Презентация на тему: МИР И НАУКА В ХХI ВЕКЕ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И РИСКИ ЧЕТВЕРТАЯ международная

МИР И НАУКА В ХХI ВЕКЕ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И РИСКИ ЧЕТВЕРТАЯ международная научная конференция 18 марта 2021 г. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ В
План доклада
1. ИИ и К оллективный Интеллект ( КИ ): почему коэволюция ?
1.2. Ч то такое коэволюция ?
1.3. К оэволюция человеческого разума и искусственного интеллекта
1.4. К оэволюция : почему ИИ и КИ?
1.5. К оэволюция человеческого разума и искусственного интеллекта
2.1. В озможность коэволюции ИИ и КИ: З а и п ротив
Материалы изобретения
2.3. В озможность коэволюции ИИ и КИ: З а или п ротив?
2.4. В озможность коэволюции ИИ и КИ: З а или п ротив?
2.5. Е стественные и искусственные механизмы коэволюции КИ и ИИ
3.1. В озможность коэволюции КИ и ИИ: самоорганизация и субъектность
3.2. Системно-динамический подход В.А. брынцева Схема жизненного цикла динамической системы Этапы: 1 – начало нового цикла II – роста и развития III –
3.3. К оэволюция локальных интеллектов и формирование КИ
3.4. Д иалогическая коэволюция локальных интеллектов и К оллективного р азума
3.5. В озможен ли общепланетарный К оллективный р азум ?
3.6. Роль Искусственного Интеллекта и Коллективного разума в управлении обществом
4.1. И нформационное общество – единство КИ и ИИ
МИР И НАУКА В ХХI ВЕКЕ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И РИСКИ ЧЕТВЕРТАЯ международная
4.3. 7-й технологический уклад
4.4. гуманитарные составляющие НБИКС
4.5. И нформационное общество как единство многообразия
4.6. Г лавное в коэволюции КР и ИИ – духовность человека
Благодарю за внимание! Ваши вопросы?
1/25
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 11)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (11654 Кб)
1

Первый слайд презентации: МИР И НАУКА В ХХI ВЕКЕ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И РИСКИ ЧЕТВЕРТАЯ международная научная конференция 18 марта 2021 г. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ В КОНТЕКСТЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА

Фалько в ладимир и ванович кандидат философских наук, доцент Мытищинский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана член-корр. Российской экологической академии член-корр. Международной Академии Информатизации

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
2

Слайд 2: План доклада

Коэволюция : почему ИИ и Коллективный Интеллект? Возможность коэволюции ИИ и КИ: За и Против Коэволюция локальных интеллектов с КР и ИИ Информационное общество как единство КИ и ИИ.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
3

Слайд 3: 1. ИИ и К оллективный Интеллект ( КИ ): почему коэволюция ?

Н.Н. МОИСЕЕВ: «Искусственный интеллект — это система, изобретаемая и создаваемая человеком. В отличие от него Коллективный Интеллект — природное явление, результат сложнейшего эволюционного процесса, который до поры до времени проходил стихийно, без целенаправленного вмешательства личности и общества». Моисеев Н.Н. Информационное общество: возможность и реальность // Информационное общество. СПб., 2004. С. 438. 1. ИИ и К оллективный Интеллект ( КИ ): почему коэволюция ? Никита Николаевич МОИСЕЕВ (1917–2000)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
4

Слайд 4: 1.2. Ч то такое коэволюция ?

«Еще один термин… – само понятие “ коэволюция ”. Я… пытался искать удобную интерпретацию самого термина «ноосфера». И его смысл мне казался достаточно очевидным: развитие человечества как составной части биосферы должно быть согласовано с развитием всей системы и не должно содействовать ее деградации». Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // «Экология и жизнь». 1998. № 2. П. 3 1.2. Ч то такое коэволюция ?

