — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. ( БСЭ )

Изображение слайда
3

Слайд 3

Житейское  — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию. Научное  — понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.). Практическое  — овладение вещами, преобразование мира. Художественное  — целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии. Рациональное  — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением. Иррациональное  — не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки. Личностное  — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. Формы знания

Изображение слайда
4

Слайд 4

Формы знания Научное Вненаучное Донаучное  — прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI в.). Ненаучное  — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами. Паранаучное  — внешне похоже на научное, но несовместимо с имеющимся научным знанием. Лженаучное  — сознательно использующее домыслы и предрассудки. Антинаучное  — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Псевдонаучное  — представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Эпистемология (теория научного познания) исследует особенности и методы научного познания, структуру и формы научно-познавательной деятельности. Гносеология (теория познания) изучает природу и возможности познания, отношение знания к объективной реальности, выявляет условия достижения истинности познания. Термин “гносеология” происходит от греческих “ gnosis ” - знание и “ logos ” - понятие, учение и, следовательно, означает “учение о знании”. « Позноваем ли мир?» Подходы: познавательный и агностический 2. Исследование отношения познающего и познаваемого, субъекта и объекта. Материализм Идеализм Диалектико-материалистическая гносеология Процесс познания совершается путем перехода от отражения внешних свойств и отношений, фиксируемых в явлении, к раскрытию внутренних, относительно устойчивых связей, дающих понимание сущности исследуемых предметов.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Формы чувственного познания: Ощущение  — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета — форму, цвет, запах и т. п. Восприятие  — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие служит также основной формой формирования представлений. Представление  — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Проще говоря — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом. Чувственное познание  — познание, которое осуществляется органами чувств человека. Основные механизмы чувственного познания:  зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Интуиция  — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства. Основные признаки: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знания.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Рациональное познание  — познание, осуществляемое разумом (от лат.  ratio  — разум, рассудок). Рациональное познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления. Основные механизмы (мыслительные операции) рационального познания:  сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение. Формы рационального познания: Понятие  — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение. Суждение  — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте. Умозаключение (вывод)  — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Чувственное познание Рациональное познание Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта. Наглядность и предметность  возникающих в результате познания образов. Воспроизведение  внешних сторон и свойств  объектов. Опора на  результаты чувственного познания. Абстрактность и обобщённость  возникающих в результате познания образов. Воспроизведение объектов на основе  внутренних закономерных связей  и  отношений. Эмпиризм  (от греч.   empeiria  — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. (Эпикур, Локк, Гоббс, Беркли и др.) Рационализм  (от лат.  ratio  — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шеллинг и др )

Изображение слайда
9

Слайд 9

«ИСТИНА» Философские концепции истины Определение истины Классическая Соответствие мыслей действительности (Аристотель, Фома Аквинский, Гегель, Л.Фейербах ) Объективный идеализм Соответствие вещей их понятиям (Платон, Гегель) Экзистенциализм Форма психического состояния личности ( А.Богданов ) Когерентная Согласованность знаний Диалектико-материалистическая Независимое от субъекта содержания знания Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина - приблизительно верное, относительно правильное, неполное знание об объекте. Процесс постижения человеком объективного мира - это процесс движения от одной относительной истины к другой, в котором происходит накопление зерен абсолютной истины.

Изображение слайда
10

Последний слайд презентации: Многообразие форм знания, их взаимосвязь. Общие и специализированные виды

Знание - проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отражённый сознании человека в виде представлений, понятий суждений и теорий. ( Глоссарий.ру ) Вера - признание чего-нибудь истинным без предварительной или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. (Брокгауз и Ефрон) 1. Вера служит основанием всяческого познания – «верю, чтобы понимать» (Августин) 2. Знание предшествует вере. «Понимаю, чтобы веровать» (Абеляр) 3. Принципиальная невозможность рационального обьяснения веры. «Верю, потому что абсурдно» (Тертуллиан)

Изображение слайда