Первый слайд презентации: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОНФЛИКТОЛОГИИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «взаимосвязь эмоциональных барьеров и агрессивности подростков в межличностном общении с их ролями в буллинге » Работу выполнила: студентка группы ОАБ-37.03.02-43 А.И.Нургалеева Научный руководитель: кандидат психол. наук, доцент кафедры социальной психологии и конфликтологии Д.Е. Львов
Слайд 2
Объект : эмоциональные барьеры Предмет : взаимосвязь эмоциональных барьеров и агрессивности подростков в межличностном общении с их ролями в буллинге.
Слайд 3
Цель: изучить взаимосвязь эмоциональных барьеров и агрессивности подростков в межличностном общении с их ролями в буллинге. Задачи: 1. Провести анализ психологической литературы по проблеме эмоциональных барьеров и агрессивности подростков в межличностном общении с их ролями в буллинге 2. Провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи эмоциональных барьеров и агрессивности подростков в межличностном общении с их ролями в буллинге 3. Выявить и провести анализ взаимосвязи уровня агрессивности и эмоциональных барьеров. 4. Выявить и провести анализ взаимосвязи эмоциональных барьеров и буллинг -структуры.
Слайд 4
Гипотеза : мы предполагаем, что чем больше эмоциональных барьеров у подростков, тем больше форм и видов агрессии они демонстрируют и становятся участниками буллинга. - мы предполагаем, что эмоциональные барьеры подростков связаны с их физической и вербальной агрессией и ролью в буллинге «Инициатор». - мы предполагаем, что проявление доминирования негативных эмоций взаимосвязано с ролью «инициатора» и «жертвы» в буллинге
Слайд 5
Методы исследования : Организационные : комплексный, сравнительный методы; Теоретические методы : анализ научной проблемы, теоретический анализ литературы; Психодиагностические методы : 1) Опросник исследования уровня агрессивности А. Басса и А. Дарки (стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой) 2) Методика на выявление « Буллинг -структуры» Е.Г. Норкина 3) Модифицированная методика «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» В.В. Бойко Методы обработки данных : метод описательной статистики, метод математической статистики (метод проверки на нормальность распределения: критерий Колмогорова-Смирнова, корреляционный анализ Спирмена ). Для обработки полученных эмпирических данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS
Слайд 6: Таблица 2. Результаты корреляционного анализа эмоциональных барьеров, агрессивности и буллинг -структуры
Методика Параметры Эмоциональные барьеры Общий Балл Неумение управлять эмоциями Доминирование негативных эмоций Нежелание сближаться на эмоциональной основе Буллинг структура Инициатор ,890 ** 337 ** ,603 ** ,510 ** Защитник ,506 ** - ,289* ,309* Жертва ,440 ** - ,412** ,298* Наблюдатель ,637** - ,413** ,414** Агрессивноть Физическая агрессия ,905** ,259* ,634** ,561** Косвенная агрессия ,904 ** - ,642** ,570** Раздражение ,869** - ,639** ,539** Негативизм ,927** ,297* ,645** ,546** Обида ,893** ,261* ,628** ,583** Подозрительность ,823** ,269* ,619** ,481** Вербальная агрессия ,851** ,306* ,621** ,525** Чувство вины ,896** ,666** ,595**
Слайд 7
Выводы 1. В первой части исследования был проведен теоретический анализ отечественных и зарубежных психологических подходов к феномену эмоциональных барьеров и к буллингу, как явлению. Была описана феноменология эмоциональных барьеров и школьного буллинга, проведен анализ факторов возникновения буллинга. Также, в первой части дано определение эмоциональных барьеров с позиции Ю.В. Касаткиной. Даны определения понятий: буллинг, агрессивность и рассмотрены факторы, приводящие к данному феномену. 2.Было проведено исследование по выявлению взаимосвязи эмоциональных барьеров и агрессивности подростков в межличностном общении с их ролями в буллинге. Результаты корреляционного анализа показали некоторые значимые взаимосвязи ролей буллинг -структуры, уровня агрессивности с эмоциональным интеллектом. Т.е. чем более агрессивны подростки, чем больше форм и видов агрессии они демонстрируют, чем чаще являются участниками буллинга, тем больше эмоциональных барьеров у них в межличностном взаимодействии с другими, таких как неумение управлять эмоциями, дозировать их, доминирование негативных эмоций и нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе
Слайд 8
3. Полученные данные свидетельствуют о том, что обнаружена прямая взаимосвязь эмоциональных барьеров во взаимоотношениях в каждой из ролей буллинг -структуры. У подростков проявляются доминирование негативных эмоций и неумение управлять ими, нежелание сближаться на эмоциональной основе, что порождает физическую, вербальную, косвенную агрессию, раздражение, негативизм и обиду, а также чувство вины. 4. Также была подтверждена гипотеза, в которой мы предполагаем, что эмоциональные барьеры подростков связаны с их физической и вербальной агрессией и ролью в буллинге «Инициатор». Исследование показало, что некоторые подростки занимают ролевую позицию «Инициатора» и проявляют жесткость в отношениях с другими, не считаются с их чувствами, что вызывает непонимание и обиды со стороны сверстников. Это может быть в связи с низкой идентификации собственных эмоций и эмоций одноклассников, участников ситуации травли. 5. Чем больше подростки выстраивают в межличностном общении эмоциональные барьеры (их эмоции мешают им устанавливать контакты с людьми), тем чаще проявляют самые разные виды и формы агрессии, а именно проявляют агрессию в форме физического нанесения вреда, вербальной и косвенной агрессии, тем больше они склонны к возникновению раздражения и проявлению негативизма, чаще обижаются на других, более подозрительны и чаще испытывают чувство вины за свои поступки, действия, слова, что подтверждает нашу гипотезу