Презентация на тему: Методика преподавания биологии

Методика преподавания биологии
Методика преподавания биологии
Раздел 3: план
Система контроля знаний, умений и навыков учащихся. Раздел 3, Ч.1
Функции и цели контроля
Информационная функция контроля
Общие требования к контролю
Требования к знаниям и умениям
Виды контроля
Формы контроля
Формы контроля знаний и умений
Методы контроля
Методические требования к контролю знаний и умений
Методы устного контроля
Беседа - фронтальный опрос
Рассказ - основной метод индивидуального опроса
Биологический рассказ
Структура научного рассказа (и письменного ответа)
Требования к рассказу ученика – критерии оценки
Организация учебной деятельности учащихся при устном ответе ученика
Письменный контроль
Наглядные и практические методы контроля знаний
Зачёт и экзамен – виды тематического и итогового контроля в старших классах
Минусы экзамена
Плюсы экзамена
Обобщение (шутка :-)
Тестирование
Дидактические тесты
Требования к тесту
Разнообразие тестов
Тесты ЕГЭ
Биологические диктанты – метод тестового контроля ЗУН
Терминологический диктант
Терминологический диктант
Графический диктант
Цифровой диктант
Методика использования биологических диктантов для закрепления знаний
Методика уплотнённого опроса
Обобщение
Структура учебного процесса
Средства обучения и материальная база обучения биологии
Средства обучения
Классификация средств обучения
Дидактические материалы
Рисунки для анализа
«Немой» рисунок
Логико-структурная схема
Опорный конспект
Дидактические материалы - средство развития познавательной самостоятельности учащихся.
Материальная база обучения биологии
Биологический кабинет
Функции кабинета биологии
1. Учебно-воспитательное значение кабинета биологии
Постоянные экспозиции биологического кабинета
Информационный стенд
Сменные экспозиции биологического кабинета
2. Научно-методическое значение кабинета биологии
Учитель года 2011
Научно-методическое содержание кабинета биологии
Хранение и размещение учебного оборудования и материалов
Справочно-учётная функция кабинета
Уголок живой природы
Требования к «Живому Уголку»
Учебно-опытный участок
Значение учебно-опытного участка
Теплицы и оранжереи
Обобщение
Методика преподавания биологии
Объявление
Инновации в обучении биологии
Терминология
Структура учебного процесса
Педагогические технологии
Задачи педагогических технологий
Структура педагогических технологий
Методика преподавания биологии
Разнообразие педагогических технологий
Разнообразие педагогических технологий
Виды и типы обучения*
3. Объяснительно-иллюстративное обучение
Анализ системы обучения биологии
Значение
Решение главной проблемы современного обучения ???
4. Развивающее обучение
5. Проблемное обучение
Методы проблемного обучения
Проблемная ситуация
Требования к проблемным вопросам
Слагаемые успеха при использовании проблемного обучения ~ методические требования
Типы учебных проблем
Типы учебных проблем
Типы учебных проблем
Типы учебных проблем
Этапы проблемного обучения
Границы применения проблемного обучения
Обобщение
Виды и типы обучения
Программированное обучение
Психологическая основа программированного обучения
Типы обучающих программ
Типы обучающих программ
Структура программированного обучения ( схема применения разветвленных программ)
Достоинства программированного обучения
Возражения против программированного обучения*
Критика программированного обучения с позиций когнитивной психологии
Современное развитие идей программированного обучения
Методика преподавания биологии
Информационно-коммуникационные технологии
Методика преподавания биологии
Концептуальные основы ИКТ
Цели применения компьютера в обучении
Деятельности учащихся при ИКТ обучении
Методика преподавания биологии
Использование ИКТ на уроке
Использование интернет
Оформление презентаций
Мультимедийное обучение
* Мультимедиа
Характеристика мультимедийного обучения
Теоретические принципы мультимедийного обучения
Интернет ресурсы по ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Мультимедийное обучение биологии
Заключение
Цифровые ресурсы
Модульное обучение
Структура модуля
Преимущества модульного обучения
Основные трудности модульного обучения
Обобщение
Разнообразие педагогических технологий
Разнообразие педагогических технологий
Система обучения Шаталова В.Ф.
Принципы системы обучения Шаталова В.Ф.
Принципы системы обучения Шаталова В.Ф.
Принципы системы обучения Шаталова В.Ф.
Принципы системы обучения Шаталова В.Ф.
Функции опорных конспектов
Принципы построения опорных конспектов
Никишов А.И.
Опорный конспект на тему «Рыбы»
Опорные конспекты Л.В. Ребровой и Е.В. Прохоровой
Опорные конспекты по биологии
Расположение систем органов у беспозвоночных и позвоночных животных.
Сено-солома: где право-лево?
Семейство бобовые
Ланцетник
Разнообразие педагогических технологий
Разнообразие педагогических технологий
Анализ систем обучения перед формулировкой обобщения
Обобщение
Вопросы КИМ 3
1/151
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 56)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (13385 Кб)
1

Первый слайд презентации: Методика преподавания биологии

Курс лекций для студентов биолого-почвенного факультета ВГУ

Изображение слайда
2

Слайд 2: Методика преподавания биологии

Раздел 3 Методика преподавания биологии

Изображение слайда
3

Слайд 3: Раздел 3: план

Система контроля знаний, умений и навыков учащихся. Средства обучения и материальная база обучения биологии Инновации в обучении биологии, педагогические технологии

Изображение слайда
4

Слайд 4: Система контроля знаний, умений и навыков учащихся. Раздел 3, Ч.1

Изображение слайда
5

Слайд 5: Функции и цели контроля

Функции контроля: Образовательная Воспитательная Информационная (диагностическая) Управления Социальная Цели: систематизировать и обобщить знания, закрепить умения (ЗУН) выявить достижения и пробелы в знаниях и умениях, провести их коррекцию стимулировать самостоятельную работу и ответственное отношение к учебе оценить знания, умения и навыки

Изображение слайда
6

Слайд 6: Информационная функция контроля

Контроль ЗУН позволяет получить полные данные об обучении: уровень знаний, умений по биологии, степень познавательной активности, сознательности, отношение к учебе умение мыслить самостоятельность в решении разнообразных задач (проверку умения ставить задачи осуществляет жизнь)

Изображение слайда
7

Слайд 7: Общие требования к контролю

Реализация плановой системы контроля Проверка только программного материала !!! Учет индивидуальных особенностей школьников Создание атмосферы доброжелательности Оценка ЗУН по объективным и известным учащимся критериям

