Презентация на тему: Маскарад в произведениях русской литературы 19 века

Маскарад в произведениях русской литературы 19 века
Маскарад в произведениях русской литературы 19 века
Маскарад в произведениях русской литературы 19 века
Маскарад в произведениях русской литературы 19 века
Маскарад в произведениях русской литературы 19 века
Бальные костюмы
Тема бала в прозе
Тема бала в прозе
Тема бала в прозе
Тема бала в поэзии
Тема бала в поэзии
Маскарад в произведениях русской литературы 19 века
1/12
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 7)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2064 Кб)
1

Первый слайд презентации: Маскарад в произведениях русской литературы 19 века

Выполнила Шилова Карина

Изображение слайда
2

Слайд 2

Изображение слайда
3

Слайд 3

Изображение слайда
4

Слайд 4

Изображение слайда
5

Слайд 5

Изображение слайда
6

Слайд 6: Бальные костюмы

Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов. Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Бальные башмаки нередко протирались до дыр за один вечер, и после бала, убирая, слуги непременно выметали из зала кусочки кружев, смятые оторвавшиеся цветы, блестки и перышки. Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый или чёрный галстук, все должны быть в башмаках, все дворянство имело право быть на этих балах только в дворянских мундирах.   Военные, собираясь танцевать, должны были являться без шпор, а шпагу оставляли вместе с верхней одеждой. Явиться в бальную залу в шпорах означало ясно показать, что танцевать не намерен. Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они часто были выше локтя, шёлковые или лайковые. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные – замшевые перчатки. Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару. Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения, ныне почти утраченного.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Тема бала в прозе

1. Бал  в комедии Грибоедова «Горе от ума» В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» сцена на балу в доме Фамусова является  ключевой.  Вот после суеты приготовлений появляются первые гости – Горичи. Наталья Дмитриевна полна оживления и кокетства, войдя в залу, прихорашивается и ищет глазами того, кто бы мог полюбоваться ею, замечает Чацкого, рассказывает ему о своем «приобретении» -  муже. Затем появляется старуха Хлестова со своим «прелестным шпицем», князья Тугоуховские, влекомые шестью щебечущими дочерьми. Едва появившись на балу, они ищут себе женихов. Язвительная и высокомерная графиня Хрюмина, гордящаяся своей знатностью и французским языком, «отъявленный мошенник» Загорецкий и властная Хлестова, привезшая арапку, Скалозуб, важно преподающий всем устав, - каждый из гостей воодушевлен самоутверждением, и потому не очень нежны друг к другу. Дух общей вражды поддерживается и соревнованием в тщеславии, и поисками женихов. Молчалин в таком обществе необходим « как шумовой отвод»: Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит! Тут впору карточку вотрет! Присутствие же Чацкого всех раздражает, он уже успел досадить каждому. Оскорблены их лучшие порывы, основания их жизни Чацкий не признает. Раздражение общества ищет выхода и наконец прорывается слухом о его сумасшествии. В конце 3 действия Грибоедов ремаркой показывает, как откровенно стало одиночество героя: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись по карточным столам». Ничтожество не терпит в своей среде высокого.  Это их озлобляет, дразнит. Смесь страха и желания потешиться, утвердить свое превосходство и заставляет их с таким упоением твердить: «С ума сошел!».

Изображение слайда
8

Слайд 8: Тема бала в прозе

2. «Мертвые души» Знакомство с чиновниками России в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» начинается, когда мы вместе с Павлом Ивановичем Чичиковым попадаем на бал к губернатору. «Губернатор и бал – эти два слова обратились в синонимы. Так уж заведено, и губернатор без бала кажется что-то странное …», - писал Н. В. Гоголь. Балы давались, по словам Собакевича, с целью приобрести «любовь и уважение со стороны дворянства». Вместе с автором мы наблюдаем, как Чичиков собирается на бал. «От самого создания света не было употреблено столько времени на туалет. Целый час был посвящен только на одно рассматривание лица в зеркале. Пробовалось сообщить ему множество разных выражений: то важное и степенное, то с некоторой улыбкой, то просто почтительное без улыбки; отпущено было в зеркало несколько поклонов в сопровождении неясных звуков, отчасти похожих на французские. Он сделал даже самому себе множество приятных сюрпризов: подмигнул бровью и губами и сделал кое-что языком… Наконец он слегка трепнул себя по подбородку, сказавши: «Ах ты, мордашка этакой!» - и стал одеваться». Мы видим, как хитроумный Чичиков обманывает всех, получает уважение и благосклонность  высшего света города N. После бала, размышляя, Чичиков говорил в сердцах: «Чтоб вас чёрт всех, кто выдумал эти балы!» Он думал о том, что балы проводятся за счёт крестьянских оброков, благодаря взяткам; в то время, когда в губернии неурожай. Чичиков был уверен, что «бал не в русском духе, не в русской натуре», «после всякого бала точно, как будто какой грех сделал…». Хотя Чичиков и не совсем лестно отзывается о балах губернатора, но был доволен тем, что на балу сумел найти полезные для себя знакомства, получил важную информацию о чиновниках, решил некоторые деловые вопросы в неформальной обстановке.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Тема бала в прозе

