Презентация на тему: методика организации самостоятельной работы студентов в вузе

методика организации самостоятельной работы студентов в вузе
Самостоятельная работа
цель
С истематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов ; углубление и расширение теоретических знаний ; развитие
методика организации самостоятельной работы студентов в вузе
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
методика организации самостоятельной работы студентов в вузе
методика организации самостоятельной работы студентов в вузе
методика организации самостоятельной работы студентов в вузе
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СРС
Для организации СРС необходимы следующие условия: готовность студентов к самостоятельному труду; мотив к получению знаний; наличие и доступность всего
Дидактические принципы проектирования и организации самостоятельной работы студентов
методика организации самостоятельной работы студентов в вузе
Дидактические принципы проектирования и организации самостоятельной работы студентов
Дидактические принципы проектирования и организации самостоятельной работы студентов
Дидактические принципы проектирования и организации самостоятельной работы студентов
Дидактические принципы проектирования и организации самостоятельной работы студентов
методика организации самостоятельной работы студентов в вузе
Организация самостоятельной работы студентов
методика организации самостоятельной работы студентов в вузе
Самостоятельная работа как часть учебной деятельности студентов
три уровня самостоятельной деятельности
методика организации самостоятельной работы студентов в вузе
Эффективность творческой деятельности студентов
Выход на новое качество подготовки специалистов ведущие ученые-педагоги российских вузов видят в переориентации учебных планов на широкое использование
методика организации самостоятельной работы студентов в вузе
методика организации самостоятельной работы студентов в вузе
методика организации самостоятельной работы студентов в вузе
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1/29
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 93)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (6937 Кб)
1

Первый слайд презентации: методика организации самостоятельной работы студентов в вузе

выполнил и студент ы 4 курса заочной ф.о экономического факультета ЮФУ направление подготовки - Экономика Сыроватская А.Ю. и Грачев Д.Н.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Самостоятельная работа

Э то такая работа, « которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время ; при этом студенты сознательно стремятся достичь поставленной в задачи цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических ( или тех и других вместе ) действий ».

Изображение слайда
3

Слайд 3: цель

Исходя из понятия « самостоятельная работа » можно выявить важное и необходимое условие организации самостоятельной работы студентов - это формирование умений самостоятельно приобретать знания, навыки и возможность организации учебной и научной деятельности Ведущая цель организации и осуществления самостоятельной работы студента должна совпадать с целью обучения студента – подготовкой специалиста с высшим образованием и сформированными профессиональными компетенциями

Изображение слайда
4

Слайд 4: С истематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов ; углубление и расширение теоретических знаний ; развитие познавательных способностей и активности студентов : творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности ; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации ; развитие исследовательских умений

ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:

Изображение слайда
5

Слайд 5

Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, её объём в часах определяется действующими учебными планами по основным образовательным программам учебного заведения. Стандарт так же устанавливает обязательное наличие аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Изображение слайда
6

Слайд 6: ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия

Изображение слайда
7

Слайд 7

В зависимости от места и времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля, СР подразделяется на следующие виды : самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий ( лекций, семинаров, лабораторных работ ); самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов ; внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера, подготовки к семинарам, контрольным работам, зачетам и экзаменам ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Изображение слайда
8

