Презентация на тему: МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
Общий план лекций:
Вопрос 1: Проблема определения места социальной психологии.
Вопрос 1: Проблема определения места социальной психологии.
Вопрос 1: Проблема определения места социальной психологии.
1.3. Предмет социальной психологии:
МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Этап 1. Зарождение СП идей ( до средины 19 века).
Этап 2. Первые самостоятельные теории. ( средина 19 века – 1908 год).
Этап 3. Экспериментальный (1908 г. – настоящее время)
Первый подэтап : американизм ок.1908 - до Второй мировой войны:
Второй подэтап : европейский гуманизм
Третий этап (экспериментальный) - в клад европейских теорий в СП:
Тенденции развития мировой психологии:
Кризис отечественной психологии – отсутствие методологии.
Тенденции развития современной социальной психологии:
1/16
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 7)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (112 Кб)
1

Первый слайд презентации: МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Лекции 1 и 2. Курс: Социальная психология. Версия: №0. Автор: доцент, к.психол.н. Оконечникова Любовь Викторовна

Изображение слайда
2

Слайд 2: Общий план лекций:

Особенности социальной психологии как науки. История формирования социально-психологических идей. Развитие социально-психологического знания в России и за рубежом в последние десятилетия. 2 Лекция 1. Введение. Место социальной психологии в системе научного знания.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Вопрос 1: Проблема определения места социальной психологии

1.1. Две особенности социальной психологии. Очень молодая наука (начало 20 В). П ограничная дисциплина: Лекция 1. Введение. Место социальной психологии в системе научного знания. УрФУ -ИСПН-Департамент психологии. Доцент, К.Психол.Н. Оконечникова Л.В. 3 Социология Психология Социальная психология

Изображение слайда
4

Слайд 4: Вопрос 1: Проблема определения места социальной психологии

1.2.Трудности определения предмета СП. 1.2.1. Соотношение закономерностей: Лекция 1. Введение. Место социальной психологии в системе научного знания. УрФУ -ИСПН-Департамент психологии. Доцент, К.Психол.Н. Оконечникова Л.В. 4 Социология: Закономерности общественной жизни Психология: Закономерности человеческой психики ? как соотнести? Что «главнее»?

Изображение слайда
5

Слайд 5: Вопрос 1: Проблема определения места социальной психологии

1.2.Трудности определения предмета СП. 1.2.4. Предмет социальной психологии: Лекция 1. Введение. Место социальной психологии в системе научного знания. УрФУ -ИСПН-Департамент психологии. Доцент, К.Психол.Н. Оконечникова Л.В. 5 Социология: особенности групп Психология: особенности людей, включенных в соц. группы закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом включение их в социальные группы, а также особенности самих этих социальных групп

Изображение слайда
6

Слайд 6: 1.3. Предмет социальной психологии:

6 закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных фактом включения их в социальные группы, а также особенности самих этих социальных групп. Лекция 1. Введение. Место социальной психологии в системе научного знания.

Изображение слайда
7

Слайд 7

2. История формирования социально-психологических идей. 7 Лекция 1. Введение. Место социальной психологии в системе научного знания. Этап 1. Зарождение идей. Этап 2: Первые самостоятельные теории. Этап 3. Экспериментальный.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Этап 1. Зарождение СП идей ( до средины 19 века)

А) в философии: Б) в смежных дисциплинах: Бурное развитие капитализма - антропология, этнография, языкознание, криминология не могут ответить на новые запросы общества. В) в родительских дисциплинах: Общая психология: господствует ассоционизм и во главе угла стоит индивид, а не общество. В прикладных отраслях (патопсихология) – открыт факт влияния одних людей на поведение других. Социология : ход истории слабо объясним биологической редукцией: необходимо ввести психологические детерминанты. 8 Лекция 1. Введение. Место социальной психологии в системе научного знания.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Этап 2. Первые самостоятельные теории. ( средина 19 века – 1908 год)

