Презентация на тему: Методы социологических исследований

Методы социологических исследований
Методология социологических исследований. Методы сбора данных
Методология социологических исследований. Методы анализа социологических данных
Особенности социального знания
Структура социологического знания
Социальные и статистические факты
Прикладные и эмпирические исследования
Программа социологического исследования
Формулировка и обоснование проблемы. Определение цели, объекта и предмета исследования
Формирование и операционализация понятий
Методы социологических исследований
Социальная активность студентов
ПЕРВИЧНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ (КВАНТИФИКАЦИЯ) СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ВЫДВИЖЕНИЕ РАБОЧИХ ГИПОТЕЗ
Выборка
Ошибки выборки
1/16
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 99)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (503 Кб)
1

Первый слайд презентации: Методы социологических исследований

Салыгин Е.Н.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Методология социологических исследований. Методы сбора данных

М етоды социологических исследований  можно условно разделить на две группы: 1) методы сбора данных и 2) методы обработки социологических данных. Методы сбора данных в социологическом исследовании делятся на две группы: 1)  количественные методы  и 2)  качественные методы социологического исследования. Поэтому существуют такие виды социологических исследований как количественные и качественные. Качественные методы социологии позволяют понять суть какого-либо социального явления, а количественные - понять насколько массово (часто встречаемо) это социальное явление и насколько оно важно для общества. Количественные методы:  социологический опрос,  контент анализ документов, метод интервью, наблюдение, эксперимент. Качественные методы:  фокус группа, исследование случая («кейс стади »), этнографические исследования, неструктурированные интервью.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Методология социологических исследований. Методы анализа социологических данных

К методам анализа социологических данных относятся различные статистические методы, такие как шкалирование, ранжирование и т.д. Для применения этих методов используется компьютер и специальное программное обеспечение, например, SPSS (аббревиатура англ.  « Statistical Package for the Social Sciences »  — «статистический пакет для социальных наук») — компьютерная программа  длястатистической обработки данных, Лидер рынка в области коммерческих статистических продуктов, предназначенных для проведения прикладных исследований в социальных науках. 28 июля 2009 компания объявила, что она была приобретена компанией IBM за 1,2  млрд долл. США. По состоянию на январь 2010 года компания стала называться «SPSS: An IBM Company». По мнению некоторых авторов, SPSS «занимает ведущее положение среди программ, предназначенных для статистической обработки информации»

Изображение слайда
4

Слайд 4: Особенности социального знания

Совпадение субъекта и объекта познания. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов — субъектов познания. Существует сравнительно мало развитых формальных теорий, из которых можно было бы строгим образом вывести проверяемые гипотезы («неточные», «расплывчатые» законы, «законы-тенденции», которые довольно сложно «извлечь» из предмета исследований ввиду его исключительной сложности) Возможности экспериментального метода заведомо ограничены, а имеющиеся данные о естественно случающихся событиях либо о результатах специальных опросов редко позволяют разделить главные и побочные эффекты; Одновременно существует несколько очень влиятельных исследовательских программ (например, каждая из которых обладает собственным набором методологических норм, излюбленных исследовательских техник и образцовых теоретических интерпретаций

Изображение слайда
5

Слайд 5: Структура социологического знания

Изображение слайда
6

Слайд 6: Социальные и статистические факты

Эмпирическая база социологического знания - сгруппированные и обобщенные социальные факты, рассматриваемые под углом зрения различных теоретических подходов. Теория задает модель их объяснения. Социальный факт – социально-типическое явление: совокупные, систематизированные характеристики массового поведения, или массового сознания (мнений, оценок, суждений, верований и т. п.), или результатов человеческой деятельности (материальной, духовной). Задача социолога — отделить индивидуальные различия, имеющие систематический характер, от случайных и тем самым описать устойчивые свойства данного процесса. Для этого применяется аппарат вероятностной статистики, основа которой — закон больших чисел - принцип, в силу которого совокупное действие большого числа индивидуальных причин и условий, содержащих в себе элементы случайного характера, при некоторых весьма общих условиях приводит к результату, почти не зависящему от случая. Необходимые предпосылки действия этого закона — достаточное число наблюдений и независимость отдельных событий от некоторой общей причины (в смысле динамической зависимости). Статистический факт - типические сводные числовые характеристики, основанные на специально организо­ванном массовом наблюдении социальных явлений.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Прикладные и эмпирические исследования

Прикладные исследования — самый низкий уровень социологии; совокупность частных исследований, как правило, однообъектных, которые завершаются разработкой практических мероприятий и иногда их внедрением (практические рекомендации-внедрения). Не нацелены на приращение новых знаний, и они используют частные теории, т.е. прикладывают их к конкретному объекту. Эмпирические исследования нацелены на приращение знаний; подтверждают, либо опровергают какую-то частную теорию. У них множество объектов. Обязательно должны быть репрезентативными.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Программа социологического исследования

Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последователь­ности операций для их проверки. Включает: методологическую часть — формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическую часть — определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Формулировка и обоснование проблемы. Определение цели, объекта и предмета исследования

