Презентация на тему: Методика преподавания школьной дисциплины (специальная)

Методика преподавания школьной дисциплины (специальная)
Методика преподавания школьной дисциплины (специальная)
Методика преподавания школьной дисциплины (специальная)
Принцип доступности
Принцип наглядности
Принцип систематизации и последовательности
Принцип преемственности знаний
Методика преподавания школьной дисциплины (специальная)
Принцип практической направленности обучения
Организация эффективного учебного процесса
Методика преподавания школьной дисциплины (специальная)
Формы организации учебной работы
Типы и структура уроков естествознания
Методы учебной работы
Методика преподавания естествознания (специальная)
Предмет и задачи методики
История развития XVIII в.
История развития XIX в.
История развития XIX в.
История развития XX в.
История развития 1917-1931
Методика преподавания школьной дисциплины (специальная)
Методика преподавания школьной дисциплины (специальная)
Методика преподавания школьной дисциплины (специальная)
Методика преподавания школьной дисциплины (специальная)
ФГОС. Образовательный компонент
Окружающий мир
Развитие естественно - научных представлений и понятий у детей
Сущность и классификация средств обучения естествознанию
Методы обучения естествознанию
1/30
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 68)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1436 Кб)
1

Первый слайд презентации: Методика преподавания школьной дисциплины (специальная)

педагогическая наука, изучающая закономерности обучения школьников с ООП, включая содержание и методы взаимодействия учителя и учащихся, процессы усвоения материала, трудности и способы их преодоления. Методика преподавания (специальная) – особая отрасль методики, базирующаяся на особенностях данного контингента учащихся.

Изображение слайда
2

Слайд 2

Принцип научности Принцип доступности Принцип наглядности Принцип систематизации и последовательности Принцип сознательности и активности учащихся в обучении Принцип практической направленности обучения Краеведческий принцип Общие принципы обучения умственно отсталых детей

Изображение слайда
3

Слайд 3

Отбираться должен только тот материал, который знакомит школьников с основными объектами окружающего мира и служит пониманию закономерностей протекания природных и социальных процессов и явлений; Необходимо выбирать самое существенное и опускать все остальное. Принцип научности

Изображение слайда
4

Слайд 4: Принцип доступности

От простого - к сложному, от известного – к неизвестному наиболее легкий и знакомый материал, использование простых методов, использование простого учебного оборудования. От близкого к далекому - это правило лежит в основе краеведческого принципа. От конкретного к отвлеченному - сначала знакомство с конкретными событиями, объектами и явлениями (основа для появления ярких образов), затем обобщение и выделение закономерностей

Изображение слайда
5

Слайд 5: Принцип наглядности

выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений реальной жизни или их изображений; обучение должно строиться на живом созерцании, на конкретных образах. Наглядность имеет две стороны, находящиеся в единстве: образовательную и воспитательную. Первая способствует усвоению знаний, развитию познавательных способностей, а вторая развитию внимания, мышления, воображения, чувств, эстетических вкусов, навыков наблюдения и др. Наглядное обучение является также орудием развития органов чувств, обеспечивающих связь нашего сознания с внешним миром.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Принцип систематизации и последовательности

Материал курса должен быть связным и целым. Каждое последующее положение необходимо выводить из предыдущего. Отвергается изучение отдельных фактов без выявления их значения в связи с ранее изученным материалом.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Принцип преемственности знаний

Последовательный переход от одного курса к другому Усложнение методов изучения предмета Последовательное развитие понятий и практических умений Возрастание требований к уровню подготовки школьников Углубление и укрепление межпредметных связей

Изображение слайда
8

Слайд 8

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении Ученик - субъект деятельности, проявляющий познавательную активность. Учебный материал, способствует развитию у детей умения ставить цели, мотивировать и планировать свою работу, самостоятельно добывать знания, осуществлять самоконтроль и самооценку

Изображение слайда
9

Слайд 9: Принцип практической направленности обучения

Предполагается применение школьниками полученных знаний в решении практических задач Отбирается материал, который возможно изучать посредством проведения наблюдений Осуществление практической деятельности ребят

