Презентация на тему: Методология проектной и исследовательской деятельности

Методология проектной и исследовательской деятельности
Похолков Юрий Петрович
Червач Мария Юрьевна
Дисциплина « Методология проектной и исследовательской деятельности »
Образовательные технологии
Содержание дисциплины: лекции
Содержание дисциплины: практики
Лекция 1. Введение
Проблемная ситуация
Мировые тенденции в высшем образовании
Проблемы *
Вызовы внешней среды для образовательного сообщества*
Проблемы
Модели (типы) университетов
Тренды развития университетских кампусов
Системный взгляд на проблемную ситуацию*
Структура и содержание формирования профессионала
Системное видение проблемной ситуации в инженерном деле и инженерном образовании России
Степень связи инженерного дела в России с состоянием инженерного образования
Сравнительная оценка состояния инженерного дела и инженерного образования в России экспертами
Оценка уровня подготовки инженеров
Основные недостатки выпускников вузов (мнение работодателей и кадровых агентств) Московский регион
Чего не хватает молодым специалистам? Крупные и средние компании Москвы, С.-Петербурга, Екатеринбурга, Н. Новгорода, Челябинска
Признаки критического состояния инженерного образования в России
Методология проектной и исследовательской деятельности
Инициатива CDIO
CDIO : Инициаторы, хроника Задумай - Спроектируй - Реализуй – Управляй
Видение CDIO
Стандарты CDIO
Стандарты CDIO
Университеты-члены CDIO - Россия
Приоритетный проект Минобрнауки «Вузы как центры пространства создания инноваций »*
Проектно-ориентированная образовательная программа
Гипотеза
Цель курса «Методология проектной и исследовательской деятельности»
Формируемые компетенции
Определения
Определение-допущение
Структура методологии
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Принципы проектной и исследовательской деятельности
Анкетирование
Информация по курсу
Спасибо за внимание
Методология проектной и исследовательской деятельности
Ответы на вызовы внешней среды
1/47
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 16)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2704 Кб)
1

Первый слайд презентации: Методология проектной и исследовательской деятельности

Похолков Ю.П., Червач М.Ю.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Похолков Юрий Петрович

Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ Президент Ассоциации инженерного образования России, руководитель УНЦ ОТВПО ТПУ Специалист в области организации и технологии высшего профессионального образования, в области материаловедения и электротехники Ректор Томского политехнического университета (1990 – 2008) Лауреат Премии Президента РФ в области образования (1998г.) Лауреат Премии Правительства РФ в области образования (2011 г.) Научный руководитель системных проектов « Технические университеты России» (1993 г.), «Инновационный академический университет» (2004 г.), «Томск – центр образования, науки и инноваций мирового класса» ( 2009 г.). Имеет более 300 научных публикаций, из них более 70 с индексацией в WoS /Scopus 2

Изображение слайда
3

Слайд 3: Червач Мария Юрьевна

Магистр менеджмента по направлению «Менеджмент в научно-образовательной сфере» Аспирант, менеджер УНЦ ОТВПО ТПУ Участник научно-исследовательских проектов ТПУ в области инженерного образования, международных проектов в рамках программы Tempus Евросоюза Имеет 14 научных публикаций, из них 11 с индексацией в WoS /Scopus 3

Изображение слайда
4

Слайд 4: Дисциплина « Методология проектной и исследовательской деятельности »

Объем : 72 часа Лекции : 16 ч Практики : 16 ч Самостоятельная работа студентов : 40 ч Форма отчетности : зачет (презентация командного проекта) 4

Изображение слайда
5

Слайд 5: Образовательные технологии

Лекции Экспертные семинары Проектно-организованное обучение Эти образовательные технологии обеспечивают: Вовлеченность Междисциплинарность Коммуникативность Практико-ориентированность Результативность 5

Изображение слайда
6

Слайд 6: Содержание дисциплины: лекции

Введение (проблемная ситуация, проектно-организованное обучение) Экспертная оценка уровня подготовки выпускников бакалавриата ТПУ к проектной и исследовательской деятельности: экспертный семинар Продолжение семинара Принципы проектной и исследовательской деятельности Исследовательская деятельность Проектная деятельность – Методология управления проектами Программно-целевой метод управления проектами Привлечение финансирования 6

Изображение слайда
7

Слайд 7: Содержание дисциплины: практики

Проектно-организованное обучение : выполнение групповых командных проектов Тип проектов : междисциплинарные Темы проектов : предложенные преподавателями или студентами Группа: согласно расписанию практик Подгруппы : по 5-6 человек Форма отчетности : презентация группового проекта (перед комиссией) 7