3. «Маскарад» М. Ю. Лермонтова Замысел «Маскарада» возник у М. Ю. Лермонтова в начале 1835 года. В эти годы Лермонтов – офицер непосредственно познакомился с великосветским обществом Петербурга, посещавшим светские маскарады в доме Энгельгардта.   Пьеса должна была явиться сатирой на великосветское общество. На балу нарисован обобщённый портрет светского общества, крупным планом дана фигура Казарина, показана сцена мести Арбенина Звездичу. На балу проявляются лицемерие, фальшь, эгоизм, а также широко отражены черты великосветского быта, увлечение столичной знати карточной игрой, маскарадами.. Бал-маскарад – это метафора жизни, это жизнь под личиной, но  это в тоже время откровенность, которая обычной жизни не свойственна. Маскарадная маска – это антимаска. Баронесса именно в маске может позволить себе искренность. Маскарад предполагает выход из повседневной жизни, вступление в некую игру. Арбенин из игры давно вышел: в его жизни теперь главное – любовь к жене. Но сложные интриги, направленные против героя, осуществляются пяти главными персонажами, которые сосредотачивают в себе наиболее характерные черты светской психологии и морали. Глупое подозрение в измене жены проводят Арбенина к отчуждению, неверию. Ситуация с возникшей дуэлью сложна: Арбенин не собирается стреляться со Звездичем. Отказ от дуэли – это немыслимый поступок. Арбенин навязывает Звездичу свои правила, не даёт ему восстановить честь законным путём. Арбенин, который сам считает себя мстителем, оказывается жертвой собственной мести. Бал-маскарад показывает жизнь светского общества, интриги, игры, в которых проявляется характер главных героев, их чувства, поведение и поступки. На маскараде показана проблема личности, которая противостоит существующему порядку вещей.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Тема бала в поэзии

Перелистав сборники русских поэтов, я нашла несколько стихотворений, посвященные бальной теме. Мне стало интересно узнать, чем похожи и различаются эти произведения. М. Ю. Лермонтов «Я видел раз ее в веселом вихре бала…» Излюбленной темой поэтов XIX века становится описание девушек. Лермонтов не стал исключением: Очей приветливость, движений быстрота, Природный блеск ланит и груди полнота… Очевидно, автор был поражен юной красавицей.  Да и как можно было не восхищаться: невероятной красоты платья, сшитые лучшими кутюрье, корсеты, стягивающие талии девушек до смешных размеров, напудренные парики, изысканные украшения – все это готовилось задолго до бала, ведь девушки должны себя показать в лучшем свете, для некоторых девушек и молодых людей это был первый выход в свет. Безусловно, девушки флиртовали с кавалерами на балу, многие юноши теряли голову, но только не лирический герой М. Ю. Лермонтова: Всё, всё наполнило б мне ум очарованьем, Когда б совсем иным, бессмысленным желаньем Я не был угнетен. К завершению стихотворения нам становится понятно, что сердце автора уже занято другой девушкой: Когда б я только мог забыть черты другие, Лицо бесцветное и взоры ламп ледяные!

Изображение слайда
11

Слайд 11: Тема бала в поэзии

Алексей Толстой «Средь шумного бала случайно…» Лирический герой Толстого совершенно отличается от героя Лермонтова. Ему действительно понравилась та девушка, впоследствии его жена. Алексей Толстой с невероятной чуткостью описывает все черты её лица: Тайна твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал… Автор наслаждался моментами, проведенные рядом с ней, но в то же время он теряется в догадках, он не может определиться в своих чувствах и лишь его душа подсказывает ему, что это любовь: Люблю ли тебя - я не знаю, Но кажется мне, что люблю! В стихотворении мы встречаем множество средств художественной выразительности: это и эпитеты – мирская суета, и одушевление – тайна покрывала черты, и сравнения: А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал.

Изображение слайда
12

Последний слайд презентации: Маскарад в произведениях русской литературы 19 века

Изображение слайда