Презентация на тему: Методика преподавания технологии как область педагогических знаний

Методика преподавания технологии как область педагогических знаний
Методика преподавания технологии как область педагогических знаний
В настоящее время образовательная область «Технология» формируется как наука, предметом которой является содержание, формы и методы обучения учащихся средствам
Методика преподавания технологии как область педагогических знаний предполагает выделение следующих н а п р а в л е н и й в деятельности школьного учителя.
Методика преподавания технологии как область педагогических знаний
Методика преподавания технологии как область педагогических знаний
1/6
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 76)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (77 Кб)
1

Первый слайд презентации: Методика преподавания технологии как область педагогических знаний

Процесс трудового обучения сложен и многогранен. Особенно сегодня, когда поставлена задача формирования у школьников комплексных технических, технологических и экологических представлений о производстве, непросто осуществить выбор рацио­нальных методов преподавания.

Изображение слайда
2

Слайд 2

Между тем, как ни парадоксально это прозвучит, методика тру­довой подготовки — одно из самых молодых направлений в педа­гогической науке. Хотя подготовка профессиональных преподава­телей труда ведется в стране уже более тридцати лет, надо при­знать, что существуют сложности в решении специфических учеб­ных задач, обусловленные недостаточной проработкой методоло­гических основ. Вместе с тем методика трудового обучения как отрасль педагогической науки развивается очень быстро, и это находит отражение в практике работы школ. Характерно, что в методике преподавания технологии, как в любой науке, присут­ствовали этапы разрешения различных противоречий, отрицания старых догм и установок, борьбы с неверными толкованиями. При­ходится с трудом искоренять понятие технологии как узкой дис­циплины, ломать установку на понимание технологии как мононауки, общей для всей территории России. В корне неверно было и противопоставление «нарождающейся» технологии «отмирающе­му» трудовому обучению.

Изображение слайда
3

Слайд 3: В настоящее время образовательная область «Технология» формируется как наука, предметом которой является содержание, формы и методы обучения учащихся средствам преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный человеку продукт. Данная концепция опирается на результаты ранее проведенных педагогических исследований, и прежде всего по таким проблемам:

оптимизация процесса обучения (Ю.К. Бабанский ); теория содержания образования ( И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин ); деятельно-личностный подход к формированию личности (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.А.Бодалев ); системный подход к профессиональной подготовке и индиви­дуализации воспитания (В.Д. Шадриков ); трудовая подготовка как интегрированный процесс (В.А.По­ляков); структура творческого процесса, пути и средства включения учащихся в творческую деятельность ( Г.С.Альтшуллер, Т. В.Куд­рявцев, С.Н.Архангельский, П.М.Андрианов, В.Д.Путилин); классификация профессий по ведущему предмету труда (Е.А. Климов); теория функциональной природы политехнических знаний (П.Р Атутов и др.). Эти исследования обеспечивают преемственность трудового обучения и технологии.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Методика преподавания технологии как область педагогических знаний предполагает выделение следующих н а п р а в л е н и й в деятельности школьного учителя

Обоснование задач трудового обучения. Необходимость раскрытия их воспитательного и образовательного значения связана с тенденциями развития науки и техники, требованиями современного производства к трудовой подготовке молодежи. Технология, рассматриваемая как сфера производства и как отрасль знаний, охватывает материальный и социальный аспекты человеческой Деятельности. Показывать тесную взаимосвязь между ними — значит формировать у подрастающего поколения идеологию преобразовательной продуктивной творческой деятельности. Обоснование содержания учебного материала. Это одна из важнейших проблем, решаемых как методическая задача учителями технологии и предпринимательства. Речь идет не только о вычленении из больших объемов знаний, накопленных человечеством в различных областях деятельности, тех, которые позволят дать школьникам наиболее ясные представления о теоретических основах и практике производственных процессов. Методические аспекты систематизации учебного материала, превращения зна­ний и умений, по крупицам рассматриваемых на уроках техноло­гии, в стройную структуру, владея которой школьник получает достаточную профессиональную подготовку, — сложная дидактическая задача. Решить, какой материал имеет наибольшую воспитательную и образовательную ценность, способен только учитель, овладевший критериями его отбора. Выработка таких критериев и входит в задачи методики.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Организация процесса обучения. Отдельное направление, где методика играет главенствующую роль. По существу это — четкое выделение деятельности учителя и деятельности учеников, органически связанных между собой. Принципы и способы построения учебного процесса при преподавании технологии, хотя и имеют много общего с преподаванием других школьных предметов, отличаются рядом специфических факторов. Сюда входит и отбор основных форм организации работы учащихся, и особые требования к выполнению безопасных приемов труда, и научная организация рабочего места, и соблюдение технологической дисциплины.

Изображение слайда
6

Последний слайд презентации: Методика преподавания технологии как область педагогических знаний

Таким образом, профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем его методической подготовки. Наиболее эффективные пути и средства для решения учебно-воспитательных задач могут быть найдены (иногда интуитивным путем) в итоге длительной школьной деятельности, а могут стать результатом освоения достижений педагогической науки. Ясно, наверное, сколь важна вторая составляющая.

Изображение слайда