Изображение слайда
8

Слайд 8: Лекция 1. Введение

8

Изображение слайда
9

Слайд 9: Проблемная ситуация

Мировые тенденции в высшем образовании (глобальные вызовы) Системный взгляд на проблемную ситуацию в высшем профессиональном образовании Состояние инженерного образования и инженерного дела в России Уровень подготовки российских инженеров Совершенствование инженерного образования Инициатива CDIO (проектный подход) 9

Изображение слайда
10

Слайд 10: Мировые тенденции в высшем образовании

Повышение открытости и глобальности образования Сокращение гос. финансирования Массовизация высшего образования Изменение ценностей и запросов студентов Изменение требуемых компетенций Внедрение новых технологий Ориентация на студента в образовательных технологиях Изменение требований к университетам 10

Изображение слайда
11

Слайд 11: Проблемы *

11 * По мнению ректоров EU

Изображение слайда
12

Слайд 12: Вызовы внешней среды для образовательного сообщества*

Технологическая и информационная революция Несовершенство законодательной базы Болонский процесс. Переход на уровневое образование Несовершенство управления инженерным образованием Вхождение в ВТО (усиление конкуренции) Рыночные подходы к образовательной среде Падение престижа инженерных специальностей Падение уровня школьной подготовки по естественным наукам и математике *Россия 1 2

Изображение слайда
13

Слайд 13: Проблемы

«Нефтяная игла» (топливно-энергетический комплекс, энергетика, энергосбережение, атомная энергия, возобновляемые источники энергии, машиностроение и материаловедение) Недостаточное количество специалистов, обладающих инновационным мышлением, лидерскими и организационными способностями, как в бизнесе, так и в инженерном деле «Утечка мозгов»; отсутствие системы формирования, концентрации, сохранения и развития интеллектуального потенциала Противоречие между качеством подготовки специалистов и состоянием инженерного дела в России 1 3

Изображение слайда
14

Слайд 14: Модели (типы) университетов

Современный *: - Классический - Технический - Национальный - Федеральный - Опорный - Корпоративный - Инновационный - Предпринимательский - Исследовательский * в России Будущий **: - открытый - объективный - привлекательный - безграничный - сетевой - интерактивный - решающий проблемы - креативный ** в мире ( World Bank Group ) 1 4

Изображение слайда
15

Слайд 15: Тренды развития университетских кампусов

Гибкий и эффективный кампус Коммерческий кампус (университет экономики и бизнеса, Вена) Междисциплинарный кампус ( MIT, Стэнфорд, Манчестер) Виртуальный кампус ( Ноттингем, Каталония, ООН, Баварии, …) 15

Изображение слайда
16

Слайд 16: Системный взгляд на проблемную ситуацию*

*В инженерном образовании 16 Структура и содержание формирования профессионала Системное видение проблемной ситуации в инженерном деле и инженерном образовании России

Изображение слайда
17

Слайд 17: Структура и содержание формирования профессионала

17

Изображение слайда
18

Слайд 18: Системное видение проблемной ситуации в инженерном деле и инженерном образовании России

Инженерное образование Кадровое обеспечение Управляющие импульсы, инвестиции проблема Требования работодателей к качеству подготовки инженеров Качество подготовки инженеров Противоречие Власть результаты стимулиро вание результаты Инженерные кадры Технологии Стимулирование, инвестиции инвестиции результаты Бизнес Инженерное дело 18

Изображение слайда
19

Слайд 19: Степень связи инженерного дела в России с состоянием инженерного образования

19

Изображение слайда
20

Слайд 20: Сравнительная оценка состояния инженерного дела и инженерного образования в России экспертами

20

Изображение слайда
21

Слайд 21: Оценка уровня подготовки инженеров

21

Изображение слайда
22

Слайд 22: Основные недостатки выпускников вузов (мнение работодателей и кадровых агентств) Московский регион

чрезвычайно низкая эффективность и производительность инженерного труда у выпускников, отсутствие знаний, навыков и опыта использования высокопроизводительных интегрированных средств компьютерного сетевого проектирования (CALS- технологии ) ; незнание бизнес-процессов и особенностей российской бизнес-среды в целом; отсутствие навыков делового общения, ведения переговоров, недостаток коммуникативных, презентационных способностей; недостаточный уровень языковой подготовки; не владение методами нелинейной физики и нелинейной динамики развития сложных систем(синергетики), фрактальных представлений ; завышенные требования и амбиции, не соответствующие уровню подготовки, неспособность оценить свою стоимость на рынке. 22

Изображение слайда
23

Слайд 23: Чего не хватает молодым специалистам? Крупные и средние компании Москвы, С.-Петербурга, Екатеринбурга, Н. Новгорода, Челябинска