Изображение слайда
8

Слайд 8: Требования к знаниям и умениям

Изложены в ГОС и уточнены Программах по каждому классу с учетом возраста учащихся. См. лекцию 2. Требования к знаниям : усвоение общебиологических теорий - клеточной, теории эволюции, хромосомной теории, антропогенеза и других усвоение общебиологических и специальных понятий и фактов - строение и жизнедеятельность организмов разных таксонов, их взаимосвязь со средой обитания, онтогенез и генетические закономерности и др. Требования к умениям: устанавливать филогенетических связей между таксонами, связи между строением и функциями органов объяснять приспособленность организмов к окружающей среде пользоваться микроскопом и др. увеличительными приборами, приготавливать микропрепараты и др. Общезначимые для учебного процесса умения : умения сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, умения рационального учебного труда П О В Т О Р Е Н И Е

Изображение слайда
9

Слайд 9: Виды контроля

Вводный и актуализация знаний Текущий Тематический Итоговый

Изображение слайда
10

Слайд 10: Формы контроля

Индивидуальный Фронтальный Устный Письменный ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Виды и формы контроля знаний, умений и навыков – понятия разные

Изображение слайда
11

Слайд 11: Формы контроля знаний и умений

Фронтальный – одновременный контроль усвоения ЗУН у большого числа учащихся (опрос, письменная контрольная работа и др.) Индивидуальный – проверка сформированности целостных системных знаний, важна для индивидуализации обучения. Выбор форм контроля зависит от содержания, целей и др. (см. тему “Выбор методов”)

Изображение слайда
12

Слайд 12: Методы контроля

Это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Методы контроля должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Методические требования к контролю знаний и умений

Разнообразие видов, форм, методов и приемов Четкое выделение основного содержания Оптимальная организация учебной деятельности школьников Сочетание репродуктивного и поискового уровней проверки пересказ, сравнение объектов, называние объектов, формулировка выводов, узнавание объектов нахождение ответа по тексту по рисунку, учебника, рисункам, таблицам; таблицам составление плана ответа, в коллекциях, заполнение таблицы, проведение опыта и др.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Методы устного контроля

Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося — рассказ и вопросно-ответная форма — беседа.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Беседа - фронтальный опрос

См. тему «Методы обучения» Методические требования см. там же - в теме “Словесные методы обучения. Беседа” Дополнение. 15- 20 вопросов по теме и 3-4 отвечающих учащихся, весь класс участвует в коррекции и анализе.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Рассказ - основной метод индивидуального опроса

Цель: контроль целостности представлений о биологических процессах и явлениях Рассказ о биологических процессах # пересказу литературного текста Отличия: рассказ по плану, опорному конспекту, схеме, таблице иллюстрация рисунками, фото, натуральными объектами ответы на главные вопросы пояснения и доказательства примерами

Изображение слайда
17

Слайд 17: Биологический рассказ

Прежде чем спрашивать - нужно научить строить рассказ о биологических явлениях: совместное структурирование текста; составление типовых планов рассказа; анализ ответов в соответствии с требованиями Примерный план рассказа об особенностях внешнего строения биологического объекта 1. Среда обитания 2. Размеры 3. Форма тела 4. Окраска 5. Покровы

Изображение слайда
18

Слайд 18: Структура научного рассказа (и письменного ответа)

1) Введение - постановка проблемы 2) Основная часть – последовательное логичное изложение материала с выделением главного, опора на средства наглядности 3) Заключение - обобщающий вывод

Изображение слайда
19

Слайд 19: Требования к рассказу ученика – критерии оценки

научная точность (правильность) полнота ответа логическая последовательность изложения доказательность примерами, иллюстрациями с использованием наглядного материала самостоятельность изложения без дополнительных и наводящих вопросов научный стиль и грамотность речи

Изображение слайда
20

Слайд 20: Организация учебной деятельности учащихся при устном ответе ученика

Деятельность: внимательно слушают Приемы активизации деятельности учащихся анализируют, уточняют и комментируют дополняют (информацию, примеры) задают уточняющие вопросы

Изображение слайда
21

Слайд 21: Письменный контроль

Контрольная работа, изложение, сочинение, реферат обеспечивают глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. Оптимальная продолжительность к/р по биологии - 20 минут в 6-7 классах и 30 минут в старших.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Наглядные и практические методы контроля знаний

Обязательны при контроле ЗУН по биологии. C м. темы Наглядные и Практические методы обучения и творчески используйте Выполнение практических работ (проведение лабораторных опытов и наблюдений, монтаж модели) - эффективный, но мало применяемый в школе способ проверки результатов обучения.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Зачёт и экзамен – виды тематического и итогового контроля в старших классах

Зачет и устный экзамен - наиболее активная и обстоятельная проверка знаний за определенный период обучения. Экзамены неоднозначно оцениваются как педагогами, так и учениками.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Минусы экзамена

Главные недостатки экзамена с традиционным выбором экзаменационных билетов: 1. «Вытягивание" удачного/неудачного билета - элемент случайности ("экзамен-лотерея"). Сгладить этот недостаток дает возможность спросить отвечающего, расширив рамки вопроса. Кроме того, экзамен не только по билетам, но и по реферату, написанному заранее и защищаемому учеником, а также свободная беседа по всему курсу. 2. Экзамен - стрессовая ситуацией, часто блокирующая интеллектуальные возможности экзаменующегося.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Плюсы экзамена

Однако человек всю жизнь в процессе своей деятельности подвергается проверке и оценке, поэтому и учащиеся должны быть готовы к контролю и воспринимать ситуацию экзамена как стандартную, что, кстати, и свойственно большинству экзаменующихся. Поэтому экзамен - эффективная форма проверки и оценки знаний, умений, развития, мышления, сформированности навыков и проч.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Обобщение (шутка :-)

Экзамен - это … слушаешь свои лекции в гоблиновском переводе

Изображение слайда
27

Слайд 27: Тестирование

В отечественной дидактике тестирование считалось до недавнего времени вредным, так как на его основе, как полагали педагоги, происходит селекция учащихся и ограничение возможностей их развития. Это отчасти верно по отношению к тесту интеллекта (IQ). Тесты школьной успеваемости проверяют исключительно знания и поэтому являются эффективным средством контроля наряду с другими методами.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Дидактические тесты

Сравнительно новый метод (средство) проверки результатов обучения. Дидактический тест - это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Первые тесты появились в конце XIX века. Широкое распространение они получили в англоязычных странах с 20-х годов нынешнего столетия. Преимущество тестов в их объективности - независимости проверки и оценки знаний от учителя.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Требования к тесту

