Презентация на тему: Методы обучения

Методы обучения
Метод обучения
Прием обучения
К лассификация методов обучения по источнику приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Е.И. Петровский, Д.О. Лордкипанидзе и др. )
Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин ).
Комплексная классификация методов обучения (Ю.К. Бабанский )
Методы организации УПД
Методы стимулирования УПД
Методы контроля за эффективностью
Методы обучения
Методы обучения
Методы обучения
Рассказ
Рассказ
Педагогические требования к рассказу
Школьная лекция
Условия эффективности лекции
Беседа
Виды беседы
стическая беседа
Структура эвристической беседы
Типы эвристической беседы
Пример эвристической беседы
Классическая и эвристическая беседы
Формы беседы
Условия эффективности беседы
Перечислите достоинства и недостатки метода беседы
Работа с книгой
Работа с книгой
Условия эффективности работы с книгой
1/30
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 55)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (595 Кб)
1

Первый слайд презентации

Методы обучения

Изображение слайда
2

Слайд 2: Метод обучения

«Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом». И.Ф. Харламов « Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования ». Ю.К. Бабанский « Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения ». Н.В. Савин « Метод обучения - это способ организации познавательной деятельности учащихся ». Т.А. Ильина

Изображение слайда
3

Слайд 3: Прием обучения

это составная часть или отдельная сторона метода обучения, которая ведет к достижению частных задач

Изображение слайда
4

Слайд 4: К лассификация методов обучения по источнику приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Е.И. Петровский, Д.О. Лордкипанидзе и др. )

Изображение слайда
5

Слайд 5: Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин )

О бъяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный ) Репродуктивный Проблемное изложение изучаемого материала Частично поисковый (эвристический) Исследовательский

Изображение слайда
6

Слайд 6: Комплексная классификация методов обучения (Ю.К. Бабанский )

Изображение слайда
7

Слайд 7: Методы организации УПД

Методы получения новых знаний : рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, работа с книгой, организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация. Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности : методы организации учебной деятельности, как упражнения, лабораторные и практические работы. Методы закрепления и повторения изученного материала : беседа и повторение, а также методы упражнения, практическая и лабораторная работы применимы и для закрепления. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта : освоение элементарных норм ведения разговора, метод взаимной проверки, метод взаимных заданий, совместного нахождения лучшего решения, временная работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний, организация работы учащихся–консультантов, дискуссия.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Методы стимулирования УПД

методы эмоционального стимулирования (создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание у обучении; использование игровых форм организации учебной деятельности; постановка системы перспектив); методы развития познавательного интереса (формирование готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием; создание ситуаций творческого поиска); методы формирования ответственности и обязательности (метод формирования у учащегося осознания важности успешного обучения для его настоящей и будущей жизни; метод приучения учащихся к выполнению учебных требований); методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся (творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, создание креативного поля (нахождение необычного творческого способа решения задачи), перевод игровой деятельности на творческий уровень (например, введение дополнительного правила, задания с творческим компонентом и др.)).

Изображение слайда
9

Слайд 9: Методы контроля за эффективностью

повседневное наблюдение за учебной работой учащихся устный опрос письменный опрос контрольная работа проверка домашней работы тестирование

Изображение слайда
10

Слайд 10

Сравните в табличной форме словесные методы: рассказ, лекция, беседа

Изображение слайда
11

Слайд 11

Критерии Рассказ Лекция Беседа Суть Цель Содержание Стиль изложения Позиция учителя Позиция ученика

Изображение слайда
12

Слайд 12

Критерии Рассказ Лекция Беседа Суть Рассуждения учителя, анализ излагаемых фактов и примеров Устное изложение учебного материала учителем Цепь взаимосвязанных вопросов учителя; ответы учеников Цель Заинтересовать, увлечь учеников тематикой урока, вызвать стремление познакомится с материалом урока Дать учащимся современные, целостные, взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме урока Активизация познавательной деятельности учащихся Содержание Небольшое по объему, основанное на одном эпизоде или факте. Объемная, объективная, обобщенная, систематизированная информация с высокой степенью научности Включает минимальный объем информации Стиль изложения Чаще разговорный, эмоциональность, образность, конкретность, простота, выразительность речи Научный: строгая логическая последовательность,   ясность, точность, сжатость, однозначность высказываний при сохранении насыщенности содержания, насыщенность научной терминологией Чаще разговорный: эмоциональность, образность, конкретность, простота, выразительность речи Позиция учителя Монолог Монолог Диалог Позиция ученика Пассивная Пассивная Активная

Изображение слайда
13

Слайд 13: Рассказ

это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем и активизации познавательной деятельности учащихся

Изображение слайда
14

Слайд 14: Рассказ

рассказ-вступление: подготовка учащихся к изучению нового материала рассказ-повествование: раскрытие содержания новой темы рассказ-заключение: обобщение изученного материала