Изображение слайда
10

Слайд 10: Организация эффективного учебного процесса

Постоянный учет знаний, умений и навыков в процессе обучения; Организация изучения нового материала с учетом имеющегося у ребят опыта; Введение новых понятий в систему уже имеющихся знаний посредством обобщения и систематизации учебного материала; Закрепление и уточнение полученных знаний Контроль качества выполнения домашнего задания

Изображение слайда
11

Слайд 11

Изображение слайда
12

Слайд 12: Формы организации учебной работы

Изображение слайда
13

Слайд 13: Типы и структура уроков естествознания

1) Вводные уроки проводятся в начале изучения курса, раздела или большой темы. По небольшим темам учитель дает введение в начале первого урока. 2) Предметные уроки предполагают работу учащихся с предметами природы или учебными приборами. На таких уроках всегда присутствует практическая работа. 3) Комбинированные уроки. Изучается и закрепляется новый материал, устанавливается преемственность с ранее изученным. 4) Обобщающие уроки проводятся в конце изучения большой темы или раздела.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Методы учебной работы

Чтение учебника - чтение вслух - чтение про себя - чтение по цепочке - комментированное чтение - выборочное чтение - объяснительное чтение Наглядные методы -наблюдения -работа с обзорно-наглядными средствами (фото, видео, картинки) - Работа с объемно-наглядными пособиями, макетами

Изображение слайда
15

Слайд 15: Методика преподавания естествознания (специальная)

Изображение слайда
16

Слайд 16: Предмет и задачи методики

Объект: процесс преподавания курса естествознания(природоведения) в начальной школе Цель учебного предмета – сообщать учащимся элементарные сведения о добытых наукой ф актах и закономерностях, вырабатывать простейшие навыки исследовательской работы. Задачи : – правильно выделить цели начального естественно - научного образования; – определить принципы отбора материала и содержание учебного предмета; – разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания; – выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начального курса естествознания.

Изображение слайда
17

Слайд 17: История развития XVIII в

Первая школа, 1701 г. Первый учебник «Начертание естественной истории, изданное для народн ых училищ Российской империи…», 1786 г.

Изображение слайда
18

Слайд 18: История развития XIX в

В.М. Севергин К. Линней И.И. Мартынов Учебник «Три ботаника» П.Г. Редкин

Изображение слайда
19

Слайд 19: История развития XIX в

Ч. Дарвин А. Любен К.Д. Ушинский Книги «Родное слово» 1864, «Детский мир»1868 Д.Д. Семенов А.Я. Герд Учебник «Мир божий»

Изображение слайда
20

Слайд 20: История развития XX в

Д.Н. Кайгородов И.И. Полянский В.В. Половцев В.П. Вахтеров Книги «Мир в рассказах для детей»

Изображение слайда
21

Слайд 21: История развития 1917-1931

В 1918 г. школа была объявлена трудовой. Новая школа - усвоение знаний в органической связи с конкретным реальным трудом, практическим участием в местном производстве. Это вызывало широкий интерес к двум методам изучения естествознания – исследовательскому и экскурсионному.

Изображение слайда
22

Слайд 22

История развития 1917-1931 Известные деятели: А.П. Пинкевич П.П. Блонский Н.К. Крупская А.В. Луначарский С.Т. Шацкий А.У. Зеленко

Изображение слайда
23

Слайд 23

История развития 1931-1959 Известные деятели: В.А. Тетюрев А.А. Половинкин К.А. Сонгайло С.А. Павлович А.Е. Валерьянова П.А. Завитаева

Изображение слайда
24

Слайд 24

История развития 1959-1991 Известные деятели: М.Н. Скаткин П.И. Боровицкий Л.Ф. Мельчаков З.А. Клепинина Г.Н. Аквилина