Надежность (тест показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях) Валидность (тест измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста). Объективность Тест - измерительный прибор, поэтому разработка тестов требует специальных знаний и времени — это научно-исследовательская работа специалистов. В США, Англии, Канаде учителя получают готовые тесты. Некоторые учителя создают тесты для своих конкретных целей и классов, это неформальные тесты.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Разнообразие тестов

Тесты различаются по видам целей обучения. Имеются четыре таксономических категорий целей образования и соответствующие им тесты. Проверка знания фактов, понятий, законов, теорий — всех сведений, которые требуется запомнить и воспроизвести. Вопросы и ответы репродуктивные. Проверка умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний — решение типовых задач. Проверка умения давать самостоятельную критическую оценку изученного. Проверка умения решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Тесты ЕГЭ

Самостоятельное изучение: цели, структура теста ЕГЭ по биологии, преимущества и недостатки

Изображение слайда
32

Слайд 32: Биологические диктанты – метод тестового контроля ЗУН

Обязательно предварительное обучение правилам выполнения. Требования к вопросам теста = методическим требованиям к педагогическим вопросам 1). Терминологические диктанты а) связанный по смыслу текст с пропущенными терминами - задание дается только письменно б) учитель читает определения, уч-ся записывают нумерованный список терминов 2). Графический диктант. Учитель читает утверждения, которые учащиеся принимают (  ) или отвергают как ошибочные ( ), ответ дается в графической форме. 3). Цифровой диктант. На доске (плакате, слайде) записываются нумерованные термины, факты, процессы и проч., например, признаки семейств, названия костей скелета человека. Учитель читает вопросы (или вопросы даются в письменной форме: на доске, плакате, дидактической карточке), уч-ся выбирают правильные ответы из списка. Цифровые коды ответов сдаются на проверку

Изображение слайда
33

Слайд 33: Терминологический диктант

В отличие от беспозвоночных животных хордовые имеют (1) ……………………. В самом простом виде он представляет собой (2) …………. - плотный упругий стержень, идущий от головы до хвоста, отсюда и название типа. (3)..……… сохраняется в течение всей жизни у низших хордовых, например, у (4) …………...

Изображение слайда
34

Слайд 34: Терминологический диктант

Какой газ необходим для фотосинтеза? Назовите процесс, в результате которого из углекислого газа и воды под действием света образуется глюкоза и кислород. Процесс разложения органических веществ… И т.д. Ну это же почти кроссворд 

Изображение слайда
35

Слайд 35: Графический диктант

Тема: « Общая характеристика класса Пресмыкающиеся » Температура тела пресмыкающихся НЕ зависит от температуры окружающей среды Пресмыкающиеся размножаются на суше яйцами с большим запасом питательных веществ и т.д. 1 2 3 4 5 6 7 8 Условные Обозначения: Да, правильно Нет, не верно номера утверждений ответы

Изображение слайда
36

Слайд 36: Цифровой диктант

Список основных понятий и терминов Лопатка Ключица Сустав и т.д. Вопросы Как называется подвижное сочленение костей скелета Назовите кости, образующие пояс верхних конечностей Ответы I – 3 II – 1,2 III – …

Изображение слайда
37

Слайд 37: Методика использования биологических диктантов для закрепления знаний

Постановка задач перед учащимися. Пояснения по выполнению задания и тренировочное упражнение. Проведение диктанта. Повторное чтение текста диктанта для проверки/взаимопроверки диктанта учащимися и коррекции знаний (фронтальная беседа). Обобщение по теме. Подведение итогов работы, выборочная оценка результатов диктанта.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Методика уплотнённого опроса

Цель: одновременная проверка ЗУН разными методами у большого числа учащихся (у 6-10 человек) Сообщение темы контроля знаний Сообщение плана проведения контроля знаний и умений. Задания учащимся: для работы у доски индивидуальные задания на дидактических карточках Индивидуальный или фронтальный опрос Проверка работы у доски Выборочная проверка выполнения заданий на дидактической карточке (устный отчёт о выполнении практического задания) Сбор выполненных заданий на дидактических карточках Общие итоги контроля знаний, постановка мотивированных оценок Выводы и обобщение по теме

Изображение слайда
39

Слайд 39: Обобщение

Функции контроля разнообразны, поэтому и методы проверки должны быть разнообразными Контроль знаний и умений учащихся – важный завершающий этап обучения (и цикла процесса познания тож)

Изображение слайда
40

Слайд 40: Структура учебного процесса

Цель обучения Результат Деятельность учителя Деятельность ученика Содержание учебного материала Методы обучения Средства обучения Организационные формы обучения П О В Т О Р Е Н И Е

Изображение слайда
41

Слайд 41: Средства обучения и материальная база обучения биологии

Раздел 3, часть 2

Изображение слайда
42

Слайд 42: Средства обучения

Совокупность учебно-методических объектов, которые используются в процессе обучения. Средства обучения - своеобразный язык дидактики*. Средства обучения взаимосвязаны со всеми компонентами дидактической системы * Дидактика - раздел педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Классификация средств обучения

I. Основные 1). Натуральные Живые объекты, включая надорганизменные, ( напр /, лес, луг) Фиксированные: коллекции, влажные препараты, гербарии, микропрепараты 2). Наглядно-знаковые = изобразительные Таблицы: плоскостные, объёмные, муляжи Модели Визуальные: фильмы, слайды, транспаранты… 3). Словесно-знаковые = вербальные Печатные: УМК, дидактические материалы, словари…компьютерные программы Языково-логические: слово учителя, термины … II. Вспомогательные = материально-технические Биологический кабинет Лабораторное оборудование: реактивы, инструменты, микроскоп ТСО: проектор, компьютер, экран, лазерная указка

Изображение слайда
44

Слайд 44: Дидактические материалы

Используются при изучении нового материала, осмыслении и запоминании нового материала, контроле знаний (под руководством учителя и самостоятельно) Рисунки для анализа (выявления черт приспособленности, сходства и различий...) Немые рисунки Логическая цепочка и логико-структурная схема (составление по тексту или составление по набору элементов) Опорный конспект Тест с вариантами ответов Биологические диктант Таблица для заполнения и т. д.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Рисунки для анализа

Задание. Опишите черты сходства во внешнем строении представителей разных классов Позвоночных животных, обитающих в водной среде. 2. Объясните конвергенцию признаков у видов, обитающих в сходных условиях среды Рис. Водные животные разных классов Позвоночных А — акула; Б — ихтиозавр (ископаемое пресмыкающееся); В — дельфин

