Презентация на тему: Младший школьный возраст

Младший школьный возраст
Младший школьный возраст
Младший школьный возраст
Младший школьный возраст
Правильная осанка
Младший школьный возраст
Младший школьный возраст
Младший школьный возраст
Младший школьный возраст
Младший школьный возраст
Двигательная активность
Особенности дыхательной и сердечно-сосудистой системы
ЧСС у детей различного возраста
В результате систематических спортивных тренировок наблюдается значительное по сравнению со сверстниками-неспортсменами повышение функционального уровня
Эндокринные особенности
Трудности младшего школьного возраста
Эндокринные функции при занятиях физическими упражнениями
Младший школьный возраст
Младший школьный возраст
Влияние регулярных занятий физической культурой на состояние основных адаптивных систем организма
1/20
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 29)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (277 Кб)
1

Первый слайд презентации: Младший школьный возраст

Из всех возрастных периодов развития детского организма особое внимание должен привлекать младший школьный возраст. Этот этап отличается от других вступлением ребенка в «зону» интенсивного умственного, физического и двигательного развития, когда необходимо и адаптироваться к новым специфическим условиям деятельности в школе и подтягивать, а может быть, и исправлять отстающие качества и способности на фоне совершенствования целого комплекса других способностей. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.

Изображение слайда
2

Слайд 2

К школьному возрасту в норме формируются продольные и поперечные своды стоп. Появляется ненагружаемое подсводное пространство с внутренней стороны, как у взрослого, что свидетельствует о формировании продольного свода стопы, а округлость у основания пальцев характеризует наличие поперечного свода стопы. Дети в этом возрасте должны носить жесткую, желательно кожаную обувь со средним (2-3 см) каблуком и свободным носом. Заводские супинаторы в обуви облегчают нагрузку на стопы и способствуют их правильному развитию. К 6-7 годам начинают проявляться конституциональные особенности развития опорно-двигательного аппарата, хотя особенно четко они выражены в подростковом периоде. Чаще всего врачи обозначают следующие типы сложения: астеник, нормостеник, гиперстеник. Заданным делением стоят определенные особенности физиологических процессов в организме, склонность к той или иной патологии. Астенический тип конституции отличается узкой, плоской грудной клеткой с острым углом прикрепления ребер к грудине, длинной шеей, тонкими и длинными конечностями, узкими плечами, продолговатым лицом, слабым развитием мускулатуры, бледной и тонкой кожей. Гиперстепический тип характеризует широкая коренастая фигура с короткой шеей, круглой головой, широкой грудью и выступающим животом. Нормостепический тип конституции — это хорошее развитие костной и мышечной систем, пропорциональное сложение, широкий плечевой пояс, выпуклая грудная клетка. Усиление темпов роста позвоночника отмечается в 7-9 лет и в период полового созревания, после завершения которого, прибавка в росте позвоночника очень невелика В этот период определяется и будущая форма позвоночника человека.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Изображение слайда
4

Слайд 4

К 6 годам устанавливаются свойственные взрослому относительные величины верхней и нижней части грудной клетки, резко увеличивается наклон ребер. К 12-13 годам грудная клетка приобретает ту же форму, что у взрослого. С 10-12 лет появляются половые отличия процессов окостенения. У мальчиков они опаздывают на 1 год. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам, а запястья – в 12 лет. Окончательно не сформированная кисть быстро утомляется, детям младших классов не удается беглое письмо. Вместе с тем умеренные и доступные движения способствуют развитию кисти. Сращение тазовых костей начинается с 5-6 лет и завершается к 17-18 годам. После 9 лет отмечаются различия в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек. Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8—9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах. Не завершивший своё развитие опорно-двигательный аппарат ребёнка испытывает большие нагрузки, когда (в период учёбы) приходится в течение долгого времени удерживать статическую позу, сразу становится ясно, почему малышу так трудно сидеть неподвижно. Понятно и то, почему неправильная поза (долго удерживаемая) приводит к нарушениям осанки. В этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, ещё не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучат на письме в классе жалобы: «Болит рука», «Рука устала». В разные периоды роста и развития фигура ребенка меняет свои общие контуры. Неблагоприятные факторы наиболее сильное влияние оказывают на детей в периоды их бурного роста (6–7 и 11–13 лет у девочек, 7–9 и 13–15 лет у мальчиков). По этой причине в 6–7-летнем возрасте многие дети имеют вялую неустойчивую осанку, особенно при слабо развитой мускулатуре и недостаточном физическом развитии. Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, трудность совершения движений по сигналу.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Правильная осанка

