Презентация на тему: Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт специального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский
тяжелое множественное нарушение
Варианты множественного нарушения:
Классификация сложных нарушений ( по М.В. Жигоревой )
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский
В каждом классе (на ступени) могут быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести
Факторы, влияющие на развитие детей с ТМНР:
ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 79
Особые образовательные потребности
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский
Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей
Виды программ, предусмотренные ФГОС ОВЗ
Варианты ФГОС, предусмотренные для разных категорий детей с ОВЗ:
Вариант 4 характерны следующие специфические образовательные потребности
компоненты
Образование детей с ТМНР:
Т.В. Лисовская
Принципы коррекционно-развивающей работы с ТМНР:
основные направления деятельности по организации образования обучающихся с ТМНР
Организация образования детей с ТМНР:
Проблемы организации обучения детей с ТМНР:
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский
1/27
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 3)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1110 Кб)
1

Первый слайд презентации: Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт специального образования   Кафедра специальной педагогики и специальной психологии

Дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Проблемы организации обучения. Старший преподаватель кафедры специальной педагогики и специальной психологии Горбунова Наталия Евгеньевна

Изображение слайда
2

Слайд 2

Множественное, нарушение  — это первичное нарушение 2-х или более систем организма у одного ребенка с последующим комплексом вторичных расстройств. Например, слепоглухота, слепота и нарушение речи, слабовидение и двигательные нарушения, умственная отсталость с выраженными нарушениями зрения и слуха и т. д. Синонимы термина «множественное нарушение »: «сложный дефект (нарушение)», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения », « сложная структура нарушения».

Изображение слайда
3

Слайд 3

СЛОЖНОЕ НАРУШЕНИЕ характеризуется сочетанием двух и (или) более психофизиологических нарушений (зрения, слуха, умственного развития, речи, опорно-двигательного аппарата) у одного ребенка, в одинаковой степени определяющих структуру нетипичного развития и трудности реализации образовательных практик по отношению к нему (В.Н. Чулков)

Изображение слайда
4

Слайд 4: тяжелое множественное нарушение

Совокупность психофизических нарушений, как правило, вследствие органического поражения ЦНС; Высокая степень выраженности нарушений (в первую очередь нарушений интеллекта)

Изображение слайда
5

Слайд 5: Варианты множественного нарушения:

один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение и наоборот оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же наследственного синдрома; два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Классификация сложных нарушений ( по М.В. Жигоревой )

1 (низкий ) уровень психического развития представлен немногочисленной группой детей с комплексными нарушениями. Дети характеризуются стойкими нарушениями психической деятельности, отчетливо обнаруживающимися в сфере социального развития, познавательных процессов, речевом развитии. У подавляющего большинства детей отмечается формальный контакт со взрослыми или наблюдаются случаи полного отказа от сотрудничества. Пассивность и крайне сниженная потребность в общении, слабый интерес к окружающему тормозят процесс формирования коммуникативных средств. Дети длительное время остаются на эмоционально-личностной форме общения, предпочитая телесный контакт: основными средствами у детей являются экспрессивно-мимические проявления, отдельные вокализации. Им доступна в основном совместная деятельность с педагогом, психологом. Подражательная деятельность не сформирована, в отдельных случаях присутствуют только ее начатки. Саморегуляция и контроль отсутствуют, дети инертны. Помощь не воспринимают. Зона ближайшего развития детей I (низкого) уровня значительно сужена.

Изображение слайда
7

Слайд 7

2 (средний ) уровень психического развития К этому уровню было отнесено наибольшее количество детей. Имеющиеся различные нарушения, представленные в структурах комплексного нарушения II уровня, влекут за собой неравномерное изменение различных сторон психической деятельности. Одни психические процессы оказываются не сформированными более резко, другие - относительно благополучны. Для детей II уровня характерна недостаточность наглядно­действенного, наглядно-образного мышления, низкий уровень словесно-­ логического мышления. Дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, которые являются необходимыми компонентами мыслительной деятельности, в частности, такими, как анализ, синтез, сравнение. Внимание недостаточно устойчивое. Отставание в развитии моторики (двигательная неловкость и недостаточная координация) прослеживается у всех детей II уровня. Отмечаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дети с комплексными нарушениями II уровня более перспективны в плане развития и интеграции в общество, у них ярче проявляется адекватность поведения, они энергичны в своих действиях в отличие от детей I уровня.

Изображение слайда
8

Слайд 8

3 (выше среднего) уровень психического развития Сравнительно рано приучаются к общественным правилам поведения, овладевают в достаточном объеме навыками самообслуживания, коммуникации, игровыми действиями. Общим для них в отставании развития мышления является недостаточная сформированность операций обобщения, абстрагирования. В то же время, у большей части детей данного уровня сформированы операции анализа, синтеза, и они могут применять их в решении несложных задач, т.е. дети способны к переносу усвоенных умений и навыков в различных ситуациях. В процессе самостоятельной деятельности при выполнении заданий дети используют самые незначительные остатки зрения и слуха. У детей III уровня внимание, эмоционально-волевая сфера более устойчивы, эмоциональные проявления адекватны и разнообразны, наблюдается уравновешенность процессов возбуждения и торможения, что дает возможность регулировать свое поведение. Отсутствие или частичная потеря зрения, слуха, нарушения опорно-двигательной системы, задержки психического развития, наблюдаемые у детей с комплексными нарушениями III уровня, значительно сужают канал в познании окружающего мира и планомерности формирования речи. Характер деятельности детей III уровня более целенаправленный, произвольно управляемый, мотивированный. Для ребенка возникает значимость достижения определенного результата своей деятельности. Этих детей отличают также положительные изменения в развитии личностных компонентов: правильное понимание ситуации, выраженная чувствительность к похвалам и порицанию, осуществление контроля за своей деятельностью, умение использовать оказанную помощь.

