Первый слайд презентации
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ НА СЛУХ АККОРДОВ: (трезвучия и их обращения)
Слайд 4
ВСПОМНИМ: Трезвучие – это три звука, расположенные через один, или по терциям.
Слайд 5
Звучание трезвучий: Мажорное трезвучие звучит ярко, твёрдо, светло. Минорное трезвучие звучит мягко, грустно. Определение на слух : Постройте на фортепиано трезвучие от каждой белой клавиши. Определите, от каких клавиш получается мажорное трезвучие, от каких – минорное. *Есть ли клавиша, трезвучие от которой звучит необычно?
Слайд 7
ВСПОМНИМ: Трезвучие на I ступени гаммы - тоническое. В мажорной тональности оно мажорное, в минорной – минорное. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА : Постройте на фортепиано и спойте тоническое трезвучие в пройденных тональностях: в До мажоре, Ре мажоре, Фа мажоре, Соль мажоре, ля миноре.
Слайд 10
ВСПОМНИМ: Помимо мажорного и минорного трезвучия, существуют еще уменьшённое и увеличенное трезвучия: Мажорное трезвучие Б 3 5 б3 + м3, крайние звуки образуют ч5 Минорное трезвучие М 3 5 м3 + б3, крайние звуки образуют ч5 Уменьшённое трезвучие Ум 3 5 м3 + м3, крайние звуки образуют ум5 Увеличенное трезвучие Ув 3 5 б3 + б3, крайние звуки образуют ув5
Слайд 11
Звучание трезвучий: Мажорное трезвучие звучит ярко, твёрдо, светло. Консонанс (имеет приятное звучание). Минорное трезвучие звучит мягко, грустно. Консонанс (имеет приятное звучание). Уменьшённое трезвучие звучит резко, сжато. Диссонанс (имеет резкое звучание). Увеличенное трезвучие звучит удивлённо, расширенно. Диссонанс (имеет резкое звучание ).
Слайд 12
# 1 2 1 2 1 2 4 3 1 2 # # Определение на слух №1 : Постройте на фортепиано следующие трезвучия. Определите их названия. (варианты ответа: сказать устно; записать)
Слайд 13
# 1 2 3 4 1 2 3 1 2 4 3 1 2 # # Определение на слух №2 : Постройте на фортепиано следующие трезвучия. Определите их названия. (варианты ответа: сказать устно; записать)
Слайд 14
1 2 3 4 1 2 3 1 2 4 3 1 2 # Определение на слух №3 : Постройте на фортепиано следующие трезвучия. Определите их названия. (варианты ответа: сказать устно; записать)
Слайд 15
б 3 +м3 м3+б3 б3+б3 м3+м3 1 1 1 4 3 1 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА : Перечислите, какое трезвучие имеет такой интервальный состав:
Слайд 17
Тоника Субдоминанта Доминанта Тоническое трезвучие Субдоминантовое трезвучие Доминантовое трезвучие T 3 5 S 3 5 D 3 5 I IV V ( I- III-V) (IV-VI-I) (V-VII-II) ВСПОМНИМ: На I ступени лада строится тоническое трезвучие, на IV – субдоминантовое, на V – доминантовое.
Слайд 18
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА : Сыграйте и спойте главные трезвучия в написанном ниже Фа мажоре. Высокие звуки при пении переносите на октаву вниз. Завершите пение разрешением в тонику. I IV V T 3 5 S 3 5 D 3 5 Измените тональность. Выполните новое задание.
Слайд 21
ВСПОМНИМ: Каждое трезвучие имеет два обращения: 1) секстаккорд, 2) квартсекстаккорд. Мажорное трезвучие Б 3 5 б3 + м3, крайние звуки образуют ч5 Мажорный секстаккорд Б 6 м3 + ч4, крайние звуки образуют м6 Мажорный квартсекстаккорд Б 4 6 ч4 + б3, крайние звуки образуют б6 Минорное трезвучие М 3 5 м3 + б3, крайние звуки образуют ч5 Минорный секстаккорд М 6 б3 + ч4, крайние звуки образуют б6 Минорный квартсекстаккорд М 4 6 ч4 + м3, крайние звуки образуют м6
Слайд 22
б3+м3 м3+б3 м3+ч4 б3+ч4 ч4+б3 ч4+м3 4 5 6 3 1 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА : Перечислите, какой аккорд имеет такой интервальный состав:
Слайд 23
# 1 2 3 4 1 2 3 1 2 4 3 1 2 Определение на слух №1 : Постройте на фортепиано следующие аккорды. Определите их названия. (варианты ответа: сказать устно; записать)
Слайд 24
1 2 3 4 1 2 3 1 2 4 3 1 2 # # # Определение на слух №2 : Постройте на фортепиано следующие аккорды. Определите их названия. (варианты ответа: сказать устно; записать)
Слайд 25
1 2 3 4 1 2 3 1 2 4 3 1 2 Определение на слух №3 : Постройте на фортепиано следующие аккорды. Определите их названия. (варианты ответа: сказать устно; записать)
Слайд 27
ВСПОМНИМ: Каждое трезвучие имеет два обращения: 1) секстаккорд, 2) квартсекстаккорд. Тоническое трезвучие Т 3 5 I Тонический секстаккорд Т 6 III Тонический квартсекстаккорд Т 4 6 V Субдоминантовое трезвучие S 3 5 IV Субдоминантовый секстаккорд S 6 VI Субдоминантовый квартсекстаккорд S 4 6 I Доминантовое трезвучие D 3 5 V Доминантовый секстаккорд D 6 VII Доминантовый квартсекстаккорд D 4 6 II
Слайд 28
1 2 3 Определение на слух № 1 : Постройте на фортепиано следующие аккордовые цепочки. Определите названия аккордов и ступени, на которых они строятся. (варианты ответа: сказать устно; записать)
Слайд 29
1 2 3 Определение на слух №2 : Постройте на фортепиано следующие аккордовые цепочки. Определите названия аккордов и ступени, на которых они строятся. (варианты ответа: сказать устно; записать)
Слайд 30
1 2 3 Определение на слух №3 : Постройте на фортепиано следующие аккордовые цепочки. Определите названия аккордов и ступени, на которых они строятся. (варианты ответа: сказать устно; записать)
Последний слайд презентации: МАТЕРИАЛ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ НА СЛУХ АККОРДОВ: (трезвучия и их
ВОКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННАЯ РАБОТА: сыграть на инструменте и спеть предыдущие аккордовые цепочки: в мелодическом изложении (играя звуки каждого аккорда поочередно снизу вверх); нижний и средний голос играть, а верхний петь; нижний и верхний голос играть, а средний петь; средний и верхний голос играть, а нижний петь. Измените тональность. Выполните новые задания.