Презентация на тему: Методические требования к разработке инструментария оценки аккультурации

Методические требования к разработке инструментария оценки аккультурации
Переменные, которые описывают аккультурацию
Содержание феномена аккультурации, как объекта исследования
Опросник для изучения аккультурации мигрантов и представителей этнических меньшинств
Гипотеза контакта
1/5
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 2)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (99 Кб)
1

Первый слайд презентации: Методические требования к разработке инструментария оценки аккультурации

1. Ясность исследовательских целей и переменных аккультурации ( Ч еткая формулировка исследовательских целей и ожиданий.) 2. Выбор индикаторов аккультурации (В качестве индикаторов аккультурации наиболее часто используются аккультурационные ориентации.) 3. Методологии изучения аккультурации (При исследовании аккультурации используются различные исследовательские методологии.) 4. Методы измерения ( Метод с одним измерением аккультрации имеет преимущество в том, что используется короткий инструмент, поэтому он позволяет дать простую интерпретацию оценок аккультурации, таких, например, как дистанцированность от культуры принимающего общества.) 5. Аккультурация в различных сферах жизни и ситуациях 6. Формулировка пунктов опросника

Изображение слайда
2

Слайд 2: Переменные, которые описывают аккультурацию

Цель.  Доброволен ли групповой контакт (например, при иммиграции) или он происходит под принуждением? Местоположение.  Находится ли группа на ее традиционном месторасположении с ее землей и другими доступными ресурсами или члены группы являются перемещенным в новую, возможно, менее желательную, окружающую среду (например, лагеря беженцев)? Постоянство контакта.  Эти переменные являются почти такими же, как и в описании Культуры А. Присутствуют некоторые отличия: насколько давно начался контакт, существует ли давление в процессе аккультурации, есть ли конфликт или кризис в отношениях между двумя группами? Число мигрантов.  Увеличивается ли оно или снижается? Политика.  Что предпринимает группа, чтобы оптимизировать аккультурацию? Сопротивляется ли она аккультурации, стремится ли к включению в принимающее общество? Культурные особенности.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Содержание феномена аккультурации, как объекта исследования

Согласно теории аккультурации, разработанной Дж. Берри, процесс вхождения в новую культуру связан с двумя основными проблемами, которые решает иммигрант: поддержание культуры и участие в межкультурных контактах. Выделяют четыре основных стратегии аккультурации: Ассимиляция – вариант аккультурации, при котором эмигрант полностью идентифицируется с новой культурой и отрицает культуру этнического меньшинства, к которому принадлежит. Сепарация означает, что представители этнического меньшинства отрицают культуру большинства и сохраняют свои этнические особенности. Если мигрант не идентифицирует себя ни с культурой этнического большинства, ни с культурой этнического меньшинства, результатом является этнокультурная маргинализация. Интеграция характеризуется идентификацией как со старой, так и с новой культурами.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Опросник для изучения аккультурации мигрантов и представителей этнических меньшинств

Данный опросник включает в себя достаточно много методик, направленных на изучение различных психологических конструктов. Блоки вопросов № 1—13  — информационные вопросы, позволяющие получить информацию о респонденте, его окружении, материальном статусе, уровне владения языком доминирующей культуры, частоте межэтнических контактов и т.д. Методика № 14  — вопросы, позволяющие оценить отношение респондента к своей гражданской и этнической идентичности. Методика № 15  — Шкала оценки интегральной безопасности. Методика № 16 — Аккулътрационные установки. Вычисляется среднее значение по каждой шкале. Методика № 17  — Воспринимаемая дискриминация. В данной методике подсчитывается среднее арифметическое по пяти вопросам. Методика № 21 — «Градусник» (оценка отношения к представителям окружающих иноэтнических групп). Методика № 22 — Шкала для измерения удовлетворенности собой. Методика № 23 — Шкала для измерения удовлетворенности жизнью Методика № 24 — Оценка психологических проблем. Методика № 25 — Оценка социокультурной дезадаптации. Методика № 26 — «Шкала лжи» (оценка установки на социальножелательные ответы).

Изображение слайда
5

Последний слайд презентации: Методические требования к разработке инструментария оценки аккультурации: Гипотеза контакта

Гипотеза контакта, предложенная Г. Олпортом, гласит, что контакт между членами разных социальных групп способствует снижению враждебности в их отношениях. Она основана на предположении, что негативные стереотипы относительно членов аутгруппы возникают из-за недостатка контакта с ними поскольку точность их восприятия членами ингруппы прямо пропорционально зависит от интенсивности межличностного взаимодействия между члена ми разных социальных групп. Формирование неточных и, как правило, негативных стереотипов членов аутгруппы приводит к появлению аутгрупповой дискриминации по отношению к ним со стороны носителей этих стереотипов. Повторные контакты между членами разных групп приводят к формированию ими более полного представления друг о друге. Чем более сложными будут представления членов социальных групп о своих оппонентах, тем менее негативными будут суждения о них, тем меньше вероятность возникновения межгруппового конфликта. Таким образом, в рамках этого направления существует интерес как к когнитивной, так и к поведенческой составляющим межгруппового взаимодействия.

Изображение слайда