Презентация на тему: Методика подготовки и критерии проверки итогового сочинения

Методика подготовки и критерии проверки итогового сочинения
График подготовки к проверке итогового сочинения (изложения)
Инструктивные материалы
Методические материалы
Итоговое сочинение
Цель итогового сочинения
Литературоцентричность сочинения
Аннотация к направлению 1
Темы сочинений
Открытые тематические направления
Открытые направления сочинений 2014 – 2019 годов
Открытые тематические направления итогового сочинения 2019/2020 г.
Официальное определение экзамена
Инструкция для участника итогового сочинения
Инструкция для участника итогового сочинения
Инструкция для участника итогового сочинения
Мониторинг объективности перепроверки итогового сочинения
Школьное сочинение
Три типа школьных сочинений
Обязательное условие подготовки к итоговому сочинению
Требования к итоговому сочинению
Требования к итоговому сочинению
Порядок работы над итоговым сочинением
Типичные ошибки (критерий 1)
Типичные ошибки (критерий 2)
Типичные ошибки (критерий 3)
Типичные ошибки (критерий 4)
Типичные ошибки (критерий 5)
Типичные ошибки (критерий 5)
Типичные ошибки (критерий 5)
Критерии оценивания итогового сочинения
Параметры оценки сочинения
Условия получения зачёта в школе
Требование № 1
Требование № 2
Методика подготовки и критерии проверки итогового сочинения
Критерий № 1 Соответствие теме
« НЕЗАЧЁТ »
Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала
«НЕЗАЧЁТ»
Критерий № 3 Композиция и логика рассуждения
«НЕЗАЧЁТ»
Критерий № 4 Качество письменной речи
«НЕЗАЧЁТ»
Критерий № 5. Грамотность
«НЕЗАЧЁТ»
Методика подготовки и критерии проверки итогового сочинения
1/47
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 51)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1285 Кб)
1

Первый слайд презентации: Методика подготовки и критерии проверки итогового сочинения

Видеоконференция 14.10.20 г.

Изображение слайда
2

Слайд 2: График подготовки к проверке итогового сочинения (изложения)

Работа семинара для председателей и заместителей председателей МЭК по проверке ИСИ на базе дистанционной площадки ЛОИРО: с 12.10.2020 г. по 30.10.2020 г. Проведение вебинаров для экспертов МЭК по проверке ИСИ: 21.10.2020 г. и 16.11.2020 г. Квалификационные испытания

Изображение слайда
3

Слайд 3: Инструктивные материалы

Приложение «План мероприятий по подготовке к проведению ИСИ в ЛО в 2020-21 учебном году» к распоряжению КОиПО № 1567-р от 21.09.2020 г. Письмо Рособрнадзора от 24.09.2020 г. №05-86 и приложения к нему: «Правила заполнения бланков ИСИ», «Сборник отчётных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2020 – 2021 учебном году».

Изображение слайда
4

Слайд 4: Методические материалы

Приложения к письму Рособрнадзора от 24.09.2020 г. №05-86: «Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году», «Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)». «Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2020/21 учебном году для учителей русского языка и литературы», ЛОИРО.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Итоговое сочинение

Изображение слайда
6

Слайд 6: Цель итогового сочинения

оценка умения самостоятельно рассуждать по не известной заранее теме; оценка умения аргументировать свою позицию с опорой на литературный материал; выявление уровня речевой культуры выпускника.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Литературоцентричность сочинения

Сочинение является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал. Опора на литературное произведение подразумевает осмысление его текста в рамках темы сочинения : на уровне смыслового анализа текста; интерпретации тематики и проблематики, сюжета и литературных характеров; комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания в аспекте выбранной темы.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Аннотация к направлению 1

Направление 1. Забвению не подлежит Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Темы сочинений

Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого: «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг ». Уроки войны человеку XXI века. В чём, с вашей точки зрения, заключается роль личности в истории ?