Изображение слайда
6

Слайд 6

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие. Усиление темпа развития всей мускулатуры и нарастание силы мышц у детей наблюдается после 8 -9 лет, когда также укрепляются связки и отмечается значительный прирост объёма мышц. В последующие годы сила мышц неуклонно возрастает. К 10-13 годам у ребёнка уже наблюдается некоторая гармония движений. Но в период полового созревания эта гармония нарушается. Координация движений, выражающаяся в их точности и ловкости, становится более совершенной у детей в возрасте 8-12 лет. При этом увеличивается подвижность детей и делаются разнообразными их движения. Однако дети младшего и отчасти среднего школьного возраста всё ещё не способны к длительной продуктивной физической работе и к длительному мышечному напряжению.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности

Изображение слайда
8

Слайд 8

Динамика и наиболее высокие темпы развития раз­личных физических качеств у школьни­ков, как правило, не совпадают по времени и распола­гаются в своеобразной хронологической последова­тельности. В младшем школьном возрасте особенно интенсивно развиваются скоростные качества, сило­вая выносливость и статическое равновесие. Раньше всех других достигают практически предельных величин скоростные качества. Однако не все их виды развиваются одновременно. Так, быстрота двигательной реакции формируется раньше и к 8 – 10 годам достигает уровня взрослого человека. Несколько позже приближаются к предельным величинам возрастного развития скорость и частота движений. бурное развитие скоростно-силовых ка­честв (70 – 80%) у девочек приходится на средний школьный возраст (9 – 13 лет). По мнению специалистов, возраст 8-11 лет - наиболее благоприятный для воспитания скоростных возможностей. Благоприятными периодами для развития  собственно силовых  способностей у девочек является возраст от 10 до 12 лет, у мальчиков – от 13 до 14 лет. Развитие гибкости особенно бурно происходите 3-4 до 15лет. Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 7 до 10 лет. У младших школьников имеются все предпосылки к тому, чтобы приобрести такие качества, как гибкость и ловкость. Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата - высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба - способствуют повышению эффективности специальных упражнений для развития этих качеств.  Сенситивные периоды развития гибкости: 5 - 6 и 9 - 14 лет активная гибкость развивается: 10 - 14 лет пассивная гибкость: 9 - 11 лет

Изображение слайда
9

Слайд 9

Статическое равновесие как качество, обусловли­вающее ловкость, у девочек особенно интенсивно раз­вивается с 8 до 11 лет (около 70%) и в дальнейшем мало изменяется с возрастом. Развитие ловкости — с 7-10 до 13-15 лет Научные данные свидетельствуют о том, что если в возрасте 8-9 лет у девочек и  мальчиков ведущими являются координационные и скоростные способности, то, начиная с 10-11 лет, в силу полового диморфизма, у тех же девочек ведущими становятся скоростно-силовые, а у мальчиков преобладающее положение сохраняют координационные способности и собственно-силовые.

Изображение слайда
10

Слайд 10

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. Естественная суточная активность девочек на 16—30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Двигательная активность

Ведущие биологические факторы, формирующие потребность организма человека в движениях, — возраст и пол. Среднесуточная активность школьников, выраженная числом локомоций и объемом физической работы, выполненной при ходьбе, с возрастом увеличивается. Например, если мальчики 8—9 лет при свободном режиме делают за сутки 21 ±0,6 тыс. шагов, а в 10— 11 лет - 24±0,5, то в 14—15 лет уже 28,7±0,3 тыс. шагов. Объем работы при ходьбе у мальчиков 8—9 лет равен 560 кДж/сут, а в 14—15 лет — 1470 кДж/сут, т. е. он увеличивается почти в 3 раза. Уровень двигательной активности девочек 8—9 лет практически такой же, как и мальчиков. Однако с возрастом различия приобретают существенный характер. Например, у девочек 14— 15 лет среднесуточное число шагов меньше на 4,9 тыс., а объем выполненной работы — на 217 кДж. чем у мальчиков. С возрастом увеличиваются энергетические потребности школьников. У мальчиков 9 и 10 лет они не отличаются и составляют 9000 кДж/сут, а у девочек — отличаются и составляют соответственно 4940 и 8900 кДж/сут. В период так называемого пубертатного скачка показатели основного обмена и среднесуточные величины энергозатрат чрезвычайно изменчивы. У мальчиков они прогрессивно увеличиваются с возрастом (особенно в пубертатном периоде), тогда как у девочек они достигают максимума в 11 лет и в дальнейшем практически не меняются или даже несколько снижаются.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Особенности дыхательной и сердечно-сосудистой системы

К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста. Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%).Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста. Пещеристая (кавернозная) ткань подслизистой оболочки нижней части носовой полости разрастается к 8–10 годам, а наибольшего развития достигает в период полового созревания, являясь причиной частых носовых кровотечений у детей старше 10 лет. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека.