Изображение слайда
15

Слайд 15: Педагогические требования к рассказу

достижение дидактических целей урока содержание только достоверных и научно проверенных фактов включение достаточного количества ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений четкая логика изложения эмоциональность простой и доступный язык отражение элементов личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям

Изображение слайда
16

Слайд 16: Школьная лекция

э то продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся

Изображение слайда
17

Слайд 17: Условия эффективности лекции

составление учителем детального плана лекции сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой, целью и задачами лекции логически стройное и последовательное изложение плана краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана логические связи при переходе от одной части лекции к другой проблемность и эмоциональность изложения живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов контакт с аудиторией многостороннее раскрытие важнейших положений лекции оптимальный темп изложения выделение ( задиктовка ) того, что следует записать использование наглядности сочетание лекций с семинарскими, практическими занятиями, на которых обстоятельно разбираются отдельные положения

Изображение слайда
18

Слайд 18: Беседа

диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного

Изображение слайда
19

Слайд 19: Виды беседы

Вводная С ообщающая новые знания (классическая, эвристическая и др.) 3) Синтезирующая (закрепляющие) 4) Контрольно-коррекционная

Изображение слайда
20

Слайд 20: стическая беседа

« Эвристическая беседа – это взаимосвязанная серия вопросов, большая или меньшая часть которых является небольшими проблемами, в совокупности ведущих к решению поставленной проблемы» (И.Я. Лернер ) «Сущность эвристической беседы состоит в том, что учитель планирует шаги поиска, расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют эти шаги… Каждый из шагов или большинство их требует проявления каких-то черт творческой деятельности » « Эвристическая беседа – это создаваемая учителем система логически взаимосвязанных вопросов, каждый из которых составляет логический шаг, ведущий учащихся на основе запаса знаний к самостоятельному нахождению новых знаний или способов их добывания и раскрывающий пути и логику поиска» ( Н.М. Плескацевич ) Эвристическая беседа

Изображение слайда
21

Слайд 21: Структура эвристической беседы

Структура эвристической беседы

Изображение слайда
22

Слайд 22: Типы эвристической беседы

Эвристическая беседа, направленная на поиск ответа, когда учащиеся знают способ решения проблемы Эвристическая беседа, направленная на поиск способа при условии, когда учащиеся знают ответ Эвристическая беседа, направленная на поиск и ответа, и способа

Изображение слайда
23

Слайд 23: Пример эвристической беседы

Вопрос Ответ Вид вопроса Какие методы обучения относятся к числу интерактивных? Затруднились с ответом Проблемный вопрос Какие методы обучения вы знаете? Беседа, лекция, рассказ, игра … Вопрос на воспроизведение знакомой информации Что означает понятие «интерактивный»? Затруднились с ответом Проблемный вопрос Из каких двух слов состоит данное понятие? Интер + активный Уточняющий вопрос Интер + активный. Значит какой? Направленный на совместную деятельность Наводящий вопрос Какие из названных вами методов относятся к числу интерактивных т.е. направлены на взаимодействие со студентами? Игра, тренинг Проблемный вопрос

Изображение слайда
24

Слайд 24: Классическая и эвристическая беседы

Критерии Классическая беседа Эвристическая беседа Цель Используется для проверки знаний учеников Направлена на получение учениками новых знаний Роль учителя Вопросы репродуктивного характера Серия проблемных вопросов Роль ученика Как можно точнее и наиболее полно воспроизводят по памяти изученный ранее материал Самостоятельно разрешают противоречия, возникающие в ходе размышлений, формулируют выводы и делают обобщения

Изображение слайда
25

Слайд 25: Формы беседы

Индивидуальная - … Групповая - … Фронтальная - … Что означают данные формы беседы?

Изображение слайда
26

Слайд 26: Условия эффективности беседы

четко определить тему беседы, ее цель составить план-конспект подобрать наглядные пособия сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы продумать методику ее организации и проведения: порядок включения вопросов, узловые положения, по которым необходимо сделать обобщения и выводы

Изображение слайда
27

Слайд 27: Перечислите достоинства и недостатки метода беседы

Изображение слайда
28

Слайд 28: Работа с книгой

под непосредственным руководством учителя в форме самостоятельной работы учащегося над учебником или книгой

Изображение слайда
29

Слайд 29: Работа с книгой

Сущность этого метода (в той и в другой форме) заключается в овладении новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры, закономерности и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой Освоение учебного материала Накапливание опыта работы с учебной литературой

Изображение слайда
30

Последний слайд презентации: Методы обучения: Условия эффективности работы с книгой

1) Отбирать посильный для учащихся материал 2) Всякую работу с учебником или книгой начинать с обстоятельного вступительного объяснения учителя 3) В процессе выполнения задания учителю необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого она не получается. 4) Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок, а в начальной школе - больше 10-15 минут. Ее нужно сочетать с другими формами и методами обучения.

Изображение слайда