Изображение слайда
10

Слайд 10: Открытые тематические направления

Я и другие. Время перемен. (Я и окружающий мир) Разговор с собой. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения. (Я и сверстники)

Изображение слайда
11

Слайд 11: Открытые направления сочинений 2014 – 2019 годов

2014/15 2015/16 2016/17 2017/18 2018/19 «Недаром помнит вся Россия…» (К юбилею Лермонтова ) Время Разум и чувство Верность и измена Отцы и дети Вопросы, заданные человечеству войной Дом Честь и бесчестие Равнодушие и отзывчивость Мечта и реальность Человек и природа в отечественной и мировой литературе Любовь Победа и поражение Цели и средства Месть и великодушие Спор поколений: вместе и врозь Путь Опыт и ошибки Смелость и трусость Искусство и ремесло Чем люди живы? Год литературы Дружба и вражда Человек и общество Доброта и жестокость

Изображение слайда
12

Слайд 12: Открытые тематические направления итогового сочинения 2019/2020 г

Надежда и отчаяние Добро и зло Гордость и смирение Он и она

Изображение слайда
13

Слайд 13: Официальное определение экзамена

Итоговое сочинение – это надпредметная форма итоговой проверки речевых компетенций обучающегося, выявления уровня его речевой культуры, оценки умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Инструкция для участника итогового сочинения

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём - от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за работу ставится «незачёт». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём Вашего собственного текста.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Инструкция для участника итогового сочинения

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Изображение слайда
16

Слайд 16: Инструкция для участника итогового сочинения

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы ( разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соблюдение требований объёма и самостоятельности написания сочинения, соответствие выбранной теме, умение аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Мониторинг объективности перепроверки итогового сочинения

Были проанализированы 347 бланков регистрации выпускника и бланки записи итогового сочинения. Объект анализа: заполнение бланков регистрации участниками итогового сочинения; наличие в бланках записи названия выбранного сочинения. Анализ бланков итогового сочинения показывает, что выпускники 30% ОО (в 2018 году – 44%) нарушают Инструкцию для участника итогового сочинения: не указывают тему сочинения. Недостаточно организована работа по ознакомлению обучающихся с Правилами заполнения бланков ИСИ в 50% образовательных организаций (в 2018 году – 65%).

Изображение слайда
18

Слайд 18: Школьное сочинение

Письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему

Изображение слайда
19

Слайд 19: Три типа школьных сочинений

Литературно-критические сочинения (сочинения по литературным произведениям) Публицистические сочинения (сочинения на нравственные или общественно-политические темы) Творческие сочинения (словесно-художественные произведения, созданные самими школьниками)

Изображение слайда
20

Слайд 20: Обязательное условие подготовки к итоговому сочинению

Обучение созданию письменного публицистического высказывания Важная методическая проблема современной школы

Изображение слайда
21

Слайд 21: Требования к итоговому сочинению

Соответствие теме. (В сочинении раскрыты понятия, входящие в формулировку темы и выражающие поставленную в нём проблему.) Наличие основной мысли. (Решена поставленная в формулировке проблема.) Доказательность основной мысли. (В основной части дается развернутая аргументация своей позиции с привлечением текста художественного произведения; выдвинутые положения подтверждаются текстом.) Полнота, глубина и самостоятельность раскрытия темы. (При аргументации тезисов сочинении показано знание текста художественного произведения, умение отбирать литературный материал применительно к данной теме.) Связность, последовательность, логичность изложения. (Каждое новое положение сочинения, развивающее основную мысль, является следствием предыдущего; вывод является следствием рассуждений.)

Изображение слайда
22

Слайд 22: Требования к итоговому сочинению

Стройность композиции сочинения. (Соблюдается соразмерность частей сочинения: вступления, основной части, заключения; прослеживается логическая связь между частями сочинения: вступление связано с основной частью, заключение проистекает из доказательства в основной части и соответствует вступлению). Стилевое единство, выразительность повествования. (Для сочинения характерна простота изложения, в нём отсутствуют словесные штампы, стилистически окрашенная лексика, достигнута эмоциональность речи.) Фактическая точность. (Отсутствуют искажения литературных и исторических фактов.) Речевая грамотность. (Точный подбор слов для выражения своих мыслей, целесообразное употребление лексических и синтаксических средств.) Языковая грамотность.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Порядок работы над итоговым сочинением

Выбор и обдумывание темы сочинения, определение её границ, выявление содержания. Выбор пути осмысления предложенной темы: - ответ на поставленный в теме вопрос; - размышление над предложенной проблемой; - высказывание на основе связанных с темой тезисов. Выявление ключевых слов в формулировке темы сочинения, осмысление понятий и терминов. Формулирование главной мысли (идеи) сочинения. Подбор аргументов для доказательства главной мысли. Подбор фактического и литературного материала, подтверждающего аргументы, использованные для доказательства тезисов. Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения. ( Составление плана.) Написание текста сочинения на черновике. Редактирование, проверка языковой и речевой грамотности и переписывание.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Типичные ошибки (критерий 1)