Изображение слайда
46

Слайд 46: Немой» рисунок

Задание. 1. Подпишите детали рисунка 2. Объясните … Рис. Строение костей. Рис. Строение яйца

Изображение слайда
47

Слайд 47: Логико-структурная схема

Изображение слайда
48

Слайд 48: Опорный конспект

Изображение слайда
49

Слайд 49: Дидактические материалы - средство развития познавательной самостоятельности учащихся

О Б Б Щ Е Н И Е

Изображение слайда
50

Слайд 50: Материальная база обучения биологии

Обеспечивает условия реализации целей обучения, воспитания и развития. Кабинет биологии взаимосвязаны и Уголок живой природы дополняют друг друга Учебно-опытный участок

Изображение слайда
51

Слайд 51: Биологический кабинет

Специально оборудованное помещение, в котором организуется учебно-воспитательный процесс по предмету биология Кабинет-музей естествознания – давняя традиция отечественной школы

Изображение слайда
52

Слайд 52: Функции кабинета биологии

Учебно-воспитательная Научно-методическая Справочно-учётная Место хранения и размещения учебного оборудования и материалов

Изображение слайда
53

Слайд 53: 1. Учебно-воспитательное значение кабинета биологии

Кабинет – место работы учащихся Уютно, красиво, функционально: размеры, освещение, столы, стулья, подиум, доска, экран, проектор, компьютер, телевизор, шкафы, полки, свободное пространство, водопровод … Всё строго по СанПиН (правилам и нормам)

Изображение слайда
54

Слайд 54: Постоянные экспозиции биологического кабинета

Уровни организации биологических систем Филогенетические древа Геохронологическая шкала Царства органического мира Портреты учёных биологов Животный мир нашего края Флора Среды жизни Информационный стенд (доска объявлений)

Изображение слайда
55

Слайд 55: Информационный стенд

Изображение слайда
56

Слайд 56: Сменные экспозиции биологического кабинета

Тематические выставки работ учащихся Картины Альбомы Рисунки Стенгазеты Фото Поделки

Изображение слайда
57

Слайд 57: 2. Научно-методическое значение кабинета биологии

Кабинет – место работы учителя Победитель конкурса «Учитель года России – 2010» Андрей Гарифзянов, учитель биологии и химии Волхонщинской средней школы поселка Красная Нива Тульской области, (аспирант 2 года обучения ТГПУ им. Л.Н. Толстого по специальности «Физиология и биохимия растений»)

Изображение слайда
58

Слайд 58: Учитель года 2011

Образование : Елецкий государственный педагогический институт Место работы и должность : средняя общеобразовательная школа села Баловнево Данковского района Липецкой области, учитель биологии и природоведения Педагогический стаж : 16 лет Овчинников Алексей Васильевич

Изображение слайда
59

Слайд 59: Научно-методическое содержание кабинета биологии

Программы, учебники, журналы (Биология в школе, 1 сентября), методическая литература, справочники, определители, DVD -диск, сборники задач, тесты, опорные конспекты, дидактические материалы, и т.д. Государственные законы в сфере образования, приказы и инструкции Минобра, управления образования области, района, директора школы Планы и отчёты о работе: учебной, воспитательной, внеклассной и проч.

Изображение слайда
60

Слайд 60: Хранение и размещение учебного оборудования и материалов

В учебной комнате: натуральные объекты (комнатные цветы, коллекции, чучела) – красивые элементы интерьера В лаборантской в шкафах и на стеллажах: гербарии, микропрепараты, скелеты, влажные препараты Изобразительная наглядность Раздаточный материал Лаб. оборудование (лупы, микроскопы, посуда, инструменты), гербарные папки, копалки, секаторы…) Реактивы Аптечка ТСО В кабинете должны быть обеспечены условия сохранности материальных ценностей

Изображение слайда
61

Слайд 61: Справочно-учётная функция кабинета

Информация в картотеке и/или базе данных о наличии и месте хранения всего содержимого кабинета биологии Инвентаризационная ведомость материальных ценностей = книга учёта Паспорт кабинета Средства противопожарной безопасности и схема эвакуации

Изображение слайда
62

Слайд 62: Уголок живой природы

Основная идея: содержать только те растения и животных, которые требуются по программе обучения и для внеклассной работы. Размещение: Отдельное помещение Угол в классе Рекреации в коридорах Зимний сад Значение: Развитие исследовательских навыков и опыта просветительства Формирование трудовых умений Воспитание культуры труда и бережного отношения к природе

Изображение слайда
63

Слайд 63: Требования к «Живому Уголку»

Размещение объектов в соответствии с их биологическими потребностями и санитарно-гигиеническими нормами. Все объекты с этикетками и /или «паспортами» (просветительская функция ЖУ)

Изображение слайда
64

Слайд 64: Учебно-опытный участок

Школа Стадион. Спортивная площадка Мастерские, гараж Вход в школьный парк. Детская площадка. Живая изгородь 8. Теплица 9. Учебно-опытный участок 10 – 16. Цветники 17. Площадка для отдыха Окружающая человека красота формирует эстетические чувства, воспитывает бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

Изображение слайда
65

Слайд 65: Значение учебно-опытного участка

Проведение учебных и внеклассных занятий по естествознанию, биологии, трудовому обучению Выполнение учащимися опытов, наблюдений, летних заданий Организация производственного труда школьников по выращиванию полезной продукции (овощные культуры, рассада цветочных культур, саженцы древесно-кустарниковых пород) Заготовки раздаточного, демонстрационного материала и т.п. для уроков и внеклассной работы

Изображение слайда
66

Слайд 66: Теплицы и оранжереи

Выполняют те же функции, что учебно-опытный участок и живой уголок.

Изображение слайда
67

Слайд 67: Обобщение

Хорошая материальная база обучения биологии обеспечивает благоприятные условия реализации целей обучения, воспитания и развития.

Изображение слайда
68

Слайд 68

Изображение слайда
69

Слайд 69: Объявление

11 и 25 декабря (среда) в 16.00 состоится отработка пропущенных занятий и сдача/пересдача всего несданного и плохо сданного. Явка не обязательна. Но … Без отработки практических занятий студенты не допускаются до экзамена. На отработку необходимо приходить с написанными методиками и готовностью отвечать по теме занятия

Изображение слайда
70

Слайд 70: Инновации в обучении биологии

Раздел 3, часть 3

Изображение слайда
71

Слайд 71: Терминология

Инновации - создание и распространение новшеств в стиле мышления и способах деятельности, которые с этими способами связаны. Инновационное обучение - нетрадиционное представление учебного процесса или обучение по новым моделям. Инновационность обучения - характеристика обучения, относящаяся не только к дидактическому построению занятий, но и к его социально значимым результатам.

