Презентация на тему: Метод «проверочного рисования» П.П. Чистякова и его вклад в художественное

Метод «проверочного рисования» П.П. Чистякова и его вклад в художественное рисование.
Метод «проверочного рисования» П.П. Чистякова и его вклад в художественное
Метод «проверочного рисования» П.П. Чистякова и его вклад в художественное
Система преподавания рисунка Чистяковым
Метод «проверочного рисования» П.П. Чистякова и его вклад в художественное
Метод «проверочного рисования» П.П. Чистякова и его вклад в художественное
Рисование гипсовой модели глаза по методу Чистякова
Метод «проверочного рисования» П.П. Чистякова и его вклад в художественное
Метод «проверочного рисования» П.П. Чистякова и его вклад в художественное
Метод «проверочного рисования» П.П. Чистякова и его вклад в художественное
Метод «проверочного рисования» П.П. Чистякова и его вклад в художественное
Метод «проверочного рисования» П.П. Чистякова и его вклад в художественное
Метод «проверочного рисования» П.П. Чистякова и его вклад в художественное
Метод «проверочного рисования» П.П. Чистякова и его вклад в художественное
Список литературы:
1/15
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 71)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1302 Кб)
1

Первый слайд презентации: Метод «проверочного рисования» П.П. Чистякова и его вклад в художественное рисование

ИИ НГПУ ОЗО, Дудаева О.А., группа № 3 2

Изображение слайда
2

Слайд 2

Большое влияние на развитие методики преподавания рисования оказал выдающийся художник-педагог Павел Петрович Чистяков(1832—1919). Его взгляды на цели и задачи искусства и художественной школы начали формироваться в 60-е годы XIX века. Это было время борьбы передовых общественных сил с остатками крепостничества, время борьбы против реакционной идеологии, налагавшей цепи на свободную научную и творческую мысль. Революционно-демократические идеалы разночинной интеллигенции России указывали новый путь в развитии науки и искусства. Императорская же Академия художеств к этому времени погрязла в рутине, стала придерживаться догматического мето­да преподавания, отгородилась от жизни неприступной стеной. П. П. Чистякову стало ясно, что Академия нуждается в реформе, ее мертвящая власть над художниками и искусством недопусти­ма. Двадцатилетие деятельности Чистякова в качестве адъюнкт-профессора Академии художеств (1872—1892) было основным и плодотворнейшим педагогическим периодом его жизни. В это время он вырабатывал новую методику преподавания, проверял на практике свою педагогическую систему. В царской России заслуги П. П. Чистякова не были оценены должным образом. Особый интерес для нас представляют мысли П. П. Чистякова о методике преподавания рисования в общеобразовательной школе. С 1871 года Чистяков принимал активное участие в комиссии по присуждению премий за рисунки учащихся средних учебных заведений, и эта деятельность привлекла его внимание к постановке рисования в общеобразовательных школах.

Изображение слайда
3

Слайд 3

«Родоначальник русской живописи», «всеобщий педагог русских художников», «наш общий и единственный учитель» — так говорили о нем современники. Через его мастерскую прошли известнейшие художники конца XIX века: Репин, Поленов, Суриков, Васнецов, Врубель, Серов, Борисов-Мусатов. Сознавая невозможность совмещать труд художника и педагогическую деятельность, Чистяков выбрал последнюю. Все больше времени он посвящает решению сложных задач рисунка, живописи, композиции. Начинает записывать и систематизировать свои мысли о живописи, размышления о происхождении искусства и его месте в обществе: «Рассудок, знание всегда были во мне впереди практики, что дел ать — я родился и живу для других.Пусть же знание мое будет на пользу кому-нибудь». И.Репин портрет Чистякова «Хорошо учить — значит, любя учить, а любя ничего не скучно делать» Павел Чистяков

Изображение слайда
4

Слайд 4: Система преподавания рисунка Чистяковым

Педагогические взгляды Чистякова основываются на данных науки. Главную роль в системе обучения Чистякова играла картинная плоскость, которая являлась посредником между натурой и рисующим, помогала сверять изображение с натурой – "система проверочного рисования". При обучении рисованию с натуры нужна строгая система и методическая последовательность выполнения учебных задач. Обучая рисованию, педагог должен в ясной и понятной форме разъяснить основные положения академического рисунка, активизировать познавательную деятельность ученика. Чистяков придавал решающее значение в своей системе рисунку, призывал проникать в самую суть видимых форм, воссоздавать на условном пространстве листа их убедительную конструктивную модель. Достоинством системы преподавания Чистякова были целостность, единство на методологическом уровне всех ее элементов, логическое следование от одного этапа к другому: от рисунка, к светотени, затем к цвету, к сочинению (композиции). Он придавал огромное значение цвету, видя в цвете важнейшее средство образной выразительности, раскрытия содержания произведения. Сочинение картины есть итог обучения художника, когда тот был уже в состоянии осмыслить явления окружающей жизни, обобщить свои впечатления и знания в убедительных образах «По сюжету и прием» -- было любимым выражением Чистякова.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Методика преподавания рисунка, существовавшая в академии, сводилась к обучению студентов определенным приемам и к выработке техники, что позволяло быстро, но исключительно механически выполнять любой рисунок или этюд. Чистяков со свойственной ему прямотой идет против устоявшихся норм: «Скажите чудную остроту, и все в восторге; повторяйте ее сорок лет каждый день и каждому, отупеете сами и надоедите всем, как бог знает что; все, что однообразно и бесконечно повторяется, как бы оно ни было хорошо вначале, под конец становится тупо, недействительно, рутинно, просто надоедает и умирает». Художник должен постоянно учиться у природы, «черпать же все только из себя, значит останавливаться или падать». По словам В. Васнецова, Чистяков был «посредником между учеником и натурой». Врубель, которого разочаровало преподавание в академии и который считал, что его учат безжизненным штампам и схемам, обучение у Чистякова называл формулой живого отношения к природе. Серов вспоминал, что его первым заданием, полученным от Чистякова, было нарисовать листок скомканной бумаги, небрежно брошенной на пол. Поначалу такое упражнение показалось Серову смешным и даже обидным, но он начал рисовать и не смог справиться. Для решения этой задачи одного таланта оказалось мало, нужны были знания. К Чистякову шли учиться или, вернее, доучиваться даже выпускники, окончившие академию с золотыми медалями. «Вообще порядок и правильная форма предмета в рисовании важнее и дороже всего. Талант бог даст, а законы лежат в натуре», — писал в своих заметках Чистяков. Он очень ценил талант, но повторял: «Начинать надо по таланту и кончать по таланту, а в середине работать тупо». Художник не копирует действительность, а картина не фотография. «Так натурально, даже противно»; или того хлестче: «И верно, да скверно!» — частенько ворчал Чистяков, оценивая чересчур реалистичные работы.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Изображение слайда
7

Слайд 7: Рисование гипсовой модели глаза по методу Чистякова

Рисунок слепка глаза начните с намеченной на бумаге общей формы. Прежде чем объяснить принципы ведения изображения, приведем слова П.П. Чистякова, раскрывающие предлагаемую им методику рисования гипсовой модели глаза: «Перед нами поставлен пиковый глаз, положим, Аполлона, под углом 20° к плоскости. Прежде всего, назначив место на плоскости, надо определить уходящий угол плоскости гипсовой. Потом означить положение глаза, или место, на этой плоскости. Начинать просто, рассуждая, положим, так. Плоскость найдена, теперь глаз находится на высоте такой-то, проверить высоту — расстояния снизу и сверху. Сразу глаз тонко не вычерчивать, а так просто искать место его. Положение по отвесной линии найдено, пойти по горизонтали: от переносицы на столько-то, от другого переносья проверить, глядя вдруг, быстро, несколько раз. Потом вдруг взглянуть и определить положение глаза от слезника до наружного края относительно горизонта, потом нужно рисовать веко, положим, верхнее. От наружного края глаза веко идет вверх — до сих пор, здесь перелом и линия идет вниз к слезнику. Нижнее веко так же. Потому нужно перекинуть прямую от точки переносья верхнего века на точку переносья нижнего века. Следует чувствовать форму между носом и слезником... После того как глаз нарисован, нужно строго определить главные тени, продолжать оканчивать, выводя тени до мелочей. Потом нанести тени, и глаз готов».

Изображение слайда
8

Слайд 8

Изображение слайда
9

Слайд 9

В. Е. Савинский Серов Автопортрет При длительном штудировании внимательнее следите за правильностью перспективного построения формы как всей головы, так и ее деталей. В этом отношении весьма показателен автопортрет В. Серова. В эти годы Серов еще учился в Академии художеств и общался с П. Чистяковым, и в данном рисунке влияние Чистякова ярко проявляется, достаточно сравнить этот рисунок с рисунком Савинского

Изображение слайда
10

Слайд 10

На рисунке Савинского мы видим и метод «поверки» направления основания плоскостей в пространстве по отношению вертикали и горизонтали, и логическую взаимосвязь деталей, где каждая деталь рисуется не по отдельности, а увязывается с другими, и моделировка формы тоном идет не методом пассивного копирования светотени, а сознательным построением объема на плоскости. Раскрывая систему «поверочного рисования», И. Репин описал ее следующими словами: «После его [Чистякова] урока рисования с гипсовой головы на первый раз, для удобства и простоты, он объяснил нам систему своего рисования. Она заключалась в перспективе плоскостей головы. Встречаясь на черепе, эти плоскости, т. е. границы этих плоскостей, образовали сеть на всей голове, что и составляло основу рисунка головы. Особенно интересной получалась перспектива встреч этих плоскостей. Дробясь и разбиваясь в разные детали головы, эти плоскости совершенно правильно определяли величину этих деталей до меньших плоскостей, и голова получала верный каркас, во всех возвышенностях и углублениях целой головы. Она получалась стройная, рельефная. При этом торжествовало правило, что рельеф зависит не от тушевки, во что так верят все начинающие, а от линий этих правильно построенных оснований. Перспектива всякой детали от верного основания необыкновенно математически держит весь ансамбль головы. И даже странно видеть, как голые линии неумолимо лезут вперед, если они поставлены на своем месте».

Изображение слайда
11

Слайд 11

П. Чистякова (1861) "Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежащий некогда Дмитрию Донскому"

Изображение слайда
12

Слайд 12

Дипломная работа П. Чистякова (1861) "Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежащий некогда Дмитрию Донскому" не только принесла ему большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу, но и за общую композицию и динамизм отдельных персонажей картины - признание критиков и знатоков.  Композиция этой картины построена подобно мизансцене с динамичными и ритмически контрастными движениями героев, эмоционально реагирующих на событие в соответствии со своей исторической ролью. Психологическая характеристика действия продемонстрировала новые возможности исторической живописи, свободной от внешних эффектов позднего романтизма. В Академии он получил вначале малую золотую медаль за вполне зрелую картину "Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту" (1860).

Изображение слайда
13

Слайд 13

П. Чистякова "Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту" (1860).

Изображение слайда
14

Слайд 14

87 лет, прожитых в нескончаемых трудах и поисках. И каков итог? Несколько исторических полотен и портретов, незаконченные записки об искусстве и педагогике. Да, но не только. Главный итог — это сотни картин, которые создали благодарные ученики, возвратив миру все то, что вложил в них Павел Петрович. Портрет Павла Чистякова, художник Валентин Серов

Изображение слайда
15

Последний слайд презентации: Метод «проверочного рисования» П.П. Чистякова и его вклад в художественное: Список литературы:

Гинзбург И. В. П. П. Чистяков и его педагогическая система. / И. В. Гинзбург. Л.–М.: Искусство, 1940. 202 с. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги: кн. для учителя / Н. М. Молева. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1991. 413 с. Ростовцев Н.Н. Методика преподования изоброзительного искусства в школе: Учеб. Пособие для студентов худож.-граф фак. Пед. Ин-тов. М., «Просвещение» - 1974. 246с. Савинов, А. М. Целеполагание в педагогической деятельности преподавателя рисунка // Искусство и образование. М., 2010. № 3(65). С. 134. Сидоров А. А. Рисунок русских мастеров: Вторая половина XIX в. / А. А. Сидоров. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. 559 с. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832–1919 / П. П. Чистяков. М.: Искусство, 1953. 592 с.

Изображение слайда