Неумение выявить ключевые слова в теме и в соответствии с ними определить ракурс раскрытия темы во вступлении к работе. Подмена рассуждения на предложенную тему пространными размышлениями о жизни или пересказом содержания произведения. Неумение строго следовать теме сочинения на протяжении всего рассуждения.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Типичные ошибки (критерий 2)

Неумение построить алгоритм: тезис – аргумент – пример из текста, подтверждающий аргумент. Осмысление текста не в ракурсе темы. Искажение содержания художественного текста вследствие его незнания. Преобладание пересказа при обращении к литературному произведению. Фактические ошибки.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Типичные ошибки (критерий 3)

Искажение пропорций сочинения, вызванное неумением ученика соотносить части работы с точки зрения их объёма. Нарушение смысловых связей между вступлением и основной частью работы, вступлением и заключением, основной частью сочинения и заключением. Необоснованные повторы одних и тех же мыслей. Неумение делить текст на абзацы.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Типичные ошибки (критерий 4)

Речевая недостаточность. Употребление слова в несвойственном ему значении. Неоправданное повторение слова. Употребление иностилевых слов и выражений. Нарушение лексической сочетаемости. Неудачное употребление местоимений.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Типичные ошибки (критерий 5)

Орфографические ошибки Правописание –тся – ться в глаголах. Правописание производных предлогов. Правописание безударных личных окончаний в глаголах. Правописание И, Е в окончаниях существительных. Н и НН в суффиксах страдательных причастий, отглагольных прилагательных, а также существительных, образованных от них.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Типичные ошибки (критерий 5)

Пунктуационные ошибки Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Знаки препинания при вводных словах. Немотивированная постановка запятых. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Обособление обстоятельств и приложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с однородными придаточными.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Типичные ошибки (критерий 5)

Грамматические ошибки Нарушение управления. Ошибочное словообразование формы имени существительного. Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом. Ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Критерии оценивания итогового сочинения

Изображение слайда
32

Слайд 32: Параметры оценки сочинения

Соответствие теме Аргументация. Привлечение литературного материала Композиция и логика рассуждения Качество письменной речи Грамотность

Изображение слайда
33

Слайд 33: Условия получения зачёта в школе

Для получения «зачёта» за сочинение необходимо иметь положительный результат по трём критериям (по критериям № 1 и № 2) и выполнить установленные требования: « Объём итогового сочинения» и « Самостоятельность написания итогового сочинения»

Изображение слайда
34

Слайд 34: Требование № 1

«Объём итогового сочинения» Рекомендуемое количество слов – от 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию №2 и экспертами по критериям оценивания).

Изображение слайда
35

Слайд 35: Требование № 2

«Самостоятельность написания итогового сочинения» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать собственный текст участника.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №2 и «незачёт» за работу в целом (такие итоговые сочинения не проверяются экспертами по критериям оценивания).

Изображение слайда
37

Слайд 37: Критерий № 1 Соответствие теме

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п. )

Изображение слайда
38

Слайд 38: НЕЗАЧЁТ »

«Незачёт» ставится только в случае, если: сочинение не соответствует теме; нет ответа на вопрос, поставленный в теме; в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

Изображение слайда
40

Слайд 40: НЕЗАЧЁТ»

«Незачёт» ставится при условии, если: сочинение не содержит аргументации; сочинение написано без опоры на литературный материал; в сочинении существенно искажено содержание выбранного текста ; литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются).

Изображение слайда
41

Слайд 41: Критерий № 3 Композиция и логика рассуждения

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Изображение слайда
42

Слайд 42: НЕЗАЧЁТ»

«Незачёт» ставится при условии, если: грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного; в сочинении отсутствует тезисно-доказательная часть.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Критерий № 4 Качество письменной речи

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

Изображение слайда
44

Слайд 44: НЕЗАЧЁТ»

«Незачёт» ставится при условии, если: низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Критерий № 5. Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

Изображение слайда
46

Слайд 46: НЕЗАЧЁТ»

«Незачёт» ставится при условии, если: на 100 слов в среднем приходится в сумме более 5 ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Изображение слайда
47

Последний слайд презентации: Методика подготовки и критерии проверки итогового сочинения

Автор презентации: Терешина Валентина Анатольевна, методист, старший преподаватель кафедры филологического образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО». Телефон: 372-53-95, доб. 228 8-911-253-04-36 Электронный адрес: umz-rl-loiro@mail.ru

Изображение слайда