Изображение слайда
72

Слайд 72: Структура учебного процесса

Цель обучения Результат Деятельность учителя Деятельность ученика Содержание учебного материала Методы обучения Средства обучения Организационные формы обучения П О В Т О Р Е Н И Е

Изображение слайда
73

Слайд 73: Педагогические технологии

ПТ - система приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенных единой концептуальной основой, целями и задачами, и создающая определённые условия для обучения, воспитания и развития. Главная характерная черта педагогических технологий – чёткое структурирование, алгоритмизация процесса взаимодействия преподавателя и учащихся. Поиски ответов на вопросы Чему учить? Зачем учить? Как учить? Поставили вопрос Как учить результативно?

Изображение слайда
74

Слайд 74: Задачи педагогических технологий

Упростить организацию учебного процесса Сохранить и увеличить эффективность обучения (по сравнению с традиционными системами) Выявить принципы и способы оптимизации учебного процесса

Изображение слайда
75

Слайд 75: Структура педагогических технологий

Цели обучения, воспитания и развития, определяемые социумом, и значимые для личности Педагогические/психологические теории и/или теоретические педагогические проекты Образовательные технологии: методы и средства достижения целей Критерии оценки результатов обучения Результаты

Изображение слайда
76

Слайд 76

Педагогические технологии в обучении

Изображение слайда
77

Слайд 77: Разнообразие педагогических технологий

Традиционное обучение Интерактивные подходы Педагогика сотрудничества Развивающее обучение Игровое обучение Проблемное обучение Эвристическое обучение Программированное обучение Контекстное обучение Активное обучение Дидактическая эвристика Частнопредметные технологии обучения Авторские педагогические технологии Эмоционально-смысловой подход Компьютерные технологии обучения Разноуровневое обучение Метод проектов Учение через обучение Конструктивное обучение (конструктивистское обучение) Нооген Пренапедия

Изображение слайда
78

Слайд 78: Разнообразие педагогических технологий

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения) Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала Частнопредметные педагогические технологии Альтернативные технологии Природосообразные технологии Технологии развивающего образования Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств Социально-воспитательные технологии Воспитательные технологии Педагогические технологии авторских школ Технологии внутришкольного управления

Изображение слайда
79

Слайд 79: Виды и типы обучения*

1. Сократовский – первый исторически сложившийся вид обучения: процесс обучения, поиск истины ведётся с помощью наводящих вопросов. 2. Догматическое обучение – механическое запоминание со слов учителя или из книги и в дальнейшем дословное воспроизведение полученных знаний (текста) для контроля * Н.В Бордовских, 2001

Изображение слайда
80

Слайд 80: 3. Объяснительно-иллюстративное обучение

Передача знаний разными методами, их усвоение и применение на практике. Главное – деятельность учителя, изложение учебного содержания с применением словесных и наглядных методов. Деятельность учащихся – усвоение материала на двух уровнях: 1) воспроизведение знаний; 2) применение знаний для решения практических задач. Данный вид обучения широко распространён в обучении, в.ч. биологии

Изображение слайда
81

Слайд 81: Анализ системы обучения биологии

Сложившаяся система биологического образования в основном направлена на усвоение и применение готовых знаний. Такая система эффективно обеспечивает подготовку хороших исполнителей … простых исполнителей  В настоящее время требуется новая социо-культурная ориентация образования, в том числе биологического: развитие ТВОРЧЕСКИХ способностей. Научить творчеству нельзя, но можно создать условия для формирования творческой личности. Следовательно, процесс обучения (биологии) должен соответствовать социальным потребностям общества.

Изображение слайда
82

Слайд 82: Значение

Объяснительно-иллюстративное и репродуктивное обучение эффективны для достижения второго уровня усвоения знаний и приобретения учащимися умений и навыков. Но !!! не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Эта цель достигается другими методами,  в частности методами проблемного обучения

Изображение слайда
83

Слайд 83: Решение главной проблемы современного обучения ???

Условия для формирования творческой личности могут создать проблемное и развивающее обучение, н овые педагогические технологии

Изображение слайда
84

Слайд 84: 4. Развивающее обучение

Главная задача – всестороннее развитие личности. Для этого используется самостоятельность учащихся в добывании знаний и умений. 1. Центральной является деятельность учащегося, а не учителя. Меняется роль учителя: не просто информатор и транслятор знаний, а организатор поискового процесса, активизирующий познавательную деятельность. 2. Главное – сам процесс познания, в ходе которого происходит развитие и обучение, а не только итог обучения

Изображение слайда
85

Слайд 85: 5. Проблемное обучение

«Один из видов обучения, основанный на использовании эвристических методов» (Психолого-педагогический словарь, с. 359). Из психологии (С.А. Рубинштейн): способом развития сознания человека является разрешение познавательных проблем. ПО - поисковая деятельность учащихся, направленная на решение теоретических и практических задач. В основе проблемного обучения стоит постановка учителем или учащимися проблемы и решение поставленной проблемы учащимися

Изображение слайда
86

Слайд 86: Методы проблемного обучения

Проблемное изложение : вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся следят за ходом рассуждений учителя, размышляют и таким образом включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения; Частично-поисковые методы используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения выполнению отдельных шагов и этапов исследования; Исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых познавательных проблем.

Изображение слайда
87

Слайд 87: Проблемная ситуация

Проблемная ситуация – средство проблемного обучения. Суть: осознание учащимися противоречия между существующими у них знаниями и новыми данными. Создаётся с помощью проблемных вопросов. Почти любой вопрос может быть информационным и проблемным. Это зависит от времени подачи вопроса: после изучения – информационный, перед изучением нового – проблемный … и то не факт 

Изображение слайда
88

Слайд 88: Требования к проблемным вопросам

Интересный, должен вызвать интерес учащихся к решению проблемы Раскрывать основное содержание Опираться на предварительные знания и/или опыт учащихся - оптимальная сложность Ответ/решение проблемы должны принести удовлетворение : «Я решил!» «Мы открыли!»

