Первый слайд презентации: Методология гуманитарных наук М.М. Бахтина
Выполнили: Варлашина К.А. Краско М.О.
Слайд 2: Биография
Родился в Орле в 1985 г в многодетной семье банковского служащего. По его словам, учился в Петроградском и Новороссийском университетах (документальных подтверждений нет). С 1918 года проживал в городе Невеле, где преподавал в единой трудовой школе. В 1919 году — первая опубликованная статья «Искусство и ответственность». С 1920 года жил в Витебске, где преподавал в пединституте и консерватории, выступал с публичными лекциями о философии, эстетике, литературе
Слайд 3: Биография
В 1924 году по приглашению ранее вернувшегося туда Медведева вернулся в Ленинград, где продолжались домашние диспуты и семинары, посвященные философии религии, этике, литературе. В декабре 1928 года Бахтин вместе с рядом других ленинградских интеллигентов был арестован в связи с деятельностью группы А. А. Мейера «Воскресение» 5 января 1929 года Бахтин по болезни (множественный остеомиелит ) был освобождён из заключения под домашний арест. В июне 1929 года вышла в печать первая монография Бахтина « Проблемы творчества Достоевского ».
Слайд 4: Биография
После окончания ссылки в 1936 году из-за запрета проживать в крупных городах Бахтин устроился на работу в Мордовском государственном педагогическом институте в Саранске, однако был вынужден уехать оттуда в 1937 году и до 1945 года жил на станции Савёлово в Калининской области, где работал учителем в школе. Первый доклад «Слово в романе» был сделан 14 октября 1940 года (этот доклад был опубликован в «Вопросах литературы» 1965 № 8) и второй доклад — «Роман как литературный жанр» был прочитан 24 марта 1941 года (опубликован в «Вопросах литературы» 1970 № 1) 15 ноября 1946 года Бахтин защитил в Москве в Институте мировой литературы кандидатскую диссертацию на тему «Рабле в истории реализма» и получил степень кандидата наук [
Слайд 5: Биография
В том же году он вернулся в Саранск, где снова работал на кафедре всеобщей литературы Мордовского государственного педагогического института (с 1957 года — Мордовского государственного университета) по 1961 год. В 1969 году он переехал из Саранска в Москву. В 1960—1970-х годах статьи Бахтина были напечатаны в изданиях ИМЛИ: журнале «Вопросы литературы» и сборнике «Контекст». Ему удалось издать свою книгу о Рабле, переиздать книгу о Достоевском (фактически новую редакцию), подготовить сборник статей о литературе «Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет» (вышедший вскоре после смерти автора). Умер 1975 г в г. Москва.
Слайд 6
24 ноября в г. Саранске состоялось торжественное открытие памятника выдающемуся философу и культурологу Михаилу Михайловичу Бахтину. Бронзовый памятник высотой 2,7 м., автором которого является скульптор Н. М. Филатов, расположен в небольшом сквере рядом с центральными корпусами МГУ им. Н. П. Огарёва. Его открытие было приурочено к 120-детию со дня рождения М. М. Бахтина. В церемонии приняли участие многие преподаватели и студенты МГУ им. Н. П. Огарёва, деятели культуры, представители общественности. От НИИГН при Правительстве Республики Мордовия присутствовал директор НИИ, доктор исторических наук, профессор В. А. Юрчёнков.
Слайд 7: Основные идеи
Объект гуманитарного познания – человек в системе социальных взаимодействий. Специфика объекта (который в гуманитарных науках одновременно является субъектом познания) определяет важные отличия методологии гуманитарного познания от методологии естественных наук. Познавая природу, исследователь пытается выявить наиболее общие закономерности ее развития, свести их к конечному количеству явлений и выразить в строгих научных формулах. Естественные науки пытаются объяснить свой объект, то есть подвести все природные процессы под общие законы, абстрагируясь от всего единичного, уникального как от чего-то несущественного. Гуманитарные науки, напротив, фокусируются на неповторяющихся, уникальных событиях, процессах и поступках. Главный методологический ориентир гуманитарных наук – не генерализация, а конкретизация.
Слайд 8: Основные идеи
В центр своей философии М.М. Бахтин поставил не формальный принцип, а поступок как единичный и неповторимый акт самовыражения человека. Методологической основой естественнонаучного познания является объяснение – выявление сущности познаваемого объекта, его причин и закономерностей развития. Объект гуманитарных наук – человек, его нужно не объяснять, а понимать, опираясь на герменевтику- теорию понимания и истолкования. Понимание – это не субъект-объектное, а субъект-субъектное отношение, т.е. при понимании активны обе стороны процесса; С этой точки зрения объектом гуманитарных наук является не человек, а, как минимум, два человека, находящихся в ситуации диалога. Диалог для Бахтина – это форма существования в процессе взаимодействия. Ничего не существует само по себе: каждый элемент этого мира находится в процессе диалога с другими элементами.
Слайд 9: Основные идеи
Слова существуют только в столкновении, споре с другими словами, идеи развиваются во взаимодействии с противоположными идеями. Человек может понять самого себя только тогда, когда сумеет посмотреть на себя чужими глазами: «Быть – значит общаться диалогически. Когда диалог кончается – все кончается». Как только идея прекращает взаимодействовать с другими идеями, начинает представлять себя единственной истиной, диалог сменяется монологом, смыслы в котором окостеневают и умирают. Естественнонаучное познание по определению монологично – в нем существует только одна позиция, а объект воспринимается только как вещь. Человека нельзя сводить к вещи: ему нужно сопереживать, сочувствовать. Если от естественных наук требуют точности, то от наук о человеке – глубины проникновения во внутренний мир.
Слайд 10: Основные идеи
Объект гуманитарного познания обладает сознанием и способен к самовыражению, результатом которого являются различные тексты «Гуманитарные науки — утверждал М.М. Бахтин, – науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении. Там где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др.) Всякий текст, по мнению Бахтина, не существует сам по себе. - Во- первых, он зависит от контекста. Следовательно методология гуманитарных наук должна учитывать исторический, социальный, личностный контекст текста - Во-вторых, текст существует в диалоге с другими текстами и может интерпретироваться только через другие тексты
Слайд 11: Основные идеи
Поскольку каждый текст культурно обусловлен, диалог текстов всегда является диалогом культур. Следовательно только в диалоге – столкновении и взаимодействии различных текстов, мнений, смыслов – культура может существовать и развиваться. Для понимания текстов необходимо не просто описывать, но толковать их, т.е. придавать их элементам определенный смысл. Интерпретация текстов – это творческая сторона понимания, дополняющая процесс «вживания» в другого человека. В ходе интерпретации какого-либо текста культуры слушатель играет роль, не менее важную, чем его автор. Если естествоиспытатель, проводя исследование в заданных условиях, получит те же результаты, что и его предшественники, то в гуманитарных науках при анализе одного и того же объекта результат всякий раз будет новым
Слайд 12: Основные идеи
Всякий интерпретатор – это человек, сформированный внутри конкретной культуры, занимающий определенную позицию, не только познающий, но и оценивающий, сочувствующий. На его интерпретации влияют многочисленные факторы: социальные, культурные, бессознательные, ценностные. В гуманитарных науках невозможно (да и не нужно) полностью избавиться от субъективности и личных оценок. Гуманитарная наука отличается незавершенностью: она далека от объективности и однозначности точных наук. Но в этой незавершенности – залог ее жизненности и стимул для развития, поскольку завершенность, однозначность, монологичность, по мнению Бахтина, убивают любую творческую мысль.