1) Психология народов. (Германия): 1859 г. М.Лазарус и Г. Штейнталь применили идею Гегеля о духе народа. Задача: познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа. 1863-1900г.г. В. Вундт: психология должна состоять из двух частей: экспериментальной физиологической психологии и описательной психологии народов. 2) Психология масс (Франция, Италия): Г. Тард – подражание полностью объясняет социальное поведение, т.к. учитывает роль иррациональных моментов (в отличие от академической психологии).Г. Лебон «Психология народов и масс». 3) Теория инстинктов Мак-Дугалл: Работа Макдугалла "Введение в социальную психологию" вышла в 1908 г.: врожденные инстинкты - причина социального поведения. 9 Лекция 1. Введение. Место социальной психологии в системе научного знания.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Этап 3. Экспериментальный (1908 г. – настоящее время)

Первый подэтап : ок.1908 - до Второй мировой войны: Второй подэтап : 50е – 90е г.г. Лекция 1. Введение. Место социальной психологии в системе научного знания. 10

Изображение слайда
11

Слайд 11: Первый подэтап : американизм ок.1908 - до Второй мировой войны:

Основные черты американизма : резкий разрыв с традициями 19 в упор на эксперименты практицизм фокус интереса – малая группа Плюс: общество поверило в СП за счёт достижений в малых группах. Минусы: отсутствуют исследования массовых процессов выхолащивание социального содержания в экспериментах. Лекция 1. Введение. Место социальной психологии в системе научного знания. 11

Изображение слайда
12

Слайд 12: Второй подэтап : европейский гуманизм

Предпосылки: Война сильнее всего ударила по Европе. Поиск психологических предпосылок фашизма. В общественном сознании - возврат внимания к СП. Московиси выражает общий подход: «Нельзя стать хорошим соц. психологом не понимая проблем своего общества». Надо исследовать большие социальные группы. Лекция 1. Введение. Место социальной психологии в системе научного знания. 12

Изображение слайда
13

Слайд 13: Третий этап (экспериментальный) - в клад европейских теорий в СП:

Бихевиоризм : акцент на диаду модели диадического взаимодействия ( Дж.Тибо и Г.Келли ), теории игр. Необихевиоризм: идеи социального обмена ( Д.Хоманс ). Психоанализ : акцент на детство- детство фатально предопределяет личность психологические предпосылки появления фашизма( Т.Адорно ) Гуманитарная психология : акцент на группу - теории групповых процессов ( В.Беннис, и Г.Шепард,). - практика создания групп тренинга. Когнитивизм : акцент на процессы познания потребность в сбалансированности когнитивной структуры теория сбалансированных структур Ф.Хайдера, теория коммуникативных актов Т.Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера анализ групповых процессов, принятия группового решения. Интеракционизм - акцент на социальные детерминанты поведения - ключевое понятие "взаимодействие" Лекция 1. Введение. Место социальной психологии в системе научного знания. 13

Изображение слайда
14

Слайд 14: Тенденции развития мировой психологии:

Учет новой социальной реальности, Осмысление новых социальных феноменов, Перенос акцента с малых социальных групп на большие группы и на личность, Интерес к области бизнеса и предпринимательства, Развитие практических направлений социальной психологии, Интеграция теоретического и практического знания

Изображение слайда
15

Слайд 15: Кризис отечественной психологии – отсутствие методологии

Дефицит устойчивого знания, Раскол между исследовательской и практической психологией, Конкуренция со стороны паранауки, Борьба между объяснительной и понимающей психологией, Объект исследования – особые социальные группы, Интерес к негативным социальным явлениям.

Изображение слайда
16

Последний слайд презентации: МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: Тенденции развития современной социальной психологии:

Возрастание степени стандартизированности диагностического инструментария, Понимание общей культуры эмпирического исследования, Разработка оригинальных авторских методик, Изменение тезауруса.

Изображение слайда