Слайд 8

Типы самостоятельной работы студентов. 1-й тип. Формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания. Познавательная деятельность обучаемых при этом состоит в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или действий с ними. В качестве самостоятельных работ этого типа чаще всего используются домашние задания: работа с учебником, конспектом лекций и др. Общим для самостоятельных работ первого типа является то, что все данные искомого, а также сам способ выполнения задания обязательно должны представляться в явном виде или непосредственно в самом задании, или в соответствующей инструкции. 2-й тип. Формирование знаний-копий и знаний, позволяющих решать типовые задачи. Познавательная деятельность обучаемых при этом заключается в чистом воспроизведении и частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания ус военной ранее учебной информации, что предполагает необходимость анализа данного описания объекта, различных путей выполнения задания, выбора наиболее правильных из них или последовательного определения логически следующих друг за другом способов решения. К самостоятельным работам такого типа относятся отдельные этапы лабораторных работ и практических занятий, типовые курсовые проекты, а также специально подготовленные домашние задания с предписаниями алгоритмического характера. Особенность работ этой группы заключается в том, что в задании к ним необходимо сообщать идею, принцип решения и выдвигать к обучаемым требование развивать этот принцип или идею в способ (способы) применительно к данным условиям.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Типы самостоятельной работы студентов. 3-й тип. Формирование у обучаемых знаний, лежащих в основе решения нетиповых задач. Познавательная деятельность обучаемых при решении таких задач заключается в накоплении и про явлении во внешнем плане нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта ( действий по известному алгоритму ) путем переноса знаний, навыков и умений. Задания этого типа предполагают поиск, формулирование и реализацию идеи решения, что всегда выходит за пределы прошлого формализованного опыта и требует от обучаемого варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения их под новым углом зрения. Самостоятельные работы третьего типа должны выдвигать требование анализа незнакомых обучаемым ситуаций и генерирования субъективно новой информации. Типичными для самостоятельной работы студентов третьего типа являются курсовые и дипломные проекты. 4-й тип. Создание предпосылок для творческой деятельности. Познавательная деятельность обучаемых при выполнении этих работ заключается в глубоком проникновении в сущность изучаемого объекта, установлении новых связей и отношений, необходимых для нахождения новых, неизвестных ранее принципов, идей, генерирования новой информации. Этот тип самостоятельных работ реализуется обычно при выполнении заданий научно-исследовательского характера, включая курсовые и дипломные проекты.

Изображение слайда
10

Слайд 10: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СРС

Конспектирование первоисточников. Реферирование и аннотирование литературы. Эссе, рефераты, презентации, кроссворды… Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. Подготовка к семинарам: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий. Лабораторно-практические занятия: действие в соответствии с инструкциями и методическими указаниями, получение результата. УИРС и НИРС при выполнении самостоятельной, контрольной, курсовой и дипломной работ. Контрольная работа (аудиторная и внеаудиторная) Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера

Изображение слайда
11

Слайд 11: Для организации СРС необходимы следующие условия: готовность студентов к самостоятельному труду; мотив к получению знаний; наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала как печатного, так и электронного, методических рекомендаций по выполнению СРС, доступа в сеть Интернет; система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы; консультационная помощь, в том числе взаимодействие в сети Интернет; наличие помещений для выполнения самостоятельных работы

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Изображение слайда
12

Слайд 12: Дидактические принципы проектирования и организации самостоятельной работы студентов

Принцип – руководящая идея, исходные положения, определяющие содержание и характер самостоятельной работы студентов

Изображение слайда
13

Слайд 13

Дидактические принципы – система важнейших требований к процессу обучения, соблюдение которых обеспечивает его эффективность и качество

Изображение слайда
14

Слайд 14: Дидактические принципы проектирования и организации самостоятельной работы студентов

Принцип научности предполагает соответствие содержания учебного материала уровню развития современной науки. Принцип систематичности и последовательности.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Дидактические принципы проектирования и организации самостоятельной работы студентов

Принцип сознательности и активности исключает механическое заучивание, ориентирует на осмысление. Принцип дифференциации и индивидуализации СР предполагает учет в содержании учебного материала способностей, интересов и профессиональных навыков студентов.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Дидактические принципы проектирования и организации самостоятельной работы студентов

Принцип доступности предполагает соответствие объема и сложности учебного материала реальным возможностям студентов. Принцип связи теории с практикой и жизнью. Принцип наглядности.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Дидактические принципы проектирования и организации самостоятельной работы студентов

Принцип межпредметности предполагает формирование у студентов межсистемных ассоциаций, которые позволяют отражать предметы и явления в их единстве и противоположности.