Изображение слайда
13

Слайд 13: ЧСС у детей различного возраста

Изображение слайда
14

Слайд 14: В результате систематических спортивных тренировок наблюдается значительное по сравнению со сверстниками-неспортсменами повышение функционального уровня внешнего дыхания, характеризуемого величиной жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и времени произвольной задержки дыхания на вдохе и выдохе

Пол Группа ЖЕЛ, мл Произвольная задержка дыхания, с на вдохе на выдохе 12-летние Мальчики Спортсмены 3033 70 18 Неспортсмены 2400 61 22 Девочки Спортсмены 2780 69 21 Неспортсмены 2522 56 13 13-летние Мальчики Спортсмены 3353 91 22 Неспортсмены 2760 59 18 Девочки Спортсмены 3155 75 21 Неспортсмены 2725 47 16

Изображение слайда
15

Слайд 15: Эндокринные особенности

Установлено и повышение уровня инсулина в крови в период от 10 до 11 лет. Незрелость гормональной функции поджелудочной железы может явиться одной из причин того, что у детей сахарный диабет выявляется чаще всего в возрасте от 6 до 12 лет, особенно после перенесения острых инфекционных заболеваний (корь, ветряная оспа, свинка). Отмечено, что развитию заболевания способствует переедание, в особенности избыточность богатой углеводами пищи.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Трудности младшего школьного возраста

Кризис семи лет.  Независимо от того, когда ребёнок пошел в школу, в шесть или в семь лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в семь лет, а может сместиться к шести или восьми годам. Кризис не жёстко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребёнок переживает ту систему отношений, в которую он включён, будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений - значит, меняется социальная ситуация развития, и ребёнок оказывается на границе нового возрастного периода. Кризис семи лет называют периодом рождения социального Я ребёнка. Он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя новую социальную позицию - позицию школьника, связанную с высоко ценимой взрослыми учебной работой. И пусть желание занять это новое место в жизни появляется не сразу, всё равно формирование этой новой позиции меняет его самосознание, а это, в свою очередь, приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет ещё долго, но игра перестаёт быть основным содержанием его жизни.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Эндокринные функции при занятиях физическими упражнениями

В зависимости от мощности физических нагрузок у лиц, занимающихся физической культурой и спортом, увеличивается содержание в крови норадреналина и адреналина, а также кортизона и кортикостерона. В процессе адаптации к физическим нагрузкам, т. е. по мере развития тренированности, эти изменения становятся менее выраженными, а иногда совсем не выявляются. В то же время увеличиваются возможности повысить содержание катехоламинов в крови. Во время предельной физической нагрузки у более подготовленных спортсменов содержание норадреналина и адреналина в крови выше. При длительной мышечной работе активность симпатико-адреналовой и гипофизарно-адренокортикальной систем снижается. Мышечная работа сопровождается усиленной активностью и ряда других эндокринных желез. В крови повышается концентрация глюкагона, соматотропина, альдостерона, вазопрессина, тестостерона. Для тренированного организма, отличающегося высокой экономичностью обменных процессов, характерно снижение активности щитовидной железы в покое. Уровень инсулина в крови снижается во время длительной физической работы, и это результат не только уменьшения его секреции, но и усиления его распада.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Чтобы определить оптимальные нагрузки, необходим контроль за состоянием здоровья занимающихся и влиянием на него применяемых средств и методов. Обязанности такого контроля лежат на специалисте: педагоге (преподавателе, тренере, инструкторе) и враче, прошедшем специальную врачебно-физкультурную подготовку. Функции всех систем организма, в том числе сердечно-сосудистой и дыхательной, совершенствуются, если тренировка проводится правильно. При перерывах в занятиях и тренировках необходимо начинать с более легких нагрузок по сравнению с теми, которые применялись до перерыва. Напряженные упражнения должны чередоваться с легкими, с упражнениями на расслабление. Нагрузки на различные мышечные группы также необходимо чередовать на разных этапах тренировки или занятий. В противном случае возможна перетренировка, а в итоге — плохое субъективное состояние спортсменов. Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна (в определенных физиологических границах) объему и интенсивности физических нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия (нагрузки не превышают той меры воздействия на организм, за которой начинается переутомление), то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки. Чем интенсивнее физические нагрузки, тем мощнее процессы восстановления. Двигательную нагрузку необходимо дозировать с учетом индивидуальных реакций на нее, суточной и сезонной ритмики основных физиологических функций, умственной и физической работоспособности, возрастных морфологических и функциональных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов.

Изображение слайда
19

Слайд 19

В возрасте 7—10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.

Изображение слайда
20

Последний слайд презентации: Младший школьный возраст: Влияние регулярных занятий физической культурой на состояние основных адаптивных систем организма

1) рост неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды в процессе физического воспитания; 2) стимулирование процессов роста и гармоничное развитие; 3) совершенствование терморегуляции и закаливание организма.

Изображение слайда