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5: 1.3. К оэволюция человеческого разума и искусственного интеллекта

Моисеевские чтения – 2020: «Следуя разработанной академиком Н.Н. Моисеевым теории развития цивилизации с учетом экологического императива, целесообразно изучать динамику развития этих компонент как попарно (« природа-человек », « природа-искусственный интеллект », « человек-искусственный интеллект »), так и в 4D приближении (в пространстве и времени), не отдавая приоритета ни одной из компонент». Научная программа «Моисеев Н.Н. о России в ХХI веке: глобальные вызовы, риски и решения»: Международная научно-практическая конференция – Моисеевские чтения 2-6 марта 2020 г. Секция 2. Человек Природа ИИ x y z Пространство-время t 1.3. К оэволюция человеческого разума и искусственного интеллекта

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: 1.4. К оэволюция : почему ИИ и КИ?

Н.Н. Моисеев: «…Вступление в информационное общество следует связывать с утверждением Коллективного Общепланетарного Разума, …а не только с электронной и компьютерной инженерией…». Моисеев Н.Н. Информационное общество: возможность и реальность. С. 430. «Коллективный Разум – объединение локальных интеллектов. И эта система, очевидно, обладает некоторыми свойствами, которые не выводимы из свойств индивидуальных разумов…». Там же. С. 442. 1.4. К оэволюция : почему ИИ и КИ?

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: 1.5. К оэволюция человеческого разума и искусственного интеллекта

В коэволюции человека ( человечества, общества ) и биосферы особую роль играет КИ, не сводящийся к сумме индивидуальных разумов, поэтому в этой системе и развитии ноосферы нужно рассматривать не только пары «природа-человек», «природа-ИИ», «человек-ИИ», но и пары категорий: «человек–КИ», «ИИ–КИ», «природа–КИ». Человек Природа ИИ КИ x y z Пространство-время t 1.5. К оэволюция человеческого разума и искусственного интеллекта

Изображение слайда
1/1
8

Слайд 8: 2.1. В озможность коэволюции ИИ и КИ: З а и п ротив

ПРОТИВ: Эволюционируют природные и естественно-исторические явления, которые рождаются, а не создаются искусственно, как технические объекты и системы, в т.ч. ИИ. Поэтому коэволюция ИИ и КИ невозможна. ЗА: Технический прогресс происходит путём информационного отбора, это эволюция, подобная биологической ( Б.И. Кудрин ). Технический прогресс и био - эволюция – это бессубъектные процессы ( С.П. Никаноров ). Поэтому коэволюция КИ и ИИ возможна. 2.1. В озможность коэволюции ИИ и КИ: З а и п ротив

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
9

Слайд 9: Материалы изобретения

Материалы, используемые для окончательного варианта изобретения. Почему вы выбрали эти материалы? Борис Иванович КУДРИН (1934 – 2020) Онтология и гносеология технической реальности: Доклад на XXII Всемирном философском Конгрессе, 31 июля 2008 г., Сеул

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
10

Слайд 10: 2.3. В озможность коэволюции ИИ и КИ: З а или п ротив?

Спартак Петрович НИКАНОРОВ (1923–2015): «Бессубъектный взгляд на развитие заложен в накопленных за сотни лет разработках теорий развития…». Никаноров С.П. Теоретико-системные конструкты для концептуального анализа и проектирования. М.: Концепт, 2008. С. 173.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
11

Слайд 11: 2.4. В озможность коэволюции ИИ и КИ: З а или п ротив?

ЗА : « Бессубъектность биологической эволюции естественна – в ней происходят мутации и естественный отбор». « Техногенез рассматривается бессубъектно…». Никаноров С.П. Теоретико-системные конструкты для концептуального анализа и проектирования. С. 173, 174. ПРОТИВ: « Однако, в антропогенезе бессубъектная точка зрения классического представления об “очеловечении человека” противостоит субъектной точке зрения…». Никаноров С.П. Цит. С. 173. 2.4. В озможность коэволюции ИИ и КИ: З а или п ротив?