Изображение слайда
89

Слайд 89: Слагаемые успеха при использовании проблемного обучения ~ методические требования

Эмоциональность процесса обучения: интерес, ситуации неожиданности, неопределённости, конфликтности Точная постановка познавательной задачи с опорой на знания и возможность научного предвидения Настойчивость, целеустремлённость, умение работать потребность понять незнание знание мысль 1 2 3 озарение

Изображение слайда
90

Слайд 90: Типы учебных проблем

1. Учебные проблемы, возникающие при знакомстве с фактами, противоречащими знаниям учащихся. Примеры. Факт из клеточной теории: клетка от клетки (Р.Вирхов) Как возникли первые клетки? Факты: - для жизни необходим кислород - атмосфера древней Земли не содержала кислорода Как дышали древние организмы? Откуда появился кислород? Какова судьба древних анаэробов? Где на современной Земле можно найти потомков древних анаэробов? Факт: некоторые бактерии способны к фотосинтезу, но кислород не выделяют. ?.. ?. Какие ещё вещества могут быть донорами водорода?

Изображение слайда
91

Слайд 91: Типы учебных проблем

2. Учебные проблемы, возникающие при несовпадении оценок, противоречивых мнениях и гипотезах. Примеры Разные взгляды на происхождение жизни, механизмы эволюции…

Изображение слайда
92

Слайд 92: Типы учебных проблем

3. Учебные проблемы, в основе которых лежит знание теории и необходимость найти ей доказательства и обоснования. Пример Положение теории эволюции: одним из результатов эволюции является формирование адаптаций. Докажите примерами из курсов ботаники/зоологии

Изображение слайда
93

Слайд 93: Типы учебных проблем

4. Учебные проблемы, в основе которых лежит необходимость использовать теоретические знания в новых условиях для решения практических вопросов. Пример. При пикировке нарушается целостность корня. Зачем нужна пикировка?

Изображение слайда
94

Слайд 94: Этапы проблемного обучения

Постановка проблемы Выдвижение гипотез для решения проблемы. Необходимо выслушать все гипотезы, создать атмосферу для творчества Поиск доказательств – путей решения проблемы (разрешение проблемной ситуации разными методами): Поисковая работа с любыми источниками информации Опыт, наблюдение (самонаблюдение по разделу «Человек») Эвристическая беседа Выводы и обобщение по проблеме

Изображение слайда
95

Слайд 95: Границы применения проблемного обучения

Проблемное обучение может использоваться как элемент урока, урок в целом, на его основе может быть организовано изучение целой темы или даже учебного предмета (например, факультативного курса или курса по выбору).

Изображение слайда
96

Слайд 96: Обобщение

Главным в проблемном обучении являются мастерство, знания и личность учителя, создающего оптимальные условия для активной познавательной деятельности учащихся

Изображение слайда
97

Слайд 97: Виды и типы обучения

1. Сократовское 2. Догматическое 3. Объяснительно-иллюстративное 4. Развивающее 5. Проблемное 6. Программированное 7. Информационно-коммуникационное 8. Мультимедийное 9. Модульное и т. д. А К Т У А Л И З А Ц И Я З Н А Н И Й В основе данной классификации лежит доминирующий преобладающий метод обучения Всего в классификации педагогических технологий более 50 видов и типов обучения.

Изображение слайда
98

Слайд 98: Программированное обучение

Программированное обучение - организация учебного процесса по специальным обучающим программам. Цель: оптимизация управления обучением. Принципы и средства управления сложной системой обучения заимствованы из кибернетики, математической логики, вычислительной техники Разные уровни применения ПО: педагогическая система научной организации труда, новый метод обучения - кибернетическая дидактика особый вид самостоятельной работы учащихся

Изображение слайда
99

Слайд 99: Психологическая основа программированного обучения

При составлении первых обучающих программ из кибернетических требований учитывалась лишь необходимость систематической обратной связи, из психологических - индивидуализация процесса обучения. Наиболее последовательно реализована модель программированного обучения на основе бихевиористской теории учения* * между обучением человека и научением животных нет существенной разницы,…, следовательно, обучающие программы должны решать задачи получения и закрепления правильной реакции. Ψ

Изображение слайда
100

Слайд 100: Типы обучающих программ

Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на линейные и разветвленные. 1. Линейная система программированного обучения разработана Б. Скиннером в начале 60-х гг. ХХ в. Линейные программы ориентированы в основном на слабых учащихся: все получают одну последовательность заданий и должны проделать одинаковые шаги, двигаться по одной линии.

Изображение слайда
101

Слайд 101: Типы обучающих программ

2. Разветвленная программа программированного обучения. Основоположник - американский педагог Н. Краудер. Суть: основная программ рассчитана на сильных учащихся, в случае затруднений ученик направляется на дополнительные программы (ветви). Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию обучения по темпу и уровню трудности.

Изображение слайда
102

Слайд 102: Структура программированного обучения ( схема применения разветвленных программ)

Расчленение учебного материала и деятельности на небольшие этапы и разработка специальной обучающей программы Самостоятельная работа по программе Получение информации о выполнении для использования оперативной обратной связи в индивидуализации темпов обучения Разработка корректирующих индивидуальных программ Работа обучающихся по корректирующим программам

Изображение слайда
103

Слайд 103: Достоинства программированного обучения

мелкие объемы знаний легче усваиваются, темп усвоения выбирается учеником, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить.

Изображение слайда
104

Слайд 104: Возражения против программированного обучения*

применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач; обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых. чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности. не дает возможности получить целостную систему знаний – "обучение по крохам" не использует положительных сторон группового обучения и затрудняет социализацию; не способствует развитию инициативы учащихся, поскольку программа все время «ведет за руку»; обучает в основном простому материалу на уровне зубрежки; не инновационно по сути, а консервативно, так как книжно и вербально; игнорирует современные открытия в когнитивной психологии; * Э. Лабэн, 2004

Изображение слайда
105

Слайд 105: Критика программированного обучения с позиций когнитивной психологии

Дальнейшие усовершенствования обучающих программ в рамках бихевиористской модели обучения не привели к существенному улучшению результатов обучения. Главная цель обучения в когнитивной модели - формирование рациональных приемов познавательной деятельности. Значит, в обучающих программах должны быть не только разные ответы, но и разные пути, ведущие к ним. Сложно…, но возможно Ψ

Изображение слайда
106

Слайд 106: Современное развитие идей программированного обучения

Наибольшее распространение различные системы программированного обучения получили в 50-60-х гг. ХХ в., в дальнейшем стали использовать лишь отдельные элементы, главным образом для контроля знаний, консультаций и тренировки навыков. В последние годы идеи программированного обучения стали возрождаться на новой технической основе (ПК, телевизионные системы и др.) в форме компьютерного, электронного, информационно-коммуникативного и мультимедийного обучения.