профессиональные навыки, незнание законов и методов творческого решения инженерных задач низкая мотивация выпускников, недостаточная нацеленность на профессиональное развитие и карьерный рост. неготовность молодых специалистов к командной работе, неумение преподнести себя и результаты своего труда в профессиональной среде. 23

Изображение слайда
24

Слайд 24: Признаки критического состояния инженерного образования в России

Низкий престиж инженерного образования среди школьников Старая материально-техническая база ВУЗов Разрыв между инженерным образованием и производством Старение кадрового состава и низкая мотивация молодых НПС Низкая активность в НИРС Несоответствие ГОС мировым требованиям Редкое использование практико-ориентированных технологий обучения 24

Изображение слайда
25

Слайд 25

Использование компетентностного подхода при проектировании и реализации инженерных образовательных программ Использование практико-ориентированных проектно-организованных образовательных технологий, развитие инициативы CDIO Формирование новых и исключительных компетенций Использование потенциала промышленности при подготовке инженеров Подготовка специалистов с учетом их способностей и наклонностей Обучение работе в команде Обучение управлению Совершенствование инженерного образования России 25

Изображение слайда
26

Слайд 26: Инициатива CDIO

Conceive – Design – Implement – Operate Задумай - Спроектируй - Реализуй – Управляй 26 Инициаторы, хроника Видение Стандарты Распространение Гипотеза

Изображение слайда
27

Слайд 27: CDIO : Инициаторы, хроника Задумай - Спроектируй - Реализуй – Управляй

Университеты - инициаторы: Массачусетский технологический университет ( США ) Технологический университет Чалмерса ( Швеция) Линкёпингский университет (Швеция) Королевский технологический институт ( Швеция) 2000 – 2004 гг.: Формулирование Концепции и Стандартов 2001г.: Первая версия CDIO Syllabus ( Учебный план ) 2004г.: Первая версия Стандартов CDIO 27

Изображение слайда
28

Слайд 28: Видение CDIO

Образование, которое подчеркивает инженерные основы, изложенные в контексте жизненного цикла реальных систем, процессов и продуктов в соответствии с моделью « Задумай – Спроектируй – Реализуй – Управляй». Наполненность студенческими проектно-конструкторскими проектами Интеграция обучения профессиональным навыкам с работой в команде и коммуникацией Преобладание активного обучения и обучения, основанного на опыте Обеспечение качества и постоянное совершенствование для достижения более высоких целей, чем только аккредитация 28

Изображение слайда
29

Слайд 29: Стандарты CDIO

CDIO как контекст инженерного образования Результаты обучения CDIO* Интегрированный учебный план Введение в инженерную деятельность Опыт ведения проектно-внедренческой деятельности Рабочее пространство для инженерной деятельности Интегрированное обучение Активные методы обучения Совершенствование CDIO- компетенций преподавателей Совершенствование педагогических компетенций преподавателей Оценка обучения Оценка программы 29

Изображение слайда
30

Слайд 30: Стандарты CDIO

30

Изображение слайда
31

Слайд 31: Университеты-члены CDIO - Россия

Астраханский государственный университет (АГУ) Донской государственный технический университет (ДГТУ) Казанский федеральный университет (КФУ) Московский авиационный институт (МАИ) Московский государственный технический университет им. Баумана (МГТУ) Московский физико-технический институт (ФМТИ) Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Орловский государственный университет Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП) Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова Сибирский федеральный университет (СФУ) Сколковский институт науки и техники ( Сколтех ) Сургутский государственный университет ( СурГУ ) Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Томский политехнический университет (ТПУ) Уральский федеральный университет Количество членов CDIO во всем мире: 150 31

Изображение слайда
32

Слайд 32: Приоритетный проект Минобрнауки «Вузы как центры пространства создания инноваций »*

— реализовываться проектно-организованные образовательные программы инженерного, медицинского, социально-экономического, педагогического профилей и отдельные программы естественно-научного и гуманитарного профилей, предполагающие командное выполнение проектов полного жизненного цикла. 32 *Паспорт проекта утвержден 25 октября 2016 г. В субъектах РФ обеспечить функционирование не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, на базе которых должны:

Изображение слайда
33

Слайд 33: Проектно-ориентированная образовательная программа

основывается на реализации: п роблемно-ориентированного п рактико-ориентированного п роектно-организованного обучения, предполагающего индивидуальное и / или командное выполнение студентами проектов полного жизненного цикла (Стандарты CDIO) 33

