Презентация на тему: Метод опроса в социологических исследованиях

Метод опроса в социологических исследованиях
Что это за метод и для чего он может быть использован?
Что это за метод и для чего он может быть использован?
Генеральная совокупность и выборка
Типы выборок: случайные
Типы выборок: случайные
Типы выборок: неслучайные
Типы выборок: неслучайные
Анкета и ключевые правила ее составления
Структура анкеты
Приветствие (пример):
Основные вопросы анкеты (типы)
Основные вопросы анкеты (типы)
Основные вопросы анкеты (типы)
Завершение анкеты (« Паспортичка »)
Ошибки при составлении анкеты
Ошибки при составлении анкеты
Ошибки при составлении анкеты
Ошибки при составлении анкеты
Не описание, а анализ данных
1/20
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 26)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (104 Кб)
1

Первый слайд презентации

Метод опроса в социологических исследованиях

Изображение слайда
2

Слайд 2: Что это за метод и для чего он может быть использован?

Для начала необходимо понять одну важную вещь: опрос – это универсальный метод, применяемый в самых разных социальных дисциплинах, поэтому социологическим ваше исследование делает не сам опрос, а, прежде всего, тот предмет, на изучение которого он направлен. Но зачем вообще может быть нужен опрос? 1) Установление некоторых фактов о социальной реальности (состав и количество членов семьи респондентов, их предпочтения в выборе профессии, наличие определенных увлечений и т.п.); 2) Определение наличия и характера связи между выявленными фактами (зависимость места в рейтинге учащихся от количества часов домашней самостоятельной подготовки); 3) Выявление отношения к разным явлениям и событиям (к подростковому курению или алкоголю, к изменению законодательства, к новым социальным программам и пр.). 2

Изображение слайда
3

Слайд 3: Что это за метод и для чего он может быть использован?

Вне зависимости от решаемой задачи, опрос выражает в себе общий принцип: « Чем больше респондентов – тем точнее результаты, а чем точнее результаты – тем более объективными они являются ». Следовательно, здесь акцент ставится на количественных, числовых показателях и их взаимосвязи, сопоставлении (сравнении) друг с другом. В то же время эти задачи четко задают ограничения данного метода – путем опроса мы можем узнать, к примеру, сколько ребят в гимназии пишут ИВР (индивидуальная выпускная работа) в последнюю неделю, но вот корректно ответить на вопрос «Почему они поступают именно так?» или «Чем мотивирована такая стратегия поведения?» опрос не сможет – для этого необходимы «качественные» методы исследований – например, интервью. 3

Изображение слайда
4

Слайд 4: Генеральная совокупность и выборка

Допустим, мы выбрали опрос в качестве метода исследования и определили свой эмпирический объект – например, учащиеся 10 «А» класса МБОУ гимназия №9. Но обязательно ли нам для проведения исследования опрашивать всех представителей этой социальной категории? Ответить на этот вопрос нам помогут понятия генеральной и выборочной совокупности. Под генеральной совокупностью понимается выбранный нами эмпирический объект в его полном объеме – ВСЕ учащиеся 9-10 (х) классов МБОУ гимназия №9. Однако чаще всего охватить опросом всю генеральную совокупность оказывается невозможно – одна ее часть может быть недоступной, другая – отказаться от участия в исследовании и т.д. В таком случае формируется выборочная совокупность – предполагается, что мы можем осуществить такую процедуру отбора респондентов, что она не повредит объективному характеру данных, не «сместит» их, а сохранит репрезентативными – т.е содержащими в себе все ключевые аспекты и взаимосвязи, характерные для генеральной совокупности в целом. 4

Изображение слайда
5

Слайд 5: Типы выборок: случайные

В социологии существует целый ряд принципов формирования выборочной совокупности (или выборки), разделяемых на два типа – случайные и неслучайные. Это разделение указывает на характер отбора респондентов – он либо осуществляется случайным образом (с равной степенью вероятности их попадания в выборку), либо нет. К случайным выборкам относятся: 1) Простая случайная выборка (используются или возможности «рандомизации» данных в компьютерных программах – Excel, SPSS, или более простые методы, моделирующие ту же ситуацию – игральные кубики, перемешанные бумажки с номерами респондентов и т.п ) ; 2) Механическая выборка (отбор каждого n- го (5-го, 10-го) респондента в совокупности; стартовая точка отсчета тоже чаще всего определяется случайным образом); 5

Изображение слайда
6

Слайд 6: Типы выборок: случайные

3) Гнездовая (кластерная) выборка (усложненный вариант простой случайной выборки – она осуществляется поэтапно – от более крупных к более мелким объектам; если вам необходимо сделать исследование по школьникам г. Москвы, то сначала случайным образом отбираются школы (1 шаг), затем – классы (2 шаг), затем – сами школьники (3 шаг)); 4) Стратифицированная выборка (первоначальная генеральная совокупность разбивается на «страты» (категории, отобранные по определенному принципу – например, учебные направления в МБОУ гимназия №9), внутри каждой из которых уже впоследствии происходит случайный отбор). 6