Изображение слайда
18

Слайд 18

1. Входить в работу нужно не сразу, не рывком, а постепенно втягиваясь в нее. Физиологически это обосновывается тем, что в основу всякой деятельности положено образование динамического стереотипа – относительно устойчивой системы условно-рефлекторных связей, образующихся при многократном повторении одних и тех же воздействий внешней среды на органы чувств. 2. Необходимо выработать ритм труда, равномерное распределение работы на протяжении всего дня, недели, месяца и года. Ритм служит средством психического побуждения человека и играет в его жизни исключительно высокую роль. 3. Нужно соблюдать последовательность в решении всяких дел. 4. Разумно сочетать чередование труда и отдыха. 5. Наконец, важным правилом плодотворной умственной деятельности является общественное значение труда. Применительно к организации самостоятельной работы как преподавателю, так и студентам полезно знать сформулированные крупнейшим русским ученым Н. А. Введенским (1852–1922) правила рациональной организации умственной работы.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Организация самостоятельной работы студентов

В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний. Формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов может протекать как на сознательной, так и на интуитивной основе. В первом случае исходной базой для правильной организации деятельности служат ясное понимание целей, задач, форм, методов работы, сознательный контроль за ее процессом и результатами. Во втором случае преобладает смутное понимание, действие привычек, сформировавшихся под влиянием механических повторений, подражание и т. п. Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя протекает в форме делового взаимодействия : студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Опираясь на современную дидактику, преподаватель должен установить требуемый тип самостоятельной работы студентов и определить не обходимую степень ее включения в изучение своей дисциплины.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Непосредственная организация самостоятельной работы студентов протекает в два этапа. Первый этап – это период начальной организации, требующий от преподавателя непосредственного участия в деятельности обучаемых, с обнаружением и указанием причин появления ошибок. Второй этап – период самоорганизации, когда не требуется непосредственного участия преподавателя в процессе самостоятельного формирования знаний студентов.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Самостоятельная работа как часть учебной деятельности студентов

Самостоятельная работа представляет собой особую, высшую степень учебной деятельности. Она обусловлена индивидуальными психологическими различиями учащегося и личностными особенностями и требует высокого уровня самосознания, рефлективности. Самостоятельная работа может осуществляться как во внеаудиторное время (дома, в лаборатории), так и на аудиторных занятиях в письменной или устной форме. Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих систем, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Организуется, обеспечивается и контролируется данный вид деятельности студентов соответствующими кафедрами.

Изображение слайда
22

Слайд 22: три уровня самостоятельной деятельности

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов: 1) репродуктивный (тренировочный); 2) реконструктивный; 3) творческий, поисковый. Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы, во-первых, комплексный подход к организации такой деятельности по всем формам аудиторной работы, во-вторых, сочетание всех уровней (типов) самостоятельной работы, в-третьих, обеспечение контроля за качеством выполнения (требования, консультации) и, наконец, формы контроля.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, Направление, организацию, поддержку. Внешняя мотивация Внутренняя мотивация Мотивация самостоятельной работы студентов Учебная (процессуальная) мотивация