Изображение слайда
9

Слайд 9: В каждом классе (на ступени) могут быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести

дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП со спастическим тетрапарезом, гиперкинезами и т.д.), в сочетании с нарушениями интеллекта, нуждающиеся в постоянной физической помощи взрослого (в переносе, передвижении коляски, при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.); дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с нарушениями интеллекта, у которых присутствует агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, «полевое» поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении; дети с умеренной (тяжелой) умственной отсталостью, без других нарушений или в сочетании с более лёгкими формами (чем в двух вышеназванных случаях) других нарушений, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала; дети с сенсорными нарушениями в сочетании с нарушениями интеллекта в форме умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, но без выраженных нарушений поведения или ОДА. Сбалансированная вариативная комплектация классов/ступеней, во- первых, позволяет создать условия, которые благоприятствуют тому, что дети, несмотря на их разные возможности, учатся подражать и помогать друг другу. Во-вторых, позволяет рационально распределять нагрузку персонала класса, связанную с уходом за детьми и обеспечением их безопасности.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Факторы, влияющие на развитие детей с ТМНР:

-Этиология; -Патогенез; -Время и сроки выявления отклонений; -Характер и степень выраженности каждого из первичных расстройств; -Специфика их сочетаний; -Сроки и качество коррекционной помощи

Изображение слайда
11

Слайд 11: ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 79

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Особые образовательные потребности

  как можно более раннем получении специальной помощи средствами образования;   выделении пропедевтического периода в образовании, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным его этапами;   обязательности непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;   увеличении сроков освоения адаптированной образовательной программы до 9 – 11 лет;   наглядно-действенном характере содержания образования;   упрощении системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

Изображение слайда
13

Слайд 13

  введении учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков;    специальном обучении «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;   обеспечении обязательности начального профессионального образования;   необходимости постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;   обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов умственно отсталых детей;

Изображение слайда
14

Слайд 14

   использовании преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;   стимуляции познавательной активности, формировании позитивного отношения к окружающему миру;   психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;   психологическом сопровождении, направленном на установление взаимодействия семьи и образовательного учреждения;   постепенном расширении образовательного пространства, выходящем за пределы образовательного учреждения.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Нормативно-правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 года

Изображение слайда
16

Слайд 16: Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей

Изображение слайда
17

Слайд 17: Виды программ, предусмотренные ФГОС ОВЗ

Вариант стандарта Программа Первый (1) Основная образовательная Программа (1), в структуру которой обязательно включается Программа коррекционной работы (2). Второй (2) Адаптированная образовательная Программа, которая при необходимости индивидуализируется. Третий (3) Адаптированная образовательная Программа, которая при необходимости индивидуализируется. Четвёртый (4) Адаптированная основная образовательная программа, созданная на основе индивидуального учебного плана (СИПР).

Изображение слайда
18

Слайд 18: Варианты ФГОС, предусмотренные для разных категорий детей с ОВЗ:

Категория детей с ОВЗ Варианты ФГОС ОВЗ Глухие дети 1 2 3 4 Слабослышащие дети 1 2 3 - Слепые дети 1 2 3 4 Слабовидящие 1 2 3 - Дети с ТНР 1 2 3 - Дети с нарушением ОДА 1 2 3 4 Дети с ЗПР 1 2 3 - Умственно отсталые дети - - 3 4 Дети с расстройствами аутистического спектра 1 2 3 4

Изображение слайда
19

Слайд 19: Вариант 4 характерны следующие специфические образовательные потребности

Изображение слайда
20

Слайд 20: компоненты

Академический компонент Компонент жизненной компетенции

Изображение слайда
21

Слайд 21: Образование детей с ТМНР:

Уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребенка. Значительно сокращен «академический» компонент и максимально расширен компонент «жизненной компетенции». Обязательной и единственно возможной является специальная индивидуальная программа развития. Среда и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка, прежде всего, в условиях дома и школы. Введение ребенка в более сложную предметную и социальную среду, в процессе поэтапного и планомерного расширения его жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Образование в процессе которого дети и взрослые живут и учатся жить всю жизнь.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Т.В. Лисовская

Изображение слайда
23

Слайд 23: Принципы коррекционно-развивающей работы с ТМНР:

1. Принцип нормализации 2. Принцип социально-практической направленности обучения 3. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода 4. Деятельностный принцип 5. Принцип полисенсорной основы обучения 6. Принцип единства диагностики и коррекции нарушений 7. Принцип коммуникативной направленности

Изображение слайда
24

Слайд 24: основные направления деятельности по организации образования обучающихся с ТМНР

1 нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение образования 2 финансово-экономическое обеспечение образования 3 организационное обеспечение образования 4 кадровое обеспечение образования 5 информационное обеспечение образования

Изображение слайда
25

Слайд 25: Организация образования детей с ТМНР:

Прием обучающихся Разработка образовательной программы Организация материально-технических условий Выбор методов и форм обучения Оценка результатов освоения образовательной программы Организация присмотра и ухода Внеурочная деятельность Сотрудничество с родителями/законными представителями

Изображение слайда
26

Слайд 26: Проблемы организации обучения детей с ТМНР:

ранняя диагностика нарушений в развитии и их коррекция выбор образовательной категории финансово-экономическое обеспечение образовательного процесса материально-техническое оснащение образовательного процесса методическое и дидактическое обеспечение реализации программ нехватка квалифицированных кадров учет индивидуальных особенностей каждого ребенка с ТМНР в образовательном процессе комплексная диагностика ребенка всеми специалистами эффективное взаимодействие с семьей

Изображение слайда
27

Последний слайд презентации: Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский

Сайт: http ://iso.uspu.ru

Изображение слайда