Изображение слайда
7

Слайд 7: Типы выборок: неслучайные

К неслучайным выборкам, в свою очередь, относятся: 1) Квотная выборка (репрезентативность результатов обеспечивается благодаря соблюдению пропорций между разными категориями респондентов: предположим, что в гимназии №9 на гуманитарном направлении учится 300 ребят, а на физико-математическом – 100, в таком случае для исследования нам потребуется сохранение данной пропорции (3:1), вне зависимости от общего количества опрошенных (например, в опросе поучаствуют 120 учеников с гуманитарного направления и 40 с физико-математического)); 2) Метод снежного кома (применяется в случае закрытого характера изучаемой социальной группы («закрытой» субкультуры, религиозной секты, элитного «клуба»); исследователь последовательно получает доступ к новым респондентам через тех, кто уже прошел исследование (происходит обмен контактами, рекомендациями и пр.)); 7

Изображение слайда
8

Слайд 8: Типы выборок: неслучайные

3) Выборка типичных случаев (составляется примерный портрет «типичного» представителя изучаемой генеральной совокупности (по определенным признакам – пол, возраст, уровень образования, увлечения и т.д.) и опрашиваются только те, кто ему соответствует); 4) Стихийная выборка (или выборка добровольцев) (данные собираются «стихийным» образом – нельзя точно сказать, кто именно решил принять участие в исследовании, почему он это сделал и обладает ли он действительно необходимой информацией; чаще всего такую выборку можно увидеть при проведении интернет-опросов, однако, несмотря на свою широкую распространенность, эта выборка является наименее репрезентативной (существует риск искажения данных)). 8

Изображение слайда
9

Слайд 9: Анкета и ключевые правила ее составления

Главным инструментом опроса является анкета –структурированный набор корректно заданных вопросов с корректными вариантами ответа, соответствующих задачам исследования. В качестве основных принципов конструирования анкеты выделяются: 1) Максимальная краткость – в анкете должно быть ровно столько вопросов, сколько необходимо для решения ваших исследовательских задач – и ничего лишнего; 2) Очевидность, прозрачность формулировок – респонденту должно быть абсолютно понятно, что именно вы у него спрашиваете, что конкретно имеется в виду и в самих вопросах, и в вариантах ответов на них; 3) Прямая связь анкеты с программой исследования – вопросы в анкете всегда должны напрямую следовать из сформированных ранее исследовательских задач. 9

Изображение слайда
10

Слайд 10: Структура анкеты

Как правило, в исследовательских анкетах используется следующая структура: 1) Установление контакта с респондентом («приветствие»); 2) Основные вопросы анкеты (связанные с содержанием исследования); 3) Заключительные вопросы о социально-демографических или иных характеристиках респондента (пол, возраст, класс / курс, направление обучения и пр ). В приветствии должны быть указаны: цель исследования, статус исследователей (к какому учебному заведению или к какой компании они принадлежат), примерное время заполнения анкеты, а также гарантии конфиденциальности предоставляемой информации и анонимности участия. 10

Изображение слайда
11

Слайд 11: Приветствие (пример):

Наша исследовательская команда проводит данный опрос в рамках научной работы на тему « Представления студентов социологических факультетов о социологии и важности ее публичной роли ». Мы просим Вас принять участие в исследовании и заполнить эту анкету. Наш опрос анонимный, индивидуальные данные не разглашаются. Заполнение анкеты займёт у Вас не более 15 минут. При ответе на вопросы отмечайте тот вариант ответа, который Вам наиболее близок и следуйте инструкциям, предложенным в опросе. Ваше мнение очень важно для нас! Если Вас заинтересовала тема исследования, то Вы можете оставить нам свой электронный адрес, и мы оповестим Вас о полученных нами результатах: ___________________________________________________ 11

Изображение слайда
12

Слайд 12: Основные вопросы анкеты (типы)

Основные вопросы анкеты – это ее содержательная основа – именно ответы на них позволяют сделать значимые для исследования выводы, решить поставленные в нем задачи. Сами вопросы могут быть сформулированы во множестве форм (или типов), например: 1) Закрытые вопросы (предполагают четкий выбор ответа ( одного или нескольких ) из предложенного исследователем списка): Хотели бы Вы в процессе своей работы изучать актуальные общественные проблемы? (отметьте один вариант ответа) Определенно да; Скорее да, чем нет; И да, и нет. Скорее нет, чем да. Определенно нет; 12

Изображение слайда
13

Слайд 13: Основные вопросы анкеты (типы)

2) Полузакрытые вопросы (то же самое, но с добавлением варианта «другое» и возможностью дать собственный ответ): В каком университете Вы учитесь на данный момент? (Отметьте один вариант ответа) МГУ НИУ-ВШЭ МГИМО РГГУ РЭУ имени Плеханова Другое: _______________________________________________ 3) Открытые вопросы (не содержат заданных самим исследователем вариантов ответов) Кем Вы видите себя через 5 лет (кем будете работать, в какой сфере деятельности)? ____________________________________________________________ 13

Изображение слайда
14

Слайд 14: Основные вопросы анкеты (типы)

Отдельно можно выделить также вопросы-фильтры – они задаются для того, чтобы отделить тех, кто действительно относится к изучаемой социальной совокупности от тех, кто, например, прошел опрос случайно и может исказить итоговые результаты – анкеты таких респондентов удаляются из базы данных и не включаются в анализ. Вопросы-фильтры принципиально важны для проведения интернет-опросов (!) Обучаетесь ли Вы в МБОУ гимназия №9 в настоящий момент? (отметьте один вариант ответа) Да, обучаюсь; Нет, не обучаюсь (уже закончил(а) или прохожу обучение в другом университете). 14

Изображение слайда
15

Слайд 15: Завершение анкеты (« Паспортичка »)

Завершающим блоком анкеты является т.н. « паспортичка » – традиционно в нее входят вопросы о социально-демографических характеристиках респондентов – пол, возраст и пр. Сюда же могут включаться любые значимые для вас вопросы о социальных характеристиках респондентов, которые не были отражены в вопросах ранее – это могут быть доход, уровень или профиль образования и т.д. Данные, собранные при ответах на эти вопросы, позволяют проводить полезные для исследования сравнения разных групп респондентов – например, в чем отличия между мужчинами и женщинами в ответах на вопросы о брачной и семейной жизни, о выборе профессии и увлечениях? 15

Изображение слайда
16

Слайд 16: Ошибки при составлении анкеты

К сожалению, принято думать, что опрос – самый легкий метод исследования, который, при этом, позволяет быстро и эффективно получить нужную информацию – например, для того, чтобы вовремя закрыть дедлайн по ИВР или по курсовой работе. В итоге, такие анкеты создаются некорректно, содержат множество структурных, формальных и содержательных ошибок, что дает серьезные искажения итоговых данных. И когда это видят проверяющие или участники комиссий на защитах, то оценка за работу резко снижается. В действительности составить качественную анкету очень непросто. Необходимо точно рассчитать количество вопросов, строго связать их с задачами исследования и используемой в работе теорией, корректно и прозрачно выстроить вопросы и варианты ответов на них. А для этого полезно знать, какие типичные ошибки допускаются при составлении анкет. 16

Изображение слайда
17

Слайд 17: Ошибки при составлении анкеты

1) Двойной вопрос (в одном вопросе содержатся два): « Согласны ли Вы с последними экономическими и социальными реформами, проводимыми в России? » 2) Наводящий вопрос (заранее делается акцент на наиболее желательном для исследователя ответе): « Вы предубежденно относитесь к сексуальным меньшинствам? » 3) Отсутствие возможности уйти от ответа (среди ответов не предусмотрена позиция «затрудняюсь ответить» – в этом случае создается серьезный риск получения искаженных данных ): « Какую политическую партию Вы поддерживаете? » Единая Россия КПРФ ЛДПР Яблоко Справедливая Россия 17

Изображение слайда
18

Слайд 18: Ошибки при составлении анкеты

4) Использование сложных слов, терминов (создается ситуация непонимания респондентом задаваемого ему вопроса): « Назовите три любые характерные для Вас референтные группы ». 5) Использование сложных грамматических конструкций и длинных предложений (респондент может ответить лишь на часть вопроса или вообще пропустить его): « Что бы Вы предпочли – обучение на том направлении, которое бы было интересным для Вас, мотивировало Вас ходить на занятия, читать дополнительную литературу, участвовать в исследовательских конференциях и т.д., или обучение на том направлении, где Вы точно были бы уверены, что после его окончания у Вас будет более высокий шанс найти достойную, высокооплачиваемую работу, вести тот образ жизни, который Вы считаете приемлемым для себя, занять в обществе место, которое считаете для себя подходящим? » 18

Изображение слайда
19

Слайд 19: Ошибки при составлении анкеты

6) Несбалансированные шкалы (различающееся количество положительных и отрицательных вариантов ответов): « Как Вы относитесь к закону о запрете продажи алкогольной и табачной продукции лицам до 18 лет? » Отлично; Хорошо; В целом положительно; Нейтрально; Отрицательно. 7) Пересечение пунктов шкалы (ситуация, когда границы выбранных числовых интервалов наслаиваются друг на друга): « Укажите свой возраст»: До 18 лет; 18-25 лет; 25-30 лет. 19

Изображение слайда
20

Последний слайд презентации: Метод опроса в социологических исследованиях: Не описание, а анализ данных

Наконец, вы корректно составили анкету, правильно сформировали выборку и получили те данные, с которыми вам теперь предстоит работать. Самая частая ошибка на данном этапе – упор на описание полученных данных. Допустим, вы вставляете в работу диаграммы и таблицы с распределением ответов и просто описываете их: « Как можно увидеть, более половины респондентов не планируют в ближайшем будущем менять свое место работы ». Но настоящее научное исследование всегда предполагает не только описание, но и интерпретацию, анализ полученных данных – вы должны объяснить, о чем могут говорить ваши результаты в целом, как они связаны с более широким социальным контекстом. Поэтому, чтобы сделать хороший анализ данных, не забывайте об актуальных для вашего исследования академических источниках, особенно теоретических ! 20

Изображение слайда