Презентация на тему: МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Реклама. Продолжение ниже
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
План
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1/49
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 71)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3375 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: План

Психологическое исследование: требования к организации и его этапы Классификация методов исследования Характеристика основных эмпирических методов психологии

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3

Психологическое исследование: требования к организации и его этапы

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4

Способом получения объективных знаний об окружающей действительности выступает научное исследование. Психологическое исследование  это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей.

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5

ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЭТАП СБОРА ФАКТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ЭТАП КОЛИЧЕСТВЕННОЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:

1. Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов. 2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям. 3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов. 4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность. 5. Инструкция для испытуемых должна быть четкой, краткой и однозначной. 6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным). 7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9

Классификация методов психологического исследования Б.Г. Ананьева

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
11

Слайд 11

1. Организационные методы Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12

1. Организационные методы Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13

Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭМПИРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИИ

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
16

Слайд 16

НАБЛЮДЕНИЕ Один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17

Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления.

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18

Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения: пантомимика (осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.); мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.); речь (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство и т.д.); поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, стиль общения, позиция в общении и т.д.); наличие противоречий в поведении (демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях); поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, своим личным вещам); поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение задания, конфликт); поведение в основной деятельности (работе).

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19

Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются: многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением; многоуровневая, иерархическая структура психических явлений; уникальный характер и неповторимость психических явлений.

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21

1. В зависимости от позиции наблюдателя: открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования; скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообща­ется, проводимое незаметно для них.

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22

2. В зависимости от активности наблюдателя: пассивное – наблюдение без какой-либо направленности; активное – наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в наблюдаемый процесс; лабораторное (экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях. естественное (полевое) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23

3. В зависимости от регулярности: случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств; систематическое – преднамеренное наблюдение, со­вер­шаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее со­ставлен­ному графику; включенное – наблюдение, при котором наблюдатель вхо­дит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри; невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодейст­вия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24

4. По упорядоченности: случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств; сплошное – постоянное наблюдение за объектом без пере­рыва; выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные про­ме­жутки времени, выбираемые исследователем по своему ус­мотрению; систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее со­ставлен­ному графику.

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25

5. С точки зрения хронологической организации наблюдения : лонгитюдное – наблюдение в течение длительного времени; периодическое – наблюдение в течение определенных промежут - ков времени; одиночное – описание отдельного случая.

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
27

Слайд 27

Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней (субъективной) стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления. Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого лица. Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения: адекватная передача смысла наблюдаемых явлений; точность и образность формулировок; обязательное описание ситуации (фон, контекст), в которой наблюдаемое поведение имело место.

Изображение слайда
1/1
28

Слайд 28

Самонаблюдение (интроспекция) – это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, но в то же время наблюдение и за их внешними проявлениями.

Изображение слайда
1/1
29

Слайд 29

ЭКСПЕРИМЕНТ Это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния. Выделяют следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
30

Слайд 30

ЭКСПЕРИМЕНТ Лабораторный (проводится в условиях лаборатории) Естественный (проводится в реальных жизненных условиях) ЭКСПЕРИМЕНТ Констатирующий (ограничивается констатацией изменений изучаемых психических явлений ) Формирующий (предусматривает целенаправленное воздействие экспериментатора на изучаемое психическое явление)

Изображение слайда
1/1
31

Слайд 31

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОГО И ЕСТЕСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Обеспечивается высокая точность результатов Относительная точность результатов Возможны повторные исследования в аналогичных условиях Исключается проведение повторных исследований в аналогичных условиях Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными Отсутствие полного контроля за всеми переменными Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности Условия деятельности соответствуют реальности Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования Испытуемые не знают о том, что они являются объектами исследований