Изображение слайда
34

Слайд 34: Гипотеза

Р еализация проектно-организованных образовательных программ приведет: к подготовке специалистов и выполнению реальных инновационных проектов, обеспечивающих устойчивое развитие и конкурентоспособность экономики регионов и страны; к трансформации вузов в центры инновационного, технологического и социального развития регионов и страны. 34

Изображение слайда
35

Слайд 35: Цель курса «Методология проектной и исследовательской деятельности»

Развить у обучающихся определенный набор компетенций, необходимых для научно-исследовательской и профессиональной деятельности, реализуемой в форме проектов, в том числе для подготовки магистерской диссертации. 35

Изображение слайда
36

Слайд 36: Формируемые компетенции

Способность мыслить критически, системно и конструктивно (анализ); Способность видеть противоречия, выявлять и формулировать проблемы; Способность обосновать актуальность проведения исследований, проекта; Способность выбрать и чётко сформулировать цель работы и методы (инструменты) её достижения (синтез); Способность оценить ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; Способность планировать достижение цели проекта; Способность описать предполагаемые результаты; Способность оценить социальные последствия реализации результатов работы; Способность работать в команде, коммуникативные навыки и умения. 36

Изображение слайда
37

Слайд 37: Определения

Методология – учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Методология – это программа (алгоритм), набор приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели. Методология – это совокупность наиболее общих принципов решения сложных практических задач о методах исследования 37

Изображение слайда
38

Слайд 38: Определение-допущение

Методология проектной и исследовательской деятельности: совокупность принципов, подходов, методов и инструментов планирования, организации, управления и контроля, используемых при проведении исследовательских и проектных работ. 38

Изображение слайда
39

Слайд 39: Структура методологии

В методологии можно выделить следующую структуру : 36

Изображение слайда
40

Слайд 40: Проектная деятельность

Деятельность, направленная на решение конкретной проблемы и на достижение запланированного результата, предполагающая этапы планирования, организации, управления и контроля. * Существуют также исследовательские проекты 40

Изображение слайда
41

Слайд 41: Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, и  предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: Этапы исследовательской деятельности: постановка проблемы, изучение теории, определение предмета, объекта и гипотезы, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. 41

Изображение слайда
42

Слайд 42: Принципы проектной и исследовательской деятельности

Системости ( системы, подсистемы, междисциплинарные проекты…) Заинтересованности (актуальность, интересы стейкхолдеров, мотивы, стимулы, HR... ) Целенаправленности Прозрачности ( PR, коммуникации; закрытые проекты, коммерческая тайна, интеллектуальная собственность) Ответственности (профессиональная, социальная, экологическая) Ресурсообеспеченности (виды ресурсов, управление ресурсами, поиск финансирования) Управляемости (время, пространство, рабочие пакеты, диаграмма Ганта, сетевые графики…) Результативности (критерии, реализация…) 42

Изображение слайда
43

Слайд 43: Анкетирование

43

Изображение слайда
44

Слайд 44: Информация по курсу

Информация по курсу (рабочие тетради, лекции, материалы для самоподготовки) будет размещаться на Яндекс.Диске по ссылке: https:// yadi.sk/d/15jwUf_j3WlXeg 44

Изображение слайда
45

Слайд 45: Спасибо за внимание

Изображение слайда
46

Слайд 46

введение системы сопоставимых документов о высшем образовании, введение единой формы приложения к диплому; переход к двухуровневой (бакалавр – магистр) системе высшего профессионального образования; введение сопоставимой системы зачетных единиц трудоёмкости дисциплин в качестве средства, способствующего академической мобильности студентов; содействие академической мобильности студентов, преподавателей и исследователей; сотрудничество в обеспечении качества европейского образования; повышение престижа европейского образования. В 1999 году 29 европейских стран подписывают Болонскую декларацию: В настоящее время Болонский процесс объединяет 44 страны. Вызовы постиндустриального образования и Болонский процесс: 45

Изображение слайда
47

Последний слайд презентации: Методология проектной и исследовательской деятельности: Ответы на вызовы внешней среды

Совершенствование системы управления вузом, подготовка вузовских менеджеров нового поколения Использование системного подхода и программно-целевого метода при планировании и реализации Комплексных Программ Развития вуза Переход на уровневую подготовку. Внедрение практико-ориентированных образовательных технологий Участие в совершенствовании законодательной базы Активное использование системы международной общественно-профессиональной аккредитации ОП и сертификации инженерных квалификаций для обеспечения высокого качества подготовки специалистов Формирование новой корпоративной культуры, фандрайзинг Содействие повышению качества подготовки абитуриентов Развитие академической мобильности, распространение передового опыта, проведение методологических семинаров 46

Изображение слайда