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
12

Слайд 12: 2.5. Е стественные и искусственные механизмы коэволюции КИ и ИИ

Естественные и искусственные составляющие социо-техно-природных комплексов и процессов развития могут выступать как бессубъектные, эволюционные и осуществляемые механизмами отбора – естественного и информационного. Но возникновение человеческого сознания невозможно без субъектного воспитания и обучения. Именно поэтому коэволюция КИ и ИИ возможна. 2.5. Е стественные и искусственные механизмы коэволюции КИ и ИИ

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
13

Слайд 13: 3.1. В озможность коэволюции КИ и ИИ: самоорганизация и субъектность

Бессубъектные процессы и самоорганизация без участия направляющих воздействий со стороны более высокого уровня организации не могут достичь согласованности, имея тенденцию к разрушению коэволюционного цикла. Субъектность как измерение, ортогональное к объектности, заключает в себе независимость от её противоречий, свободу творчества и потому способна обеспечить коэволюцию локальных интеллектов между собой и коэволюцию КИ и ИИ. Брынцев В.А. Системно-динамический подход как новая научная парадигма // Вестник Московского государственного университета леса – Лесной вестник, 2009. № 1.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
14

Слайд 14: 3.2. Системно-динамический подход В.А. брынцева Схема жизненного цикла динамической системы Этапы: 1 – начало нового цикла II – роста и развития III – стагнации IV – распада (деградации) Брынцев В.А. Эволюция в движении: циклические процессы природы и общества. М.: Ленанд, 2017

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
15

Слайд 15: 3.3. К оэволюция локальных интеллектов и формирование КИ

Для коэволюции в природно-социо-техническом комплексе недостаточно одного субъекта: нужно диалогическое взаимодействие субъектов, начиная с множества локальных интеллектов ( ЛИ ), затем – диалог различных КИ в рамках планетарного сообщества, направленный на организацию Коллективного Общепланетарного Разума. Диалог может быть конфликтом или дружественным общением. Но пока не созрели условия для мировой гармонии, формируется бимультиполярный мир. Бимультиполярная система мироустройства с двумя КИ 1 (+ ИИ 1 ) примирителями. «Группа из двух ЛИ 1+2 конфликтующих пар субъектов и двух ЛИ 3+4 примирителей, находящихся в конфликте. Примирители КИ 2 (+ ИИ 2 ) имеют свободу… выбрать как путь наказаний, так и поощрений, а каждый из конфликтующих субъектов выбирает ненасильственный путь действий». Лефевр В.А. Лекции по теории рефлексивных игр. М.: « Когито -Центр», 2009. C. 88. 3.3. К оэволюция локальных интеллектов и формирование КИ

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16: 3.4. Д иалогическая коэволюция локальных интеллектов и К оллективного р азума

С убъектность локальных человеческих интеллектов может быть залогом согласованности процессов их эволюции между собой путём диалога интересов и ценностных ориентиров. Тем самым, закладываются предпосылки их согласования с естественноисторическим процессом формирования КР ( КИ ). Межсубъектное диалогическое взаимодействие, межличностное общение способны оказывать направляющее воздействие на становление КИ. Общение включает духовную составляющую, придающую формированию КИ синергийный характер и соответствие сверхценностным критериям единства. Однако достичь целерациональной согласованности этого процесса с эволюцией локальных интеллектов невозможно, в силу парадокса социального управления Моисеева. Вместе с тем, неподконтрольное субъектам их влияние на этот процесс делает непредсказуемым синергетический эффект появления системных свойств КИ, в чём видятся риски коэволюции ЛИ и КР. 3.4. Д иалогическая коэволюция локальных интеллектов и К оллективного р азума

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: 3.5. В озможен ли общепланетарный К оллективный р азум ?

Н.Н. Моисеев: «Никакие локальные решения не могут изменить направление бега – к пропасти. Решения должны быть общими для всей планеты. В этих условиях только общепланетарный Коллективный Интеллект может оказаться той базой, тем инструментом, который преобразует множество индивидуальных суждений, открытий, изобретений в некоторую целостную программу действий. Моисеев Н.Н. Информационное общество. С. 443–444. «До последнего времени развитие Коллективного Интеллекта, как и всякий эволюционный процесс, носило чисто стихийный характер… И впредь …Человек не в состоянии сделать этот процесс управляемым. …Организация Коллективного Интеллекта из стихийного процесса должна превратиться в процесс, направляемый теми средствами, которые уже есть в распоряжении планетарного сообщества». Там же. С. 449. 3.5. В озможен ли общепланетарный К оллективный р азум ?