Изображение слайда
107

Слайд 107

Изображение слайда
108

Слайд 108: Информационно-коммуникационные технологии

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ в обучении : формирование личности « информационного » общества

Изображение слайда
109

Слайд 109

Технология работы с графической информацией Технология числовых расчетов Мультимедиа технологии Классификация информационных технологий ИТ Сетевые информационные технологии Технология работы с текстовой информацией Технология хранения, поиска и сортировки данных

Изображение слайда
110

Слайд 110: Концептуальные основы ИКТ

Обучение при взаимодействии ребенка с компьютером и общении всех типов: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект. Оперативное управление процессом обучения Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. Психологический комфорт при общении и обучении с помощью компьютера (ИКТ). Неограниченность информации в обучении.

Изображение слайда
111

Слайд 111: Цели применения компьютера в обучении

Упрощение получения обратной связи Индивидуализация учебного процесса Организация коллективной и групповой работы Наглядность Поиск информации из разных источников. Моделирование изучаемых процессов/явлений.

Изображение слайда
112

Слайд 112: Деятельности учащихся при ИКТ обучении

информационно-учебная учебно-игровая исследовательская самостоятельная

Изображение слайда
113

Слайд 113

Презентации Электронные энциклопедии Дидактические материалы Программы-тренажеры Электронные учебники и учебные курсы Виртуальный эксперимент Контроль знаний Обучающие игры и развивающие программы Программно-педагогические средства

Изображение слайда
114

Слайд 114: Использование ИКТ на уроке

демонстрационно индивидуально дистанционно на всех этапах урока

Изображение слайда
115

Слайд 115: Использование интернет

поиск информации; осуществление учебных телекоммуникационных проектов; повышение квалификации учителей; размещение собственной информации на сайтах; участие в олимпиадах и конкурсах

Изображение слайда
116

Слайд 116: Оформление презентаций

Единый стиль, однотипные заголовки, светлый фон, контрастный шрифт, не более 5 цветов. Оптимальный размер шрифта ( >20 ). Текста не должно быть много. Качественные иллюстрации, 2-5 объектов. Анимация только учебная Соблюдение авторских прав

Изображение слайда
117

Слайд 117: Мультимедийное обучение

Мультимедийное обучение  — общепринятое название системы обучения с использованием мультимедийных средств. Суть когнитивной теории мультимедийного обучения: оптимальное обучение происходит при синхронном представлении вербальной и визуальной информации. Теория включает несколько принципов обучения с помощью или посредством мультимедиа*

Изображение слайда
118

Слайд 118: Мультимедиа

Мультимедиа (англ, "мульти"- много, "медиа" - среда) - множественность информационных сред Мультимедиа : соединение различных типов цифрового контента (текст, изображение, звук, видео) в интегрированное мультисенсорное интерактивное представление информации. В последние годы в общеобразовательной школе используют компьютеры, оснащенные средствами мультимедиа

Изображение слайда
119

Слайд 119: Характеристика мультимедийного обучения

Персонализированное (индивидуальное) обучение Компьютерная программа организует процесс усвоения знаний, умений и навыков на основе заложенных учебных алгоритмов, учитель выполняет целеполагающую функцию Условиями обучения является одновременное использование зрительного, слухового ощущений и мышления, что позволяет задействовать все специфические виды памяти (зрительная, слуховая и др.) Условия, искусственно созданные мультимедийной программой, сходны с естественными, и позволяют моделировать виртуальную среду обучения

Изображение слайда
120

Слайд 120: Теоретические принципы мультимедийного обучения

Теория мультимедийного обучения основана на теории двойного кодирования (Аллана Паивио). Принципы: модальности избыточности пространственной и временной связи согласованности индивидуальных отличий Подробности см. в педагогической психологии

Изображение слайда
121

Слайд 121: Интернет ресурсы по ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/web_res.html ПРОГРАММА КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Автор: Айсмонтас Б.Б. http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/progr.html Электронный учебник http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html

Изображение слайда
122

Слайд 122: Мультимедийное обучение биологии

Разработана методика использования средств мультимедиа в курсе общей биологии 10-11 классов *. Показано*, что МО биологии: повышает эффективность усвоения биологических понятий и овладение исследовательскими умениями, обеспечивает повышение самостоятельной активности учащихся на уроке * Филиппов Е.А. Методика использования средств мультимедиа в обучении общей биологии: Дис.... канд. пед. наук: СПб., 2001

Изображение слайда
123

Слайд 123: Заключение

Новая техническая база позволяет автоматизировать процесс обучения, строить его как диалог обучаемого с обучающей системой. Роль учителя в этом случае состоит в основном в разработке, наладке, коррекции и усовершенствовании обучающей программы, а также проведении отдельных элементов безмашинного обучения. Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение, ИКТ и мультимедийное обучение обеспечивают не только высокий уровень ЗУН, но и развития интеллекта учащихся, вызывает у них неослабевающий интерес. На принципах мультимедийного и программированного обучения построено дистанционное обучение

Изображение слайда
124

Слайд 124: Цифровые ресурсы

http://km-school.ru компания «Кирилл и Мефодий» поставщик услуг и решений для профессионального обучения и поддержки пользователей информационного интегрированного продукта «КМ-Школа» http://festival. 1 september.ru фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://www.openclass.ru сайт «Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества» http://www.school-collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов Цифровые ресурсы

Изображение слайда
125

Слайд 125: Модульное обучение

Организация учебного процесса по учебной программе, составленной из модулей Каждый модуль обладает законченностью и самостоятельностью относительно других. Совокупность модулей составляет единое целое в раскрытии учебной темы или всей учебной дисциплины. Модульное обучение ориентировано на самостоятельную работу. С помощью модулей может успешно реализуется дифференцированное и профильное обучение

Изображение слайда
126

Слайд 126: Структура модуля

учебная цель ; законченный блок информации ; целевая программа действий обучающегося; практические задания; система диагностики успешности обучения

Изображение слайда
127

Слайд 127: Преимущества модульного обучения

Ученик Учитель Более чёткие представления о целях, содержании и требованиях к ЗУН ДО изучения модуля; Самостоятельность в планировании времени изучения модуля Эффективное использование индивидуальных способностей; концентрация внимания на индивидуальных проблемах обучающихся; своевременная диагностика проблем в обучении; учитель выполняет более творческую работу, (активизация внимания, мышления и памяти, оказание индивидуальной помощи учащимся). В центре учебного процесса - ученик, а не преподаватель

Изображение слайда
128

Слайд 128: Основные трудности модульного обучения

Ученик Учитель Самодисциплина Целеустремлённость Большой объем самостоятельной работы; Бо ` льшая ответственность за свое обучение. Изменение привычных стереотипов: отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником в достижении поставленных учеником целей; Изменение структуры и стиля работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика. Волевые качества трудные трудности 