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТА НАБЛЮДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТ В зависимости от природы вопросов Вопрос остается открытым. Наблюдатель не знает ответа или имеет о нем смутное представление Вопрос становится гипотезой, т.е. предполагает существование какой-то зависимости между фактами. Эксперимент ставит своей целью проверку гипотезы В зависимости от контроля ситуации Ситуации наблюдения определяются менее строго, чем в эксперименте. Переходные ступени от естественного к спровоцированному наблюдению Ситуация эксперимента четко определена В зависимости от точности регистрации Процедура регистрации действий испытуемого менее строгая, чем в эксперименте Точная процедура регистрации действий испытуемого

Изображение слайда
1/1
33

Слайд 33

БЕСЕДА Вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
34

Слайд 34

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
35

Слайд 35

Стандартизированный опрос  опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов. Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по определенному плану, и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Изображение слайда
1/1
36

Слайд 36

АНКЕТИРОВАНИЕ Это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследовани я.

Изображение слайда
1/1
37

Слайд 37

Процедура анкетирования предусматривает три этапа: 1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях. 2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные и непредполагаемые суждения. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно. Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос. Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа. 3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.

Изображение слайда
1/1
38

Слайд 38

При составлении анкеты следует придерживаться ряда общих правил и принципов: 1. формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствовать его знаниям и образованию; 2. сложные и многозначные слова должны исключаться; вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости; 3. включать вопросы, проверяющие степень искренности.

Изображение слайда
1/1
39

Слайд 39

Тестирование – это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов. Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Изображение слайда
1/1
40

Слайд 40

ТЕСТИРОВАНИЕ Это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов. Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки..

Изображение слайда
1/1
41

Слайд 41

В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают интеллектуальные тесты; тесты достижений и специальных способностей; личностные тесты; тесты интересов, установок, тесты, диагностирующие межличностные отношения и т.д. Существует большое количество тестов, направленных на оценку личности, способностей и особенностей поведения.

Изображение слайда
1/1
42

Слайд 42

ТЕСТ-ОПРОСНИК Основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных относительно валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности ТЕСТ-ЗАДАНИЕ Включает серию специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств

Изображение слайда
1/1
43

Слайд 43

ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ В нем заложен механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктурированному стимульному материалу теста, например чернильным пятнам

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
44

Слайд 44

Разработка и использование любых тестов должны отвечать следующим основным требованиям: стандартизации, заключающейся в создании единообразной процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий; надежности, означающей согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании ( ретест ) с помощью того же теста или же его эквивалентной формы; валидности (адекватности) – степени, в которой тест измеряет именно то, для чего он предназначен; практичности, т.е. экономичности, простоты, эффективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций (испытуемых) и видов деятельности.

Изображение слайда
1/1
45

Слайд 45

Разработка и использование любых тестов должны отвечать следующим основным требованиям: стандартизации, заключающейся в создании единообразной процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий; надежности, означающей согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании ( ретест ) с помощью того же теста или же его эквивалентной формы; валидности (адекватности) – степени, в которой тест измеряет именно то, для чего он предназначен; практичности, т.е. экономичности, простоты, эффективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций (испытуемых) и видов деятельности.

Изображение слайда
1/1
46

Слайд 46

К особенностям теста можно отнести слабую прогностичность, «привязанность» результатов к конкретной ситуации тестирования, отношение испытуемого к процедуре и исследователю, зависимость результатов от состояния исследуемого лица (усталость, стресс, раздражительность и т.д.).

Изображение слайда
1/1
47

Слайд 47

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК Заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов. Одним из наиболее важных моментов в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие субъекта и изучаемую проблему: инспектор по делам несовершеннолетних, родители, друзья и т.д. Исследователь обобщает и анализирует оценки экспертов.

Изображение слайда
1/1
48

Слайд 48

МЕТОД АНАЛИЗА ПРОЦЕССА И ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Данный метод предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности. В продуктах деятельности проявляется отношение человека к самой деятельности, к окружающему миру, отражается уровень развития интеллектуальных, сенсорных, моторных навыков.

Изображение слайда
1/1
49

Последний слайд презентации: МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД Это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.). Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже