Презентация на тему: МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
План
Литература
§ 1. СУЩНОСТЬ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Методический прием – это «шаг» или «кирпичик» метода
Многообразие методов воспитания
Общие методы воспитания в системе образования –
Классификация общих методов воспитания
Группировка методов воспитания по Т. А. Ильиной, И. Т. Огородникову (1969 г.)
Группировка методов воспитания по И. С. Марьенко (1974 г.)
Классификация методов воспитания по Ю. К. Бабанскому
Система общих методов воспитания
Система общих методов воспитания
МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
§ 2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ -
Рассказ – это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме.
Требования к рассказу :
МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
Основные задачи метода рассказа:
Объяснение – метод для которого характерно использование доказательств, подтверждающих истинность данного суждения
Беседа - это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся
Основное назначение беседы:
Этапы беседы
ЛЕКЦИЯ В ШКОЛЕ – информативно-познавательный метод, который отличается емкостью, сложностью доказательств, продолжительностью.
Дискуссии и диспуты - методы стимулирования познавательной и в целом социальной активности воспитанников
МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
Тему диспута могут подсказать сами ученики.
МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
Метод примера
МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
Подражание изменяется с возрастом и в связи с расширением социального опыта школьника, в зависимости от его интеллектуального и нравственного развития
Этапы подражания:
Условия эффективности методов формирования сознания личности
§ 3. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ -
Всякая деятельность состоит из операций и действий.
Закономерности, обусловливающие методы педагогического руководства деятельностью и формирования опыта общественного поведения
Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей.
МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
Метод упражнения
Педагогическое требование
МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
Условия эффективности методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
§ 4. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Соревнование главное переживание ситуации успеха
Соревнование может быть:
Сюжетно-ролевые игры ( начальные классы)
Поощрение – способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.
Технология поощрения
НАКАЗАНИЕ – это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и
Средства метода наказания
Технология наказания
Условия эффективности методов стимулирования личности
§ 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании -
МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
Методы контроля
Метод: педагогическое наблюдение -
Метод: беседа
Метод: психологические опросники
МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
При оценке воспитательной работы учителя необходимо:
Показатели результативности воспитания:
Условия эффективности методов контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
§ 6. МЕТОДЫ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧАЩИХСЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ГУМАНИЗАЦИИ И ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
МЕТОДЫ АВТОРИТАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ
МЕТОДЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ
МЕТОДЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Воспитывающие ситуации
Воспитывающие ситуации
Воспитывающие ситуации
МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
§ 7. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
§ 8. Формы и средства воспитательной работы
Функции форм воспитательной работы :
Классификации форм воспитательной работы
Классификация форм воспитательной работы по количеству участников
РОЛЬ И МЕСТО ВОСПИТАТЕЛЯ ЗАВИСЯТ ОТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ, ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ.
КТД – коллективная творческая деятельность
КТД – коллективная творческая деятельность
Средства воспитания – предметы материальной и духовной культуры, окружающая среда и условия, которые используются для достижения воспитательных целей
МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
1/85
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 33)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (380 Кб)
1

Первый слайд презентации: МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

Лекция

Изображение слайда
2

Слайд 2: План

§ 1. Сущность методов воспитания и их классификация. § 2. Методы формирования сознания личности. § 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности. § 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. § 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. § 6. Методы косвенного воздействия на учащихся. § 7. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. § 8. Формы и средства воспитательной работы.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Литература

Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 1980. Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. – М., 1983. Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. – М., 1972. Паламарчук П. Ф. Школа учит мыслить. – М., 1986. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. – Киев, 1975. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М., 2000. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России / Под ред. И. А. Зимней. – М., 2001.

Изображение слайда
4

Слайд 4: 1. СУЩНОСТЬ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач

Изображение слайда
5

Слайд 5: Методический прием – это «шаг» или «кирпичик» метода

метод может включать в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение

Изображение слайда
6

Слайд 6: Многообразие методов воспитания

Есть методы, отражающие : содержание и специфику воспитания ; непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками ; методы работы в каких-то специфических условиях.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Общие методы воспитания в системе образования –

это методы сфера применения, которых распространяется на весь воспитательный процесс.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Классификация общих методов воспитания

Группировка методов воспитания по Н. И. Болдыреву, Н. К. Гончарову, Б. П. Есипову, Ф. Ф. Королеву (1963 г.) Методы воспитания группы убеждение упражнение поощрение наказание

Изображение слайда
9

Слайд 9: Группировка методов воспитания по Т. А. Ильиной, И. Т. Огородникову (1969 г.)

Методы воспитания группы убеждение Организация учебной деятельности Стимулирование поведения

Изображение слайда
10

Слайд 10: Группировка методов воспитания по И. С. Марьенко (1974 г.)

Методы воспитания группы объяснительно-репродуктивные проблемно-ситуационные Методы приучения и упражнения Методы руководства самовоспитанием Методы стимулирования и торможения

Изображение слайда
11

Слайд 11: Классификация методов воспитания по Ю. К. Бабанскому

Методы воспитания Методы формирования личности Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения Методы стимулирования поведения и деятельности беседы лекции диспуты пример соревнование поощрение наказание Педагогическое требование Общественное мнение Приучение Упражнение Воспитывающие ситуации

Изображение слайда
12

Слайд 12: Система общих методов воспитания

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Изображение слайда
13

Слайд 13: Система общих методов воспитания

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ В ВОСПИТАНИИ

Изображение слайда
14

Слайд 14

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают: в сложном и противоречивом единстве, как гармонично организованная система методов, метод может применяться в изолированном виде, но без взаимодействия с другими методами он замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели

Изображение слайда
15

Слайд 15: 2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ -

это методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок ЗАДАЧИ: формирование и развитие представлений, понятий и ценностей, выработка правильного отношения воспитуемых к тем или иным поступкам или отношениям, привнесение морали в сознание школьников, выработка умений анализировать и оценивать свои поступки, поведение в целом (обучение рефлексии), формирование адекватной самооценки.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Рассказ – это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме

Изображение слайда
17

Слайд 17: Требования к рассказу :

логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10 минут в начальных классах и 30 минут в старших).

Изображение слайда
18

Слайд 18

Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения ( Л. Н.Толстой «Косточка», В. А.Осеева «Сыновья» и др.)

Изображение слайда
19

Слайд 19: Основные задачи метода рассказа:

вызвать положительные нравственные чувства или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Объяснение – метод для которого характерно использование доказательств, подтверждающих истинность данного суждения

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся и может перерасти в беседу.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Беседа - это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся

Основное в беседе – это продуманная система вопросов, подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Основное назначение беседы:

привлечь учащихся к оценке событий, поступков и сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Этапы беседы

обоснование темы основной этап заключительный этап

Изображение слайда
24

Слайд 24: ЛЕКЦИЯ В ШКОЛЕ – информативно-познавательный метод, который отличается емкостью, сложностью доказательств, продолжительностью

Логическим центром лекции является теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Дискуссии и диспуты - методы стимулирования познавательной и в целом социальной активности воспитанников

Ситуации дискуссии могут быть созданы, если учащимся предлагается высказать свои суждения, обосновать свою точку зрения.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Диспут соответствует возрастным особенностям старшеклассника, формирующаяся личность которого характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Тему диспута могут подсказать сами ученики

Диспут требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и учащихся.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Назначение диспутов и дискуссий – создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Метод примера

Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Подражание не есть слепое копирование: оно формирует у детей действия нового типа совпадающие в общих чертах с идеалом. Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Подражание изменяется с возрастом и в связи с расширением социального опыта школьника, в зависимости от его интеллектуального и нравственного развития

Изображение слайда
32

Слайд 32: Этапы подражания:

появляется субъективный образ действия другого лица, желание поступать так же. образуется связь между примером для подражания и последующими действиями. происходит синтез подражательных и самостоятельных действий, на который активно влияют жизненные и воспитывающие ситуации.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Условия эффективности методов формирования сознания личности

опора на личный опыт учащихся, на практическую коллективную деятельность, создание эмоционального подкрепления, активизация восприятия, авторитетность воспитателя, учет уровня воспитанности воспитанников и коллектива, незаконченность формулировок понятий, суждений, оценок

Изображение слайда
34

Слайд 34: 3. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ -

это пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Задачи накопление нравственного опыта. формирование нравственного поведения и дисциплинированности.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Всякая деятельность состоит из операций и действий

Операции - это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия - это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят. Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем – к управлению деятельностью учащихся.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Закономерности, обусловливающие методы педагогического руководства деятельностью и формирования опыта общественного поведения

