Презентация на тему: Методический семинар

Методический семинар
Основные идеи:
Структурные единицы проблемного обучения
Приемы создания проблемных ситуаций (по В.И. Андрееву)
Алгоритм решения проблемы (по В.М. Вергасову )
Методический семинар
Матрица согласования приемов технологии
Методический семинар
Методический семинар
Методический семинар
Методический семинар
Методический семинар
Методы проблемного обучения
Методы эвристического обучения (по А.В. Хуторскому)
Методический семинар
Методический семинар
Методический семинар
Методический семинар
Методический семинар
1/19
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 13)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (469 Кб)
1

Первый слайд презентации: Методический семинар

Технология проблемного обучения

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
2

Слайд 2: Основные идеи:

процесс мышления осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблем; одним из главных условий управления обучением, обеспечивающем развития мышления, является создание проблемных ситуаций и решение проблем Итак, в основе проблемного обучения лежит решение какой-либо задачи, проблемы.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Структурные единицы проблемного обучения

Проблемная ситуация (наличие осознанного затруднения, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний и способов действий) и процесс ее разрешения. Проблемный вопрос – наводящие вопросы, помогающие осознать сущность проблемы. Проблемная задача – ряд действий по решению проблемы.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Приемы создания проблемных ситуаций (по В.И. Андрееву)

1. Создание ситуации выбора, принятие решения. 2. Сравнение, сопоставление фактов, явлений. 3. Обсуждение причинно-следственных связей, отношений, экскурс в историю вопроса. 4. Обращение к опыту ведущих педагогов, практиков. 5. Принципиально новый взгляд на явление. 6. Обсуждение и сопоставление подходов к объяснению явления. 7.Постановка вопросов, требующих объяснения фактов, явлений, поиска взаимосвязей.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Алгоритм решения проблемы (по В.М. Вергасову )

Выявление (формулировка) проблемной ситуации – что известно для решения проблемы? Что требуется найти? Что еще необходимо для решения проблемы? Нельзя ли сформулировать проблему проще? Решались ли раньше подобные проблемные ситуации? Составление гипотез (предположений) – Какие пути решения можно предложить? Какие трудности встретятся на пути? Какие раньше применялись гипотезы для решения подобных ситуаций?

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6

3. Решение проблемной ситуации – действуя по выбранной гипотезе, оценивайте каждый шаг. Не осталось ли что-нибудь нерешенным? На все ли вопросы проблемы удалось получить ответ? 4. Анализ решения проблемной ситуации – Все ли данные проблемной ситуации использованы? Какие дополнительные результаты можно получить при решении данной проблемы? Что можно получить, если проблему изменить?

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Матрица согласования приемов технологии

Предъявление проблемной ситуации Деятельность педагога - предъявляет проблемную ситуацию, осуществляет постановку наводящих вопросов. Деятельность учащихся – ученик научится: основам прогнозирования; формулировать своё мнение (позицию), аргументировать и координировать ее с позициями партнеров; использовать языковые средства для отображения своих мыслей, мотивов, потребностей; делать выводы на основе аргументации.

Изображение слайда
1/1
8

Слайд 8

2. Формулировка проблемной задачи Деятельность педагога – условное расчленение данного (известного) и искомого (неизвестного). В результате формулируются проблемные задачи. Деятельность учащихся - осуществляет познавательную рефлексию в контексте действий по решению задач; - делает выводы на основе аргументации.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9

3. Проблемный вопрос Деятельность педагога – постановка проблемного вопроса. Деятельность учащихся объясняет выявляемые явления, процессы, связи и отношения; структурирует изученный материал; выстраивает последовательность описываемых событий; делает выводы на основе аргументации.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10

4. Составление гипотезы Деятельность педагога – осуществляет постановку наводящих вопросов, сообщает необходимую информацию. Деятельность учащихся выдвигает гипотезы; делает выводы на основе аргументации