Изображение слайда
25

Слайд 25

История развития с 1991г. Известные З.А. Клепинина А.А. Плешаков Н.Ф. Виноградова Г.С. Калинова О.Т. Поглазова В.Д. Шилин А.А. Вахрушев деятели: А.С. Раутиан Н.Я. Дмитриева В.В. Казаков И.П. Товпинец Е.В. Чудинова Е.Н. Букварева И.Е. Беларева

Изображение слайда
26

Слайд 26: ФГОС. Образовательный компонент

Основными положениями ФГОС НОО являются повышение качества образования, воспитания и уровня развития детей в младших классах. К основным положениям ФГОС относятся: обеспечение условий для реализации и освоения программы учащимися, демократизация образовательной деятельности, формирование критериев оценки освоения учебной программы, деятельности педагогических кадров и даже учреждений. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, в результате реализации которого усиливается процесс воспитания и развития личностных качеств и доходит до уровня, который соответствует требованиям общества, экономики, культуры с учетом всего разнообразия. Приоритетны содержание и организация образовательного процесса, направленные на формирование и развитие культурного, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития учащихся, а также основы для саморазвития, самореализации в учебной деятельности, которая, в свою очередь, обеспечит социальную успешность, высокий уровень развития творческих способностей и самосовершенствования.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Окружающий мир

Цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально -ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка: - уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории; - понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нем; - модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; - психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Развитие естественно - научных представлений и понятий у детей

Эмпирическая теория. Предполагает необходимость «живого созерцания» Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Высока роль теоретических знаний, выходящие за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. К.П. Ягодовский рассмотрел этапы образования элементарных понятий: восприятие природных объектов с помощью органов чувств, формирование на этой основе представлений. Большое значение предавал умению находить существенные признаки предметов и явлений и обобщать для того, чтобы постепенно перейти к понятию. П.А. Завитаев предложил методику проведения практических работ, наблюдений, экскурсий, способствующая конкретно-образной основой для образования понятий.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Сущность и классификация средств обучения естествознанию

Вербальные: 1) учебные программы; 2) учебники, учебные пособия, методические пособия для учителя; 3) рабочие тетради, тетради для контрольных работ, «Дневники наблюдения», хрестоматии, книги для чтения, справочники, определители. Наглядные: 1) изображения и отображения предметов и явлений: модели, муляжи, таблицы, карты; 2) натуральные объекты неживой и живой природы; 3) аудиовизуальные средства (грамзаписи, видеоф ильмы, диапозитивы и т. д.); Вспомогательные: 1) средства для проведения лабораторных опытов: приборы, посуда, реактивы, лабораторные принадлежности; 2) технические средства обучения (по С. Г. Шаповаленко ). Средства обучения, входящие в состав системы для преподавания учебного предмета, взаимосвязаны, и эти связи определяются прежде всего содержанием, методикой преподавания, особенностями усвоения предмета, а также функциональными свойствами отдельных средств обучения. Такие связи порождают целостность, структурность и относительную автономность системы (Голов В. П.).

Изображение слайда
30

Последний слайд презентации: Методика преподавания школьной дисциплины (специальная): Методы обучения естествознанию

Методы обучения – это способы организации учителем учебно - познавательной деятельности обучаемых с целью реализации поставленных задач образования и развития личности детей Группы методов обучения: Словесные, в которых источником знаний служит устное или письменное слово. Деятельность учащихся при этом выражается в слушании (или чтении), осмысливании и в последующих устных и письменных ответах. (рассказ, описание, объяснение, доказательство, беседа, дискуссия) Наглядные, в которых источником знаний служат средства обучения. Деятельность учащихся выражается в восприятии наглядных, экранных пособий или опытов.(рисунки, фильмы, схемы, карты, гербарий, глобус). Сюда же входит метод моделирования. Практические, источником знаний в которых является самостоятельная практическая деятельность детей под руководством учителя. (наблюдение, исследовательский эксперимент). Методический прием – это элемент конкретного метода, выражающий умственные или практические действия учителя и учащихся в процессе обучения.

Изображение слайда