все виды деятельности, имеющие общественные цели, обладают развивающими и воспитывающими возможностями → надо использовать комплекс деятельностей; даже объективно ценная обществу деятельность не повлияет положительно на воспитанника, если она не имеет для него личностного смысла; в итоге педагог. воздействий у учеников формируется готовность к выбору цели и способов деятельности. Цель определяет способ и характер действий человека; деятельность остается нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение учащихся, формирование у них опыта общественного поведения.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей

Педагогические условия: показ образца воспитываемой формы поведения, создание положительного отношения к ней, вначале следует добиться точности действия и лишь затем – быстроты, важно организовать самоконтроль учащихся.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Учитель должен так организовать деятельность детей, чтобы, с удовольствием повторяя ее, они незаметно для себя свободно и непринужденно привыкали к нужной форме поведения. Иногда возникает необходимость открыто поставить перед школьниками задачу научиться вести себя определенным образом: быть вежливым, предупредительным, дисциплинированным. Третий путь - когда удается вызвать у учащихся стремление воспитать в себе то или иное качество личности (скромность, выдержку, самообладание и т.п.). Это стремление побуждает ученика овладевать соответствующими привычками.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Одним из испытанных средств приучения к заданным формам поведения является режим жизни и деятельности учащихся. Чем строже и определеннее режим, тем лучше формируется динамический стереотип, который лежит в основе образования привычек.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Метод упражнения

В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, а упражнение делает ее личностно значимой.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Педагогическое требование

Педагогическое требование должно не только опережать развитие личности, но и переходить в требования воспитанника к самому себе. Оно может выступать перед учеником как конкретная реальная задача, которую ему надлежит выполнить в процессе той или иной деятельности. Требование может вскрывать внутренние противоречия педагогического процесса, фиксировать недостатки в поведении, деятельности и общении учащихся и тем самым побуждать их к дальнейшему росту и развитию.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Учитель должен стремиться к тому, чтобы его требование стало требованием самого коллектива. Отражением коллективного требования является общественное мнение. Существенное значение имеет соблюдение учителем меры в предъявлении требований к учащимся. Предъявление требований, кроме того, определяется установленными правилами поведения, критериями оценки знаний, умений и навыков по всем предметам, установленными правилами внутреннего распорядка и другими факторами.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Условия эффективности методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности

постановка цели вырабатываемых умений, качеств и привычек поведения, формирование положительного отношения к цели предлагаемой деятельности и самой деятельности, выполнение деятельности на основе образца, организация активной самостоятельной позиции, опора на общественное мнение, опора на успех.

Изображение слайда
44

Слайд 44: 4. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Это методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. Задачи закрепление положительных форм поведения, предупреждение и пресечение негативных проявлений и поступков, формирование положительной мотивации поведения.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Соревнование главное переживание ситуации успеха

Детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Оно стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Соревнование может быть:

коллективным и индивидуальным, длительным и эпизодическим. Принципы соревнования: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Сюжетно-ролевые игры ( начальные классы)

Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, «участниками педагогического процесса» в этом случае наряду с детьми становятся и широко знакомые им сказочные персонажи.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Поощрение – способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива

Виды поощрения : одобрение, похвала, награждение, предоставление почетных прав, материальное вознаграждение. Стимулирующая роль - в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Технология поощрения

Тщательность дозировки и осторожность. Сравнение ребенка с самим собой. Учет мотива действия. Малые меры положительной оценки. Использование внешних достоинств ив целях проявления внутренних. Использование метода «естественных последствий».

Изображение слайда
50

Слайд 50: НАКАЗАНИЕ – это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им

Нельзя наказывать голодом, трудом, причинять ребенку физические или психические страдания

Изображение слайда
51

Слайд 51: Средства метода наказания

замечание, порицание, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, неодобрение, выговор, отказ от наказания, отсроченное наказание, наложение дополнительных обязанностей, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых

Изображение слайда
52

Слайд 52: Технология наказания

Применение наказаний требует от учителя педагогического такта. Наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. Если ученик нарушил правила поведения случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Нельзя наказывать по подозрению. Надо избегать коллективных наказаний - они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину. Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные. Применение метода наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.