Цель : «Знание о незнании» Точное определение, от абстрактного к общему Ориентирует на его конечный результат, (теоретико-познавательный и практически-прикладной), логически диктует структуру его основных задач, теоретичес­ких и практических, последние требуют уточнений в виде ряда частных программных задач. Кроме того, мо­жет быть поставлено некоторое ограниченное число побочных, дополнительных задач. Объект – элемент реальной действительности, носители той или иной социальной проблемы (социальные группы) Предмет - свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению; концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Формирование и операционализация понятий

Анализируются основные понятия, в которых описывается социальная проблема, уточняется их смысл. Смысловое содержание понятий переводится на язык поддающихся эмпирическому наблюдению фактов и социальных показателей операционализация т.е. теоретические абстрактные понятия переформулируются в конкретные эмпирические, т.е. с выходом на аспекты, непосредственно наблюдаемые в рамках социального взаимодействия. Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указания правил фиксирования соответ­ствующих эмпирических признаков — операциональным определением Определяются методы и процедуры регистрации свойств и явлений, существенных для установления ожидаемых фактов — инструментарий исследования. Параллельно формулируются рабочие гипотезы.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Операционализация понятий  — специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов 1. Наименование социального феномена (концепт); 2. Описание концепта в наиболее общих теоретических понятиях (конструкт); 3. Эмпирическая интерпретация конструкта, т.е. выделение аспектов, изучаемого явления, которые понятны респонденту (индикаторы);формулировка соответствующих переменных, легко переводимых в анкетные вопросы.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Социальная активность студентов

Социальная активность студентов Теоретический конструкт Социальная активность студентов, как составная видов активности, присущих жизнедеятельности индивида в соответствующий возрастной период и в соответствующих социальных условиях, а именно: академическая активность, научная активность, трудовая активность, общественная активность, межличностная активность. Эмпирические индикаторы 1. Академическая активность: посещение лекций, работа на семинарах, выполнение домашних заданий. 2. Научная активность: (…) 3. Общественная активность: (…) 5. Межличностная активность: (…)Переменные Академическая активность: А) Посещение лекций: количество пропусков в неделю Б) Активность на семинарах: ответы на семинарах В) Активность при выполнении домашних заданий (…)

Изображение слайда
13

Слайд 13: ПЕРВИЧНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ (КВАНТИФИКАЦИЯ) СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

1. Перевод исходного понятия в показатели. 2. Перевод показателей в переменные. 3. Перевод переменных в индикаторы. 4. Определение методов сбора искомых данных. Предпосылка всех операций с количественными выражениями свойств социальных объектов и процессов — первичное измерение качественных признаков или их квантификация. Измерение — это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым этало­ном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале. В итоге формируется числовая модель измеряемого объекта, а точнее — некоторых выделенных в качественном анализе его сторон.

Изображение слайда
14

Слайд 14: ВЫДВИЖЕНИЕ РАБОЧИХ ГИПОТЕЗ

Гипотезы — это явно или неявно выраженные предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема. Она не должна противоречить ранее установленным научным фактам. Она должна быть простой, т.е. не должна содержать массы допущений и ограничений. Она должна быть приложима к более широкому кругу явлений, нежели та область, которая непосредственно наблюдается в исследовании.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Выборка

Выборка ( выборочная совокупность)  — множество случаев, с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании. Генеральная совокупность, генеральная выборка  - совокупность всех объектов (единиц), относительно которых учёный намерен делать выводы при изучении конкретной проблемы. Генеральная совокупность состоит из всех объектов, которые имеют качества, свойства, интересующие исследователя. Характеристики выборки: качественная характеристика выборки – что именно мы выбираем и какие способы построения выборки мы для этого используем. количественная характеристика выборки – сколько случаев выбираем, другими словами объём выборки. Репрезентативность выборки - по выделенным параметрам (критериям) состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.

Изображение слайда
16

Последний слайд презентации: Методы социологических исследований: Ошибки выборки

Ошибки регистрации  возникают из-за неправильных или неточных сведений. Их источником является невнимательность регистратора, неправильное заполнение формуляров, описки или же непонимание существа исследуемого вопроса. Ошибки репрезентативности  возникают вследствие несоответствия структуры выборки структуре генеральной совокупности. Распределение единиц в выборочной совокупности отличается от распределения единиц в генеральной совокупности. Ошибки репрезентативности делятся на систематические и случайные. Систематические ошибки  репрезентативности возникают из-за неправильного формирования выборки, при котором нарушается основной принцип научно организационной выборки – принцип случайности. Случайные ошибки  репрезентативности означают, что даже при соблюдении принципа случайности отбора единиц, расхождения между характеристиками выборки и генеральной совокупности все же имеют место. Повышенная надежность допускает ошиб­ку выборки до 3%, обыкновенная — до 3—10% (довери­тельный интервал распределений на уровне 0,03—0,1), приближенная —от 10 до 20%, ориентировочная — от 20 до 40%, а прикидочная — более 40%.

Изображение слайда