Изображение слайда
129

Слайд 129: Обобщение

Рассмотренные инновационные типы и виды обучения можно представить как педагогические технологии

Изображение слайда
130

Слайд 130: Разнообразие педагогических технологий

Традиционное обучение Интерактивные подходы Педагогика сотрудничества Развивающее обучение Игровое обучение Проблемное обучение Эвристическое обучение Программированное обучение Контекстное обучение Активное обучение Дидактическая эвристика Частнопредметные технологии обучения Авторские педагогические технологии Эмоционально-смысловой подход Компьютерные технологии обучения Разноуровневое обучение Метод проектов Учение через обучение Конструктивное обучение (конструктивистское обучение) Нооген Пренапедия

Изображение слайда
131

Слайд 131: Разнообразие педагогических технологий

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения) Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала Частнопредметные педагогические технологии Альтернативные технологии Природосообразные технологии Технологии развивающего образования Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств Социально-воспитательные технологии Воспитательные технологии Педагогические технологии авторских школ Технологии внутришкольного управления

Изображение слайда
132

Слайд 132: Система обучения Шаталова В.Ф

Технология интенсификации обучения на основе системных и знаковых моделей учебного материала. Система обучения с использованием опорных конспектов

Изображение слайда
133

Слайд 133: Принципы системы обучения Шаталова В.Ф

1. Предупреждение конфликтности во взаимодействии ученик-учитель: позиция сотрудничества, индивидуальный подход, гласность успехов, открытые перспективы в оценке ЗУН.

Изображение слайда
134

Слайд 134: Принципы системы обучения Шаталова В.Ф

2. Изучение учебного материала крупными блоками, в старших классах – лекционно-семинарская система обучения

Изображение слайда
135

Слайд 135: Принципы системы обучения Шаталова В.Ф

3. Многократное повторение разными методами, создание динамического стереотипа деятельности

Изображение слайда
136

Слайд 136: Принципы системы обучения Шаталова В.Ф

4. Применение опорных конспектов. Опорный конспект – наглядное средство обучения, в котором содержится сжатая информация и использованы графические приёмы для повышения мнемонического* эффекта Опорный конспект - с истема опорных сигналов: взаимосвязанные ключевые слова, условные знаки, рисунки и формулы с кратким выводом * Мнемонический от греч. mnemonikon - искусство запоминания. Мнемотехника - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий.

Изображение слайда
137

Слайд 137: Функции опорных конспектов

Ускоряют и упрощают процесс подготовки учителя к уроку – наглядное пособие для учителя Позволяют увеличить объем изучаемого материала на уроке Облегчают запоминание и воспроизведение основного содержания темы Снимают проблему количества оценок

Изображение слайда
138

Слайд 138: Принципы построения опорных конспектов

Наглядность Лаконичность Структурность Ассиметричность блоков Завершённость Использование привычных стереотипов и ассоциаций Разнообразие опорных сигналов Графическая и цветовая дифференциация Запоминаемость Вариативность вербализации Эмоциональность Средства выражения Рисунки Схемы Графики Чертежи Цвет Форма Буквы Цифры Шрифты Слова Условные знаки Размер

Изображение слайда
139

Слайд 139: Никишов А.И

Разработал первые опорные конспекты по биологии. Биология в таблицах для 6-11 классов

Изображение слайда
140

Слайд 140: Опорный конспект на тему «Рыбы»

Изображение слайда
141

Слайд 141: Опорные конспекты Л.В. Ребровой и Е.В. Прохоровой

Изображение слайда
142

Слайд 142: Опорные конспекты по биологии

Изображение слайда
143

Слайд 143: Расположение систем органов у беспозвоночных и позвоночных животных

Обозначения: К – кровеносная система, Н – нервная система, Х – хорда; О – пищеварительная система.

Изображение слайда
144

Слайд 144: Сено-солома: где право-лево?

Изображение слайда
145

Слайд 145: Семейство бобовые

Изображение слайда
146

Слайд 146: Ланцетник

Изображение слайда
147

Слайд 147: Разнообразие педагогических технологий

Традиционное обучение Интерактивные подходы Педагогика сотрудничества Развивающее обучение Игровое обучение Проблемное обучение Эвристическое обучение Программированное обучение Контекстное обучение Активное обучение Дидактическая эвристика Частнопредметные технологии обучения Авторские педагогические технологии Эмоционально-смысловой подход Компьютерные технологии обучения Разноуровневое обучение Метод проектов Учение через обучение Конструктивное обучение (конструктивистское обучение) Нооген Пренапедия

Изображение слайда
148

Слайд 148: Разнообразие педагогических технологий

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения) Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала Частнопредметные педагогические технологии Альтернативные технологии Природосообразные технологии Технологии развивающего образования Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств Социально-воспитательные технологии Воспитательные технологии Педагогические технологии авторских школ Технологии внутришкольного управления

Изображение слайда
149

Слайд 149: Анализ систем обучения перед формулировкой обобщения

Представленные выше виды обучения свидетельствуют о постепенном смещении акцента с управления учителем волевыми действиями учащихся в сторону повышения активности учебных действий самих учащихся, развития их самоорганизации в обучении, что положительно влияет на результативность учебной и педагогической деятельности. В инновационных системах учитель регулирует процессы миропонимания, способствует созданию условий, формирует и стимулирует мотивационную сферу образовательного процесса с использованием современных средств обучения. Инновационные технологии обучения регулируют учебную деятельность, развивают активность и самостоятельность учебных действий учащихся.

Изображение слайда
150

Слайд 150: Обобщение

Разнообразие инновационных педагогических технологий – показатель научного поиска в педагогике, психологии и методике обучения оптимальных способов трансляции культуры в современном обществе

Изображение слайда
151

Последний слайд презентации: Методика преподавания биологии: Вопросы КИМ 3

Функции и цели контроля знаний и умений учащихся Требования к уровню подготовки выпускников. Виды и формы контроля знаний, умений и навыков. Методические требования и критерии оценки знаний и умений учащихся. Методы проверки знаний и умений учащихся. Тестовый контроль знаний. Структура теста ЕГЭ. Средства обучения биологии Биологический кабинет Общая характеристика педагогических технологий Структура системы обучения по Шаталову В.Ф.. Принципы построения и функции опорных конспектов. Виды и типы обучения. Общая характеристика Проблемное обучение: общая характеристика, методы, условия успешной реализации. Типы учебных проблем, этапы и значение проблемного обучения биологии. Модульное обучение Программированное обучение Мультимедийное обучение

Изображение слайда