Изображение слайда
53

Слайд 53: Условия эффективности методов стимулирования личности

учет индивидуальных и половых особенностей воспитанников, предупреждение и пресечение негативных проявлений и поступков, педагогический такт, формирование положительной мотивации поведения

Изображение слайда
54

Слайд 54: 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании -

это пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий и взаимодействия Задачи: обеспечение информации о ходе и результативности воспитания своевременное выявление возникающих противоречий и проблем формирование оценки и самооценки поведения формирование оценки и самооценки своей педагогической деятельности у воспитателей

Изображение слайда
55

Слайд 55

Эффективность воспитания - степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям воспитания. ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: степень их участия во всех основных видах деятельности и результативность этого участия. общение и отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. информированность личности, прежде всего в области нравственной, культурной, эстетической и др.

Изображение слайда
56

Слайд 56

Общий анализ педагогического процесса складывается из оценки его результативного компонента и процессуального, отражающего характер протекания процесса.

Изображение слайда
57

Слайд 57: Методы контроля

педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Изображение слайда
58

Слайд 58: Метод: педагогическое наблюдение -

характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Виды наблюдения - непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр. НАБЛЮДЕНИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ НАДО ВЕСТИ : с конкретной целью, владея программой изучения личности, владея критериями оценки ее воспитанности. систематически. иметь систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.).

Изображение слайда
59

Слайд 59: Метод: беседа

помогает выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.

Изображение слайда
60

Слайд 60: Метод: психологические опросники

выявляют характер отношений между членами коллектива. позволяют своевременно выявлять возникающие противоречия и принимать меры по их быстрому и умелому разрешению. Правила составления опросников: не ставить вопросы в прямолинейной форме, содержание ответов должно давать взаимопроверяемые сведения и т.п.

Изображение слайда
61

Слайд 61

Метод: Сознательное включение учеников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своей воспитанности. требует большого мастерства, педагогической коллегиальности.

Изображение слайда
62

Слайд 62

контроль за ходом воспитательной работы включает оценивание: результатов воспитанности школьников, уровня воспитательной деятельности учителя, уровня воспитательной деятельности школы в целом.

Изображение слайда
63

Слайд 63: При оценке воспитательной работы учителя необходимо:

учитывать его умение использовать современные методы, формы и средства воспитания, выбирать их оптимальные сочетания в конкретных ситуациях, дифференцированно подходить к ученикам, обоснованно характеризуя их поведение и прилежание, роль учителя в трудовом воспитании и профессиональной ориентации школьников, характер взаимодействия учителя и учащихся.

Изображение слайда
64

Слайд 64: Показатели результативности воспитания:

сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.

Изображение слайда
65

Слайд 65: Условия эффективности методов контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

регулярность, систематичность объективность своевременность компетентность воспитателя педагогический такт учёт качества воспитательной деятельности учителя и школы. всесторонность оценки.

Изображение слайда
66

Слайд 66: 6. МЕТОДЫ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧАЩИХСЯ

Их воспитательная роль скрыта, незаметна. Это опосредованное влияние на учащихся, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.

Изображение слайда
67

Слайд 67: КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ГУМАНИЗАЦИИ И ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

МЕТОДЫ АВТОРИТАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ Информирование Педагогическое требование Упражнение Внушение Беседа Индивид. контроль Наказание Подражание Осуждение Принуждение МЕТОДЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ Информирование Пример Приучение Беседа Лекция Похвала Осуждение Личный пример Одобрение Переубеждение Требование-норма Подражание Индивид. контроль Коррекция Самоконтроль Самоанализ Самообразование Самокритика Внушение МЕТОДЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ Исходное требование Пример Создание учебной ситуации Игра Приучение Убеждение Личный пример Лекция Поощрение Одобрение Упражнение КТД Коррекция Награждение Диспут Разъяснение Беседа Похвала Соревнование Система перспективных линий Ситуация морального успеха Воспитывающая ситуация Самоконтроль Самоанализ Самонаблюдение Самовоспитание Самообразование Самокритика Самообязательство Самоубеждение Самореализация Педагогическое сотрудничество

Изображение слайда
68

Слайд 68: МЕТОДЫ АВТОРИТАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Информирование Педагогическое требование Упражнение Внушение Беседа Индивид. контроль Наказание Подражание Осуждение Принуждение

Изображение слайда
69

Слайд 69: МЕТОДЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Информирование Пример Приучение Беседа Лекция Похвала Осуждение Личный пример Одобрение Переубеждение Требование-норма Подражание Индивид. контроль Коррекция Самоконтроль Самоанализ Самообразование Самокритика Внушение