Изображение слайда
24

Слайд 24: Эффективность творческой деятельности студентов

Эффективность творческой деятельности студентов зависит от организации занятий и характера влияния преподавателя. В педагогической литературе описаны и практически применяются разнообразные приемы активизации самостоятельной работы студентов. Вот наиболее действенные из них. 1.  Обучение студентов методам самостоятельной работы ( временные ориентиры выполнения самостоятельной работы для выработки навыков планирования бюджета времени ; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки ). 2.  Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях. 3.  Проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике. 4.  Применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой. 5.  Использование методов активного обучения ( анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры ). 6.  Разработка и ознакомление студентов со структурно-логической схемой дисциплины и ее элементов ; применение видеоряда. 7.  Выдача студентам младших курсов методических указаний, содержащих подробный алгоритм ; постепенное уменьшение разъяснительной части от курса к курсу с целью приучить студентов к большей самостоятельности. 8.  Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения. 9.  Разработка учебных пособий междисциплинарного характера. 10.  Индивидуализация домашних заданий и лабораторных работ, а при групповой работе – четкое ее распределение между членами группы. 11.  Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными. 12.  Контрольные вопросы к лекционному потоку после каждой лекции. 13.  Чтение студентами фрагмента лекции (15–20  мин ) при предварительной подготовке его с помощью преподавателя. 14.  Присвоение статуса студентов-консультантов наиболее продвинутым и способным из них ; оказание таким студентам всесторонней помощи. 15.  Разработка и внедрение коллективных методов обучения, групповой, парной работы.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Выход на новое качество подготовки специалистов ведущие ученые-педагоги российских вузов видят в переориентации учебных планов на широкое использование самостоятельной работы, в том числе и на младших курсах. В этой связи заслуживают внимания определенные конструктивные предложения, такие, как : организация индивидуальных планов обучения с привлечением студентов к научно-исследовательской работе и по возможности к реальному проектированию по заказам предприятий ; включение самостоятельной работы студентов в учебный план и расписание занятий с организацией индивидуальных консультаций на кафедрах ; создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для выполнения самостоятельной работы студентов ; разработка системы интегрированных межкафедральных заданий ; ориентация лекционных курсов на самостоятельную работу ; рейтинговый метод контроля самостоятельной работы студентов ; коллегиальные отношения преподавателей и студентов ; разработка заданий, предполагающих нестандартные решения ; индивидуальные консультации преподавателя и перерасчет его учебной нагрузки с учетом самостоятельной работы студентов ; проведение форм лекционных занятий типа лекции-беседы, лекции-дискуссии, где докладчиками и содокладчиками выступают сами студенты, а преподаватель выполняет роль ведущего. Такие занятия предполагают предварительную самостоятельную проработку каждой конкретной темы выступающими студентами по учебным пособиям, консультации с преподавателем и использование дополнительной литературы

Пути повышения эффективности самостоятельной работы студентов.

Изображение слайда
26

Слайд 26

П одведем итоги В целом же ориентация учебного процесса на самостоятельную работу и повышение ее эффективности предполагает, во-первых, увеличение числа часов на самостоятельную работу студентов; во-вторых, организацию постоянных консультаций и консультационной службы, выдачу комплекта заданий на самостоятельную работу студентов сразу или поэтапно; в-третьих, создание учебно-методической и материально-технической базы в вузах (учебники, учебно-методические пособия, компьютерные классы), позволяющей самостоятельно освоить дисциплину; в-четвертых, доступность лабораторий и мастерских для самостоятельного выполнения лабораторного практикума; в-пятых организацию постоянного (лучше рейтингового) контроля, позволяющего свести до минимума традиционные процедуры контроля и за счет сессионного времени увеличить бюджет времени самостоятельной работы студентов; в-пятых, отмену большей части сложившихся форм практических и лабораторных занятий с целью высвобождения времени на самостоятельную работу и обслуживание консультационных пунктов.

Изображение слайда
27

Слайд 27

… З нания можно предложить, но овладеть ими может и должен каждый самостоятельно » -А. Дистервег

Изображение слайда
28

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Изображение слайда
29

Последний слайд презентации: методика организации самостоятельной работы студентов в вузе: СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Архангельский С.И. Методологические разработки по курсу педагогики и психологии высшей школы для слушателей ФПК / С.И. Архангельский. – М., 1990. Воеводин Л. Д. Самостоятельная работа студентов над источниками - эффективное средство самообразования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. II, Право. - 1996. - N 4. - С. 49-62. Коржуев А.В. Очерки прикладной методологии процесса вузовского обучения / А.В. Коржуев, В.А. Попков. – М., 2001. Попков В. А. Дидактика высшей школы / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М.: Издательский центр « Академия », 2004. Портных В. О воспитании самостоятельности студентов // Высшее образование в России. - № 7. – С. 155-157. Сенашенко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов : актуальные проблемы // Высшее образование в России. - № 7. – С. 103-109. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. – М., 2005. Соколова И.Б. Основы самостоятельной работы студентов : Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / И.Б. Соколова. – М., 2002. Фокин Ю.Г. Образование и воспитание в высшей школе / Ю.Г. Фокин. – М., 2002. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе : Учеб.пособие для вузов / Д.В. Чернилевский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. http://www.yspu.yar.ru/vestnik Журнал " Педагогический Вестник " (ЯГПУ им. К. Д.Ушинского ).

Изображение слайда