Презентация на тему: Мастерство речи учителя

Мастерство речи учителя
ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ.
Условия эффективности речи учителя
Условия эффективности речи учителя
ДЫХАНИЕ И ГОЛОС
Упражнения для дыхания
Упражнения для дыхания
Занимаясь голосом, необходимо
Практические задания.
Культура речи
1/10
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 18)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (60 Кб)
1

Первый слайд презентации: Мастерство речи учителя

Проблема профессиональной подготовки учителя приобретает в настоящее время особую значимость, актуальность. Уровень современных требований, предъявляемых к профессионалам в любой области, в том числе к творческой деятельности учителя, очень велик. Учитель, который выходит к детям, должен быть мастером своего дела. Если педагог претендует на роль авторитета, нравственно и интеллектуально развитого, то он должен обладать не только необходимыми знаниями и уметь методически правильно преподнести их детям, но и быть творческим человеком, обладать индивидуальным стилем педагогической деятельности, стараться достичь вершин педагогического мастерства.

Изображение слайда
2

Слайд 2: ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ

Техника речи  – один из разделов культуры речи, она является базой  речевой культуры. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого. «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К.С.Станиславский). Ясное и четкое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его. К  речевому аппарату  относятся:  губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки. +

Изображение слайда
3

Слайд 3: Условия эффективности речи учителя

В соответствии с основными критериями эффективности речи важное место в работе отведено материалам, отражающим процесс восприятия и оценки речевых качеств ее слушателями — учащимися начальной школы. Установлено, что каждое качество воспринимается индивидуально-своеобразно; значительны различия в оцен­ках среди детей одного возраста. Использовавшаяся методика обеспе­чивает оперативную обратную связь, благодаря которой у учителя формируется целостное представление о развитии речевых качеств как у всех учащихся класса, так и у каждого отдельного школьника.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Условия эффективности речи учителя

Говорение, как правило, детерминируется какой-то потребностью, конкретными проявлениями которой являются мотивы. Связанные с ними эмоции активизируют определенные вербальные сети, спо­собствуют появлению образов. Входящие в эти сети лексические единицы приобретают более высокую, по сравнению с остальными, готовность к участию в речевом процессе; субъективно это состоя­ние оценивается как общее представление о том, что надлежит вы­разить в громкой речи. Этот процесс обеспечивается рядом стерео­типов, а поэтому целесообразны упражнения, направленные на со­вершенствование умений выражать во внешней речи нюансы отно­шений, обеспечивать доступность высказывания для понимания, приводить его динамику в соответствие с содержанием. И конечно, учет говорящим собственных индивидуальных особенностей и их проявления в речи.

Изображение слайда
5

Слайд 5: ДЫХАНИЕ И ГОЛОС

Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим фразу. Следует помнить, что неравномерно расходуемый воздух зачастую не дает возможности до конца договорить фразу, заставляет «выжимать» из себя слова. Правильное, четкое, выразительное и красивое произнесение звуков, слов и фраз зависит от работы речевого аппарата и правильного дыхания. Приступая к занятиям по развитию дыхания, необходимо ознакомиться с анатомией, физиологией и гигиеной дыхательно-голосового аппарата, с существующими типами дыхания. Следует помнить, что  смешанно-диафрагма-тический  тип дыхания наиболее целесообразен и практически полезен.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Упражнения для дыхания

Выдохните воздух, вдохните (не слишком много) и, выдыхая, протяжно произнесите на одной ноте: МММИ – МММЭ – МММА – МММО – МММУ – МММЫ. Произносите это сочетание звуков на разных нотах, постепенно переходя от низких квысоким  (в пределах возможностей) и, наоборот, от высоких нот к низким. Это упражнение рекомендуется выполнять с инструментом, не пропуская нот. Все упражнения по голосу и дыханию способствуют развитию природных голосовых данных, увеличивая объем, силу, звучность, выразительность и гибкость голоса.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Упражнения для дыхания

Выбрать стихотворение со строкой среднего размера, например, «Белеет парус одинокий» или «Люблю грозу в начале мая». Произнести на одном выдохе первую строку, добрать воздух и на одном выдохе произнести две следующие строки, снова добрать воздух и произнести сразу три строки и т. д. Добирать воздух нужно незаметно носом и ртом. Таким образом, выполняя упражнения дыхательной гимнастики, мы вовлекаем дыхание в голосообразование.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Занимаясь голосом, необходимо

1.      Не переутомлять голосовой аппарат. 2.      В обычной речи не кричать. 3.      Не откашливаться, если «першит» в горле. 4.      Не употреблять очень горячих и очень холодных напитков. 5.      При малейшем недомогании обращаться к врачу. Полученные во время занятий навыки правильного дыхания и голосообразования должны все время использоваться студентами в работе над текстом.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Практические задания

1.        Повторять дикционные упражнения на пройденные гласные и согласные звуки, пословицы, скороговорки. 2.        Прочитать наизусть небольшой (продолжительностью 2–3 минуты) отрывок описательно-повествовательного характера из произведений русских классиков или современных авторов. Текст должен читаться осмысленно, четко, ясно,  орфоэпически  и  дикционно  правильно.

Изображение слайда
10

Последний слайд презентации: Мастерство речи учителя: Культура речи

широкое и емкое многокомпонентное понятие, но прежде всего это  грамотность построения фраз. Твердое знание грамматических правил дает возможность учителю правильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, осмысленный характер, что облегчает учащимся восприятие и понимание учебного материала, команд и т. д. Второй составляющей культуры речи учителя является простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания учащимися форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны усвоить. Третьей составляющей культуры речи является выразительность. Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

Изображение слайда