Изображение слайда
70

Слайд 70: МЕТОДЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

Исходное требование Пример Создание учебной ситуации Игра Приучение Убеждение Личный пример Лекция Поощрение Одобрение Упражнение КТД Коррекция Награждение Диспут Разъяснение Беседа Похвала Соревнование Система перспективных линий Ситуация морального успеха Воспитывающая ситуация Самоконтроль Самоанализ Самонаблюдение Самовоспитание Самообразование Самокритика Самообязательство Самоубеждение Самореализация Педагогическое сотрудничество

Изображение слайда
71

Слайд 71: Воспитывающие ситуации

Ситуация авансирования доверием (А. С. Макаренко). Ситуация непринужденной принудительности (Т. Е. Конникова).

Изображение слайда
72

Слайд 72: Воспитывающие ситуации

Ситуация свободного выбора (О. С. Богданова, В. А. Краковский). Ситуация соотнесения (Х. Й. Лийметс). Воспитывающие ситуации

Изображение слайда
73

Слайд 73: Воспитывающие ситуации

Ситуация соревнования (А. Н. Лутошкин). Ситуация успеха (О. С. Газман, В. А. Краковский, А. С. Белкин). Ситуация творчества (В. А. Краковский). Воспитывающие ситуации

Изображение слайда
74

Слайд 74

Ситуации могут возникать стихийно, независимо от педагога. Методом будут только те ситуации, которые моделируются и управляются педагогом. Одни и те же ситуации могут выполнять различные функции: диагностика отношений, формирование отношений и их корректировка. Чтобы ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается.

Изображение слайда
75

Слайд 75

Вывод: В демократическом обществе, где школа работает в гуманистической парадигме образования, методы воспитания более разнообразны и человечны; они больше рассчитаны на развитие личности ребенка, ее самореализацию, на положительную перспективу и позитивные стимулы, чем на приказ, внушение, принуждение.

Изображение слайда
76

Слайд 76: 7. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания

Выбор методов воспитания должен: – соответствовать идеалам общества и целям воспитания; – использоваться с учетом динамики, зрелости, организованности коллектива; – подчиняться закономерностям, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. – не допускать стереотипных решений.

Изображение слайда
77

Слайд 77: 8. Формы и средства воспитательной работы

Форма воспитания – это виды деятельности, в которых идёт организация внеклассной воспитательной работы и отражается само содержание воспитания.

Изображение слайда
78

Слайд 78: Функции форм воспитательной работы :

организационная ; регулирующая ; информативная.

Изображение слайда
79

Слайд 79: Классификации форм воспитательной работы

продолжительность во времени ; виды деятельности воспитуемых ; способ влияния педагога ; субъект организации ; результаты ; количество участников.

Изображение слайда
80

Слайд 80: Классификация форм воспитательной работы по количеству участников

Индивидуальные формы: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблем. Групповые формы : советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. Коллективные формы : конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслёты, спортивные соревнования.

Изображение слайда
81

Слайд 81: РОЛЬ И МЕСТО ВОСПИТАТЕЛЯ ЗАВИСЯТ ОТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ, ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ

Воспитатель с воспитанниками: младшего возраста – ведущий организатор, среднего возраста - может быть рядовым участником и воздействовать личным примером, старшего возраста – советчик, консультант, участник, помощник.

Изображение слайда
82

Слайд 82: КТД – коллективная творческая деятельность

Форма воспитательной работы может быть коллективной творческой, если она создаётся участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом учитываются интересы и потребности каждого; В процессе КТД (методика И.П. Иванова) воспитанники вместе со взрослыми и под их руководством создают свой опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

Изображение слайда
83

Слайд 83: КТД – коллективная творческая деятельность

Основой методики КТД является сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, общее планирование, проведение и оценка работы, поиск лучших способов и методов решения жизненно важных практических задач. Формы КТД: чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ.

Изображение слайда
84

Слайд 84: Средства воспитания – предметы материальной и духовной культуры, окружающая среда и условия, которые используются для достижения воспитательных целей

К средствам воспитания относится всё то, что оказывает воздействие на развитие личности ребёнка, формирование установок, привычек, норм, личностных качеств: виды деятельности (учебная, трудовая, эстетическая, спортивная и др.); предметы (книги, кино, фильмы, картины, экспонаты и др.); формы воспитательной работы (беседы, лекции, собрания и т.д.).

Изображение слайда
85

Последний слайд презентации: МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Изображение слайда