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18: 3.6. Роль Искусственного Интеллекта и Коллективного разума в управлении обществом

Если для решения сложных, нестандартных задач используется ИИ, создаваемый по принципам поиска простых решений или облегчения деятельности человека, возникает опасность двоякого рода: 1) Неспособность ИИ заменить человека в решении задач, требующих присущих только человеку возможностей и не передаваемых машине критериев оценки; 2) Деградация человека, роль которого сводится к простым действиям, т. к. сложные задачи переданы ИИ. Отстранение человека от участия в выработке и принятии решений не может играть положительную роль в управлении объективными процессами, эффективным здесь может быть только Коллективный Интеллект. Н ужен не только и не столько синергетический эффект объективного совпадения факторов, сколько синергийный эффект духовного единения, душевного общения и деятельной любви. Дело за живой методологией и технологией организации Коллективного Разума и гармоничного дополнения его ИИ. 3.6. Роль Искусственного Интеллекта и Коллективного разума в управлении обществом

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19: 4.1. И нформационное общество – единство КИ и ИИ

Организация Общепланетарного КИ возможна только как объединение естественных и технических интеллектуальных систем. Ключевыми понятиями в организации этого единства являются информация и мышление. «Действительно – что такое Коллективный Разум? Это своеобразная информационная система, способная не только к накоплению и передаче информации, но и но к анализу и выводам». Моисеев Н.Н. Информационное общество. С. 442. 4.1. И нформационное общество – единство КИ и ИИ Возможны ли технологии создания КИ? Могут ли ИИ и КР возникать спонтанно? Возможна ли гармония КР и ИИ?

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
20

Слайд 20

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21: 4.3. 7-й технологический уклад

Лепский Евгений Владимирович «Следует выделить … угрозу, общую для всех технологических укладов: отстраненность техники, и особенно технологий, от этического осмысления. … Если сегодня не поставить и не начать серьезно решать проблемы социогуманитарного обеспечения инновационного развития, то могут возникнуть необратимые асоциальные процессы». «…Именно в России существуют потенциальные возможности разработки и использования социогуманитарных технологий инновационного развития… …Ведется разработка … социогуманитарных технологий в интересах становления седьмого социогуманитарного технологического уклада». Лепский В.Е. Проблема сборки субъектов развития в контексте эволюционных технологических укладов // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. М.: ООО «Издательство МБА», 2013. С. 70, 80, 81.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
22

Слайд 22: 4.4. гуманитарные составляющие НБИКС

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
23

Слайд 23: 4.5. И нформационное общество как единство многообразия

Н.Н. Моисеев: «Следующий шаг к информационному обществу – к его цивилизации ещё предстоит сделать, и он будет неизбежно синтезом цивилизаций Востока и Запада ». «Итак, я думаю, что одной из особенностей информационного общества будет превращение совокупности цивилизаций в единую систему, подчеркну – не в единую цивилизацию, а систему, в которой каждая из цивилизаций сохранит столь нужные для человечества особенности». 4.5. И нформационное общество как единство многообразия Моисеев Н.Н. Информационное общество. С. 446.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
24

Слайд 24: 4.6. Г лавное в коэволюции КР и ИИ – духовность человека

Главная опасность организации КИ и его коэволюциии с ИИ – возможная потеря человеком себя как личности, утрата обществом своей духовности, поскольку дух, человеческую душу, свободу воли невозможно создать искусственно. Человек должен стоять над технологиями, а не превращать себя в их объект, а информационное общество изначально должно ориентироваться на трансформацию в общество духовное. 4.6. Г лавное в коэволюции КР и ИИ – духовность человека

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
25

Последний слайд презентации: МИР И НАУКА В ХХI ВЕКЕ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И РИСКИ ЧЕТВЕРТАЯ международная: Благодарю за внимание! Ваши вопросы?

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2