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11

5. Решение проблемной ситуации Деятельность педагога – дает направляющие указания. Деятельность учащихся строит логические рассуждения, включая причинно-следственные связи; оценивает выполнение собственных действий, вносит коррективы; осуществляет сравнение по самостоятельно выбранным критериям; объясняет выявленные процессы, связи и отношения

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12

6. Анализ решения проблемной ситуации Деятельность педагога - осуществляет анализ действий ученика в ходе решения проблемной ситуации. Деятельность учащихся самостоятельно оценивает правильность выполнения деятельности, вносит коррективы; осуществляет познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Методы проблемного обучения

Проблемное изложение – преподаватель ставит вопрос или формулирует проблемную задачу и показывает варианты ответов или способы решения. Частично-поисковый (эвристический) метод – активное вовлечение учеников в процесс обсуждения и решения проблемы, задачи. Исследовательский метод – включение учащихся в процесс формулировки научной проблемы, отбора предмета и методов исследования, составление его программы, отбора базы и участников эксперимента, участие в нем, обработку и анализ полученных результатов.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Методы эвристического обучения (по А.В. Хуторскому)

Оргдеятельностные методы «Методы ученического целеполагания » - выбор учениками целей из предложенного набора; - классификация составленных детьми целей с последующей детализацией; -обсуждение ученических целей на предмет их реалистичности и достижимости; - формулирование целей на основе результатов рефлексии; «Методы ученического планирования» Ученику предлагается спланировать образовательную деятельность на определенный срок (урок, день, неделю, тему раздел, творческую работу). План должен обозначать основные этапы и виды деятельности. План может быть устный или письменный, простой или сложный.

Изображение слайда
1/1
15

Слайд 15

«Методы самоорганизации обучения» - работа с учебником, первоисточниками; - изготовление моделей, поделок, творческие исследования. «Методы взаимообучения » - работа в парах; работа в группах; «Метод рецензий» Умение критически взглянуть на образовательный продукт, устный ответ товарища; - проанализировать содержание; - выделить главные аспекты. Подготовительная работа – специальные опорные схемы оценок (критерии оценки). «Методы рефлексии» (организация осознания учеником собственной деятельности) - текущая рефлексия – осуществляется по ходу учебного процесса; - итоговая рефлексия – завершает определенный период деятельности (в конце урока, дня, недели, четверти, учебного года). «Методы самооценки» - качественные критерии самооценки формулируются на основе ученической образовательной программы и задаются учителем; - количественные критерии самооценки отражают полноту достижения учеником целей.

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16

Познавательные методы - метод эмпатии (вживания ) – означает « вчувствование » человека в состояние другого объекта. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. - метод смыслового видения – продолжение и углубление предыдущего метода. Концентрация на объекте познания позволяет им понять (увидеть, почувствовать) заключенную в объекте идею, первосмысл, внутреннюю сущность. - метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Ученику предлагается, глядя на фигуру, слово, знак составить образы и описать, на что они похожи. - метод символического видения заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом.

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17

- метод сравнения применяется для сравнения разных версий учеников; сравнение их с культурно-историческими аналогами; сравнение аналогов между собой. - метод эвристического наблюдения - ученики, осуществляющие наблюдение получают результат, включающий: а) информационный результат наблюдения; б) примененный способ наблюдения; в) комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдений. - метод фактов. Поиск фактов тесно связан с необходимостью воспринимать объекты с помощью физических органов чувств. - метод прогнозирования применяется к реальному или планируемому процессу. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью, проводится обсуждение результатов.

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18

Креативные методы обучения - метод придумывания – способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных умственных действий. Метод может быть реализован с помощью следующих приемов: а) заместите качество одного объекта качествами другого, с целью создания нового объекта; б) предложите новые свойства объекта, проявляющиеся в иной среде. - метод «Если бы». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится. - метод гиперболизации – увеличение или уменьшение объекта познания или его отдельных частей, качеств.

Изображение слайда
1/1
19

Последний слайд презентации: Методический семинар

Спасибо за внимание !

Изображение слайда
1/1